Проблемы личности в условиях тоталитарного общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ – проблемы личности в тоталитарном обществе.
ЦЕЛЬ КУРСОВОЙ РАБОТЫ – проанализировать основные проблемы личности в тоталитарном обществе, исследовать роль средств массовой информации в формировании базового типа личности “человека-советского”.

Работа содержит 1 файл

Социология. Контрольная.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

     С этой целью эксплуатируется особенность  людей мыслить стереотипами.

     Человек стихийно вырабатывает в себе иммунитет к непрерывно растущему потоку информации, пропускает его через фильтр сложившихся простейших понятий. В зависимости от наличия тех или иных стереотипов, массовая пропаганда подает сообщения таким образом, чтобы вызвать у ее потребителя созвучность, соответствие сложившихся у него схем-стереотипов с характером содержания новостей.

     СМИ в тоталитарном обществе являются манипуляторами общественного сознания. Манипулятивный арсенал СМИ: преднамеренно искажение  реального положения вещей путем замалчивания одних фактов и выпячивания других, публикации ложных сообщений, пробуждение у аудитории негативных эмоций с помощью визуальных средств или словесных образов. Все эти приемы направлены на создание определенного эмоционального настроя и психологических установок у аудитории.

     Основным  манипулятивным материалом СМИ является сама информация, манипулируя информацией можно:

  • сфабриковать, выдавая информацию за подлинную;
  • исказить путем неполной, односторонней подачи информации;
  • отредактировать, добавив различные домыслы;
  • интерпретировать факты в выгодном свете;
  • утаить важную информацию, какие-либо существенные детали;
  • проявить избирательное внимание к фактам в соответствии со своей позицией;
  • сопроводить материал заголовком, не соответствующим содержанию;
  • приписать кому-либо заявления, которых он никогда не делал;
  • опубликовать правдивую информацию, когда она потеряла свою актуальность;
  • неточно процитировать, когда приводится часть фразы или выступления, которая в отрыве от контекста приобретает другой, иногда даже противоположный смысл.

       Все эти манипуляции с информацией  совершаются с учетом конкретных  целей и задач, стоящих перед  манипуляторами. Информация является  лишь строительным материалом, внешней  оболочкой, под которой скрывается  истинная цель и смысл информации19.

     Тоталитарная  система полностью поглощает  общество. Она деформирует и реформирует  политические, экономические и социальные институты во имя собственного саморазвития. СМИ представляют собой пропагандистско-идеологический комплекс, часть государственной структуры, где не остается места для объективной и свободной информации.

     Главным средством тоталитарной системы  является мощный партийно-государственный  аппарат, который обладает всей полнотой власти над человеком и обществом  благодаря системе тотального, всепроникающего контроля, который осуществляется в первую очередь с помощью СМИ20.

     СМИ выступают в качестве мощного  фактора идеологического воздействия  на сознание и поведение людей, направляя  их активность в четко заданном направлении. Через СМИ тоталитарные режимы осуществляют главным образом распространение и внедрение различного рода политических мифов и стереотипов. Наиболее типические из них: миф о явном превосходстве данной общественной системы над всеми другими общественными системами прошлого и настоящего как в экономическом и социальном. Так в политическом и духовном отношениях. Во-вторых, миф о ее особом предназначении в современном и будущем мире, состоящем в том чтобы установить идеальное общество на земле. Для обоснования этих мифов СМИ наделяются свободой выбора в аргументации, даже если эта аргументация противоречит здравому смыслу. Таким образом, с помощью СМИ тоталитарные режимы могли внушить обществу любую идею.

     Тоталитарные  режимы характеризуются масштабным воздействием на массы с помощью СМИ. Радиоприемник был в каждом доме. Газетные статьи читались, обсуждались, цитировались на собраниях и политинформациях. Позднее появилось и стало быстро распространяться телевидение. Именно тоталитарные режимы ввели в широкий оборот понятие “пропаганда”.

     Воздействуя в выгодном для себя направлении  на сознание масс, тоталитарные режимы стремились оградить их от посторонних  влияний, не давая возможности людям  сравнивать, сопоставлять. В этом была одна из причин существования “железного занавеса”.

     СМИ в тоталитарном обществе формируют  определенный массовый тип личности. Это “одномерный” “человек-волк”, примитивный в своих потребностях и суждениях индивидуалист, трудолюбивый, лояльный к начальству и правительству, готовый к дарвинистской борьбе за существование и не утруждающий себя размышлениями о высоких материях.

     Таким образом, СМИ в тоталитарном обществе представляют собой “инструмент  идеологической политики партии”. С  помощью СМИ осуществляется влияние  на формирование мировоззрения граждан, руководство их потребностями, мотивами, целями. СМИ в тоталитарном обществе формируют определенный базовый тип личности, для которого характерны конформизм, индифферентность, уход от действительности, в СССР таким типом был “человек-советский”.

 

      Заключение 

     Без всестороннего и глубокого изучения психологии людей невозможно по-настоящему познать богатство их природных  дарований, видеть перспективу работы с ними, проникнуться верой в неисчерпаемость  их духовного и физического потенциала. Каждая личность обладает общими для всех людей физическими и психическими характеристиками. Развитость того или иного компонента, оригинальность его жизненного проявления и обуславливают отличие одной личности от другой.

     На  основании этих отличий строится большое количество теорий личности, как в психологии, так и в социологии. Описанные в работе социологические теории личности строятся на основании взаимодействий личности с социальной средой. Эмиль Дюркгейм описывал взаимодействие личности и социального окружения с точки зрения влияния общества на личность, что характеризует положение личности в тоталитарном обществе, где личность рассматривается только лишь как объект влияния общества. Макс Вебер говорил о личности как о субъекте социального действия, который осуществляет целенаправленную деятельность, направленную на изменение общества. Карл Маркс рассматривал субъект – объектные отношения личности и общества. Он говорил о том, что, как личность, так и социальные институты являются субъектами и объектами социальных взаимодействий.

