Проблемы эволюции ценностей в современном российском обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 14:05, реферат

Описание работы

Ценности – это представления людей о значимых вещах, то, чему приписывают большее значение, определенные предпочтения. Это относительно устойчивое, социально-обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ [1]. Система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру.
Социальные ценности - в широком смысле - значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальной группы, личности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Влияние ценностей на поведение человека……………………….…..4
2. Структура и классификация ценностей……………………………….7
3. Советские ценности…………………………………………………...13
3.1 Этапы эволюции…………………………………………………...15
4. Эволюция ценностей и ценности молодежи в современной России………………………………………………………………..…21
Заключение………………………………………………………………….……26
Список литературы …………………………………………………………..….28

Работа содержит 1 файл

социология.docx

— 71.26 Кб (Скачать)

В то же время линия разделения между “отцами” и “детьми” затрагивала некоторые вполне определенные ценности современного либерального общества, такие, как “свобода”, “личное достоинство”, “профессионализм”, “собственность”, “деньги”, но не такие, как “демократия”, “законность”, “гарантии политических прав личности (слова, собраний, демонстраций, участие в выборах и др.). Дело в том, что в условиях наступившего после 1993 г. разочарования в политике молодежь предпочитала либерально-рыночные, но не политические или связанные с политикой ценности.

Ценностная поляризация  по шкале образования не менее  значима, но характер ее несколько иной. В отношении к большинству ценностей, в том числе и таких, как “труд”, “трудолюбие”, “деньги” существенных различий между группами, различающимися по уровню образования, не наблюдалось. Вместе с тем, линии разделения в данном случае проходили по важнейшим позициям, характеризующим политическую культуру современного общества: по отношению к “правам человека”, “свободе”, “личному достоинству”, “чувству долга”, “собственности”, “образованности”, “гуманизму”, “профессионализму”. Это еще один пример направления, по которому традиционное сознание (представленное в данном случае позицией россиян с начальным образованием) устойчиво сопротивляется переменам. Одновременно можно сказать, что россияне с высшим образованием как социальная группа проявили себя наиболее подготовленными к освоению либерально-рыночных ценностей преобразования.

Наконец, третий период после 1997 г. был ознаменован противоречивыми  процессами ценностной консолидации и  ценностного разделения внутри самих элитных групп, а также оживлением в сознании достаточно широких слоев российского населения ценностных ориентаций, связанных с государственным патернализмом и особой российской версией авторитаризма. Иными словами, конфликт интересов и ценностей, начавшись как конфликт между элитой и основной массой населения, затронул в итоге и сами элитные группы. За фасадом внешнего единства внутри российской элиты вызревал глубокий и непримиримый конфликт ценностей, обнаружившийся в явном виде в 1998-1999 гг. как конфликт политический.

В свою очередь, некоторое  усиление в сознании представителей массовых групп идей и ориентаций, связанных с  государственным  патернализмом, обрело формы, заметно  отличающиеся от его “классического”, советского варианта, которые можно  охарактеризовать скорее  как парадоксальное сочетание ценностных ориентаций. В отличие от классического авторитаризма, основанного на сочетании экономических свобод, невмешательства государства в сферу частных интересов граждан с резким ограничением политических свобод, в сознании немалой части российского населения (в 1997 г. - не менее 20%), идеалом стало сочетание жесткого государственного контроля над экономикой с сохранением политических прав и свобод. Такой тип ориентаций соединяет в себе взаимоисключающие ценности личной свободы и демократии в политической сфере с ценностью государства как единственной силы, обеспечивающей порядок в экономике и самое ее функционирование. Разумеется, подобный режим, как показывает история, в реальности существовать не может, но в сознании многих российских граждан он является желанным идеалом, который вполне соответствует сочетанию привычной ориентации на “государство-хозяина”, “государство-отца” с некоторыми, на первый взгляд, либеральными предпочтениями в политической сфере (такими, например, как свободные выборы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ЭВОЛЮЦИЯ  ЦЕННОСТЕЙ И ЦЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 

Изменения,  происходящие в современном российском обществе как в самом начале переходного периода, так и сегодня, отражаются на всех сферах жизни  людей. Мы наблюдаем эти изменения,  во-первых,  прежде всего потому,  что сами являемся свидетелями текущих событий,  а во-вторых,  сравнивая результаты проводимых в стране социологических исследований.

В 2006  году Институт сравнительных социальных исследований  (ЦЕССИ) провел Всероссийское  исследование  «Ценности и интересы россиян»,  в значительной мере повторяющее одно из немногих общенациональных исследований, проведенных в 1986 году Институтом социологии РАН под руководством профессора И.Т. Левыкина. Результаты этих опросов предоставили уникальную возможность проанализировать те изменения, которые произошли в образе жизни и жизненных ценностях наших граждан за последние 20 лет.

