Профессионально-трудовая реабилитация инвалидов как условие реализации концепции «Независимой жизни» инвалидов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы профессионально-трудовой реабилитации инвалидов связана с наличием значительного количества лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности. Инвалиды заявляют о своих правах, доказывая, что они полноценные члены общества. Основным барьером, который мешает общественности правильно относиться к вопросу инвалидности, являются традиционные стереотипы мышления. Инвалидность всегда считалась проблемой самого человека с инвалидностью, которому необходимо меняться самому, либо ему помогут измениться специалисты посредством лечения или реабилитации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоретико-методологические основы профессионально-трудовой реабилитации инвалидов…………………………………………………………6
1.1..Инвалидность, профессионально-трудовая реабилитация, концепция «Независимой жизни инвалидов»: взаимосвязь понятий………………………6
1.2.Роль профессионально-трудовой реабилитации в концепциях независимой жизни инвалидов и интеграции инвалидов в общество……….13
Глава 2. Особенности профессионально-трудовой реабилитации в России...17
2.1.Государственная политика в области профессиональной подготовки инвалидов…………………………………………………………………….…..17
2.2. Квотирование рабочих мест………………………………………………..20
2.3. Занятость инвалидов в России…………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы………………………………………

Работа содержит 1 файл

Готовый курсовик.docx

— 61.69 Кб (Скачать)

Трудоустройство лиц с  ограниченными возможностями предполагает наличие рабочего места потенциально пригодного для них по состоянию  здоровья, соответствующего чертам личности, профессиональной подготовке. Специальное рабочее место для инвалидов требует дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технической и дополнительной оснастки и обеспечения инвалидов вспомогательными приспособлениями, учитывающими их индивидуальные возможности. Кроме того, работающим на данном рабочем месте предоставляется возможность применять гибкий индивидуальный график работы. При ухудшении самочувствия устанавливается индивидуальный режим работы: временно удлиняется перерыв, изменяется время начала и окончания работы.[6]

Программа реабилитации носит  для инвалидов рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, но в  то же время является обязательной для исполнения соответствующими органами власти, а также теми или иными  организациями, учреждениями, службами.

Самым главным и значительно  важным в системе профессиональной  реабилитации инвалидов является достойное  и корректно уважительное отношение  окружающего общества, которое и  будет способствовать качественной подготовке лиц с ограниченными  возможностями к полноценной  рабочей жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Роль профессионально-трудовой реабилитации в концепциях независимой жизни инвалидов и интеграции инвалидов в общество.

Инвалиды как социальная категория  людей, находятся в окружении  здоровых по сравнению с ними и  нуждаются в большей степени  в социальной защите, помощи, поддержке. Эти виды помощи определены законодательством, соответствующими нормативными актами, инструкциями и рекомендациями, известен механизм их реализации. Следует отметить, что все нормативные акты касаются льгот, пособий, пенсий и других форм социальной помощи, которая направлена на поддержание жизнедеятельности, на пассивное потребление материальных затрат. Вместе с тем, инвалидам необходима такая помощь, которая могла бы стимулировать и активизировать инвалидов и подавляла бы развитие иждивенческих тенденций. Известно, что для полноценной, активной жизни  инвалидов, необходимо вовлечение их в  общественно-полезную деятельность, развитие и поддержание связей инвалидов  со здоровым окружением, государственными учреждениями различного профиля, общественными  организациями и управленческими  структурами. По существу, речь идет о  социальной интеграции инвалидов, которая  является конечной целью реабилитации.[7]    Важнейшим аспектом реабилитации инвалидов является профессиональная реабилитация, под которой принято понимать процесс и систему восстановления конкурентоспособности инвалида на рынке труда. Именно профессиональная реабилитация является важнейшей составной частью государственной политики в области социальной защиты инвалидов. Профессиональная реабилитация включает следующие мероприятия, услуги и технические средства:

- профессиональная ориентация (профессиональное  информирование и консультирование, профессиональный отбор и подбор);

- психологическая поддержка профессионального  самоопределения;

- обучение (переобучение) по программам  основного общего образования,  среднего (полного) общего образования,  начального, среднего и высшего  профессионального образования);

- повышение квалификации;

- содействие трудоустройству (содействие  в трудоустройстве на временные  работы, на постоянное место работы, самозанятости и предпринимательству);

- квотирование и создание специальных  рабочих мест для трудоустройства  инвалидов;

- профессионально-производственная.[8]

