Проблемы современной молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 18:12, реферат

Описание работы

Молодежь как возрастная социальная группа не занимает особого места в системе производственных отношений! Она входит в различные классы и социальные группы. Однако это не лишает ее социальных особенностей.

Вычленение молодежи в качестве определенной общественной группы происходит по иным существенным признакам и основаниям, нежели классовые различия. Здесь основой служит наличие общих возрастных, социально-психологических и физиологических особенностей, специфических интересов и потребностей.

Содержание

Введение ………………………………...................................................................3

Глава l. Молодежь как объекта социологических исследований………...…...4

Глава ll. Проблемы современной молодежи…………………………..…….…6

Заключение…………………………………………………………………….11

Список использованных источников и литературы…………………….12

Работа содержит 1 файл

проблемы современной молодежи.docx

— 25.76 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

«Омский государственный технический университет»

Факультет гуманитарного образования

Кафедра социологии, социальной работы и политологии 
 
 

Проблемы  современной молодежи

Реферат студента 1 курса гр. СР – 118 
 
 
 
 
 

Омск 2008 
 
 

Оглавление 
 
 

Введение  ………………………………...................................................................3

Глава l. Молодежь как объекта социологических исследований………...…...4

Глава ll. Проблемы современной молодежи…………………………..…….…6

Заключение…………………………………………………………………….11

Список  использованных источников и литературы…………………….12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 
 

    Молодежь  как возрастная социальная группа не занимает особого места в системе производственных отношений! Она входит в различные классы и социальные группы. Однако это не лишает ее социальных особенностей.

    Вычленение  молодежи в качестве определенной общественной группы происходит по иным существенным признакам и основаниям, нежели классовые различия. Здесь основой служит наличие общих возрастных, социально-психологических и физиологических особенностей, специфических интересов и потребностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава І. Молодежь как объекта социологических исследований 
 
 

    Молодежь  – это социально – демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, адаптации к миру взрослых и будущие изменение.

    Молодежь в качестве объекта социологических исследований представляет собой большую общественную группу в возрастных границах от 16 до 30 лет, имеющую внутреннюю социально-классовую дифференциацию. Предметом же социологии молодежи является изучение места и роли молодежи в социальной структуре общества, форм проявления и механизмов действия законов и, закономерностей социального развития в молодежной среде.

    Для выяснения места и роли молодежи в обществе необходимо учитывать  следующие моменты. Во-первых, облик  молодежи зависит от конкретных социальных условий, в которых она формируется и воспитывается. Во-вторых, молодежь как составная часть общества испытывает его постоянное идеологическое и общественно-психологическое влияние, что способствует выработке у молодых людей черт, обусловленных господствующими в обществе производственными отношениями. В-третьих, молодые люди в силу особенностей своего возраста имеют специфический психофизиологический склад, Эта специфика выражается в повышенной эмоциональности, острой восприимчивости, впечатлительности, подвижности, обостренном чувстве нового.

    Молодежные  проблемы, ставшие предметом социологического анализа, подразделяются на две большие  группы.

    К первой относятся специфические  молодежные социальные проблемы: определение  сущности молодежи как общественной группы, ее места и роли в социально-классовой структуре; установление критериев ее возрастных границ; изучение запросов, потребностей, интересов и видов деятельности молодого поколения; .исследование специфики процесса социализации юношей и девушек, их социально-профессиональной ориентации и адаптации в коллективе, идейно-нравственной подготовки к труду, анализ социальных аспектов деятельности комсомола как молодежной организации.

    Другую  важную область социологического анализа  составляют такие проблемы, которые  являются общесоциологическими и в  то же время либо преимущественно  касаются молодежи (проблемы образования, семьи и брака), либо находят специфическое проявление в молодежной среде (особенности процесса коммунистического воспитания молодежи, эффективность его различных форм, средств и методов; развитие социальной активности молодежи; участие молодежи в социалистическом соревновании и движении за коммунистическое отношение к труду; особенности формирования и функционирования общественного мнения в молодежной среде и т. д.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава ll. Проблемы современной молодежи 
 
 

    Молодежь  характеризуется теми общественными  отношениями и общественными  формами, которые определяют как самостоятельную социально – демографическую группу. Молодежь имеет ряд особенностей, вытекающих, прежде всего из самой ее объективной сущности. Социальные особенности молодежи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а так же способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе комплекса специфических молодежных проблем.

    Конкретные  условия бытия молодых людей  определяют особенности молодежного  сознания, диалектическое единство структурных  элементов которого и образует побудительно – мотивационные сущности силы молодежи. Внутри этого единства возникает  многообразие противоречивых детерминаций, опосредующих специфику их отношений к окружающей действительности и мотивацию социальной деятельности.

    Перечисленные проявления социального качества молодежи в процессе развития переходят одно в другое, взаимно дополняют друг друга, обусловливая ее социальную сущность, которая реализуется посредством  деятельности.

    Для того, чтобы оказать помощь молодежи, нужны знания основных тенденций  развития молодежной культуры, психологических  особенностей и т.д..

    Молодежь  имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от социально  – экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни.

    Нижняя  возрастная граница определяет, что  с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться  или работать). Верхняя граница  определяется достижением экономической  самостоятельности, профессиональной и личной стабильности (создание семьи, рождение детей).

    По  данным переписи населения 1989 года молодежи от 14 до 30 лет в РФ насчитывается 34,4 млн. человек, или 23,4% . За 10 лет (с 1979 года) численность молодежи сократилось на 8 млн. человек, и это тенденция развивается.