Очевидно,  что базовые жизненные ценности россиян претерпели за эти годы существенные изменения. Если до реформ в иерархии жизненных ценностей на первом месте стояла семья,  супружество  (эту сторону жизни выбирали как одну из наиболее важных 60%  опрошенных россиян в 1986)  и дети (55%),  то сегодня универсальная ценность семьи и детей несколько упала, хотя до сих пор и остается одной из наиболее важных для людей (53%  и 45%  соответственно),зато на первом месте оказались материальное благополучие и бытовой комфорт (31% 20 лет назад и 55% сегодня).  Изменилось и представление людей о работе.  Само по себе место работы в

жизни людей  не претерпело существенных изменений.  Работа была и остается очень важным элементом жизни. Зато само отношение к работе изменилось довольно сильно. Если раньше работа могла рассматриваться как цель и способ достижения самых различных благ –  материальных,  социального статуса,  общественного уважения, удовлетворения потребностей в самореализации,  то сегодня работа воспринимается

большинством  людей как средство и средство для одной,  единственной и

универсальной цели – материального благополучия. Ценность «интересной работы» в иерархии других жизненных целей упала с 41% до 29%. 

Сегодня и 20  лет назад респондентов просили  ответить на вопрос,  что они считают наиболее важным для достижения успеха в жизни. Иерархия ценностей успеха изменилась за годы реформ довольно радикально. Если в советском обществе верхнюю строчку наиболее важных факторов для достижения успеха занимало трудолюбие и этот фактор был несомненным и единственным приоритетом, который выбирали 74% россиян,  то сегодня в постсоветские времена его потеснило на второе место не что-нибудь, а образование (его считают важным 54% опрошенных - по сравнению с 39% 20

лет назад). Сегодня  образование считается столь  же важным фактором успеха,  как и трудолюбие (52%), которое потеряло свой монополизм. 

В советском  обществе существовало представление, что успешность человека во многом определяется его социально-одобряемым поведением в обществе, умением правильно строить отношения с другими людьми,  быть  «порядочным»  человеком. Однако,  в современном обществе эти факторы уже потеряли существенную часть своего значения. Значение «уважения окружающих» упало с 27% до 17%, стремление быть полезным обществу –  с 26% до 6%. Зато в нашем современном обществе люди стали гораздо большее значение придавать социальным связям,  индивидуальным человеческим качествам и случайным обстоятельствам.

Таким образом,  для того,  чтобы хорошо чувствовать себя в современном обществе, адаптироваться к реалиям жизни, по мнению россиян, необходимо обладать такими качествами как хорошее образование, трудолюбие, целеустремленность, талант, гибкость,  умение приспосабливаться,  обладать поддержкой близких,  связями с нужными людьми и просто везение.

Представления людей о том,  какие факторы  способствуют успеху в

современном обществе формируются как реалиями жизни, так и средствами массовой информации.  Газеты и журналы,  особенно дорогие,  глянцевые издания полны описаний о сытой и комфортной, «красивой»  жизни олигархов и их окружения, бомонда,  выдаваемого за элиту общества,  но практически ничего не публикуется о научных открытиях, трудовых достижениях основной части общества, которая создает экономическую базу его существования и развития.

Сейчас  молодые люди на одну из первых позиций  ставят  материальное благополучие. То есть предпочтение отдано не столько  духовным и нравственным ценностям,  сколько материальному благополучию,  как некому стимулу  жизненной  активности. Причем, цель зарабатывания денег может достигаться любым доступным способом. А такие жизненные принципы,  как «лучше быть честным,  но бедным»  и «чистая совесть важнее благополучия» уходят в прошлое, и остаются – «ты – мне, я – тебе», «успех – любой ценой».

Молодые люди во главу угла ставят независимость  и карьеру, достижение высокого статуса.  В последние годы в России появились  многие возможности финансового  самоутверждения личности,  где  не требуется высокий уровень  образования,  но платят большие  деньги. Для части молодых людей  эти пути достаточно привлекательны, хотя они

не ведут  к настоящему успеху, а усиливают  ощущение духовной пустоты и бессмысленности  жизни, временности всего происходящего.

Отношение к дружбе и товариществу тоже претерпело изменения.  Верные друзья, надежные товарищи остаются в детстве. Отношение  к близким людям приобретает  все более корыстный характер.  Эгоистичный настрой «сам за себя»  выше гуманных отношений,  взаимопонимания, взаимоподдержки и взаимопомощи.

Современная молодежь России проходит свое становление  в очень сложных условиях ломки  многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений.  Отсюда растерянность и пессимизм,  неверие в будущее.  Растут агрессивность и экстремизм, шовинизм и криминальность.

Также продолжает стремительно падать ценность умственного труда,  образования  и знаний.  В большинстве своем  подрастающее поколение стремится  получить любое образование с  минимальными усилиями, работает на результат  – лишь бы получить диплом.

