Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 13:03, курсовая работа
Практическая значимость исследования. Содержащиеся в нем теоретические положения и выводы создают реальные возможности для педагогического управления профессионально-личностным развитием социального работника в процессе его подготовки и профессионального функционирования. Они могут служить базовым основанием для разработки личностных, профессиональных и квалификационных характеристик социального работника.
Введение
Глава 1. Теоретические основы профессиональной деятельности социальных работников
1.1 Исторические традиции развития социальной деятельности в России
1.2 Деятельность социальных работников в современных условиях
Глава 2. Профессиональные черты социального работника
2.1 Этические аспекты социальной работы
2.2 Профессиональные требования к социальному работнику
2.3 Профессиограмма социальной работы
Глава 3. Личностные черты социального работника
3.1 Профессиональный портрет социального работника
3.2 Этический кодекс и стандарты социальной работы
Заключение
Список использованной литературы
Разработка теоретических основ зарождающейся науки связана, прежде всего, с именем М. Ричмонд и всей американской школы социальной работы. Её работы “Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных организациях” (1899) и “Социальные диагнозы” (1917) заложили основы теории социальной работы, научных методов и важнейших категорий.
Для современной теории социальной работы характерен интегративный и междисциплинарный подход. Теоретическое обоснование социальной работы в настоящее время идёт в трёх направлениях. Во-первых, определяется место социальной работы как науки среди родственных социальных дисциплин: философии, истории, политологии, социальной психологии, культурологии и т.д. Во-вторых, ведётся поиск собственно теоретического обоснования социальной работы как специфического объекта исследования, и, наконец, в-третьих, выявляется взаимодействие последней с другими науками о человеке и обществе. Наибольшее влияние на её развитие, по-прежнему, оказывает социология и психология, а также такие научные дисциплины как педагогика, психиатрия, антропология, юриспруденция и др. Это проявляется, прежде всего, в том, что существует многообразие моделей теории социальной работы. Как область научного знания теория социальной работы обладает всеми методологическими показателями науки: собственный объект, предмет, категории, принципы, методы.
Своеобразие теории социальной работы сказывается и в том, какое место занимает эта наука среди других.
На сегодняшний день теория социальной работы выступает как самостоятельная отрасль социального гуманитарного знания в системе общественных наук, для которой характерна интегративность и прикладная направленность.
23 апреля 1991 г. решением Государственного комитета по труду и социальным вопросам № 92 перечень профессий Российской Федерации был дополнен тремя относительно новыми специальностями и направлениями научной и практической деятельности: “социальный педагог”, “социальный работник” и “специалист по социальной работе”. С самого начала потребовалось определить: кто такой профессиональный социальный работник в России накануне нового тысячелетия? что, на самом деле, имеет отношение к сфере его профессиональной компетенции? каковы особенности отечественной модели профессиональной социальной работы на современном этапе? При этом за всеми этими вопросами, целями и задачами хотелось бы не потерять конкретного человека с его горестями и проблемами - того самого человека, во имя и для которого начиналась эта многотрудная деятельность по созданию/возрождению системы социальной работы/педагогики в России.
Каковы же особенности российской модели социальной работы на современном этапе? В истории отечественной социальной работы наиболее примечательно то, что возрождение профессий “социальная работа” и “социальная педагогика” идёт отнюдь не на пустом месте. Становление и развитие последних было подготовлено многолетней дореволюционной исторической традицией широкой социальной деятельности в сфере оказания помощи; а также опытом воспитательной, культурно-массовой и просветительской работы среди населения в советский период. В этом, по-видимому, и состоит первая особенность формирования отечественной модели социальной работы.
Вторая особенность определяется тем, что, с одной стороны, у нас существует во многом уникальный исторический опыт в сфере социальной помощи, а с другой - эта, некогда могучая, традиция социальной помощи в дореволюционной России в ходе известных событий была безвозвратно утрачена. В итоге сложилась довольно грустная ситуация: в сфере оказания социальной помощи мы имеем беспрецедентный исторический опыт, который применить на практике без кардинальной ревизии, адаптации к условиям современной действительности практически невозможно. Иными словами, те уникальные наработки, что сохранились в архивных источниках и дошли до нас, вполне могут быть реконструированы, но лишь формально - слишком уж разнится исторический контекст их становления и развития, - а потому результативность любого слепого копирования в современных условиях вряд ли будет столь же эффективна как когда-то. Именно поэтому, в отличие от стран с устоявшейся исторической традицией социальной работы, Россия вынуждена практически заново, - хотя и не на пустом месте - создавать современную национальную систему социальной работы.
