Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:17, курсовая работа
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ – проблемы личности в тоталитарном обществе.
ЦЕЛЬ КУРСОВОЙ РАБОТЫ – проанализировать основные проблемы личности в тоталитарном обществе, исследовать роль средств массовой информации в формировании базового типа личности “человека-советского”.
С
этой целью эксплуатируется
Человек стихийно вырабатывает в себе иммунитет к непрерывно растущему потоку информации, пропускает его через фильтр сложившихся простейших понятий. В зависимости от наличия тех или иных стереотипов, массовая пропаганда подает сообщения таким образом, чтобы вызвать у ее потребителя созвучность, соответствие сложившихся у него схем-стереотипов с характером содержания новостей.
СМИ в тоталитарном обществе являются манипуляторами общественного сознания. Манипулятивный арсенал СМИ: преднамеренно искажение реального положения вещей путем замалчивания одних фактов и выпячивания других, публикации ложных сообщений, пробуждение у аудитории негативных эмоций с помощью визуальных средств или словесных образов. Все эти приемы направлены на создание определенного эмоционального настроя и психологических установок у аудитории.
Основным манипулятивным материалом СМИ является сама информация, манипулируя информацией можно:
Все эти манипуляции с
Тоталитарная
система полностью поглощает
общество. Она деформирует и реформирует
политические, экономические и социальные
институты во имя собственного саморазвития.
СМИ представляют собой пропагандистско-
Главным средством тоталитарной системы является мощный партийно-государственный аппарат, который обладает всей полнотой власти над человеком и обществом благодаря системе тотального, всепроникающего контроля, который осуществляется в первую очередь с помощью СМИ20.
СМИ
выступают в качестве мощного
фактора идеологического
Тоталитарные режимы характеризуются масштабным воздействием на массы с помощью СМИ. Радиоприемник был в каждом доме. Газетные статьи читались, обсуждались, цитировались на собраниях и политинформациях. Позднее появилось и стало быстро распространяться телевидение. Именно тоталитарные режимы ввели в широкий оборот понятие “пропаганда”.
Воздействуя в выгодном для себя направлении на сознание масс, тоталитарные режимы стремились оградить их от посторонних влияний, не давая возможности людям сравнивать, сопоставлять. В этом была одна из причин существования “железного занавеса”.
СМИ в тоталитарном обществе формируют определенный массовый тип личности. Это “одномерный” “человек-волк”, примитивный в своих потребностях и суждениях индивидуалист, трудолюбивый, лояльный к начальству и правительству, готовый к дарвинистской борьбе за существование и не утруждающий себя размышлениями о высоких материях.
Таким образом, СМИ в тоталитарном обществе представляют собой “инструмент идеологической политики партии”. С помощью СМИ осуществляется влияние на формирование мировоззрения граждан, руководство их потребностями, мотивами, целями. СМИ в тоталитарном обществе формируют определенный базовый тип личности, для которого характерны конформизм, индифферентность, уход от действительности, в СССР таким типом был “человек-советский”.
Заключение
Без
всестороннего и глубокого
На основании этих отличий строится большое количество теорий личности, как в психологии, так и в социологии. Описанные в работе социологические теории личности строятся на основании взаимодействий личности с социальной средой. Эмиль Дюркгейм описывал взаимодействие личности и социального окружения с точки зрения влияния общества на личность, что характеризует положение личности в тоталитарном обществе, где личность рассматривается только лишь как объект влияния общества. Макс Вебер говорил о личности как о субъекте социального действия, который осуществляет целенаправленную деятельность, направленную на изменение общества. Карл Маркс рассматривал субъект – объектные отношения личности и общества. Он говорил о том, что, как личность, так и социальные институты являются субъектами и объектами социальных взаимодействий.
Рассматривать существование личности вне общества бессмысленно, она является составной частью общества и в развитых демократических обществах влияет на их развитие. Совершенно противоположно положение личности в тоталитарном обществе. Тоталитарные общества являются неотъемлемой частью мировой истории. Они возникли в начале XX века и привели к значительным изменениям общественно-политических структур Европы. Тоталитарность тоталитарных режимов проявляется в том, что партия, какая-либо клика или фюрер – вождь устанавливают всеохватывающий контроль над всеми сферами общественной жизни и государством, полностью поглощая их, а также в том, что подавляющая масса населения свято верит в основные цели, установки, ориентации, постулируемые партийным руководством.
Тоталитарное
государство стремится к
Тотальное огосударствление делает функционирование общества похожим на муравейник: каждый выполняет свое дело, сомневающихся изолируют, несогласных уничтожают21.
“Тоталитаризм посягнул на свободу мысли так, как никогда прежде не могли и вообразить, причем контроль над мыслью преследовал не только запретительные, но и конструктивные цели, не просто возбраняется выражать, даже допускать, определенные мысли, но диктуется, что именно надлежит думать, создается идеология, которая должна быть принята личностью, тоталитаризм норовит управлять ее эмоциями. Навязывает ей образ мыслей и поведения. Она изолируется, насколько возможно, от внешнего мира, чтобы замкнуться в искусственной среде, лишив ее возможности сопротивления”, – писал Джордж Оруэлл.
В тоталитарном обществе можно выделить три основополагающих механизма формирования “человека-советского” как базового типа личности: появление дешевых газет, ориентированных на массового, малограмотного читателя, затем распространение радио и телевидения. Результатом этого стала трансформация утопических, умозрительных гипотез из теоретических достояний ученых в массовую идеологию, побуждающую людей к изменению социальной реальности. Вторым механизмом стало возникновение механизма влияния на общественно-политическое и социальное развитие, которым стали массовые политические партии. Третьим механизмом стало накопление опыта управлением общественно-политическими процессами, которое произошло в ходе Первой мировой войны, когда государство смогло аккумулировать финансовые, хозяйственные, милитаристские, человеческие ресурсы и по собственное воле распоряжаться ими.
Основной проблемой личности в тоталитарном обществе является ее несвобода. Несвобода слова, поведения, волеизъявления, и даже – мысли.
Государство предписывало образ мыслей, манеру поведения, стиль одежды – осуществлялась полная унификация индивидуальных проявлений, создавалась ровная индифферентная масса.
Немаловажную роль в создании “человека-советского” как базового типа личности играли СМИ. В тоталитарном обществе СМИ выступают “глашатаями” партии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Проблемы личности в условиях тоталитарного общества