Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 23:27, курсовая работа
Государство, реализуя экономическую политику, оказывает регулирующее воздействие на экономику страны в целом и отдельных регионов, и важнейшим рычагом регулирования региональной экономики являются экономические ресурсы, одной из основных составляющих которых выступают бюджетные ресурсы. Конец XX века ознаменовался коренными изменениями в экономике России, которая переходит к развитию рыночной системы хозяйствования. Широкомасштабная приватизация, становление частной собственности и другие новые явления коренным образом изменили положение трудящегося населения и лиц, закончивших трудовую деятельность.
Введение ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая характеристика пенсионной системы РФ………………6
Сущность, понятие и виды пенсионной системы………………..6
Современная российская пенсионная система……………….....11
Глава 2. Реформирование пенсионной системы в Российской Федерации……………………………………………………………………...16
Нормативно – правовая база пенсионной системы в РФ………….16
Особенности реформирования российской пенсионной системы..24
Заключение.........................................................................................................29
Список литературы.............................
В Республике Башкортостан с 1 февраля 2012 года трудовые пенсии увеличены на 7,0%. С 1 апреля - трудовые пенсии увеличены на 3,41%, социальные пенсии - на 14,1%, размер ежемесячной денежной выплаты - на 6,0%.
В результате произведенных индексаций средний размер пенсий в Республике Башкортостан увеличился с начала года на 11% и составил на 1 апреля 2012 года 8600 руб., средний размер трудовой пенсии – 8850 руб., средний размер трудовой пенсии по старости - 9200 руб.22
Постановления Правительства Российской Федерации:
№ 34 от 22.01.2003 «О назначении
Банка внешнеэкономической
№ 55 от 06.02.2004 «Об утверждении правил передачи пенсионных накоплений части трудовой пенсии из одного негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд или из негосударственного пенсионного фонда в пенсионный фонд Российской Федерации и определения их стоимости»;
№317 от 29.06.2004 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам»;
№317 21.07.2004 «Об установлении размеров базовых частей трудовых пенсий и утверждении коэффициента индексации с 1 августа 2004 г страховой части трудовой пенсии»;
№329 от 30.06.2004 «О Министерстве финансов Российской Федерации»;
№ 346 от 19.06.2003 Постановление Правительства РФ № 346 «О реализации права застрахованного лица на выбор инвестиционного портфеля (управляющей компании) в соответствии с Федеральным законом «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»;
№ 652 от 31.08.2002 «Об утверждении правил инвестирования средств страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в течение финансового года в пенсионный фонд Российской Федерации»;
№ 5п от 15.01.2007 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации работников системы Пенсионного фонда Российской Федерации» и многие другие.23
Приказ 07.10.2004 «Об установлении периода для расчета величины дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений», Приказ 25.06.2004 «О некоторых вопросах, связанных с государственным пенсионным обеспечением федеральных государственных служащих центральных органов Военного Управления Вооруженных Сил Российской Федерации».
Исходя из действующего законодательства, можно говорить о следующей трехуровневой структуре системы пенсионного обеспечения:
- государственное пенсионное обеспечение, основанное на финансировании пенсий за счет федерального бюджета. Это социальные пенсии для отдельных категорий граждан, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию, или тех, кто имеет право на государственное обеспечение по закону 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении»;
- обязательное пенсионное страхование, включающее в себя трудовую пенсию по старости (в составе страховой и накопительной частей) и трудовую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца (в составе страховой части) и финансируемое за счет страховых взносов работодателя;
- негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение – негосударственные пенсии, выплачиваемые в рамках договоров с негосударственными пенсионными фондами, финансируемые за счет взносов работодателей и работников в свою пользу и дохода, полученного от их инвестирования.
Эта система отличается
от ранее действовавшей
2.2 Особенности реформирования российской пенсионной системы
Начиная с 1 января 2002 года в Российской Федерации началась реализация крупномасштабной пенсионной реформы. Реформа являлась составной частью структурных преобразований в экономике и социальной политике государства, ее цель – создание многоуровневой пенсионной системы, позволяющей обеспечить гражданам возможность получения достойной пенсии после окончания трудовой деятельности25.
