Проблемы реформирования пенсионной системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 23:27, курсовая работа

Описание работы

Государство, реализуя экономическую политику, оказывает регулирующее воздействие на экономику страны в целом и отдельных регионов, и важнейшим рычагом регулирования региональной экономики являются экономические ресурсы, одной из основных составляющих которых выступают бюджетные ресурсы. Конец XX века ознаменовался коренными изменениями в экономике России, которая переходит к развитию рыночной системы хозяйствования. Широкомасштабная приватизация, становление частной собственности и другие новые явления коренным образом изменили положение трудящегося населения и лиц, закончивших трудовую деятельность.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая характеристика пенсионной системы РФ………………6
Сущность, понятие и виды пенсионной системы………………..6
Современная российская пенсионная система……………….....11

Глава 2. Реформирование пенсионной системы в Российской Федерации……………………………………………………………………...16
Нормативно – правовая база пенсионной системы в РФ………….16
Особенности реформирования российской пенсионной системы..24
Заключение.........................................................................................................29
Список литературы.............................

Работа содержит 1 файл

)ропрлоплоплоор.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………………..3

Глава 1. Общая характеристика пенсионной системы РФ………………6

    1. Сущность, понятие и виды пенсионной системы………………..6
    2. Современная российская пенсионная система……………….....11

 

Глава 2. Реформирование пенсионной системы в Российской Федерации……………………………………………………………………...16

    1. Нормативно – правовая база пенсионной системы в РФ………….16
    2. Особенности реформирования российской пенсионной системы..24

Заключение.........................................................................................................29

Список  литературы..........................................................................................31

 

 

Введение

Государство, реализуя экономическую политику, оказывает  регулирующее воздействие на экономику страны в целом и отдельных регионов, и важнейшим рычагом регулирования региональной экономики являются экономические ресурсы, одной из основных составляющих которых выступают бюджетные ресурсы. Конец XX века ознаменовался коренными изменениями в экономике России, которая переходит к развитию рыночной системы хозяйствования. Широкомасштабная приватизация, становление частной собственности и другие новые явления коренным образом изменили положение трудящегося населения и лиц, закончивших трудовую деятельность.

В новых условиях централизованная система социальной защиты населения, сложившаяся в  условиях полного господства государственной  собственности, стала недостаточной. Возникла необходимость появления  новых институтов социальной защиты граждан. Эти изменения не могли обойти стороной один из важнейших социально-экономических институтов - пенсионную систему. 

Реальная ситуация на современном этапе в России такова, что положение старшего поколения наших соотечественников и всех тех, кто кроме социальных выплат не имеет иного источника средств существования, поистине трагическое. Крайне низкий уровень пенсионного обеспечения для подавляющего большинства старых и нетрудоспособных граждан, не гарантирующий даже физиологического минимума, необходимого для выживания человека, ничтожные размеры многих пособий и так называемых компенсационных выплат, убогий уровень социального обслуживания, создающие лишь иллюзию социальной защиты, превратили наиболее социально уязвимые слои населения в заложников экономических реформ в стране. Положение усугубляется также тем, что на фоне катастрофического обнищания населения создаются системы привилегированных пенсий, многообразных социальных льгот, главным образом для представителей всех структур власти независимо от уровня дохода, реализуемые через систему социального обеспечения, что делает эту систему чрезвычайно дорогой для государства. Это, в свою очередь, приводит к финансовой необеспеченности реализации норм законов, адресованных всему населению, в связи с чем их действие фактически приостанавливается. Если общество не сможет переломить сложившуюся ситуацию, то нынешнее состояние социального обеспечения в России станет хроническим на многие десятилетия.1

Актуальность  темы курсовой работы определяется тем, что существует необходимость более глубокого изучения пенсионного обеспечения как особого участника экономических отношений в условиях перехода к рынку и в рыночной экономике, с учетом того, что пенсионное обеспечение играет значимую роль в социальной защите населения.

Степень научной разработанности проблемы.  В российской финансово-правовой науке в настоящее время нет монографических работ, которые комплексно рассматривали бы проблемы развития Пенсионного Фонда России, проблемы её реформирования, в условиях создания накопительной пенсионной системы. И в своей курсовой работе я использовала труды Захарова М.Л., Тучкова Э.Г., Зиновьевой Т.В., официальные интернет-сайты Пенсионного Фонда Российской Федерации, а так же нормативно-правовые документы: законы Российской Федерации, постановлениях правительства.

Объект  работы: пенсионная система Российской Федерации.

Предмет работы: реформирование пенсионной системы Российской Федерации.