Образование рассматривается в первую очередь  как возможность получить хорошее  место работы,  а уже потом  –  как средство получения новых  знаний.  На формирование этих ценностей  влияют происходящие в обществе экономические  и социальные изменения.  Те приоритеты,  которые раньше казались незыблемыми,  сменяются другими.  Появляются

новые ценностные ориентации,  а значит,  разрушаются  старые идеалы,  традиции и формулируется  новый тип личности.  Общество,  среда обитания с их стихийными,  хаотичными,  неписанными требованиями и принципами изменяют,  часто просто уродуют взгляды еще не до конца сформировавшейся личности.

В условиях общесоциального кризиса,  который мы переживаем сегодня, и такие ценности, как семья, и образование тоже находятся в кризисном состоянии [7].  По-прежнему велико число разводов,  брошенных детей и стариков,  детей,  убегающих из дома,  нередки жестокость по отношению к детям и старикам, -  все это признаки социального нездоровья семьи.  В области образования — отрицательное отношение к школе и детей, и родителей, бесчисленные конфликты с учителями, деградация педагогической профессии (масса примеров профессиональной несостоятельности преподавателей), падение престижа образования, низкий уровень подготовки специалистов в вузах и т.д. — это также картина кризиса. 

Однако  кризис какого-либо явления отнюдь не равнозначен падению или исчезновению его социальной ценности.  Наоборот,  активная общественная критика может означать наличие ценностного конфликта в этой области,  т.е. «чувства отклонения от идеала»,  несоответствия общественной потребности и наличию имеющихся обстоятельств.

Одновременно  это может означать смену ориентаций в данной области,  а вместе с  ней переосмысления и даже укрепления ценности данного явления.  Так, например, в ситуациях социальных преобразований, когда разрушаются многие виды и формы социальных отношений,  семья неожиданно начинает быть особо привлекательным местом —  островком спокойствия,  отдыха,  личностной цельности, поэтому ценность ее может возрастать.  Этому парадоксально способствуют даже экономические трудности —  необходимость выживания консолидирует усилия в семье. Ранние браки приобретают не только спонтанный характер.  Часто молодые люди сознательно стремятся к созданию семьи,  чтобы укрыться там от фрустрирующего воздействия общественных процессов.  В области образования все большую популярность приобретают нетрадиционные виды обучения. Многие люди не смущаются и даже стремятся к платным формам учебных заведений предпочтительно делового,  профессионального

характера. Отрицая  официальные учебные заведения, они связывают свои надежды с  иными формами образования,  так как понимают его как средство выживания в новых условиях, максимально безболезненного перехода к новому образу жизни. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Система социальных ценностей: люди, человеческая жизнь в единстве жизненных сил и способностей, социально значимой деятельности; предметный и идеальный мир, созданный всеми поколениями людей, - материальная и духовная культура; общественная связь людей, все формы общественных отношений, система самоорганизации людей в социальную целостную систему и общественные институты, составляющие эту систему и обеспечивающие социальную регуляцию (в эпохи цивилизации - государство и другие социальные  институты); социальные общности (ассоциации), национально-этнические общности.

Ценности могут отличаться уровнем своей общепринятости и абстрактности. Можно выделить конкретные ценности, встречаемые в нашей ежедневной жизни и абстрактные, раскрывающие более глубокий смысл человеческого существования. Конкретные ценности можно рассматривать по двум аспектам: как «ежедневные» ценности, или разные сферы человеческой жизни и деятельности, например, его труд, семейная жизнь, дальнейшее обучение, способы проведения досуга, домашнее хозяйство и т.д., и отдельные элементы каждой жизненной сферы, такие как характер деятельности, ее распределение во времени, физическая среда, отношения с другими людьми, перспективы и др.

Абстрактные ценности в  свою очередь могут быть личными, связанными с желаниями и целями личности, например, реализация возможностей, престиж, уважение, власть, влияние, этичность  и общие социальные ценности, связанные  с социальными группами и их идеями, которые перенимает личность (например, социальное благосостояние, прогресс, мир и война, социальное равенство  индивида и его общая рабочая  ситуация, складывающаяся из внешних  условий труда, социальной среды, зарплаты, социальных гарантий, возможностей карьеры и др.). Воспринимаемый таким образом труд можно сравнить с другими сферами человеческой жизни, например, семейной жизнью, дальнейшей учебой, общественной или политической деятельность, отдыхом.

Итак, ценности, являясь  продуктом жизнедеятельности общества и социальных групп, занимают особое место в структуре личности каждого  конкретного субъекта. Ценности «подключают» индивидуальную жизнедеятельность к жизнедеятельности социума.

Избирательность освоения ценностей культуры обеспечивает индивидуальность и уникальность системы ценностей личности, что в свою очередь определяет неповторимость и своеобразие самой личности.

Информация о работе Проблемы эволюции ценностей в современном российском обществе