Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:40, курсовая работа
Актуальность проблемы профессионально-трудовой реабилитации инвалидов связана с наличием значительного количества лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности. Инвалиды заявляют о своих правах, доказывая, что они полноценные члены общества. Основным барьером, который мешает общественности правильно относиться к вопросу инвалидности, являются традиционные стереотипы мышления. Инвалидность всегда считалась проблемой самого человека с инвалидностью, которому необходимо меняться самому, либо ему помогут измениться специалисты посредством лечения или реабилитации.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоретико-методологические основы профессионально-трудовой реабилитации инвалидов…………………………………………………………6
1.1..Инвалидность, профессионально-трудовая реабилитация, концепция «Независимой жизни инвалидов»: взаимосвязь понятий………………………6
1.2.Роль профессионально-трудовой реабилитации в концепциях независимой жизни инвалидов и интеграции инвалидов в общество……….13
Глава 2. Особенности профессионально-трудовой реабилитации в России...17
2.1.Государственная политика в области профессиональной подготовки инвалидов…………………………………………………………………….…..17
2.2. Квотирование рабочих мест………………………………………………..20
2.3. Занятость инвалидов в России…………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы………………………………………
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В. Г. БЕЛИНСКОГО
Факультет социологии
и социальной работы
Курсовая работа
по дисциплине: «Профессионально-трудовая реабилитация»
на тему: «Профессионально-трудовая реабилитация инвалидов как условие реализации концепции «Независимой жизни» инвалидов»
Пенза, 2011 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Теоретико-методологические
основы профессионально-трудовой реабилитации
инвалидов………………………………………………………
1.1..Инвалидность, профессионально-трудовая реабилитация, концепция «Независимой жизни инвалидов»: взаимосвязь понятий………………………6
1.2.Роль профессионально-трудовой реабилитации в концепциях независимой жизни инвалидов и интеграции инвалидов в общество……….13
Глава 2. Особенности профессионально-
2.1.Государственная политика
в области профессиональной
2.2. Квотирование рабочих мест………………………………………………..20
2.3. Занятость инвалидов в России…………………………………………….24
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Сколько времени существует человечество, столько же существует и проблема инвалидов. Первоначально она решалась естественным путем - выживал сильнейший. Однако по мере формирования социума, общество в той или иной мере начало заботиться о тех, кто по каким то причинам не мог сделать этого самостоятельно. Существуют различные подходы к проблеме человека, имеющего инвалидность. Одни из них это социальная и медицинская модели. Медицинская модель долгое время преобладала в воззрениях общества и государства, как в России, так и в других странах, поэтому инвалиды по большей части оказывались изолированными и дискриминированными. Медицинская модель рассматривает инвалидность как нарушение функционирования организма человека, его болезнь, а сам человек как пассивный, полностью зависимый от медиков-профессионалов. Медицинский подход отделяет людей с ограниченными возможностями от других групп, поддерживает общественные стереотипы о невозможности самостоятельного существования данной группы людей вне поддержки профессионалов и добровольных помощников, влияет на законодательство и социальный сервис. Социальная модель пользуется все большей популярностью в развитых странах, а также постепенно завоевывает позиции и в России. Активным пропагандистом такой модели в России стала региональная общественная организация инвалидов «Перспектива». Социальная модель рассматривает инвалида как полноправного члена общества, фокусирует внимание не на индивидуальных проблемах человека с инвалидностью, а на социальных причинах их возникновения. Инвалид может активно участвовать в экономической, политической, культурной жизни общества. Инвалид –это человеческий ресурс, способный влиять на социально-экономическое развитие страны, необходимо создавать условия для интеграции инвалидов. Чтобы инвалид смог адаптироваться в среде, нужно сделать среду его обитания максимально для него доступной, т. е. приспособить среду к возможностям инвалида, чтобы он чувствовал себя на равных со здоровыми людьми и на работе, и дома, и в общественных местах. Оба подхода различны в понимании «инвалида» его проблем, пути их решения, место и роль инвалида в обществе, определяя тем самым социальную политику в отношении людей с ограниченными возможностями, законодательство, методы работы с инвалидами.
Актуальность проблемы профессионально-трудовой реабилитации инвалидов связана с наличием значительного количества лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности. Инвалиды заявляют о своих правах, доказывая, что они полноценные члены общества. Основным барьером, который мешает общественности правильно относиться к вопросу инвалидности, являются традиционные стереотипы мышления. Инвалидность всегда считалась проблемой самого человека с инвалидностью, которому необходимо меняться самому, либо ему помогут измениться специалисты посредством лечения или реабилитации. Это отношение проявляется в различных аспектах: в создании системы специального образования, обучения, в создании архитектурной среды, в создании системы доступного здравоохранения, а также влияет на социальную политику в отношении людей с ограниченными возможностями, законодательство, методы работы с инвалидами.
Степень научной разработанности. Проблема реабилитации, как особого вида деятельности, интересовала исследователей с античных времен. Однако много веков этот интерес был сосредоточен исключительно на биомедицинских аспектах этого процесса. Реабилитация понималась как методология скорейшего выздоровления раненых и больных. Вплоть до XX в. граница между реабилитацией и излечением была условной. Лишь с появлением научных концепций, рассматривающих человека в контексте его социального функционирования, к реабилитации стали относить психолого-педагогические и профессионально-трудовые коррекционные и восстановительные мероприятия.
Основной целью, на рассмотрение которой направлено данное исследование, является профессионально-трудовая реабилитация инвалидов как условие реализации концепции «Независимой жизни инвалидов».
