Профессионально-трудовая реабилитация инвалидов как условие реализации концепции «Независимой жизни» инвалидов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы профессионально-трудовой реабилитации инвалидов связана с наличием значительного количества лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности. Инвалиды заявляют о своих правах, доказывая, что они полноценные члены общества. Основным барьером, который мешает общественности правильно относиться к вопросу инвалидности, являются традиционные стереотипы мышления. Инвалидность всегда считалась проблемой самого человека с инвалидностью, которому необходимо меняться самому, либо ему помогут измениться специалисты посредством лечения или реабилитации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоретико-методологические основы профессионально-трудовой реабилитации инвалидов…………………………………………………………6
1.1..Инвалидность, профессионально-трудовая реабилитация, концепция «Независимой жизни инвалидов»: взаимосвязь понятий………………………6
1.2.Роль профессионально-трудовой реабилитации в концепциях независимой жизни инвалидов и интеграции инвалидов в общество……….13
Глава 2. Особенности профессионально-трудовой реабилитации в России...17
2.1.Государственная политика в области профессиональной подготовки инвалидов…………………………………………………………………….…..17
2.2. Квотирование рабочих мест………………………………………………..20
2.3. Занятость инвалидов в России…………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы………………………………………

Работа содержит 1 файл

Готовый курсовик.docx

— 61.69 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.  Занятость инвалидов  в России.

   В законе "О социальной защите инвалидов в РФ" дается понятие реабилитации инвалидов: "Реабилитация инвалидов – система   медицинских,      психологических,педагогических,социально-экономических мероприятий,       направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений   жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма". Целью реабилитации является восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его   социальная адаптация. Основной составляющей  реабилитации является профессиональная реабилитация, которая состоит     и профессиональной ориентации, профессионального образования,          профессионально-производственной адаптации и трудоустройства. Содействие     занятости     инвалидов     –    это    сложный, многоплановый процесс их возвращения или приобщения к общественно полезному труду в соответствии с состоянием здоровья,     способностями       и     личными       пожеланиями.  Организационной основой трудового устройства инвалидов является его этапность и комплексность. Первым этапом в процессе трудоустройства инвалидов является экспертиза их трудоспособности     и    профессиональная       ориентация    при  освидетельствовании в МСЭК. На этом этапе происходит профессиографическая диагностика инвалидов, определяется клинический    и   трудовой    прогноз,     т.е.    прогнозируется возможность       трудоспособности,            рассматриваются противопоказания     к   продолжению      труда    по    имеющейся профессии,       определяются       меры        медицинской      и профессиональной      реабилитации,      формируются      трудовые рекомендации. Вторым этапом в процессе трудоустройства инвалидов     при     определенных     условиях       и    наличии необходимости являются мероприятия по подготовке или

переподготовке их к показанным видам труда. На данном этапе    особое    значение     приобретает    профессиональное обучение, являющееся основой дальнейшего трудоустройства для инвалидов детства. Профессиональная подготовка и переподготовка    инвалидов     как   правило     проводится   в комплексе с мерами медицинской реабилитации, которые, в свою очередь, играют немаловажную роль в дальнейшем трудоустройстве инвалидов. Основные     принципы     реабилитации     инвалидов     –комплексность,     раннее    начало    мероприятий    и    их непрерывность, индивидуальный подход и осуществление мер реабилитации в коллективе – в полной мере относятся и к трудоустройству.

   Организационной  основой процесса интеграции  инвалидов в сферу труда является его этапность, комплексность и рациональность. В понятие рационального трудоустройства входит:

   1) соответствие требований, которые предъявляет инвалиду рекомендованный     и    выполняемый    труд,    ограниченным возможностям его организма и жизнеобеспечивающих систем;

   2) соответствие    профессионально    значимых    качеств, необходимых для успешного выполнения трудового процесса, личностным качествам инвалида;

   3) соответствие содержания  выполняемого инвалидом труда его профессиональной подготовке и навыкам, ценностно- мотивационным установкам, уровню притязаний.  Рациональное     трудоустройство   должно     обеспечивать стабилизацию внутренних резервов больного и по возможности способствовать увеличению резерва реабилитации инвалида.   Современный рынок труда представляет немало трудностей для инвалидов. Для поиска работы используются два вида поиска работы: прямой и непрямой. Сюда следует включать государственную (частную) поддержку при самозанятости или при создании своего дела. Работу можно искать и на специализированных     предприятиях.     Подробнее    следует остановиться на системе наемного труда.  При самостоятельном поиске работы как правило нужно пройти собеседование. Здесь возникают четыре проблемы: информация: нужна регулярная и доступная информация об имеющихся возможностях; доступность:   инвалидам   часто   отказывают   еще   до собеседования; надлежащие условия при отборе кандидатов на рабочее место: нужно создавать условия, которые давали бы шанс инвалиду получить его. Например, слабослышащему человеку вопросы следует задавать в письменном виде и т.п.; недискриминационное обхождение: именно это условие труднее всего соблюсти, так как есть множество вариантов дискриминации, которые можно объединить в шесть типов:

    1.Психологическая  дискриминация – работодатель  может принять заявление, но сделает это столь неохотно, что инвалид даже не захочет узнать результат своего визита.