Реформирование пенсионной системы было вызвано рядом недостатков ранее действовавшей системы. Это низкий размер пенсий, малый учет вклада тех, кто много зарабатывает и делает большие пенсионные взносы, сложность и запутанность пенсионного законодательства и невозможность заранее рассчитать каждому свою пенсию.
Пенсионная реформа направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя её накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.
Основной задачей пенсионной реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.26
Суть пенсионной реформы
заключается в коренном изменении
взаимоотношений между
С вступлением в силу в 2002 году Федеральных законов: №173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ»; №167-ФЗ от 15.12.2001г. «Об обязательном пенсионном страховании» и №111-ФЗ от 24.07.2002г. «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» в стране был запущен механизм пенсионной реформы.27
В 2002 году в России началась пенсионная реформа и основная
цель реформы – это достижение долгосрочной
финансовой сбалансированности пенсионной
системы, повышение уровня пенсионного
обеспечения граждан и формирование стабильного
источника дополнительных доходов для
инвестиций в социальную систему. Суть
ее в том, чтобы от чисто распределительной
государственной пенсионной системы перейти
к распределительно-
Основу пенсии составляют страховые взносы, а средства этих страховых взносов работодателей распределяются между двумя частями будущей пенсии: страховой и накопительной.
Страховая часть формируется за счет страховых взносов, поступивших после 1 января 2002 года, а также путем преобразования в расчетный пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных гражданами до 2002 года. В состав страховой части входит фиксированный базовый размер. С 1 февраля 2011 года фиксированный базовый размер пенсии по старости составил 2 963 рубля 7 копеек.
Средства страховой части будущей пенсии фиксируются на индивидуальном лицевом счете и ежегодно индексируются государством в соответствии с ростом средней заработной платы и ростом доходов ПФР в расчете на одного пенсионера, но не свыше роста доходов Пенсионного фонда. Физически эти деньги направляются на выплату пенсий нынешним пенсионерам.
Накопительная часть трудовой пенсии формируется:
- в обязательном порядке у работающих граждан 1967 года рождения и моложе за счет уплаты работодателем в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов (в 2011 году – 6% от фонда оплаты труда гражданина, но не более 463 тысячи рублей в год);
- в добровольном порядке у участников Программы государственного софинансирования пенсии за счет собственных добровольных страховых взносов, средств государственного софинансирования и взносов работодателей, если они являются третьей стороной Программы.
Средства накопительной части пенсии учитываются ПФР в специальной части индивидуального лицевого счета. По решению самого пенсионера, или будущего пенсионера, они передаются одной из управляющих компаний или негосударственному пенсионному фонду для инвестирования.
Чем дольше люди работают после достижения общеустановленного пенсионного возраста (60 лет – для мужчин и 55 лет – для женщин), тем выше будет размер их будущей пенсии. С 2036 года устанавливаемый фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости будет увеличиваться на 6% за каждый полный год стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин.
Это правило начинает действовать с 2015 года – тогда будет достаточно иметь только 9 лет страхового стажа для получения пенсии в увеличенном размере. С 2016 года к этому нормативу будет прибавляться по 1 году до тех пор, пока в 2036 году он не достигнет 30 лет.29
Так же существует инвестирование накопительной части будущей пенсии – это возможность создания, сохранения и приумножения существующего капитала, способ заработать на будущую пенсию с плюсом.
Накопительная часть передается по выбору граждан в управляющую компанию либо негосударственный пенсионный фонд, которые инвестируют пенсионные накопления на фондовом рынке.