В соответствии с целью курсовой работы можно выделить следующие задачи:
-раскрыть сущность понятий: инвалидность, профессионально-трудовая реабилитация, концепция «Независимой жизни» инвалидов;
-определить роль профессионально-трудовой реабилитации в концепциях независимой жизни инвалидов и интеграции инвалидов в общество;
-описать содержание
-определить эффективность профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и трудовой занятости инвалидов.
Объектом исследования выступают инвалиды трудоспособного возраста, выходящие на рынок труда.
Предметом исследования является процесс профессионально-трудовой реабилитации инвалидов.
Глава 1.Теоретико-методологические основы профессионально-трудовой реабилитации инвалидов.
Исторически понятия «инвалидность»
и «инвалид» в России связывались
с понятиями «
Таким образом, инвалидность
— это ограничения в
Понятие независимая жизнь в концептуальном смысле подразумевает два взаимосвязанных аспекта. В социально-политическом плане — это право человека быть неотъемлемой частью жизни общества и принимать активное участие в социальных, политических и экономических процессах; это свобода выбора и доступа к жилым и общественным зданиям, транспорту, средствам коммуникации, страхованию, труду и образованию. Независимая жизнь — возможность самому определять и выбирать, принимать решения и управлять жизненными ситуациями. В философском понимании независимая жизнь — это способ мышления, психологическая ориентация личности, которая зависит от ее взаимоотношений с другими личностями, от физических возможностей, от окружающей среды и степени развития систем служб поддержки. Философия независимой жизни ориентирует человека, имеющего инвалидность, на то, чтобы он ставил перед собой такие же задачи, как и любой другой член общества. Согласно философии независимой жизни, инвалидность рассматривается с позиций неумения человека ходить, слышать, видеть, говорить или мыслить обычными категориями. [5] Независимая жизнь предполагает контроль над собственными делами, участие в повседневной жизни общества, исполнение целого ряда социальных ролей и принятие решений, ведущих к самоопределению и уменьшению психологической или физической зависимости от других. Независимость — понятие относительное, которое каждый человек определяет по-своему. Независимая жизнь - предполагает снятие зависимости от проявлений недуга, ослабление ограничений, им порождаемых, становление и развитие самостоятельности ребенка, формирование у него умений и навыков, необходимых в повседневной жизни, что должно дать возможность интеграции, а затем активного участия в социальной практике, полноценной жизнедеятельности в обществе. Независимая жизнь означает право и возможность выбирать самим, как жить. Это значит — жить так же, как и другие, имея возможность самим решать, что делать, с кем встречаться и куда пойти, будучи ограниченным лишь в той степени, в которой ограничены другие люди, не имеющие инвалидности. Это и право ошибаться так же, как любой другой человек. Чтобы стать действительно независимыми, инвалиды должны противостоять множеству преград и преодолеть их. Явным (физическая среда), а также скрытым (отношение людей). Если их преодолеть, можно добиться многих преимуществ для себя. Это — первый шаг на пути к тому, чтобы жить полноценной жизнью, выступая в роли работников, работодателей, супругов, родителей, спортсменов, политиков и налогоплательщиков, иначе говоря, чтобы в полной мере участвовать в жизни общества и быть его активным членом. Приведенная ниже декларация независимости создана инвалидом и выражает позицию активной личности, субъекта собственной жизни и социальных изменений.
Декларация независимой жизни инвалидов:
- Не рассматривайте мою инвалидность как проблему.
- Не надо меня жалеть, я не так слаб, как кажется.
- Не рассматривайте меня как пациента, так как я просто ваш соотечественник.
- Не старайтесь изменить меня. У вас нет на это права.
- Не пытайтесь руководить мною. Я имею право на собственную жизнь, как любая личность.
- Не учите быть меня покорным, смиренным и вежливым. Не делайте мне одолжения.
- Признайте, что реальной проблемой, с которой сталкиваются инвалиды, является их социальное обесценивание и притеснение, предубежденное отношение к ним.
- Поддержите меня, чтобы я мог по мере сил внести свой вклад в общество.
- Помогите мне познать то, что я хочу.
- Будьте тем, кто заботится, не жалея времени, и кто не борется в попытке сделать лучше.
- Будьте со мной, даже когда мы боремся друг с другом.
- Не помогайте мне тогда, когда я в этом не нуждаюсь, если это даже доставляет вам удовольствие.
- Узнайте меня получше. Мы можем стать друзьями. [5]
Организация современного общества во многом противоречит интересам взрослых и детей, имеющих инвалидность. Символические барьеры, выстраиваемые обществом, сломать гораздо сложнее, чем физические препятствия. Сегодня важным является привлечение внимания к жизненной активности самих инвалидов, формирование в обществе новой концепции независимой жизни людей с ограниченными возможностями. В этой связи большое значение для приобретения инвалидами независимости является их профессиональная реабилитация. Профессиональная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья так же является неотъемлемой и важнейшей частью системы реабилитации в целом и способствует социальной интеграции инвалидов в общество. В понятие профессиональной реабилитации входят профессиональное ориентирование таких людей, профессиональная подготовка и переподготовка, трудоустройство. Для большинства инвалидов вопрос трудоустройства и связанная с ним проблема обучения – одни из самых больных. Желание работать вызвано не только понятным стремлением к материальному благополучию, но и необходимостью социальной реабилитации – люди хотят использовать свои способности, умения, навыки и приносить этим пользу; находиться не дома, а в коллективе, общаться.
В Российской Федерации существует
целый ряд специальных