    2.Статистическая  дискриминация – работодатель  может заочно вычеркнуть инвалида из "листа ожидания" на том основании, что "последние исследования" и статистические данные предполагают, что инвалиды в среднем работают менее эффективно.

    3.Дискриминация    по    требованиям    –    работодатель сознательно завышает критерии к работникам для выполнения определенного    вида   работы   под  предлогом    сохранения определенного стандарта рабочей силы.

    4.Чистая дискриминация  – работодатель отказывает в приеме на работу всем инвалидам, потому что он считает, что инвалид не может выполнять эту работу, либо он создает "большие проблемы" для работодателя, своего рабочего места или себя самого, либо потому что он предубежден против

тех, кого считают "ненормальными".

    5.Дискриминация,  оправдывающаяся социальной политикой  – работодатель не принимает на работу инвалидов под тем предлогом, что у них есть другие формы дохода (пособия и т.д.).

    6.Дискриминация  по критерию "возражение других" – работодатель не принимает на работу инвалидов, так как другие работники отказываются трудиться рядом с ними.

   4.   Анализ нормативной  базы, регулирующей вопросы содействия

занятости инвалидов.[11]

  В целях снижения социальной напряженности на рынке труда, создания инвалидам дополнительных возможностей  трудоустройства Правительством РФ принято несколько законов.

  Закон Российской Федерации "Об образовании" 2 гласит: "Право на получение образования является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ". В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся всоциальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования.

   Федеральный закон  "О социальной защите инвалидов  в РФ" 3 определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ и является основополагающим законом по работе с инвалидами. Целью данного закона является обеспечение    инвалидам   равных    с    другими   гражданами возможностей в реализации экономических, политических и других прав и свобод. В статье 20 закона "О социальной защите инвалидов в РФ" говорится о том, что инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами   государственной    власти    субъектов   Российской Федерации   путем    проведения    специальных    мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда,   а   именно:   осуществление     льготной   финансово- кредитной    политики    в   отношении      специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов; квотирование рабочих мест для инвалидов; резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим инвалидам; стимулирование создания предприятиями дополнительных рабочих мест для инвалидов; создание условий для занятия предпринимательской деятельностью; обучение инвалидов новым профессиям.[11]

   В законе "О социальной  защите инвалидов в РФ" государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования. Согласно закону, для инвалидов, нуждающихся   в   специальных   условиях    для    получения профессионального    образования,    должны     создаваться специальные профессиональные учреждения различных типов или особые условия в профессиональных учреждениях общего типа.

   В практике работы  следует учитывать, что в соответствии с законом "О занятости населения" безработные инвалиды имеют право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку и переподготовку, повысить квалификацию по истечении шестимесячного периода выплаты пособий.

   Следует отметить, что в осуществлении профессиональной реабилитации    имеются   серьезные   недостатки.   Об   этом свидетельствует ежегодное снижение одного из показателей эффективности реабилитационного процесса – численности лиц, признанных при переосвидетельствовании в органах МСЭК трудоспособными.

   Таким образом, хотелось бы пожелать всем, кто определяет социальную политику в отношении инвалидов, проживающих в России:

во-первых, придерживаться выработанных мировым сообществом прогрессивных  морально-этических норм, в соответствии с которыми инвалиды являются полноправными  членами общества и имеют все  права, присущие остальным гражданам  страны, в том числе и право  на труд, даже если их трудоустройство  требует со стороны общества определенных первичных затрат;

во-вторых, научиться спокойно воспринимать и учитывать при  принятии решений тот факт, что  обществу и государству экономически выгоднее иметь работающего инвалида-налогоплательщика, чем неработающего инвалида-иждивенца;

в-третьих, учитывать, принимая решения в отношении инвалидов, особенно тех, кто стал инвалидом  в трудоспособном возрасте, что эти  граждане России уже сделали значительный вклад в развитие страны, в том  числе и выплатив в виде налогов  в бюджет государства огромные суммы, а потому имеют полное право на внимание к своим нуждам со стороны  государства и общества;