В целом профессиональная реабилитация инвалидов с их последующим трудоустройством экономически выгодна государству. Профессиональное образование играет определяющую роль в профессиональной реабилитации инвалидов, так как  именно оно создает основу для  реализации принципа равных возможностей инвалидов. Кроме того, средства, вложенные  в образование инвалидов, возвращаются государству через уплату налогов. Обучение и последующее трудоустройство  позволит инвалидам реализовывать  концепцию независимой жизни, обеспечит  им самостоятельный заработок и  снимет с государства необходимость  постоянных затрат по социальной помощи. А в случае ограничения доступа инвалидов к занятиям профессиональной деятельностью, расходы на реабилитацию инвалидов лягут на плечи общества в еще большем размере.       Государство, обеспечивая социальную защищенность инвалидов, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, реализации творческих и производственных возможностей и способностей путем учета их потребностей в соответствующих государственных программах, предоставления социальной помощи предусмотренных законодательством видах в целях устранения препятствий в реализации инвалидами прав на охрану здоровья, труд, образование и профессиональную подготовку, жилищных и иных социально-экономических прав. [2] Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищенным категориям населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании гораздо выше. В условиях модернизации российского общества инвалидам труднее равноправно конкурировать на рынке труда с полноценными в физическом отношении людьми. В условиях общего роста безработицы их участие в общественном производстве существенно сокращается. Семьи и родственники, имеющие на своем попечении инвалидов, испытывают, как правило, значительные и психологические трудности.        Наиболее актуальными задачами социальной политики в отношении инвалидов являются обеспечение им равных со всеми другими гражданами Российской Федерации возможностей в реализации прав и свобод, устранение ограничений в их жизнедеятельности, создание благоприятных условий, позволяющих инвалидам вести полноценный образ жизни, активно участвовать в экономической, социальной и политической жизни общества, выполнять свои гражданские обязанности.      Необходимо подчеркнуть, что социальная политика в отношении инвалидов должна осуществляться с целью их успешной социальной интеграции, которая является средством социального развития общества. В качестве средства она отражает способность общества развиваться «на принципах недискриминации, терпимости, уважения, равенства возможностей, солидарности, безопасности и участия всего населения, в том числе групп и лиц, находящихся в неблагоприятном положении, уязвимых групп и лиц». В общем, интеграция инвалидов в общество должна осуществляться через эффективный реабилитационный процесс.[3]

Кроме того, процесс реабилитации должен быть двухсторонним и встречным. С одной стороны, общество должно идти навстречу инвалидам, адаптируя среду обитания и мотивируя их к интеграции в общество. С другой стороны, люди с ограниченными физическими возможностями должны сами стремиться стать равноправными членами общества.  Таким образом для успешной интеграции граждан с ограниченными возможностями в общество необходимо обеспечить эффективную реализацию различных составляющих социальной реабилитации, среди которых приоритетной является профессиональная реабилитация.  Профессиональная реабилитация  инвалидов-это систематизированный  процесс восстановления конкурентоспособности      инвалидов      на     рынке    труда. Неотъемлемой частью профессионально - трудовой реабилитации лиц с    особыми    нуждами     является     устранение     средовых ограничений, обеспечение независимой жизни инвалидов, что предполагает модернизацию жизненной среды в направлении максимального соответствия возможностям инвалидов. Для наиболее полной интеграции инвалидов в сферу труда необходима целостная программа реабилитации, включающая в себя полный курс, направленный на максимально возможную активизацию    внутренних     ресурсов    самого    инвалида   и повышение эффективности поддержки инвалидов со стороны окружающих.[4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности профессионально-трудовой реабилитации в России.

2.1.Государственная политика  в области профессиональной подготовки  инвалидов.

           Законодательство в отношении инвалидов не учитывает, что работодателю нужен не инвалид, а работник. Полноценная трудовая реабилитация и состоит в том, чтобы сделать из инвалида работника. Однако для этого необходимы определенные условия. Эффективная последовательность - превратить инвалидов в работников, а затем трудоустраивать, но не наоборот. Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов являются важнейшими аспектами их профессиональной реабилитации.      Специальные учебные заведения не обеспечивают подготовки инвалидов на уровне, гарантирующем их конкурентоспособность, а некоторые из них готовят специалистов, которые заведомо оказываются невостребованными.[9]          В значительной мере это обусловлено следующими причинами:

- специалисты МСЭК, которые сегодня осуществляют профессиональную ориентацию инвалидов, не владеют информацией о показаниях и противопоказаниях к приему в высшие и другие образовательные учреждения, ориентируясь на пожелания самих инвалидов;