Третья особенность органично связана со второй; т.к груз нерешённых проблем в социальной сфере изначально ставит специалистов в области социальной работы перед трудноразрешимой проблемой: они вынуждены одновременно налаживать эффективную систему социальной защиты, параллельно занимаясь разработкой научной концепции, адекватной требованиям момента. Фактически становление социальной работы как профессиональной сферы деятельности идёт одновременно с научно-практической разработкой основных методологических, концептуальных положений, определяющих сущность столь сложных явлений, как социальная работа - социальная педагогика.
И, наконец, четвёртая особенность коренится в тесном единстве таких социальных понятий, процессов и феноменов, как “социальная работа” и “социальная педагогика". Исторически так сложилось, что социальная работа в России - это не только деятельность по оказанию непосредственной социальной помощи нуждающимся, но и работа по созданию благоприятных условий для развития и становления личности в социальном, психологическом, экономическом, правовом контексте. Социальная работа/педагогика в России, будучи, вне всякого сомнения, самостоятельными областями теории и практики, имеют множество точек соприкосновения, и, как показал исторический опыт, практикуемое порой противопоставление социальной работы и социальной педагогики приносит больше вреда, чем пользы. Итак, что такое социальная работа? До сих пор в науке нет единства мнений по этому вопросу. Ясно одно: суть социальной работы несводима к пониманию её только как одного из видов помощи или к части социальной системы всего общественного устройства, или же к теоретическим исследованиям специфики оказываемой помощи и способам её организации. В связи с многообразием толкований в научной литературе понятия “социальная работа” необходимо сформулировать то её понимание, которое положено в основу данного пособия.
Для нас социальная работа - это сложное общественное явление, самостоятельная область научно-практического знания, профессия и учебный предмет. В качестве общественного явления социальная работа представляет собой своеобразную модель помощи, которую общество реализует в конкретный исторический период, сообразно с особенностями национально-культурного, социально-политического развития. Это - предельно широкое толкование социальной работы.
Как наука социальная работа имеет собственный предмет и объект исследования, своеобразную проблематику. Она исследует социальные отношения, процессы социального взаимодействия с целью решения проблем клиента, возникающих в результате влияния различных биологических и социальных факторов.
В основе социальной работы - профессии находится определенный функциональный стандарт, связанный с оказанием конкретных видов помощи разнообразным группам в соответствии с задачами и основами экономической, политической и правовой политики конкретного социально ориентированного государства. В связи с введением образовательного стандарта по подготовке социальных работников в него включён и специальный предмет - “социальная работа", задачи которого связаны с формированием профессионального самоопределения.
Социальная работа - это ответственная профессиональная деятельность, которая помогает людям, сообществам установить, определить личные, социальные и ситуативные, т.е. обстоятельственные трудности, влияющие на них. Сущность эффективности социальной работы выражается в способности целостной системы или ее отдельных элементов позитивно реагировать и отвечать на запросы, потребности населения, прежде всего социально уязвимой его части. В сегодняшней России сформировано достаточно обособленное от других сегментов пространство, в котором осуществляется нормативно-правовое, но и реальное, материально и организационно оформленное пространство социальной работы - система учреждений социальной работы населения.
В своей основе социальная работа предстает как нормативная деятельность. Она непосредственно связана с нравственными ценностями и социальными нормами, с поведением человека, которое может быть социально одобряемым или неодобряемым, "хорошим " или "плохим", агрессивным и девиантным или конформным и правопослушным. Процесс оказания помощи почти всегда призван содействовать клиенту сделать этический выбор и принять ценностные решения, сформировать свою нравственную волю и целостность.
Ценностные ориентации имеют важнейшее значение для функционирования индивидуума и общества. Ценности - способы отношения к миру и к людям. Они представляют связь между оценивающим субъектом и оцениваемым объектом.