Целью курсовой работы является изучение проблемы реформирования пенсионной системы РФ.

Задачи:

- определить значение понятия «пенсионная система»;

- охарактеризовать современную Российскую пенсионную систему;

- рассмотреть  социально-правовые аспекты реформирования  пенсионной системы;

- изучить особенности реформирования российской пенсионной системы.

Структура курсовой работы определяется целями и задачами работы и включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, использованной при написании работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общая характеристика пенсионной системы РФ

1.1 Сущность, понятие и виды пенсионных систем

Мировой опыт показывает, что за рубежом  используются различные модели пенсионных систем, включающие в себя разнообразные  институты социальной защиты (государственное  социальное обеспечение, обязательное социальное страхование, личное пенсионное страхование и т.д.). Как правило, построенные по "накопительной" или "распределительной" схеме модели в чистом виде встречаются редко. В основном, используются комбинированные модели, отличия которых заключаются в доминировании одного из институтов.

Пенсионная  система совокупность социальных, правовых и экономических отношений и институтов, установленных с целью материального обеспечения граждан в старости, в случаях наступления инвалидности, потери кормильца и по иным основаниям, установленным законодательством. Исторически пенсионная система была разработана для привлечения и удержания рабочей силы и как защита от бедности. Наряду с экономическими условиями для возникновения пенсионной системы необходимы определенные общественные предпосылки – осознание обществом возникающих перед ним проблем по пенсионной защите трудящихся и организованное движение как снизу (самоорганизация), так и движение сверху (законодательные меры) с целью разрешения этих проблем.2

Зиновьева Т.В. дает такое определение пенсионной системы - это совокупность правовых, финансово-экономических и организационных институтов и норм, имеющих своей целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии.3

Виды пенсионных систем мира:

1. Чилийская пенсионная система считается одной из самых новаторских пенсионных систем в мире, опыт которой использовался различными странами (в том числе и Россией). Исходя из схемы этой модели, ответственность за формирование пенсионных накоплений переносится на работающих граждан. У каждого из них существует свой пенсионный счет, ежемесячно пополняющийся взносами в размере 10% от заработной платы. В дальнейшем перечисленные средства капитализируются частной управляющей компанией по выбору гражданина.

Следует отметить, что в Чили существует два основных типа получения пенсий: пожизненная рента (страховая компания выплачивает пособие застрахованному лицу до конца его жизни) и программированный уход на пенсию (пенсионные выплаты осуществляются по определенной схеме, оговоренной с застрахованным лицом).

Пенсионный  возраст в Чили наступает в 60 лет  у женщин и в 65 у мужчин. Однако есть вариант досрочного выхода на пенсию при условии достаточных для этого накоплений.4

2. В Казахстане отчисления в пенсионный фонд осуществляет работодатель. За сотрудником остается право выбора финансового института, в который будут инвестированы его пенсионные средства. Также каждый гражданин имеет возможность увеличения своих пенсионных средств за счет добровольных взносов. Более того, были введены добровольные профессиональные пенсионные взносы, материально поддерживающие людей, занятых во вредных производствах. В результате реформы экономика Казахстана приобрела дополнительного инвестора - пенсионные фонды, и получила шанс на рост бюджета за счет сохранения пенсионных накоплений в экономике страны и освобождения государства от порой непосильной ноши пенсионных выплат.

В 1996 году в Казахстане был увеличен возраст выхода на пенсию до 58 у женского и 63 лет у мужского населения страны. Однако если размером пенсионных накоплений обеспечивается хотя бы минимальная пожизненная пенсия, то гражданин имеет возможность выхода на пенсию по достижении 55 лет. 5

3. Пенсионная система Германии представляет собой "систему трех уровней". К первому уровню относится обязательное пенсионное страхование (пенсионное страхование служащих; пенсионное обеспечение чиновников; помощь по старости для фермеров и членов их семей и пенсионное обеспечение так называемых лиц свободных профессий). Ко второму - добровольное обеспечение по старости от предприятий (выплачивается сотрудникам при выходе на пенсию). И, наконец, третий уровень - это частный способ обеспечения достойной старости (все формы создания частного капитала). Система пенсионного страхования финансируется не только страховыми взносами граждан и работодателей, но и дотациями от государства, что иллюстрирует принцип распределительной системы финансирования.6

Пенсионные основания  для граждан наступают при  достижении мужчинами 65-ти, а женщинами 60 лет. Лица, имеющие не менее чем 35-летний трудовой стаж, при достижении 63-летнего возраста также могут  выйти на пенсию.