- инвалиды не имеют доступа к информации о показаниях и противопоказаниях к приему в образовательные учреждения: 98% из них мало что знают о выбранной профессии и условиях ее труда;

- 68% инвалидов считают специальные образовательные учреждения системы социальной защиты населения непрестижными и не дающими перспектив для последующего трудоустройства;

- образовательные учреждения не приспособлены для инвалидов, чьи психосоматические возможности требуют особой инфраструктуры помещений, специального оборудования учебных мест и специальной методики обучения. Ввиду этого круг профессий, которым могут быть обучены инвалиды, сужается и субъективно формируются противопоказания для приема в образовательные учреждения;

- неразвитость региональной сети профессиональных образовательных учреждений. В результате обучение в них связано для инвалида с переездом из места постоянного жительства, что не всегда приемлемо.

           Объемы профессионального обучения безработных инвалидов при посредничестве службы занятости снижаются. Так, в 1996г. органами службы занятости направлено на обучение 2,4 тыс. инвалидов, что в 1,4 раза меньше, чем в 1995г. При этом из общего числа инвалидов, прошедших профессиональное обучение (2,6 тыс. чел.), трудоустроено 1,9 тыс. чел. или 71,3%. Услуги по профессиональной ориентации в органах службы занятости предоставлены 30,7 тыс. инвалидов.    Профессиональное обучение безработных инвалидов на региональном уровне в основном осуществляется в рамках программ “Профессиональная реабилитация и содействие занятости инвалидов”. Их финансирование осуществляется из средств государственного фонда занятости населения, местных бюджетов, средств работодателей. Тем не менее, в реализации этих программ очевидна узость профилей профессиональной подготовки инвалидов: в техникумах инвалидов обучают по 16 специальностям, а в ПТУ - по 31 специальности. Среди специальностей отсутствуют относительно престижные для молодежи профессии, доступные для большей части инвалидов: наладчик станков и манипуляторов с программным управлением, монтажник радиоэлектронной аппаратуры, моделирование и конструирование изделий народного потребления и др.[1]   Служба занятости проводит профессиональное обучение инвалидов в учебно-курсовых комбинатах, учреждениях начального и среднего профессионального образования, в специализированных учебных заведениях. При обучении инвалидов в неспециализированных учебных заведениях чаще всего используется индивидуальный метод обучения. Что касается обучения инвалидов 1-й и 2-й групп, то оно преимущественно проводится специализированными учебными и учебно-производственными учреждениями: профтехучилище-интернат для инвалидов, учебно-производственные предприятия Всероссийских обществ глухих и слепых.  Профессиональную подготовку и профессиональное образование (включая обучение, переобучение, переквалификацию) инвалидов предпочтительнее осуществлять не в специальных, а в обычных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, различных курсах. Это позволит избежать формирования сегрегационных установок у инвалидов и предоставит возможность более полноценной интеграции инвалидов в общество.  Другой существенный изъян состоит в том, что большинство реабилитационных мероприятий адресованы лишь инвалидам с незначительными нарушениями здоровья. Интерес работодателя и служб социальной защиты очевиден: видимость успеха создается быстро и эффективно.[12]          Следующая проблема заключается в том, что многие инвалиды не имеют опыта в поиске работы. Занятия по поиску работы должны быть включены в программы по реабилитации инвалидов.     В службах занятости отсутствует какой-либо существенный опыт по трудоустройству инвалидов. Нет четкого, основанного на нормативно-правовой базе взаимодействия с МСЭК, в результате чего инвалиды обращаются в службу занятости с рекомендациями, содержащими общие указания относительно условий труда, которые являются, скорее, определением предположительной трудовой возможности инвалидов.

 

 

 

 

2.2. Квотирование рабочих  мест.

