Профессионально-трудовая реабилитация инвалидов как условие реализации концепции «Независимой жизни» инвалидов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы профессионально-трудовой реабилитации инвалидов связана с наличием значительного количества лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности. Инвалиды заявляют о своих правах, доказывая, что они полноценные члены общества. Основным барьером, который мешает общественности правильно относиться к вопросу инвалидности, являются традиционные стереотипы мышления. Инвалидность всегда считалась проблемой самого человека с инвалидностью, которому необходимо меняться самому, либо ему помогут измениться специалисты посредством лечения или реабилитации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоретико-методологические основы профессионально-трудовой реабилитации инвалидов…………………………………………………………6
1.1..Инвалидность, профессионально-трудовая реабилитация, концепция «Независимой жизни инвалидов»: взаимосвязь понятий………………………6
1.2.Роль профессионально-трудовой реабилитации в концепциях независимой жизни инвалидов и интеграции инвалидов в общество……….13
Глава 2. Особенности профессионально-трудовой реабилитации в России...17
2.1.Государственная политика в области профессиональной подготовки инвалидов…………………………………………………………………….…..17
2.2. Квотирование рабочих мест………………………………………………..20
2.3. Занятость инвалидов в России…………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы………………………………………

Работа содержит 1 файл

Готовый курсовик.docx

— 61.69 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ  ИМЕНИ В. Г. БЕЛИНСКОГО

 

 

 

 

Факультет социологии                                              Кафедра социологии

и социальной работы                                                 теории социальной работы

 

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине: «Профессионально-трудовая реабилитация»

 

на тему: «Профессионально-трудовая реабилитация инвалидов как условие реализации концепции «Независимой жизни» инвалидов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пенза, 2011 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1.Теоретико-методологические основы профессионально-трудовой реабилитации инвалидов…………………………………………………………6

1.1..Инвалидность, профессионально-трудовая реабилитация, концепция «Независимой жизни инвалидов»: взаимосвязь понятий………………………6

1.2.Роль профессионально-трудовой реабилитации в концепциях независимой жизни инвалидов и интеграции инвалидов в общество……….13

Глава 2. Особенности профессионально-трудовой реабилитации в России...17

2.1.Государственная политика  в области профессиональной подготовки  инвалидов…………………………………………………………………….…..17

2.2. Квотирование рабочих  мест………………………………………………..20

2.3.  Занятость инвалидов  в России…………………………………………….24

Заключение……………………………………………………………………….30

Список литературы………………………………………………………………32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сколько времени существует человечество, столько же существует и проблема инвалидов. Первоначально  она решалась естественным путем - выживал  сильнейший. Однако по мере формирования социума, общество в той или иной мере начало заботиться о тех, кто  по каким то причинам не мог сделать  этого самостоятельно.        Существуют различные подходы к проблеме человека, имеющего инвалидность. Одни из них это социальная и медицинская модели.   Медицинская модель долгое время преобладала в воззрениях общества и государства, как в России, так и в других странах, поэтому инвалиды по большей части оказывались изолированными и дискриминированными. Медицинская модель рассматривает инвалидность как нарушение функционирования организма человека, его болезнь, а сам человек как пассивный, полностью зависимый от медиков-профессионалов. Медицинский подход отделяет людей с ограниченными возможностями от других групп, поддерживает общественные стереотипы о невозможности самостоятельного существования данной группы людей вне поддержки профессионалов и добровольных помощников, влияет на законодательство и социальный сервис.           Социальная модель пользуется все большей популярностью в развитых странах, а также постепенно завоевывает позиции и в России. Активным пропагандистом такой модели в России стала региональная общественная организация инвалидов «Перспектива». Социальная модель рассматривает инвалида как полноправного члена общества, фокусирует внимание не на индивидуальных проблемах человека с инвалидностью, а на социальных причинах их возникновения. Инвалид может активно участвовать в экономической, политической, культурной жизни общества. Инвалид –это человеческий ресурс, способный влиять на социально-экономическое развитие страны, необходимо создавать условия для интеграции инвалидов. Чтобы инвалид смог адаптироваться в среде, нужно сделать среду его обитания максимально для него доступной, т. е. приспособить среду к возможностям инвалида, чтобы он чувствовал себя на равных со здоровыми людьми и на работе, и дома, и в общественных местах.     Оба подхода различны в понимании «инвалида» его проблем, пути их решения, место и роль инвалида в обществе, определяя тем самым социальную политику в отношении людей с ограниченными возможностями, законодательство, методы работы с инвалидами.

Актуальность проблемы профессионально-трудовой реабилитации инвалидов связана с наличием значительного количества лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности. Инвалиды заявляют о своих правах, доказывая, что они полноценные члены общества. Основным барьером, который мешает общественности правильно относиться к вопросу инвалидности, являются традиционные стереотипы мышления. Инвалидность всегда считалась проблемой самого человека с инвалидностью, которому необходимо меняться самому, либо ему помогут измениться специалисты посредством лечения или реабилитации. Это отношение проявляется в различных аспектах: в создании системы специального образования, обучения, в создании архитектурной среды, в создании системы доступного здравоохранения, а также влияет на социальную политику в отношении людей с ограниченными возможностями, законодательство, методы работы с инвалидами.