в-четвертых, постоянно помнить  о том, что инвалидность – такая  же стадия жизни человека, как и  молодость, зрелость, старость и при  прочих условиях все люди становятся инвалидами, просто в силу тех или  иных причин это происходит в разные сроки жизни, а значит, у всех, в том числе и у тех, кто  сейчас принимает эти решения, имеется  большая перспектива пополнить  ряды инвалидов и в полной мере вкусить, как и нам, все «прелести  жизни» в этом качестве.[5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Инвалидность, как и другие социальные проблемы, детерминируется  множеством тесно связанных между  собой причин. К ним можно отнести  невостребованность обществом возможностей инвалида как полезной личности, недостаточное  государственное финансирование, отсутствие необходимого количества учреждений, осуществляющих социальную работу с  инвалидами и др. В немалой степени  решение этой проблемы зависит от профессиональной готовности специалистов к социальной работе с данной категорией клиентов.

В данной работе инвалидность рассматривалась с позиции процесса профессиональной реабилитации, то есть с позиции профессионального  становления инвалида, включения  его в активную трудовую деятельность.

Для человека с ограниченными  возможностями, как и для обычного здорового человека, возможность  работать и иметь постоянный доход, тем самым осознавать себя свободным  и независимым, очень важна. Необходимо также подчеркнуть, что имея возможность  работать, инвалид не только получает материальную выгоду, но и включается в процесс общения, что для  него является немаловажным условием полноценной независимой жизнедеятельности.

Однако, в настоящее время  инвалидам становится все труднее  найти для себя подходящую работу. Этому много причин: нежелание  работодателей принимать на работу людей с ограниченными возможностями, низкий уровень оплаты труда, плохие условия труда и др.

Возможным вариантом решения  данной проблемы является совершенствование  процесса профессиональной реабилитации людей с ограниченными возможностями  посредством реализации концепции  «Независимой жизни» и создания отделения  профессиональной реабилитации для  подготовки специалистов из числа инвалидов  с последующим их трудоустройством.

Следует отметить, что проводимое исследование подтвердило выдвинутую в самом начале гипотезу, касающуюся совершенствования процесса профессиональной реабилитации.

Кроме того, были выполнены  все задачи. Именно выполнение всех задач и достижение цели исследования позволяет сделать вывод о  том, что для людей с ограниченными  возможностями процесс профессионального  становления необходим, но существующих способов его реализации недостаточно. И, как уже говорилось, возможным  и, вероятнее всего, самым эффективным  способом профессиональной реабилитации видится внедрение новых информационных технологий в данный процесс.

 

Список литературы

  1. "Виртуальный Центр Независимой Жизни молодых инвалидов" URL:http://independentfor.narod.ru/material/manifest.htm(дата обращения 17. 05. 2010).
  2. Думбаев А. Е. , Попова Т. В. Инвалид, общество и право. - Алматы: ТОО «Верена», 2006. – 180 стр.
  3. . Замский, Х. С. Умственно отсталые дети. История изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века/ Х. С. Замский. – М. : НПО «Образование», 1995. – 400 с.
  4. Заяц О. В. Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций Издательство Дальневосточного университета 2004 ВЛАДИВОСТОК 2004 г.
  5. К независимой жизни: Пособие для инвалидов. М: РООИ «Перспектива», 2000
  6. Кузнецова Л. П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002. - 92 с.
  7. Мельник Ю. В. Особенности социального движения инвалидов за независимую жизнь в России и зарубежом URL:http://science.ncstu ru/conf/past/2007/stud/theses/ped/29.pdf/file_download. (дата обращения 18. 05. 2010)
  8. Печерских Е. А. Знать чтобы…- Справочное пособие по философии независимого образа жизни Субгрант Айрекс F-R1-SR-13 г. Самара
  9. Программа и направление работы Новосибирская региональная общественная организация инвалидов Центр независимой жизни «Финист»
  10. . Фирсов М. В. , Студенова Е. Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛА ДОС, 2001. —432с.
  11. Холостова. Е. И, Сорвина. А. С. Социальная работа: теория и практика:– М. : ИНФРА-М, 2002.
  12. Ярская-Смирнова, Е. Р. Социальная работа с инвалидами. учеб. пособие для студентов вузов по направлению подгот. и спец. «Социальная работа»/ Е. Р. Ярская-Смирнова, Э. К. Наберушкина. - 2-е изд. , перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2005. - 316 с.

Информация о работе Профессионально-трудовая реабилитация инвалидов как условие реализации концепции «Независимой жизни» инвалидов