Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 14:05, реферат
Ценности – это представления людей о значимых вещах, то, чему приписывают большее значение, определенные предпочтения. Это относительно устойчивое, социально-обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ [1]. Система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру.
Социальные ценности - в широком смысле - значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальной группы, личности.
Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Влияние ценностей на поведение человека……………………….…..4
2. Структура и классификация ценностей……………………………….7
3. Советские ценности…………………………………………………...13
3.1 Этапы эволюции…………………………………………………...15
4. Эволюция ценностей и ценности молодежи в современной России………………………………………………………………..…21
Заключение………………………………………………………………….……26
Список литературы …………………………………………………………..….28
В то же время линия разделения между “отцами” и “детьми” затрагивала некоторые вполне определенные ценности современного либерального общества, такие, как “свобода”, “личное достоинство”, “профессионализм”, “собственность”, “деньги”, но не такие, как “демократия”, “законность”, “гарантии политических прав личности (слова, собраний, демонстраций, участие в выборах и др.). Дело в том, что в условиях наступившего после 1993 г. разочарования в политике молодежь предпочитала либерально-рыночные, но не политические или связанные с политикой ценности.
Ценностная поляризация по шкале образования не менее значима, но характер ее несколько иной. В отношении к большинству ценностей, в том числе и таких, как “труд”, “трудолюбие”, “деньги” существенных различий между группами, различающимися по уровню образования, не наблюдалось. Вместе с тем, линии разделения в данном случае проходили по важнейшим позициям, характеризующим политическую культуру современного общества: по отношению к “правам человека”, “свободе”, “личному достоинству”, “чувству долга”, “собственности”, “образованности”, “гуманизму”, “профессионализму”. Это еще один пример направления, по которому традиционное сознание (представленное в данном случае позицией россиян с начальным образованием) устойчиво сопротивляется переменам. Одновременно можно сказать, что россияне с высшим образованием как социальная группа проявили себя наиболее подготовленными к освоению либерально-рыночных ценностей преобразования.
Наконец, третий период после
1997 г. был ознаменован
В свою очередь, некоторое усиление в сознании представителей массовых групп идей и ориентаций, связанных с государственным патернализмом, обрело формы, заметно отличающиеся от его “классического”, советского варианта, которые можно охарактеризовать скорее как парадоксальное сочетание ценностных ориентаций. В отличие от классического авторитаризма, основанного на сочетании экономических свобод, невмешательства государства в сферу частных интересов граждан с резким ограничением политических свобод, в сознании немалой части российского населения (в 1997 г. - не менее 20%), идеалом стало сочетание жесткого государственного контроля над экономикой с сохранением политических прав и свобод. Такой тип ориентаций соединяет в себе взаимоисключающие ценности личной свободы и демократии в политической сфере с ценностью государства как единственной силы, обеспечивающей порядок в экономике и самое ее функционирование. Разумеется, подобный режим, как показывает история, в реальности существовать не может, но в сознании многих российских граждан он является желанным идеалом, который вполне соответствует сочетанию привычной ориентации на “государство-хозяина”, “государство-отца” с некоторыми, на первый взгляд, либеральными предпочтениями в политической сфере (такими, например, как свободные выборы).
Изменения, происходящие в современном российском обществе как в самом начале переходного периода, так и сегодня, отражаются на всех сферах жизни людей. Мы наблюдаем эти изменения, во-первых, прежде всего потому, что сами являемся свидетелями текущих событий, а во-вторых, сравнивая результаты проводимых в стране социологических исследований.
В 2006 году Институт сравнительных социальных исследований (ЦЕССИ) провел Всероссийское исследование «Ценности и интересы россиян», в значительной мере повторяющее одно из немногих общенациональных исследований, проведенных в 1986 году Институтом социологии РАН под руководством профессора И.Т. Левыкина. Результаты этих опросов предоставили уникальную возможность проанализировать те изменения, которые произошли в образе жизни и жизненных ценностях наших граждан за последние 20 лет.
