Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 18:12, реферат
Молодежь как возрастная социальная группа не занимает особого места в системе производственных отношений! Она входит в различные классы и социальные группы. Однако это не лишает ее социальных особенностей.
Вычленение молодежи в качестве определенной общественной группы происходит по иным существенным признакам и основаниям, нежели классовые различия. Здесь основой служит наличие общих возрастных, социально-психологических и физиологических особенностей, специфических интересов и потребностей.
Введение ………………………………...................................................................3
Глава l. Молодежь как объекта социологических исследований………...…...4
Глава ll. Проблемы современной молодежи…………………………..…….…6
Заключение…………………………………………………………………….11
Список использованных источников и литературы…………………….12
Министерство образования и науки Российской Федерации
«Омский
государственный технический
Факультет гуманитарного образования
Кафедра
социологии, социальной работы и политологии
Проблемы современной молодежи
Реферат
студента 1 курса гр. СР – 118
Омск 2008
Оглавление
Введение
………………………………..................
Глава l. Молодежь как объекта социологических исследований………...…...4
Глава ll. Проблемы современной молодежи…………………………..…….…6
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников
и литературы…………………….12
Введение
Молодежь как возрастная социальная группа не занимает особого места в системе производственных отношений! Она входит в различные классы и социальные группы. Однако это не лишает ее социальных особенностей.
Вычленение
молодежи в качестве определенной общественной
группы происходит по иным существенным
признакам и основаниям, нежели классовые
различия. Здесь основой служит наличие
общих возрастных, социально-психологических
и физиологических особенностей, специфических
интересов и потребностей.
Глава
І. Молодежь как объекта социологических
исследований
Молодежь – это социально – демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, адаптации к миру взрослых и будущие изменение.
Молодежь в качестве объекта социологических исследований представляет собой большую общественную группу в возрастных границах от 16 до 30 лет, имеющую внутреннюю социально-классовую дифференциацию. Предметом же социологии молодежи является изучение места и роли молодежи в социальной структуре общества, форм проявления и механизмов действия законов и, закономерностей социального развития в молодежной среде.
Для выяснения места и роли молодежи в обществе необходимо учитывать следующие моменты. Во-первых, облик молодежи зависит от конкретных социальных условий, в которых она формируется и воспитывается. Во-вторых, молодежь как составная часть общества испытывает его постоянное идеологическое и общественно-психологическое влияние, что способствует выработке у молодых людей черт, обусловленных господствующими в обществе производственными отношениями. В-третьих, молодые люди в силу особенностей своего возраста имеют специфический психофизиологический склад, Эта специфика выражается в повышенной эмоциональности, острой восприимчивости, впечатлительности, подвижности, обостренном чувстве нового.
Молодежные
проблемы, ставшие предметом
К первой относятся специфические молодежные социальные проблемы: определение сущности молодежи как общественной группы, ее места и роли в социально-классовой структуре; установление критериев ее возрастных границ; изучение запросов, потребностей, интересов и видов деятельности молодого поколения; .исследование специфики процесса социализации юношей и девушек, их социально-профессиональной ориентации и адаптации в коллективе, идейно-нравственной подготовки к труду, анализ социальных аспектов деятельности комсомола как молодежной организации.
Другую
важную область социологического анализа
составляют такие проблемы, которые
являются общесоциологическими и в
то же время либо преимущественно
касаются молодежи (проблемы образования,
семьи и брака), либо находят специфическое
проявление в молодежной среде (особенности
процесса коммунистического воспитания
молодежи, эффективность его различных
форм, средств и методов; развитие социальной
активности молодежи; участие молодежи
в социалистическом соревновании и движении
за коммунистическое отношение к труду;
особенности формирования и функционирования
общественного мнения в молодежной среде
и т. д.).
Глава
ll. Проблемы современной молодежи
Молодежь характеризуется теми общественными отношениями и общественными формами, которые определяют как самостоятельную социально – демографическую группу. Молодежь имеет ряд особенностей, вытекающих, прежде всего из самой ее объективной сущности. Социальные особенности молодежи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а так же способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе комплекса специфических молодежных проблем.
Конкретные условия бытия молодых людей определяют особенности молодежного сознания, диалектическое единство структурных элементов которого и образует побудительно – мотивационные сущности силы молодежи. Внутри этого единства возникает многообразие противоречивых детерминаций, опосредующих специфику их отношений к окружающей действительности и мотивацию социальной деятельности.
Перечисленные
проявления социального качества молодежи
в процессе развития переходят одно
в другое, взаимно дополняют друг
друга, обусловливая ее социальную сущность,
которая реализуется
Для того, чтобы оказать помощь молодежи, нужны знания основных тенденций развития молодежной культуры, психологических особенностей и т.д..
Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от социально – экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни.
Нижняя возрастная граница определяет, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности (создание семьи, рождение детей).