    Падение рождаемости в Российской Федерации  привело к «старению» молодежи: увеличилась  доля 25 – 29 летних.

    Молодежь  составляет 41% населения России в  трудоспособном возрасте. В народном хозяйстве занято 22,3 млн. молодых  людей. Однако, доля молодежи среди  занятых в народном хозяйстве  постоянно снижается, особенно среди  рабочих промышленности, строительства  и транспорта. В связи со структурными изменениями, происходящими в экономике, растет доля молодежи в непроизводной  сфере. А это требует внесения изменений в структуре ее трудовой подготовки и переподготовки. Численность молодежи на селе за 10 лет сократилось на 19% и составляет лишь 18,5%  сельского населения России.

    Очевидным является тот факт, что молодое  поколение России переживает кризисную  социально – психологическую  ситуацию. Разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные  и ценностные ориентации. Молодежь утрачивает ощущение смысла происходящего и не имеет определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный жизненный стиль.

    Современная социальная ситуация неизбежно привела  молодое поколение к необходимости  взятия ответственности за свое будущее  на себя, самостоятельного выбора и  контроля своего поведения. В то же время совершенно очевидно, что подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Прогрессивно нарастающие требования социальной среды вызвали появления массовых состояний психоэмоционального напряжения, лавинообразные увеличение форм саморазрушающего  поведения, на первое место из которых вышла наркотизация подростков, а также различные виды злоупотреблений психоактивными веществами.

    Отсутствие  знаний, навыков и современных  социально адаптированных стратегий  поведения у взрослой части населения-родителей, педагогов,- не позволяет им оказывать  необходимое воспитание воздействие, психологическую и социальную поддержку. Подростки оказались одиноки  и психологически беспомощны  в  связи с утраченными связями  со старшим поколением.

    Профессиональные группы лиц, работающие с детьми и подростками – учителя, школьные психологи, инспектора ИДН и т.д., также нуждаются выработке совершенно нового подхода к взаимодействию со своими подопечными. Для того, чтобы обучить их новым формам поведения, сформировать стрессоустойчивую личность, способную самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь, требуется, во-первых, самим обладать необходимыми для этого качествами и демонстрировать их в процессе профессионального взаимодействия с подростками, а во-вторых, обладать знаниями, умениями, и навыками обучения способности эффективно преодолевать жизненные проблемы, развивать стереотипы здорового поведения. Негативные проявления заключаются, прежде всего, в том, что молодежная среда становится опасной криминогенной зоной. Нарастают неблагоприятные тенденции, как омоложение преступности, усиление ее группового характера. Так, в 2001 г. Число совершенных малолетними преступниками грабежей с проникновением в квартиры увеличилось в 2,2 раза,  хулиганств – в 1,6 раза, мошенничеств – на 75,8%, вымогательств – в 2,2 раза, преступлений с применением огнестрельного оружия – в 17,2 раза по сравнению с 2000 г. Одним из самых распространенных видом преступлений у несовершеннолетних являются кражи, число которых 2001 г. Составило 2203(47,4%), включая также квартирные кражи – 1874 (85,1%).

    Из  года в год растет число «женских» преступлений. Большую тревогу у правоохранительных органов вызывает тенденция к омолаживанию женской преступности. В трех имеющихся в России воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних содержится сегодня 1136 девочек-подростков. Большая их часть осуждена за тяжкие преступления. В 2001 г. Было зафиксировано около 150 случаев детоубийств. Как правило, на убийство детей идут молодые женщины, не нашедшие себя в жизни: без семьи, без средств к существованию, без жилья.

    Молодое поколение в большинстве своем  оказалось без надежных социальных ориентиров. Разрушение традиционных форм социализации, основанной на социальной предопределенности жизненного пути, с одной стороны, повысило личную ответственность молодых людей  за свою судьбу, поставив их перед необходимостью выбора, с другой – обнаружило неготовность большинства из них включаться в новые общественные отношения. Выбор жизненного пути стал определяться не способностями и интересами молодого человека, а конкретными обстоятельствами. Поэтому на данном этапе особенно важно проведение социальной работы с молодыми людьми, оказавшимися в такой ситуации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 
 
 

    Социальная  деятельность в России, как и в  других странах, служит благородным  целям – обеспечить удовлетворение потребностей населения, особенно социально  уязвимых его слоев, создать более  благоприятную атмосферу для  достойной поддержки их возможностей.

    Изучение  социальных проблем молодежи показало, что она нуждается прежде всего  в бирже труда, пунктах правовой защиты и юридического консультирования, работе «телефона доверия» и далее – в сексологической консультации, центре помощи молодой семье, общежитии – приюте для подростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома.

    Для того, чтобы работа субъектов  социальной деятельности была более целенаправленной и эффективной нужно иметь четкое представление о проблемах различных социально уязвимых категорий населения. А для этого в каждом районе необходимо регулярно проводить социологические исследования проблем. Для систематизации информации создать единый банк данных по району.

    Безусловно, для улучшения социальной работы необходимо укрепить материально –  техническую базу социальных служб.

    Понимая необходимость совершенствования  системы социального обслуживания и в то же время ограниченные финансовые возможности, можно поставить две  задачи – изыскание дополнительных средств на оказание социальной помощи и внедрение новых форм и методов  обслуживания.

    Список  использованных источников и литературы 
 
 

 1.Литература

Информация о работе Проблемы современной молодежи