Очевидно, что базовые жизненные ценности россиян претерпели за эти годы существенные изменения. Если до реформ в иерархии жизненных ценностей на первом месте стояла семья, супружество (эту сторону жизни выбирали как одну из наиболее важных 60% опрошенных россиян в 1986) и дети (55%), то сегодня универсальная ценность семьи и детей несколько упала, хотя до сих пор и остается одной из наиболее важных для людей (53% и 45% соответственно),зато на первом месте оказались материальное благополучие и бытовой комфорт (31% 20 лет назад и 55% сегодня). Изменилось и представление людей о работе. Само по себе место работы в
жизни людей не претерпело существенных изменений. Работа была и остается очень важным элементом жизни. Зато само отношение к работе изменилось довольно сильно. Если раньше работа могла рассматриваться как цель и способ достижения самых различных благ – материальных, социального статуса, общественного уважения, удовлетворения потребностей в самореализации, то сегодня работа воспринимается
большинством людей как средство и средство для одной, единственной и
универсальной цели – материального благополучия. Ценность «интересной работы» в иерархии других жизненных целей упала с 41% до 29%.
Сегодня и 20 лет назад респондентов просили ответить на вопрос, что они считают наиболее важным для достижения успеха в жизни. Иерархия ценностей успеха изменилась за годы реформ довольно радикально. Если в советском обществе верхнюю строчку наиболее важных факторов для достижения успеха занимало трудолюбие и этот фактор был несомненным и единственным приоритетом, который выбирали 74% россиян, то сегодня в постсоветские времена его потеснило на второе место не что-нибудь, а образование (его считают важным 54% опрошенных - по сравнению с 39% 20
лет назад). Сегодня образование считается столь же важным фактором успеха, как и трудолюбие (52%), которое потеряло свой монополизм.
В советском обществе существовало представление, что успешность человека во многом определяется его социально-одобряемым поведением в обществе, умением правильно строить отношения с другими людьми, быть «порядочным» человеком. Однако, в современном обществе эти факторы уже потеряли существенную часть своего значения. Значение «уважения окружающих» упало с 27% до 17%, стремление быть полезным обществу – с 26% до 6%. Зато в нашем современном обществе люди стали гораздо большее значение придавать социальным связям, индивидуальным человеческим качествам и случайным обстоятельствам.
Таким образом, для того, чтобы хорошо чувствовать себя в современном обществе, адаптироваться к реалиям жизни, по мнению россиян, необходимо обладать такими качествами как хорошее образование, трудолюбие, целеустремленность, талант, гибкость, умение приспосабливаться, обладать поддержкой близких, связями с нужными людьми и просто везение.
Представления людей о том, какие факторы способствуют успеху в
современном обществе формируются как реалиями жизни, так и средствами массовой информации. Газеты и журналы, особенно дорогие, глянцевые издания полны описаний о сытой и комфортной, «красивой» жизни олигархов и их окружения, бомонда, выдаваемого за элиту общества, но практически ничего не публикуется о научных открытиях, трудовых достижениях основной части общества, которая создает экономическую базу его существования и развития.
Сейчас
молодые люди на одну из первых позиций
ставят материальное благополучие.
То есть предпочтение отдано не столько
духовным и нравственным ценностям,
сколько материальному
Молодые люди во главу угла ставят независимость и карьеру, достижение высокого статуса. В последние годы в России появились многие возможности финансового самоутверждения личности, где не требуется высокий уровень образования, но платят большие деньги. Для части молодых людей эти пути достаточно привлекательны, хотя они
не ведут
к настоящему успеху, а усиливают
ощущение духовной пустоты и бессмысленности
жизни, временности всего
Отношение к дружбе и товариществу тоже претерпело изменения. Верные друзья, надежные товарищи остаются в детстве. Отношение к близким людям приобретает все более корыстный характер. Эгоистичный настрой «сам за себя» выше гуманных отношений, взаимопонимания, взаимоподдержки и взаимопомощи.
Современная молодежь России проходит свое становление в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность и пессимизм, неверие в будущее. Растут агрессивность и экстремизм, шовинизм и криминальность.
Также продолжает стремительно падать ценность умственного труда, образования и знаний. В большинстве своем подрастающее поколение стремится получить любое образование с минимальными усилиями, работает на результат – лишь бы получить диплом.