Степень научной  разработанности. Проблема реабилитации, как особого вида деятельности, интересовала исследователей с античных времен. Однако много веков этот интерес был сосредоточен исключительно на биомедицинских аспектах этого процесса. Реабилитация понималась как методология скорейшего выздоровления раненых и больных. Вплоть до XX в. граница между реабилитацией и излечением была условной. Лишь с появлением научных концепций, рассматривающих человека в контексте его социального функционирования, к реабилитации стали относить психолого-педагогические и профессионально-трудовые коррекционные и восстановительные мероприятия.

Основной целью, на рассмотрение которой направлено данное исследование, является профессионально-трудовая реабилитация инвалидов как условие реализации  концепции «Независимой жизни инвалидов».

В соответствии с целью  курсовой работы можно выделить следующие  задачи:

-раскрыть сущность понятий:  инвалидность, профессионально-трудовая реабилитация, концепция «Независимой жизни» инвалидов;

-определить роль профессионально-трудовой реабилитации в концепциях независимой жизни инвалидов и интеграции инвалидов в общество;

-описать содержание государственной  политики в области  профессиональной  подготовки инвалидов;

-определить эффективность профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и трудовой занятости инвалидов.

Объектом  исследования выступают инвалиды трудоспособного возраста, выходящие на рынок труда.

Предметом исследования является процесс профессионально-трудовой реабилитации инвалидов.

 

Глава 1.Теоретико-методологические основы профессионально-трудовой реабилитации инвалидов.

    1. Инвалидность, профессионально-трудовая реабилитация, концепция «Независимой жизни инвалидов»: взаимосвязь понятий.

 

Исторически понятия «инвалидность» и «инвалид» в России связывались  с понятиями «нетрудоспособность» и «больной». И нередко методические подходы к анализу инвалидности заимствовались из здравоохранения, по аналогии с анализом заболеваемости. Представления о происхождении инвалидности укладывались в традиционные схемы «здоровье — заболеваемость» (хотя, если быть точным, заболеваемость — показатель нездоровья) и «больной — инвалид». Последствия таких подходов создавали иллюзию мнимого благополучия, так как относительные показатели инвалидности на фоне естественного прироста населения улучшались, из-за чего реальные стимулы к поиску истинных причин роста абсолютного числа инвалидов отсутствовали. Лишь после 1992 года в России произошел перекрест линий рождаемости и смертности, и явления депопуляции нации приобрели отчетливый характер, сопровождаясь устойчивым ухудшением показателей инвалидности, возникли серьезные сомнения в правильности методологии статистического анализа инвалидности. Специалисты долгое время рассматривали понятие «инвалидность», отталкиваясь преимущественно от биологических предпосылок, расценивая ее возникновение в основном как следствие неблагоприятного исхода лечения. В связи с этим социальная сторона проблемы была сужена до нетрудоспособности, как основном показателе инвалидности. Поэтому основной задачей врачебно-трудовых экспертных комиссий было определение того, какую профессиональную деятельность освидетельствуемый не может выполнять, а что может — определялось на основе субъективных, преимущественно биологических, а не социально-биологических критериев. Понятие «инвалид» сужалось до понятия «неизлечимо больной». Таким образом, социальная роль человека в действующем правовом поле и конкретных экономических условиях отступала на второй план, и понятие «инвалид» не рассматривалось с точки зрения многопрофильной реабилитации, использующей социальные, экономические, психологические, образовательные и другие необходимые технологии. С начала 90-х годов традиционные принципы государственной политики, направленной на решение проблем инвалидности и инвалидов в связи со сложной социально-экономической ситуацией в стране утратили свою эффективность. Надо было создавать новые, приводить их в соответствие с нормами международного права. В настоящее время инвалид характеризуется как лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,1995). Инвалидность является одним из важнейших показателей социального неблагополучия населения, отражает социальную зрелость, экономическую состоятельность, нравственную полноценность общества и характеризует нарушение взаимосвязей человеком-инвалидом и обществом. Учитывая тот факт, что проблемы инвалидов затрагивают не только их личные интересы, но и в определенной степени касаются их семей, зависят от уровня жизни населения и других социальных факторов, можно констатировать, что их решение лежит в общенациональной, а не узковедомственной плоскости и во многом определяет лицо социальной политики государства. [11]

Таким образом, инвалидность — это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему ее, быть интегрированным в общество на таких  же основаниях, как и другие члены  общества. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, чтобы те могли жить независимой жизнью.