Новый закон о социальной защите инвалидов послужил отправной  точкой для развития идеи и реализации квотирования рабочих мест. В настоящее  время в соответствии с Планом мероприятий по реализации Комплексной  программы мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 гг., утвержденным постановлением Правительства РФ 3 августа 1996г. № 928, продолжается работа над проектом постановления Правительства  РФ “О порядке установления квоты  для приема на работу инвалидов”. Данное постановление направлено на обеспечение  дополнительных гарантий занятости  граждан, признанных в соответствии с действующим законодательством  инвалидами, и устанавливает механизм введения квоты для приема на работу инвалидов, ее размер и определяет порядок  внесения обязательной платы в случае ее невыполнения.  В соответствии с законодательством квота устанавливается организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности с численностью работников более 30 человек. Общественные объединения инвалидов и находящиеся в их собственности организации, хозяйственные товарищества и общества, уставной капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов. Рабочие места для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты создаются за счет работодателей (организаций) и иных источников.[8]    Вместе с тем, существуют и сомнения относительно самой парадигмы квотирования рабочих мест для инвалидов. Безусловно, здесь имеется почва для серьезного конфликта интересов между инвалидами, стремящимся к занятости, с одной стороны, и работодателем, основная цель которого – конкурентоспособность производства на открытом рынке, которая априори стимулирует его к поиску квалифицированной и адекватной потребностям производства рабочей силы, но не наоборот – искусственной адаптации 3% рабочих мест к потребностям отдельных работников-инвалидов. Не случайно, что действующий закон о квотировании породил широко распространенную “обходную технологию”, когда работодатель лишь формально нанимает работников-инвалидов во избежание санкций, реально же они незаняты.         Закрепленная законом система квот только кажется простым решением проблемы трудоустройства инвалидов. В действительности она не очень успешна, непродуктивна и не согласуется с понятием профессиональной реабилитацией инвалидов. Квотовая система редко направлена на поддержку инвалидов в их продвижении по службе, сосредоточивает внимание, в основном, на низкооплачиваемых, малозначительных работах. Принудительное внедрение закона о квотах для трудоустройства инвалидов происходит довольно трудно и подрывает его законность. Пока еще мала вероятность того, что жесткие принудительные процедуры могут оказать большое влияние на изменение ситуации с занятостью инвалидов и увеличение доли работников-инвалидов в общей численности работников организаций. В настоящее время органы государственной службы занятости, которые контролируют реализацию законодательства о квотах, из-за недостатка денежных средств и персонала не в состоянии осуществлять эффективный контроль за выполнением квоты. [5]     Кроме того, работодатели могут выполнить квоту при условии достаточно высокой трудовой активности самих инвалидов. Вместе с тем, по поводу стремления к занятости самих инвалидов существуют самые разнообразные оценки и мнения. Большинство социологических опросов показывают, что это стремление существует и что примерно половина всех инвалидов хотят работать, но не могут трудоустроиться в современных условиях, хотя к этим оценкам следует относиться с известной степенью осторожности.          Введение законодательствами о занятости и социальной защиты инвалидов нормы, предусматривающей взыскания с работодателя обязательной ежемесячной платы за каждого нетрудоустроенного в рамках квоты инвалида в случае невозможности ее выполнения, фактически является скрытой формой дополнительного целевого “налога” на работодателя.          Однако собранные от этого “налога” средства в соответствие с законом могут быть направлены только на создание новых рабочих мест у работодателя, трудоустраивающего инвалидов сверх установленной квоты или на создание специализированных предприятий (цехов, участков) общественных объединений инвалидов. Это положение не учитывает тот факт, что для трудоустройства инвалидов в счет квоты тоже требуются, и в ряде случаев значительные, средства. К сожалению, в соответствии с законом средства от этого “налога” не могут быть направлены на проведение мероприятий по профессиональному обучению или переобучению инвалидов, на адаптацию рабочих мест для инвалидов у работодателя, желающего выполнить квоту, на субсидирование их занятости, на оказание поддержки специализированным рабочим местам и реабилитационным центрам, способствующим преодолению препятствий на пути к трудовой деятельности граждан, данной категории. Все это в значительной степени сдерживает решение проблемы обеспечения занятости инвалидов. Средства, поступившие в Фонд занятости от этого “налога”, могли бы быть использованы на усиление процесса реабилитации и решение проблемы занятости инвалидов. [7]          В большинстве развитых стран мирового сообщества политика занятости в отношении инвалидов строится в соответствии с концепцией включения инвалидов в процесс общей занятости. При этом следует иметь в виду, что социальная политика в отношении инвалидов в послевоенный период прошла уже несколько этапов развития. Начальным этапом считается принятие законов о квотировании рабочих мест для инвалидов. В разных странах это законодательство имело свои специфические национальные особенности. В Великобритании такой закон был принят в 1944г. В настоящее время в мире происходит поворот от патерналистской социальной политики в отношении инвалидов к концепции равных возможностей, закрепленной в антидискриминационном законодательстве ряда стран, в результате которого ряд стран отказывается от практики квотирования.[10]

Информация о работе Профессионально-трудовая реабилитация инвалидов как условие реализации концепции «Независимой жизни» инвалидов