По данным переписи населения 1989 года молодежи от 14 до 30 лет в РФ насчитывается 34,4 млн. человек, или 23,4% . За 10 лет (с 1979 года) численность молодежи сократилось на 8 млн. человек, и это тенденция развивается.
Падение рождаемости в Российской Федерации привело к «старению» молодежи: увеличилась доля 25 – 29 летних.
Молодежь составляет 41% населения России в трудоспособном возрасте. В народном хозяйстве занято 22,3 млн. молодых людей. Однако, доля молодежи среди занятых в народном хозяйстве постоянно снижается, особенно среди рабочих промышленности, строительства и транспорта. В связи со структурными изменениями, происходящими в экономике, растет доля молодежи в непроизводной сфере. А это требует внесения изменений в структуре ее трудовой подготовки и переподготовки. Численность молодежи на селе за 10 лет сократилось на 19% и составляет лишь 18,5% сельского населения России.
Очевидным является тот факт, что молодое поколение России переживает кризисную социально – психологическую ситуацию. Разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодежь утрачивает ощущение смысла происходящего и не имеет определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный жизненный стиль.
Современная
социальная ситуация неизбежно привела
молодое поколение к
Отсутствие знаний, навыков и современных социально адаптированных стратегий поведения у взрослой части населения-родителей, педагогов,- не позволяет им оказывать необходимое воспитание воздействие, психологическую и социальную поддержку. Подростки оказались одиноки и психологически беспомощны в связи с утраченными связями со старшим поколением.
Профессиональные группы лиц, работающие с детьми и подростками – учителя, школьные психологи, инспектора ИДН и т.д., также нуждаются выработке совершенно нового подхода к взаимодействию со своими подопечными. Для того, чтобы обучить их новым формам поведения, сформировать стрессоустойчивую личность, способную самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь, требуется, во-первых, самим обладать необходимыми для этого качествами и демонстрировать их в процессе профессионального взаимодействия с подростками, а во-вторых, обладать знаниями, умениями, и навыками обучения способности эффективно преодолевать жизненные проблемы, развивать стереотипы здорового поведения. Негативные проявления заключаются, прежде всего, в том, что молодежная среда становится опасной криминогенной зоной. Нарастают неблагоприятные тенденции, как омоложение преступности, усиление ее группового характера. Так, в 2001 г. Число совершенных малолетними преступниками грабежей с проникновением в квартиры увеличилось в 2,2 раза, хулиганств – в 1,6 раза, мошенничеств – на 75,8%, вымогательств – в 2,2 раза, преступлений с применением огнестрельного оружия – в 17,2 раза по сравнению с 2000 г. Одним из самых распространенных видом преступлений у несовершеннолетних являются кражи, число которых 2001 г. Составило 2203(47,4%), включая также квартирные кражи – 1874 (85,1%).
Из года в год растет число «женских» преступлений. Большую тревогу у правоохранительных органов вызывает тенденция к омолаживанию женской преступности. В трех имеющихся в России воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних содержится сегодня 1136 девочек-подростков. Большая их часть осуждена за тяжкие преступления. В 2001 г. Было зафиксировано около 150 случаев детоубийств. Как правило, на убийство детей идут молодые женщины, не нашедшие себя в жизни: без семьи, без средств к существованию, без жилья.
Молодое
поколение в большинстве своем
оказалось без надежных социальных
ориентиров. Разрушение традиционных
форм социализации, основанной на социальной
предопределенности жизненного пути,
с одной стороны, повысило личную ответственность
молодых людей за свою судьбу, поставив
их перед необходимостью выбора, с другой
– обнаружило неготовность большинства
из них включаться в новые общественные
отношения. Выбор жизненного пути стал
определяться не способностями и интересами
молодого человека, а конкретными обстоятельствами.
Поэтому на данном этапе особенно важно
проведение социальной работы с молодыми
людьми, оказавшимися в такой ситуации.
Заключение
Социальная деятельность в России, как и в других странах, служит благородным целям – обеспечить удовлетворение потребностей населения, особенно социально уязвимых его слоев, создать более благоприятную атмосферу для достойной поддержки их возможностей.
Изучение социальных проблем молодежи показало, что она нуждается прежде всего в бирже труда, пунктах правовой защиты и юридического консультирования, работе «телефона доверия» и далее – в сексологической консультации, центре помощи молодой семье, общежитии – приюте для подростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома.
Для того, чтобы работа субъектов социальной деятельности была более целенаправленной и эффективной нужно иметь четкое представление о проблемах различных социально уязвимых категорий населения. А для этого в каждом районе необходимо регулярно проводить социологические исследования проблем. Для систематизации информации создать единый банк данных по району.
Безусловно, для улучшения социальной работы необходимо укрепить материально – техническую базу социальных служб.
Понимая
необходимость
Список
использованных источников
и литературы
1.Литература