Образование рассматривается в первую очередь как возможность получить хорошее место работы, а уже потом – как средство получения новых знаний. На формирование этих ценностей влияют происходящие в обществе экономические и социальные изменения. Те приоритеты, которые раньше казались незыблемыми, сменяются другими. Появляются
новые ценностные ориентации, а значит, разрушаются старые идеалы, традиции и формулируется новый тип личности. Общество, среда обитания с их стихийными, хаотичными, неписанными требованиями и принципами изменяют, часто просто уродуют взгляды еще не до конца сформировавшейся личности.
В условиях общесоциального кризиса, который мы переживаем сегодня, и такие ценности, как семья, и образование тоже находятся в кризисном состоянии [7]. По-прежнему велико число разводов, брошенных детей и стариков, детей, убегающих из дома, нередки жестокость по отношению к детям и старикам, - все это признаки социального нездоровья семьи. В области образования — отрицательное отношение к школе и детей, и родителей, бесчисленные конфликты с учителями, деградация педагогической профессии (масса примеров профессиональной несостоятельности преподавателей), падение престижа образования, низкий уровень подготовки специалистов в вузах и т.д. — это также картина кризиса.
Однако кризис какого-либо явления отнюдь не равнозначен падению или исчезновению его социальной ценности. Наоборот, активная общественная критика может означать наличие ценностного конфликта в этой области, т.е. «чувства отклонения от идеала», несоответствия общественной потребности и наличию имеющихся обстоятельств.
Одновременно это может означать смену ориентаций в данной области, а вместе с ней переосмысления и даже укрепления ценности данного явления. Так, например, в ситуациях социальных преобразований, когда разрушаются многие виды и формы социальных отношений, семья неожиданно начинает быть особо привлекательным местом — островком спокойствия, отдыха, личностной цельности, поэтому ценность ее может возрастать. Этому парадоксально способствуют даже экономические трудности — необходимость выживания консолидирует усилия в семье. Ранние браки приобретают не только спонтанный характер. Часто молодые люди сознательно стремятся к созданию семьи, чтобы укрыться там от фрустрирующего воздействия общественных процессов. В области образования все большую популярность приобретают нетрадиционные виды обучения. Многие люди не смущаются и даже стремятся к платным формам учебных заведений предпочтительно делового, профессионального
характера. Отрицая официальные учебные заведения, они связывают свои надежды с иными формами образования, так как понимают его как средство выживания в новых условиях, максимально безболезненного перехода к новому образу жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Система социальных ценностей: люди, человеческая жизнь в единстве жизненных сил и способностей, социально значимой деятельности; предметный и идеальный мир, созданный всеми поколениями людей, - материальная и духовная культура; общественная связь людей, все формы общественных отношений, система самоорганизации людей в социальную целостную систему и общественные институты, составляющие эту систему и обеспечивающие социальную регуляцию (в эпохи цивилизации - государство и другие социальные институты); социальные общности (ассоциации), национально-этнические общности.
Ценности могут отличаться уровнем своей общепринятости и абстрактности. Можно выделить конкретные ценности, встречаемые в нашей ежедневной жизни и абстрактные, раскрывающие более глубокий смысл человеческого существования. Конкретные ценности можно рассматривать по двум аспектам: как «ежедневные» ценности, или разные сферы человеческой жизни и деятельности, например, его труд, семейная жизнь, дальнейшее обучение, способы проведения досуга, домашнее хозяйство и т.д., и отдельные элементы каждой жизненной сферы, такие как характер деятельности, ее распределение во времени, физическая среда, отношения с другими людьми, перспективы и др.
Абстрактные ценности в свою очередь могут быть личными, связанными с желаниями и целями личности, например, реализация возможностей, престиж, уважение, власть, влияние, этичность и общие социальные ценности, связанные с социальными группами и их идеями, которые перенимает личность (например, социальное благосостояние, прогресс, мир и война, социальное равенство индивида и его общая рабочая ситуация, складывающаяся из внешних условий труда, социальной среды, зарплаты, социальных гарантий, возможностей карьеры и др.). Воспринимаемый таким образом труд можно сравнить с другими сферами человеческой жизни, например, семейной жизнью, дальнейшей учебой, общественной или политической деятельность, отдыхом.
Итак, ценности, являясь
продуктом жизнедеятельности
Избирательность освоения ценностей культуры обеспечивает индивидуальность и уникальность системы ценностей личности, что в свою очередь определяет неповторимость и своеобразие самой личности.
Информация о работе Проблемы эволюции ценностей в современном российском обществе