Формировать свои пенсионные накопления можно:
через Пенсионный фонд Российской Федерации, выбрав одну из управляющих компаний, с которой ПФР заключил договор. При этом назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии будет осуществлять Пенсионный фонд Российской Федерации. Граждане могут выбрать либо государственную управляющую компанию (ГУК) – Внешэкономбанк, либо частную управляющую компанию (УК). Частные УК имеют более широкий перечень активов для инвестирования пенсионных накоплений граждан, чем ГУК;
через негосударственный пенсионный фонд (НПФ), одним из видов, деятельности которого является обязательное пенсионное страхование. При этом все средства пенсионных накоплений будут переданы Пенсионным фондом в выбранный гражданином НПФ, который и будет осуществлять назначение и выплату накопительной части его пенсии.30
Чтобы увеличить свою
будущую пенсию граждане могут вступить в Программу государственного
софинансирования пенсии. Принять участие
в Программе могут все россияне без ограничения,
включая тех, у кого нет накопительной
части пенсии по обязательному пенсионному
страхованию (мужчины старше 1953 г.р. и женщины
старше 1957 г.р.).
Если гражданин вносит на свой персональный
счет в Пенсионном фонде от 2 000 рублей
в год, государство удваивает его взнос
в пределах 12 000 рублей в год. Рассчитывать
на софинансирование со стороны государства
можно только в том случае, если взнос
в рамках Программы в течение года составит
не менее 2 000 рублей.
При условии взносов в размере 12 000 рублей в год и взносов государства, общая сумма в рамках Программы за год составит 24 000 рублей. Она может быть и больше за счет дохода от инвестирования пенсионных накоплений гражданина на фондовом рынке. А эти деньги обязательно инвестируются выбранной им частной или государственной управляющей компанией либо негосударственным пенсионным фондом.
Кроме того, работодатель может выступать третьей стороной софинансирования пенсии. Сумма взносов работодателя не ограничена и не зависит от суммы уплаченных дополнительных взносов работниками.31
Современное российское законодательство предоставляет множество возможностей увеличить будущую пенсию, сделать ее достойной. Задолго до выхода на пенсию граждане могут грамотно управлять своими пенсионными накоплениями, выбрать негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию для приумножения этих средств, вступить в Программу государственного софинансирования пенсий, которая поможет существенно увеличить будущую пенсию.
Заключение
Пенсионное регулирование касается одной из наименее социально защищённых групп - престарелых граждан, тем или иным образом влияет на жизнь каждого члена общества.
Его становление должно проходить в соответствии с основными принципами гуманизма. Правовая основа пенсионного регулирования должна быть создана государством с особой тщательностью, ибо цена неудачи очень высока. От эффективности системы пенсионного обеспечения зависит моральное состояние всего общества.
При всей важности морального аспекта стоит отметить, что и экономическое состояние общества зависит от эффективности функционирования системы пенсионного обеспечения. Вопросы пенсионной реформы затрагивают финансы предприятий и организаций, доходы населения, бюджетную сферу, инвестиционные процессы. В настоящее время реформирование пенсионной системы может и должно стать неотъемлемым звеном реформы всей экономики и финансов России.
Как можно облегчить жизнь пенсионеров? Увеличить пенсии. Но каждый раз после повышения пенсий возрастает инфляция, растут цены на товары первой необходимости. Чрезмерный рост пенсий приводит к повышению цен и покупательная способность пенсии не увеличивается - пенсионер потребляет ровно ту же корзину из продуктов. Эту проблему должна снять пенсионная реформа - когда сегодняшние работники будут сами накапливать на свою будущую пенсию.
Необходимо менять пенсионное законодательство. При этом устанавливать базовую часть пенсии в размере прожиточного минимума пенсионера и выплачивать ее из федерального бюджета, формируемого зп счет подоходного налога, а 20% ЕСН зачислять на страховую часть пенсии. От обязательной накопительной части надо отказаться. Для этого у нас есть все возможности, это поддержит все общество.
В частности, необходимо пересматривать законодательство о социальном страховании, ориентируясь на опыт тех стран, на которые призывает равняться Правительство (Германия и др.).
С переходом на накопительную пенсионную систему все внимание Правительства РФ в законотворческом процессе направлено на накопительную часть пенсии. Необходимо, наоборот, изменить отдельные нормы закона «О трудовых пенсиях», стремясь хоть к какой-то минимальной социальной справедливости.32
Информация о работе Проблемы реформирования пенсионной системы РФ