Проблемы личности в условиях тоталитарного общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ – проблемы личности в тоталитарном обществе.
ЦЕЛЬ КУРСОВОЙ РАБОТЫ – проанализировать основные проблемы личности в тоталитарном обществе, исследовать роль средств массовой информации в формировании базового типа личности “человека-советского”.

Работа содержит 1 файл

Социология. Контрольная.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

     “Под  маркой фашизма в Европе впервые появился тип человека, который не считает нужным оправдывать свои претензии и поступки ни перед другими, ни даже перед самим собой”.

     Стремясь  во что бы то ни стало, любой ценой  достичь своих целей, он присваивает  себе “право действовать без всяких на то прав”. В таком поведении  раскрывается природа нового человека массы, не способного к идейному творчеству, но желающего иметь собственные “идеи” и “мнения”11.

     Такие характеристики человека массы способствуют развитию тенденции к своеобразному  социальному нарциссизму и уверенности  людей и общества в целом в  своей непогрешимости. Они перестают  видеть мир в его реальном воплощении. Уходя от правды, люди предаются всякого рода иллюзиям, облегчая и оправдывая свою жизнь, ища более легкие пути и способы самореализации и счастья.

     Ареал распространения такого типа человека не ограничивается низшими и средними этажами социальной иерархии. Тоталитарная система создает оптимальные условия для восхождения торжествующей посредственности к самым вершинам власти и авторитета. Господство посредственности, человека массы не только не ослабляет, а, наоборот, до гипертрофированных масштабов поощряет и стимулирует стремление людей к постам, чинам, должностям, продвижению вверх по служебной лестнице.

     Чинопочитание и вожделение чинов и наград стали  по сути дела интегральной доминантой тоталитарного сознания.

     Как установлено социально-психологическими исследованиями, процесс идентификации, утверждения конформизма и одномерного взгляда на вещи обычно облегчается у лиц, не уверенных в себе, испытывающих определенный комплекс неполноценности, не чувствующих под собой твердой опоры. Отождествление себя с сильным, авторитетным человеком, группой, организацией придает им необходимую уверенность. Оторванность от корней, отсутствие или нехватка ощущения твердости бытия делают легкими все движения и повороты в поведении и действиях людей. Когда человек чувствует себя неуверенно в своей профессии, им можно управлять, помыкать, заставлять безоговорочно подчиняться начальнику, забыть о щепетильности в отношении морально-эстетических норм. В то же время такой человек обладает “среднеобразовательным” уровнем, что позволяет использовать его на любых участках работы12.

     В целом тоталитарный тип – это  государственный человек, преданный  этому государству и всецело  зависящий от него.

     Тоталитаризм  ставил себе целью добиться единства человека и общества, государства, партии, слитности всех структур общественного бытия. В тоталитаризме не государство существует для людей, а наоборот, люди для государства, отдельный человек приносится в жертву гражданину, а гражданин в свою очередь – в жертву подданному. Это препятствует свободному проявлению общественных сил. Побеждает конформизм, народ превращается в массу, население приобретает атрибуты толпы13.

     Итак, тоталитаризм преследует одну общую  цель – унификация отдельной личности, растворение ее в массе. Единичные  проявления свободомыслия пресекаются, наиболее яркие и талантливые люди уничтожаются морально или физически.

 

      Глава 2. Проблемы личности в условиях тоталитарного общества 

     2.1 Средства массовой информации  в тоталитарном обществе 

     Созидательная деятельность, включающая в себя также  и борьбу за преобразование общественных, производственных отношений, осуществлялась и осуществляется с помощью непрерывно протекающих информационных процессов. Потоки информации движутся в самых различных направлениях, имеют самую различную качественную и количественную характеристику.

     Выделение сферы функционирования всей человеческой информации дает возможность классифицировать ее по видам.

     Можно выделить естественнонаучную информацию, которая отвечает познавательной деятельности человека, информацию, необходимую для практически преобразующей деятельности, научно-прикладную, научно-техническую, организационно-производственную. Социальную информацию, непосредственно отражающую общественные, социальные отношения людей14.

     В этой классификации социальная информация выступает как часть общечеловеческой, отражает взаимоотношения социальных групп, классов, наций и народностей, всех общностей людей в процессе их производственной деятельности.

     Именно  этот вид информации оказывает наибольшее влияние на формирование общественного мнения. Социальная информация активно воздействует на сознание и поступки людей, причем ее действие происходит часто незаметно и подспудно, вызывая в сознании человека постепенные, не всегда сразу замечаемые количественные изменения, впоследствии приводящие к определенным качественным сдвигам. Социальная информация используется господствующим в обществе классом в своих интересах. С помощью ее он стремится представить свои классовые идеи и взгляды в качестве общенациональных взглядов и идей, распространить свое мнение на все общество, превратить его в общественное мнение. С этой целью информация сознательно и целеустремленно отбирается и подается в специально обработанном виде.

     При этом ей стремятся придать наибольшую убедительность в расчете на то, что она может серьезным образом изменить образ мыслей, мнение каждого человека, а, в конечном счете, перестроить общественное мнение, что, несомненно, повлечет за собой образование новых взглядов и поведения людей, соответствующих характеру поданной информации.

     Социальная  информация играет большую роль в  общественном развитии. Люди в процессе материального производства, в своей повседневной жизни постоянно вступают друг с другом в разнообразные отношения, которые так или иначе обусловлены их положением в системе общественного производства, характером труда, отношением к собственности, местом в социальной структуре общества, той ролью, которую они играют в создании материальных и культурных благ15.

     И во всех этих отношениях в той или  иной степени функционируют потоки социальной информации, отражающие интересы тех или иных социальных групп, различных коллективов людей. Без циркуляции социальной информации немыслима жизнь общества, без информационных потоков невозможно себе представить социальное развитие общества, его производительных сил и производственных отношений, движение по пути прогресса.

