Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:40, курсовая работа
Актуальность проблемы профессионально-трудовой реабилитации инвалидов связана с наличием значительного количества лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности. Инвалиды заявляют о своих правах, доказывая, что они полноценные члены общества. Основным барьером, который мешает общественности правильно относиться к вопросу инвалидности, являются традиционные стереотипы мышления. Инвалидность всегда считалась проблемой самого человека с инвалидностью, которому необходимо меняться самому, либо ему помогут измениться специалисты посредством лечения или реабилитации.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоретико-методологические основы профессионально-трудовой реабилитации инвалидов…………………………………………………………6
1.1..Инвалидность, профессионально-трудовая реабилитация, концепция «Независимой жизни инвалидов»: взаимосвязь понятий………………………6
1.2.Роль профессионально-трудовой реабилитации в концепциях независимой жизни инвалидов и интеграции инвалидов в общество……….13
Глава 2. Особенности профессионально-трудовой реабилитации в России...17
2.1.Государственная политика в области профессиональной подготовки инвалидов…………………………………………………………………….…..17
2.2. Квотирование рабочих мест………………………………………………..20
2.3. Занятость инвалидов в России…………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы………………………………………
Трудоустройство лиц с
ограниченными возможностями
Программа реабилитации носит для инвалидов рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, но в то же время является обязательной для исполнения соответствующими органами власти, а также теми или иными организациями, учреждениями, службами.
Самым главным и значительно важным в системе профессиональной реабилитации инвалидов является достойное и корректно уважительное отношение окружающего общества, которое и будет способствовать качественной подготовке лиц с ограниченными возможностями к полноценной рабочей жизни.
Инвалиды как социальная категория
людей, находятся в окружении
здоровых по сравнению с ними и
нуждаются в большей степени
в социальной защите, помощи, поддержке.
Эти виды помощи определены законодательством,
соответствующими нормативными актами,
инструкциями и рекомендациями, известен
механизм их реализации. Следует отметить,
что все нормативные акты касаются
льгот, пособий, пенсий и других форм
социальной помощи, которая направлена
на поддержание жизнедеятельности,
на пассивное потребление
- профессиональная ориентация (профессиональное
информирование и
- психологическая поддержка
- обучение (переобучение) по программам
основного общего образования,
среднего (полного) общего образования,
начального, среднего и высшего
профессионального образования)
- повышение квалификации;
- содействие трудоустройству (
- квотирование и создание
- профессионально-
В целом профессиональная реабилитация инвалидов с их последующим трудоустройством экономически выгодна государству. Профессиональное образование играет определяющую роль в профессиональной реабилитации инвалидов, так как именно оно создает основу для реализации принципа равных возможностей инвалидов. Кроме того, средства, вложенные в образование инвалидов, возвращаются государству через уплату налогов. Обучение и последующее трудоустройство позволит инвалидам реализовывать концепцию независимой жизни, обеспечит им самостоятельный заработок и снимет с государства необходимость постоянных затрат по социальной помощи. А в случае ограничения доступа инвалидов к занятиям профессиональной деятельностью, расходы на реабилитацию инвалидов лягут на плечи общества в еще большем размере. Государство, обеспечивая социальную защищенность инвалидов, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, реализации творческих и производственных возможностей и способностей путем учета их потребностей в соответствующих государственных программах, предоставления социальной помощи предусмотренных законодательством видах в целях устранения препятствий в реализации инвалидами прав на охрану здоровья, труд, образование и профессиональную подготовку, жилищных и иных социально-экономических прав. [2] Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищенным категориям населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании гораздо выше. В условиях модернизации российского общества инвалидам труднее равноправно конкурировать на рынке труда с полноценными в физическом отношении людьми. В условиях общего роста безработицы их участие в общественном производстве существенно сокращается. Семьи и родственники, имеющие на своем попечении инвалидов, испытывают, как правило, значительные и психологические трудности. Наиболее актуальными задачами социальной политики в отношении инвалидов являются обеспечение им равных со всеми другими гражданами Российской Федерации возможностей в реализации прав и свобод, устранение ограничений в их жизнедеятельности, создание благоприятных условий, позволяющих инвалидам вести полноценный образ жизни, активно участвовать в экономической, социальной и политической жизни общества, выполнять свои гражданские обязанности. Необходимо подчеркнуть, что социальная политика в отношении инвалидов должна осуществляться с целью их успешной социальной интеграции, которая является средством социального развития общества. В качестве средства она отражает способность общества развиваться «на принципах недискриминации, терпимости, уважения, равенства возможностей, солидарности, безопасности и участия всего населения, в том числе групп и лиц, находящихся в неблагоприятном положении, уязвимых групп и лиц». В общем, интеграция инвалидов в общество должна осуществляться через эффективный реабилитационный процесс.[3]
Кроме того, процесс реабилитации
должен быть двухсторонним и встречным.
С одной стороны, общество должно идти
навстречу инвалидам, адаптируя среду
обитания и мотивируя их к интеграции
в общество. С другой стороны, люди с ограниченными
физическими возможностями должны сами
стремиться стать равноправными членами
общества. Таким образом для успешной интеграции
граждан с ограниченными возможностями
в общество необходимо обеспечить эффективную
реализацию различных составляющих социальной
реабилитации, среди которых приоритетной
является профессиональная реабилитация.