     Рассматривать существование личности вне общества бессмысленно, она является составной  частью общества и в развитых демократических обществах влияет на их развитие. Совершенно противоположно положение личности в тоталитарном обществе. Тоталитарные общества являются неотъемлемой частью мировой истории. Они возникли в начале XX века и привели к значительным изменениям общественно-политических структур Европы. Тоталитарность тоталитарных режимов проявляется в том, что партия, какая-либо клика или фюрер – вождь устанавливают всеохватывающий контроль над всеми сферами общественной жизни и государством, полностью поглощая их, а также в том, что подавляющая масса населения свято верит в основные цели, установки, ориентации, постулируемые партийным руководством.

     Тоталитарное  государство стремится к насильственному  расформированию всех других партий и организаций, к унификации хозяйственных, государственных, культурных, военных, спортивных, молодежных, церковных  и других учреждений общественной жизни. Характерной чертой тоталитаризма является абсолютное господство определенной идеологии и политики. Идея всеобщего огосударствления реализуется через централизованное планирование и управление в экономике, мифологизм духовной жизни.

     Тотальное огосударствление делает функционирование общества похожим на муравейник: каждый выполняет свое дело, сомневающихся изолируют, несогласных уничтожают21.

     “Тоталитаризм посягнул на свободу мысли так, как  никогда прежде не могли и вообразить, причем контроль над мыслью преследовал не только запретительные, но и конструктивные цели, не просто возбраняется выражать, даже допускать, определенные мысли, но диктуется, что именно надлежит думать, создается идеология, которая должна быть принята личностью, тоталитаризм норовит управлять ее эмоциями. Навязывает ей образ мыслей и поведения. Она изолируется, насколько возможно, от внешнего мира, чтобы замкнуться в искусственной среде, лишив ее возможности сопротивления”, – писал Джордж Оруэлл.

     В тоталитарном обществе можно выделить три основополагающих механизма формирования “человека-советского” как базового типа личности: появление дешевых газет, ориентированных на массового, малограмотного читателя, затем распространение радио и телевидения. Результатом этого стала трансформация утопических, умозрительных гипотез из теоретических достояний ученых в массовую идеологию, побуждающую людей к изменению социальной реальности. Вторым механизмом стало возникновение механизма влияния на общественно-политическое и социальное развитие, которым стали массовые политические партии. Третьим механизмом стало накопление опыта управлением общественно-политическими процессами, которое произошло в ходе Первой мировой войны, когда государство смогло аккумулировать финансовые, хозяйственные, милитаристские, человеческие ресурсы и по собственное воле распоряжаться ими.

     Основной  проблемой личности в тоталитарном обществе является ее несвобода. Несвобода  слова, поведения, волеизъявления, и  даже – мысли.

     Государство предписывало образ мыслей, манеру поведения, стиль одежды – осуществлялась полная унификация индивидуальных проявлений, создавалась ровная индифферентная масса.

     Немаловажную  роль в создании “человека-советского”  как базового типа личности играли СМИ. В тоталитарном обществе СМИ  выступают “глашатаями” партии.

 

       СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

    1. Вишневский  А. Серп и рубль. – М.: Академия, 1998. – 496 с.
    2. Гаджиев К. С. Введение в политическую науку. – М.: Логос, 1997. – 541 с.
    3. Гаджиев К. С. Политическая наука. – М.: Международные отношения, 1995. – 400 с.
    4. Головаха Е. И., Бекешкина И. Э., Небоженко В. С. Демократизация общества и развитие личности. От тоталитаризма к демократии. – К.: Наукова думка, 1992. – 125 с.
    5. Гончаров Д. В., Гонтарева И. Б. Введение в политическую науку. – М.: Наука, 1996. – 168 с.
    6. Дахин В. Распад социальной ткани тоталитарного общества// Свободная мысль. – 1994. – №2 – 3. – с. 103 – 112.
    7. Желев Ж. Фашизм. – М.: Новости, 1991. – 336 с.
    8. Киселев Г. С. Трагедия общества и человека: Попытка осмысления опыта советской истории. – М.: Владос, 1992. – 168 с.
    9. Курскова Г. Ю. Тоталитаризм на перекрестке мнений// Социо-гуманитарные знания. – 1999. – №1. – с. 191 – 209.
    10. Мировое политическое развитие: век ХХ. – М.: Аспект-пресс, 1995. – 365 с.
    11. Осипов Т. В. Социология и социализм. – М.: Мысль, 1990. – 362 с.
    12. Политология. /Под ред. Д. С. Клементьева. – М.: Знание, 1997. – 224 с.
    13. Пугачев В. П. Политология: Справочник студента. – М.: Слово, 1999. – 576 с.
    14. Студников П. Е. Теоретические проблемы тоталитаризма // Социо-гуманитарные знания. – 1999. – №2. – с. 274 – 286.
    15. Суханов А. П. Информация и человек. – М.: Советская Россия, 1980. – 280 с.
    16. Толстиков В. С. Рабочий класс и тоталитаризм// Свободная мысль. – 1994. – №1. – с. 17 – 21.
    17. Тоталитаризм как исторический феномен. – М.: Философское общество СССР, 1989. – 395 с.
    18. Цуладзе А. Политические манипуляции или покорение толпы. – М.: Университет, 1999. – 144 с.

Информация о работе Проблемы личности в условиях тоталитарного общества