4. Система пенсионного обеспечения в США, её основой, более 60 лет, служила главная государственная пенсионная система (Social Security), построенная по распределительному принципу. Однако за последние десятилетия стремительно развивались частные системы пенсионного обеспечения, которые своими масштабами практически достигли уровня второй национальной пенсионной системы. Уже сегодня большее число американцев имеет возможность получения не одного, а двух-трех и более источников пенсионного дохода. В США существует 3 основных вида частных пенсионных систем: частные пенсионные планы по месту работы (планы с установленными выплатами и планы с установленными взносами), личные пенсионные счета и  аннуитеты, т.е. ежегодная рента (организуется страховыми компаниями). В отличие от государственной пенсионной системы, частные пенсионные системы носят добровольный характер.

Распределительная система  государственного пенсионного обеспечения  в основном выполняет социальную функцию, а построенные по накопительному принципу пенсионные системы служат источником долгосрочных инвестиций в экономику страны. Путем использования накопительных схем в США функционируют не только пенсионные фонды, но и другие институты, играющие важную роль в социальной сфере и в экономическом росте страны.   

Пенсионный возраст в США одинаков для обоих полов и, согласно нынешнему закону, начинается с 65,5 лет.7

5. Пенсия в Японии.

В модели пенсионного  обеспечения, действующей в Японии, доминирует финансируемое из бюджета  государственное социальное обеспечение, в то время как другие институты играют роль дополнительных систем социальной защиты населения. В настоящее время пенсионная система Японии имеет два основных уровня. Первый уровень - это базовые пенсии, на которые имеют право все жители страны независимо от уровня доходов, национальности и рода деятельности. Базовые пенсии разделяются на пенсию по старости(при условии достижения 65 лет и наличия страхового стажа), инвалидности и потери кормильца. Дополнительно к базовой наемные работники получают государственные и профессиональные пенсии (второй уровень).

Пенсионный возраст  в Японии варьируется в зависимости  от суммы получаемых гражданами пенсионных выплат. Так, при выходе на пенсию в 60-64 года граждане получают пенсию в сокращенном виде, а при продолжении трудовой деятельности размер их пенсии увеличивается ежегодно.      

Из обширного зарубежного  опыта видно, что накопительные  системы пенсионного обеспечения  населения получают все большее  распространение и являются эффективным инструментом, способствующим экономическому росту стран. Финансовые институты, построенные по накопительной схеме, гармонично сосуществуют с введенными ранее государственными распределительными пенсионными программами. Благодаря пенсионным реформам граждане по всему миру уже сегодня получили возможность участия в формировании своих будущих пенсионных накоплений путем инвестирования их в различные финансовые институты. Мировой опыт показывает, что с развитием негосударственного пенсионного обеспечения значительно возрастает экономический   уровень страны, а с ним и уверенность граждан в завтрашнем дне.8

 

    1. Современная Российская пенсионная система

Пенсионеров в  Российской Федерации почти 39 млн. Большинство  из них (примерно 95%) получают «страховую» пенсию. Пенсия почти для всех них является основным, а зачастую и единственным источником средств к существованию. Все это предопределяет повышенную значимость пенсионной системы.

С 1990г. законодательство о пенсионном обеспечении в России полностью обновилось. Эта часть социального законодательства претерпела кардинальные изменения как по существу, так и по форме. Тогда в России, находившейся еще в лоне СССР, был принят Закон «О государственных пенсиях в РСФСР». Этим законом вводилась подлинная система пенсионного обеспечения на основе обязательного пенсионного страхования наемных работников.9

Кардинальные  же реформы пенсионной системы Российской Федерации начались в 2001 году. В этом году был принят ряд законов,  в соответствии с которыми, начиная с 1  января 2002  года, основанная на чисто распределительном принципе пенсионная система была заменена смешанной системой, сочетающей в себе распределительный и накопительный принципы. 

Основу государственной  пенсионной системы составляет так  называемая трудовая пенсия. Трудовая пенсия выплачивается по старости,  т.е.  по достижении установленного законодательством пенсионного возраста  (при наличии не менее чем пятилетнего стажа работы), по инвалидности  (при наличии стажа работы, независимо от его продолжительности ), и по случаю потери кормильца.  

Накопительный элемент трудовой пенсии является обязательным и основан на индивидуальных накопительных  счетах с установленными взносами. Для расчета размера накопительной пенсии на дату выхода на пенсию, индивидуальные накопления делятся на ожидаемую продолжительность выплаты пенсии.

Информация о работе Проблемы реформирования пенсионной системы РФ