Глава 2. Особенности профессионально-
2.1.Государственная политика
в области профессиональной
Законодательство в отношении
инвалидов не учитывает, что работодателю
нужен не инвалид, а работник. Полноценная
трудовая реабилитация и состоит в том,
чтобы сделать из инвалида работника.
Однако для этого необходимы определенные
условия. Эффективная последовательность
- превратить инвалидов в работников, а
затем трудоустраивать, но не наоборот.
Профессиональная подготовка и профессиональное
образование инвалидов являются важнейшими
аспектами их профессиональной реабилитации.
Специальные учебные заведения не обеспечивают
подготовки инвалидов на уровне, гарантирующем
их конкурентоспособность, а некоторые
из них готовят специалистов, которые
заведомо оказываются невостребованными.[9]
- специалисты МСЭК, которые сегодня осуществляют профессиональную ориентацию инвалидов, не владеют информацией о показаниях и противопоказаниях к приему в высшие и другие образовательные учреждения, ориентируясь на пожелания самих инвалидов;
- инвалиды не имеют доступа к информации о показаниях и противопоказаниях к приему в образовательные учреждения: 98% из них мало что знают о выбранной профессии и условиях ее труда;
- 68% инвалидов считают специальные образовательные учреждения системы социальной защиты населения непрестижными и не дающими перспектив для последующего трудоустройства;
- образовательные учреждения не приспособлены для инвалидов, чьи психосоматические возможности требуют особой инфраструктуры помещений, специального оборудования учебных мест и специальной методики обучения. Ввиду этого круг профессий, которым могут быть обучены инвалиды, сужается и субъективно формируются противопоказания для приема в образовательные учреждения;
- неразвитость региональной сети профессиональных образовательных учреждений. В результате обучение в них связано для инвалида с переездом из места постоянного жительства, что не всегда приемлемо.
Объемы профессионального обучения безработных
инвалидов при посредничестве службы
занятости снижаются. Так, в 1996г. органами
службы занятости направлено на обучение
2,4 тыс. инвалидов, что в 1,4 раза меньше,
чем в 1995г. При этом из общего числа инвалидов,
прошедших профессиональное обучение
(2,6 тыс. чел.), трудоустроено 1,9 тыс. чел.
или 71,3%. Услуги по профессиональной ориентации
в органах службы занятости предоставлены
30,7 тыс. инвалидов. Профессиональное обучение
безработных инвалидов на региональном
уровне в основном осуществляется в рамках
программ “Профессиональная реабилитация
и содействие занятости инвалидов”. Их
финансирование осуществляется из средств
государственного фонда занятости населения,
местных бюджетов, средств работодателей.
Тем не менее, в реализации этих программ
очевидна узость профилей профессиональной
подготовки инвалидов: в техникумах инвалидов
обучают по 16 специальностям, а в ПТУ -
по 31 специальности. Среди специальностей
отсутствуют относительно престижные
для молодежи профессии, доступные для
большей части инвалидов: наладчик станков
и манипуляторов с программным управлением,
монтажник радиоэлектронной аппаратуры,
моделирование и конструирование изделий
народного потребления и др.[1] Служба занятости
проводит профессиональное обучение инвалидов
в учебно-курсовых комбинатах, учреждениях
начального и среднего профессионального
образования, в специализированных учебных
заведениях. При обучении инвалидов в
неспециализированных учебных заведениях
чаще всего используется индивидуальный
метод обучения. Что касается обучения
инвалидов 1-й и 2-й групп, то оно преимущественно
проводится специализированными учебными
и учебно-производственными учреждениями:
профтехучилище-интернат для инвалидов,
учебно-производственные предприятия
Всероссийских обществ глухих и слепых. Профессиональную
подготовку и профессиональное образование
(включая обучение, переобучение, переквалификацию)
инвалидов предпочтительнее осуществлять
не в специальных, а в обычных образовательных
учреждениях начального, среднего и высшего
профессионального образования, различных
курсах. Это позволит избежать формирования
сегрегационных установок у инвалидов
и предоставит возможность более полноценной
интеграции инвалидов в общество. Другой
существенный изъян состоит в том, что
большинство реабилитационных мероприятий
адресованы лишь инвалидам с незначительными
нарушениями здоровья. Интерес работодателя
и служб социальной защиты очевиден: видимость
успеха создается быстро и эффективно.[12]
2.2. Квотирование рабочих мест.
Новый закон о социальной
защите инвалидов послужил отправной
точкой для развития идеи и реализации
квотирования рабочих мест. В настоящее
время в соответствии с Планом
мероприятий по реализации Комплексной
программы мер по созданию и сохранению
рабочих мест на 1996-2000 гг., утвержденным
постановлением Правительства РФ 3
августа 1996г. № 928, продолжается работа
над проектом постановления Правительства
РФ “О порядке установления квоты
для приема на работу инвалидов”. Данное
постановление направлено на обеспечение
дополнительных гарантий занятости
граждан, признанных в соответствии
с действующим