     “Пресса – создатель общественного мнения, выразитель повседневных мыслей и чувств народа, “самобытная”, в настоящем  смысле слова, политика, одно из средств, которое превращает многие индивидуальные мнения в “орган единого разума”.

     С точки зрения структуры самой  социальной информации ее можно расчленить на экономическую, политическую (в том  числе идеологическую, правовую), духовную (включающую в себя нравственную, моральную, эстетическую информацию) и культурную. К экономической следует причислить всю информацию, которая непосредственно отражает производственную, экономическую деятельность людей.

     Политическая  информация выражает политические взгляды  и настроения определенных классов и социальных групп, отражает господствующие идеи в обществе, служит противоборству политических партий и всевозможных группировок в антагонистическом мире.

     Духовная  информация пронизывает сферу духовной деятельности человека. Ее область  – мораль и нравственность, литература и искусство, этика и эстетика, педагогика и психология и так  далее. Источником служат социальные процессы, связанные с интеллектуально-творческой деятельность человека, с миром музыки и литературы, морально-нравственных и эстетических отношений.

     Культурная  информация может быть рассмотрена  как сквозная, пронизывающая все  структурные блоки, поскольку она  обслуживает производственную, экономическую жизнь общества, а также и политическую, правовую, идеологическую, духовную деятельность, так как в любой из этих сфер мы встречаем с необходимостью внедрения и развития высокой культуры, отвечающей очередной новой ступени в развитии общественного прогресса.

     Социальную  информацию можно разделить на ряд  видов также и по функциональному  признаку. В этом плане правомерно вести речь о познавательной, управленческой, воспитательной информации, а также  об информации межличностного общения. Познавательная информация включает в себя знания о социальных процессах, происходящих в обществе.

     Управленческая  информация функционирует в процессе управления  производственным коллективом, государством, обществом в целом. Само название “воспитательная информация”  определяет ее роль и место в формировании общественного индивида, социализации личности. Что же касается информации межличностного общения, то это, пожалуй, самый распространенный ее вид, наименее фиксируемый и хранимый с помощью различных технических средств. Она в свою очередь подразделяется на личностную и групповую.

     Социальную  информацию можно классифицировать по форме, в которой она доходит  до пользователя, а именно: на устную, печатную, аудиовизуальную, визуальную, письменную, живую и накопленную.

     Неотъемлемая составная часть социальной информации – массовая информация и пропаганда. К ее средствам причисляют главным образом печать, радио, телевидение, кино. Они обеспечивают систематическое распространение сообщений одновременно большому числу людей, живущих в самых различных уголках нашей планеты.

     Информация  активно воздействует на сознание и  поведение людей.

     Сознательно отобранная и целенаправленная информация обладает большой убедительной силой  и способностью формировать взгляды  и поступки людей в соответствии с требованиями общества.

     Социальная  информация является высшим типом информации, так как она возникает на основе общественной, социальной практики –  высшей формы преобразующей деятельности – и предназначена для использования  в практике, в социальном управлении обществом. Социальная информация непосредственным образом участвует в управлении развитием личности. Она функционирует по различным каналам: непосредственное общение с массами, изучение разного рода документов, материалов, сообщений, отчетов, обучение и образование, научные исследования, изобретения, открытия, обобщение практического опыта в области производства, оциально-политических отношений, духовной жизни, сбор и отбор нужной информации, хранение и поиск ее, распространение, пропаганда, передача потребителю, использование информации, контроль за эффективностью ее применения16.

     Информационные  процессы отвечают задачам развития личности, если они учитывают интересы, предпочтения, запросы, ожидания тех, кто потребляет информацию. В противном случае взаимодействие между средством информации и ее потребителем просто не состоится.

     Массовая  информация в системе управления развитием личности предполагает обязательный учет специфики сознания представителей различных слоев и групп населения.

     Включение СМИ в процесс принятия решения превращает любую проблему из политической в общественную, в этом смысле СМИ выступают в качестве посредника между властью и народом. СМИ могут выступать как стабилизатором социального напряжения в обществе, так и его катализатором, способствовать развитию социальной напряженности.

     Все СМИ можно дифференцировать на три  группы: представляющие официальную  точку зрения государственной или  местной власти; выражающие различные  точки зрения правительственной  оппозиции; открытые, свободные СМИ, ориентирующиеся на интересы всех слоев общества и стремящиеся объективно освещать события и проблемы17.

     Таким образом, социальная деятельность в  обществе, основываясь на интеракциях  людей не возможна без обмена информацией. Информация является движущей силой прогресса. Информация делится по формам, видам, функциям. Социальная информация охватывает практически все сферы жизнедеятельности общества. Именно с помощью социальной информации правящий класс может оказывать воздействие на формирование мировоззрения личности. 

     2.2 Пропагандистская машина и СМИ  в тоталитарном обществе 

     Для технического средства передачи содержательная сторона информации не имеет никакого значения. В то же время для людей, передающих и воспринимающих информацию, ее содержание играет первостепенную роль.

     Средства  массовой информации в тоталитарном обществе служат интересам правящей партии, смысл их деятельности –  проводить политику партии, того класса, который ими владеет.

     Многие  социологии считают прессу четвертой  властью в государстве после законодательной, судебной и исполнительной.

     Пресса, радио, телевидение, кино с их специфическими особенностями – оперативностью, возможностью сразу давать одну и  ту же информацию огромным массам людей – в тоталитарном мире используются как идеальное средство унификации и стандартизации человеческого мышления и поведения, для воспитания населения в духе, отвечающем интересам господствующей партии, класса18.

Информация о работе Проблемы личности в условиях тоталитарного общества