Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 23:27, курсовая работа
Государство, реализуя экономическую политику, оказывает регулирующее воздействие на экономику страны в целом и отдельных регионов, и важнейшим рычагом регулирования региональной экономики являются экономические ресурсы, одной из основных составляющих которых выступают бюджетные ресурсы. Конец XX века ознаменовался коренными изменениями в экономике России, которая переходит к развитию рыночной системы хозяйствования. Широкомасштабная приватизация, становление частной собственности и другие новые явления коренным образом изменили положение трудящегося населения и лиц, закончивших трудовую деятельность.
Введение ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая характеристика пенсионной системы РФ………………6
Сущность, понятие и виды пенсионной системы………………..6
Современная российская пенсионная система……………….....11
Глава 2. Реформирование пенсионной системы в Российской Федерации……………………………………………………………………...16
Нормативно – правовая база пенсионной системы в РФ………….16
Особенности реформирования российской пенсионной системы..24
Заключение.........................................................................................................29
Список литературы.............................
На этапе выплаты пенсии, размер накопительной части трудовой пенсии подлежит индексации с учетом доходов от инвестирования средств пенсионных накоплений.
Распределительная часть трудовой пенсии состоит из двух частей: (1) плоской базовой пенсии, и (2) условно накопительной пенсии с установленными взносами, основанной на индивидуальных условно накопительных счетах.
В соответствии с законом, базовая часть трудовой пенсии индексируется по инфляции розничных цен.
Кроме того, предусматривается возможность более высокого уровня индексации, с целью поэтапного приближения размера базовой пенсии к величине прожиточного минимума пенсионера.10
Для лиц, начавших работать до 1 января 2002 года, рассчитывается «начальный» условный пенсионный капитал, который будет увеличиваться за счет последующих взносов и индексации. Для расчета размера страховой пенсии на дату выхода на пенсию, условный капитал делится на ожидаемую продолжительность выплаты трудовой пенсии на день назначения пенсии. На этапе выплаты пенсии, размер условно накопительной части трудовой пенсии подлежит индексации.
В дополнение, действующее законодательство предусматривает наличие минимального гарантированного уровня распределительной (суммы базовой и страховой) пенсии. Эта гарантия установлена в номинальных денежных единицах.
Базовая часть пенсии финансируется за счет социального налога, а страховая и накопительная части пенсии – за счет страхового взноса. В свою очередь, страховой взнос делится на страховую и накопительную части. Для большинства плательщиков, ставка налога на базовую часть пенсии равна 14% от размера заработной платы, а тариф страхового взноса (на страховую и накопительную части пенсии) равен ставке налога на базовую пенсию. Разделение ставки взноса на страховую и накопительную части зависит от года рождения застрахованного; для лиц 1967 года рождения и моложе, взносы на условно накопительную и накопительную части пенсии равны 8% и 6% соответственно. 11
В России пенсионная система практически охватывает все население страны и обеспечивает его всеми видами пенсионного обеспечения. Пенсионная система состоит из трех укладов: государственного пенсионного обеспечения, обязательного и добровольного пенсионного страхования. Обязательное пенсионное страхование построено в виде многоярусной системы, в рамках которой застрахованные (в основном наемные работники) при выходе на пенсию имеют право на три вида пенсий: единую базовую, выплачиваемую в абсолютном размере (индексируемом в зависимости от инфляции) за счет средств федерального бюджета; страховую, выплачиваемую из средств Пенсионного фонда на основе распределительной схемы; накопительную, выплачиваемую из средств, зачисленных на индивидуальный счет застрахованного и наращенных на фондовом рынке.12
Накопительная пенсия зависит от размера зарплаты и может отчисляться на личный счет работника либо в Пенсионный фонд РФ, либо в негосударственный пенсионный фонд, либо в управляющую компанию.
Государством также создана система софинансирования пенсии, когда любой работник получит удвоение своих сбережений. Так, откладывая на пенсию в 2011 году добровольно 12 тыс. рублей и делая это в течение 10 лет, человек получит 240 тыс. рублей в качестве прибавки к трудовой пенсии.13
До 2001 года пенсионная система в России являлась распределительной и была полностью основана на принципе солидарности поколений. Это значит, что пенсии пенсионерам выплачивали за счет перечисленных взносов работающих граждан.
Распределительная система наиболее эффективна, когда на одного пенсионера приходиться не менее трех работающих граждан. При соотношении один к двум система становится финансово неустойчивой. К 2000 году в России эта пропорция, по данным Бюро Экономического анализа, составляла 1,37. Естественно, это негативно сказывалось на качестве жизни пенсионеров.14
Пенсия формируется за счет отчислений работодателя, которые производятся им на протяжении всей трудовой деятельности застрахованных лиц в виде налогов. За каждого работающего гражданина работодатель уплачивает страховые взносы в ПФР. В 2012 году тариф страхового взноса, отчисляемого в ПФР составит 22%.