Ценностная система координат в социальной работе становится краеугольным камнем в построении любой осмысленной практики: только в ней наблюдаемые факты обретают смысл, и только так социальные действия оформляются в целенаправленную деятельность. Социальный работник не может занимать нейтральную позицию внешнего наблюдателя по отношению к клиенту и его проблемам, руководствуясь классическими принципами научной объективности. Он включен в ситуацию взаимодействия. Эффективность социальной работы зависит от степени взаимной включенности работника и клиента в процесс совместного целеполагания и целедостижения. Ключевыми для социальной работы становятся понятия и категории "социальное благосостояние" и "социальное функционирование". Они несут в себе ценностно-нормативный подтекст и подразумевают жизнедеятельность в обществе по его нормам и в соответствии с его ценностями. Нарушение социального функционирования можно рассматривать как нарушение исключительно с точки зрения существующей иерархии общественных ценностей. Улучшение социального функционирования - развитие того, что соответствует социальной норме.
Посредническая миссия социальной работы в системе социальных отношений сделала неуместным однополярный этический ригоризм "или-или". Поэтому система профессиональных ценностных ориентаций начала строиться по принципу "как то, так и другое". Такой подход учитывает взаимозависимость и взаимообусловленность благосостояния личности и общества, свободы и ответственности, прав и обязанностей. Здесь взаимосвязаны ценности самореализации личности и общественного блага. Личностная автономия рассматривается как необходимое условие социальной включенности и ответственности.
Подобное положение дел заставляет социального работника в каждом конкретном случае искать баланс, меру взаимной непротиворечивости между личным и социальным, идеальным и реальным, должным, возможным и желательным. Социальная работа в этом понимании становится инструментом демократического общества - она стремится согласовать и примирить часто противоречивые интересы государства, общества, социальных групп и личности.
Этические принципы социальной работы определяются базовыми ценностями демократического общества, важнейшие из которых, как отмечают У. Фридлендер и Р. Эпт это:
1) твердая вера в ценность, достоинство и творческие возможности каждого индивида;
2) вера в несомненное право каждого иметь собственное мнение и убеждения, свободно их выражать и воплощать в жизнь в той степени, в которой это не ущемляет прав других людей;
3) непоколебимая убежденность в неотъемлемом и неотчуждаемом праве каждого человека делать свой выбор и действовать на его основе в рамках меняющегося и развивающегося, но при этом стабильного общества.
Нормативно-ценностная природа социальной работы проявляется, например, в том, каким образом клиенты невольно включаются в систему профессиональных ценностных ориентаций. Социальный работник, работая с клиентом, неизбежно транслирует ему свои ценностные установки и свое понимание проблем. По сути, социальный работник предлагает клиенту осознать себя и свое психологическое пространство в системе таких категорий, как тревожность, агрессия, конфликт, чувство вины, мотив. В свою очередь он должен суметь увидеть и принять базовые ценности клиента, нормы его культуры и субкультуры и уметь вести диалог с клиентом в терминах его культурного окружения. Поэтому особую важность в социальной работе имеет процесс взаимовлияния ценностных систем.
Имманентная морально-этическая природа консультирования в социальной работе проявляется в том, как клиент аккультурируется к принятию системы ценностей социальной работы, в рамках которой определяется и интерпретируется его проблема. Постановка индивида или группы в позицию клиента означает начало нормированного взаимодействия с социальным работником, в ходе которого проситель становится клиентом. По сути, это предполагает, что клиент включается в контекст ценностей, суждений, допущений, теоретических представлений и, в некоторых случаях, профессионального языка социальной работы. Возможно, что клиент скорее будет обращаться в новую веру, чем включаться в открытое договорное и осознанное общение. Но в этом случае различия взглядов и точек зрения социального работника и клиента могут оказаться слишком значительными. Тогда процесс работы имеет мало шансов на успех.
Можно ли транслировать ценности, если сам не очень в них веришь?
С точки зрения взаимодействия ценностных систем интересны наблюдения, сделанные С. Халлеком относительно взаимодействия социальных работников с подростками. С его точки зрения, многие случаи бунтарства подростков можно соотнести с тем фактом, что они начинают осознавать, что значимые в их жизни взрослые постоянно лгут. Это особенно касается подростков, воспитывающихся в специальных учреждениях, таких, например, как интернаты, исправительные учреждения и т.д. Работая с такими проблемными подростками, социальный работник должен постоянно задумываться над вопросом: возможно ли транслировать информацию, ценности или нравственные установки подросткам, если сам не до конца в них веришь? Взрослые (социальные работники в том числе) зачастую пытаются внушать детям ценности и убеждения, которые сами в полной мере не разделяют. Такая ложь иногда рефлексируется, но чаще даже не осознается.