Понятие независимая жизнь  в концептуальном смысле подразумевает  два взаимосвязанных аспекта. В  социально-политическом плане —  это право человека быть неотъемлемой частью жизни общества и принимать  активное участие в социальных, политических и экономических процессах; это  свобода выбора и доступа к  жилым и общественным зданиям, транспорту, средствам коммуникации, страхованию, труду и образованию. Независимая  жизнь — возможность самому определять и выбирать, принимать решения  и управлять жизненными ситуациями.        В философском понимании независимая жизнь — это способ мышления, психологическая ориентация личности, которая зависит от ее взаимоотношений с другими личностями, от физических возможностей, от окружающей среды и степени развития систем служб поддержки. Философия независимой жизни ориентирует человека, имеющего инвалидность, на то, чтобы он ставил перед собой такие же задачи, как и любой другой член общества. Согласно философии независимой жизни, инвалидность рассматривается с позиций неумения человека ходить, слышать, видеть, говорить или мыслить обычными категориями. [5]    Независимая жизнь предполагает контроль над собственными делами, участие в повседневной жизни общества, исполнение целого ряда социальных ролей и принятие решений, ведущих к самоопределению и уменьшению психологической или физической зависимости от других. Независимость — понятие относительное, которое каждый человек определяет по-своему.          Независимая жизнь - предполагает снятие зависимости от проявлений недуга, ослабление ограничений, им порождаемых, становление и развитие самостоятельности ребенка, формирование у него умений и навыков, необходимых в повседневной жизни, что должно дать возможность интеграции, а затем активного участия в социальной практике, полноценной жизнедеятельности в обществе.        Независимая жизнь означает право и возможность выбирать самим, как жить. Это значит — жить так же, как и другие, имея возможность самим решать, что делать, с кем встречаться и куда пойти, будучи ограниченным лишь в той степени, в которой ограничены другие люди, не имеющие инвалидности. Это и право ошибаться так же, как любой другой человек.  Чтобы стать действительно независимыми, инвалиды должны противостоять множеству преград и преодолеть их. Явным (физическая среда), а также скрытым (отношение людей). Если их преодолеть, можно добиться многих преимуществ для себя. Это — первый шаг на пути к тому, чтобы жить полноценной жизнью, выступая в роли работников, работодателей, супругов, родителей, спортсменов, политиков и налогоплательщиков, иначе говоря, чтобы в полной мере участвовать в жизни общества и быть его активным членом.       Приведенная ниже декларация независимости создана инвалидом и выражает позицию активной личности, субъекта собственной жизни и социальных изменений.

Декларация независимой  жизни инвалидов:

  - Не рассматривайте мою инвалидность как проблему.

  - Не надо меня жалеть, я не так слаб, как кажется.      

  - Не рассматривайте меня как пациента, так как я просто ваш соотечественник.           

  - Не старайтесь изменить меня. У вас нет на это права.     

  - Не пытайтесь руководить мною. Я имею право на собственную жизнь, как любая личность.            

  - Не учите быть меня покорным, смиренным и вежливым. Не делайте мне одолжения.            

  - Признайте, что реальной проблемой, с которой сталкиваются инвалиды, является их социальное обесценивание и притеснение, предубежденное отношение к ним.           

 - Поддержите меня, чтобы я мог по мере сил внести свой вклад в общество.  

 -  Помогите мне познать то, что я хочу.        

 - Будьте тем, кто заботится, не жалея времени, и кто не борется в попытке сделать лучше.            

 -  Будьте со мной, даже когда мы боремся друг с другом.     

 - Не помогайте мне тогда, когда я в этом не нуждаюсь, если это даже доставляет вам удовольствие.         

 - Узнайте меня получше. Мы можем стать друзьями. [5]    

    Организация современного общества во многом противоречит интересам взрослых и детей, имеющих инвалидность. Символические барьеры, выстраиваемые обществом, сломать гораздо сложнее, чем физические препятствия. Сегодня важным является привлечение внимания к жизненной активности самих инвалидов, формирование в обществе новой концепции независимой жизни людей с ограниченными возможностями. В этой связи большое значение для приобретения инвалидами независимости является их профессиональная реабилитация.        Профессиональная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья так же является неотъемлемой и важнейшей частью системы реабилитации в целом и способствует социальной интеграции инвалидов в общество. В понятие профессиональной реабилитации входят профессиональное ориентирование таких людей, профессиональная подготовка и переподготовка, трудоустройство. Для большинства инвалидов вопрос трудоустройства и связанная с ним проблема обучения – одни из самых больных. Желание работать вызвано не только понятным стремлением к материальному благополучию, но и необходимостью социальной реабилитации – люди хотят использовать свои способности, умения, навыки и приносить этим пользу; находиться не дома, а в коллективе, общаться.

В Российской Федерации существует целый ряд специальных образовательных  учреждений, ведущих активную профессиональную подготовку лиц с ограниченными  возможностями. Основная цель этих  образовательных учреждений – подготовка из числа инвалидов конкурентно способных специалистов. В учреждениях ведется работа по комплексной реабилитации инвалидов, бесплатное – обучение, питание, лечение, проживание в общежитие, сохранение на период учебы всех видов имеющихся льгот, реабилитация инвалидов, использование современных информационных технологий, практика на производстве в процессе обучения и содействие в трудоустройстве.

Информация о работе Профессионально-трудовая реабилитация инвалидов как условие реализации концепции «Независимой жизни» инвалидов