Согласно новому пенсионному законодательству трудовая пенсия состоит из двух частей: страховой и накопительной. При этом страховая часть формируется за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования. (Порядок инвестирования средств пенсионных накоплений и передачи этих средств в негосударственные пенсионные фонды урегулирован положениями федеральных законов №111-ФЗ от 24.07.2002 г. «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и № 75-ФЗ от 07.05.1998 «О негосударственных пенсионных фондах»)15.
Так, с 2002 года в России действует пенсионная модель, основанная на страховых принципах. Это значит, что размер пенсии теперь напрямую зависит от размера пенсионных взносов, сформированных за всю трудовую деятельность на лицевом счете гражданина. Основа пенсии – обязательные страховые взносы работодателей в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). В 2011 году по закону они составляют 26% от годового заработка работника в пределах 463 тысяч рублей по каждому месту работы.16
Глава 2. Реформирование пенсионной системы Российской Федерации
2.1 Нормативно – правовая база пенсионной системы Российской Федерации
Законы и сопутствующие им нормативно-правовые акты развивают основные положения пенсионной реформы, предложенные Президентом России. Они устанавливают основные правовые, организационные и финансовые принципы формирующейся в Российской Федерации пенсионной системы. Целью данных законов является закрепление именно направления пенсионной реформы в Российской Федерации и создание условий для построения трёхуровневой пенсионной системы, уклады которой взаимодополняют друг друга и обеспечивают стабильное и достойное пенсионное обеспечение в старости, при наступлении инвалидности и по случаю потери кормильца. Пенсионная система России строится на основе следующих базовых принципов: многоукладность, всеобщность и гарантированность базового уровня, дифференциация условий и норм пенсионного обеспечения, государственное регулирование, разграничение властных полномочий Федерации и её субъектов, социальное партнёрство, финансовая устойчивость системы.
Так, во главе Российского законодательства стоит Конституция РФ, которая закрепляет основные права и свободы гражданина Российской Федерации, к которым относится так же и право на социальное обеспечение. Немного ниже по своей юридической силе стоят Конституционные Федеральные законы. Ниже идут Федеральные законы, а уж затем Конституции субъектов федерации и их законы, и нормативные акты.
Конституция гарантирует
социальную защиту граждан Российской
Федерации и провозглашает
1. Российская Федерация
- социальное государство,
2. В Российской Федерации
охраняются труд и здоровье
людей, устанавливается
Конституция провозглашает основные принципы государственного управления и государственной политики Российской Федерации, в том числе и в области социального обеспечения населения.
Она устанавливает основное право граждан РФ на пенсионное обеспечение и социальную защиту. В частности ст.39 Конституции РФ гласит:
1. Каждому гарантируется
социальное обеспечение по
2. Государственные пенсии
и социальные пособия
3. Поощряются добровольное
социальное страхование,
Таким образом, Конституция гарантирует социальную защиту граждан Российской Федерации и провозглашает основные направления государственной внутренней политики касающейся пенсионного обеспечения.
Современное российское законодательство в области пенсионного обеспечения населения состоит из ряда крупных нормативно-правовых актов, принятых в форме федеральных законов. Основными источниками пенсионного права являются:
- Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации",
- Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации",
- Федеральный закон от 6 марта 2001 г. № 21-ФЗ "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации",
- Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации",
- Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования",
- Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации",
- Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах",
- Федеральный закон N 56-ФЗ от 30.04.2008 г. "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений"
- Федеральный закон № 212-ФЗ от 24.07.2009 г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»
Ключевой нормативный документ системы законодательных актов пенсионной реформы является Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поскольку в нем определены права граждан на государственное пенсионное обеспечение, условия установления и размеры всех видов трудовых пенсий. Согласно этому закону трудовая пенсия складывается из трех составляющих: базовой, страховой и накопительной части.
С 2010 года начинает свое действие Федеральный закон от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Этот закон предусматривает переход от уплаты единого социального налога к страховым взносам во внебюджетные фонды - Пенсионный, фонды социального и обязательного медицинского страхования.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Статьей 12 Федерального
закона №212-ФЗ о страховых взносах
установлены следующие тарифы:1
- в Пенсионный фонд - 26%,
- в Фонд социального страхования - 2,9%,
- в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 2,1%,
- в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 3%.
Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонд обязательного медицинского страхования» было дано следующее определение: валоризация -- это переоценка денежной стоимости пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до пенсионной реформы 2002 года.20
Согласно Федеральному закону от 24 июля 2009 года № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации, предусматривается единовременное повышение с 1 января 2010 года расчетного пенсионного капитала получателей трудовых пенсий (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца) на 10 % тем, кто имел трудовой стаж до 2002 года. При этом дополнительно по 1 % будет без ограничения добавляться за каждый год трудового стажа в советское время (до 1 января 1991 года).21
Информация о работе Проблемы реформирования пенсионной системы РФ