Проблемы эволюции ценностей в современном российском обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 14:05, реферат

Описание работы

Ценности – это представления людей о значимых вещах, то, чему приписывают большее значение, определенные предпочтения. Это относительно устойчивое, социально-обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ [1]. Система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру.
Социальные ценности - в широком смысле - значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальной группы, личности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Влияние ценностей на поведение человека……………………….…..4
2. Структура и классификация ценностей……………………………….7
3. Советские ценности…………………………………………………...13
3.1 Этапы эволюции…………………………………………………...15
4. Эволюция ценностей и ценности молодежи в современной России………………………………………………………………..…21
Заключение………………………………………………………………….……26
Список литературы …………………………………………………………..….28

Работа содержит 1 файл

социология.docx

— 71.26 Кб (Скачать)

                                           

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….…..3

    1. Влияние ценностей на поведение человека……………………….…..4
    2. Структура и классификация ценностей……………………………….7
    3. Советские ценности…………………………………………………...13

3.1 Этапы эволюции…………………………………………………...15

    1. Эволюция ценностей и ценности молодежи в современной России………………………………………………………………..…21

Заключение………………………………………………………………….……26

Список литературы …………………………………………………………..….28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Ценности –  это представления  людей о значимых вещах,  то,  чему приписывают большее значение,  определенные предпочтения.  Это относительно устойчивое,  социально-обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ [1]. Система ценностей человека является «фундаментом»  его отношения к миру.

Социальные ценности - в  широком смысле - значимость явлений  и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или  несоответствия потребностям общества, социальной группы, личности.

Социальные ценности - в  узком смысле - нравственные и эстетические требования, выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания [2].

Ценностный мир каждого  человека необъятен. Однако существуют некие ценности, которые являются практически стержневыми в любой  сфере деятельности. К ним можно отнести трудолюбие,  образованность,  доброту,  воспитанность, честность, порядочность, терпимость, человечность. Именно падение значимости этих ценностей в тот  или иной период всегда вызывает в нормальном обществе серьезное беспокойство. Конечно до сих пор существуют и признаются такие вечные (истинные) ценности: любовь к людям,  вера,  семья,  трудолюбие,  ответственность,  любовь к искусству,  добро, справедливость,  милосердие,  уважение к старшим.  Но им в последнее время противопоставляется любовь к комфорту,  материальное богатство,  эгоизм,  стремление к власти (если власть становится высшей ценностью).  И вследствие возникновения этого противостояния возникает проблема выбора собственных жизненных принципов и приоритетов.  Формируется новое представление и отношение к истинным ценностям.

 

 

  1. ВЛИЯНИЕ ЦЕННОСТЕЙ НА ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

 

Поведение — совокупность движений, актов и действий человека, которые могут наблюдать другие люди, а именно те, в чьем присутствии  они совершаются. Поведение —  внешняя форма проявления деятельности, т. е. оно лишь один из ее аспектов. Поэтому  говорят, что поведение может  быть только открытым, видимым. Поведение  — непосредственно наблюдаемая  деятельность [3].

Роль ценностей в человеческом обществе огромна. И неудивительно, что они выполняют самые разные функции. Они регулируют социальные отношения и взаимодействия людей, и в этом качестве их можно назвать  ценностями — регуляторами. Ценности проявляют себя и в качестве фундаментальных  норм, обеспечивающих целостность общества. Поэтому у них есть и вторая специальность — быть ценностными  нормами. Одно из главных занятий  ценностей — служить мотивом  поведения.

В.Б. Ольшанский сравнивает ценности со своеобразными маяками, помогающими «заметить в потоке информации то, что наиболее важно (в  позитивном или негативном смысле) для жизнедеятельности человека; это такие ориентиры, придерживаясь  которых человек сохраняет свою определенность, внутреннюю последовательность своего поведения» [4]. Человек стремится добыть то, в чем нуждается, что ценит, соответственно ориентирует поведение на конкретные ценности, причем ориентирует сознательно. А это и есть свойство быть мотивом поведения. Итак, в единое целое увязаны ценности, потребности и мотивы.

Шкала ценностей человека — стержень его личности. Мы характеризуем  человека как личность в зависимости  от того, на какие ценности он ориентируется, и совпадают ли выбранные им ценности с теми, которые общество признает в числе наиважнейших. Прежде всего - это этические и религиозные ценности. Они занимают верхнюю часть шкалы общественных ценностей. Ценностей нет у животных, и практически они отсутствуют у младенца. Стало быть, они биологически не наследуемы. Они приобретаются в обществе — входе социализации. Растет человек, формируется его система ценностей. Развитая система ценностей — результат правильной социализации, а не ее предпосылка.

Ценности отражают не просто дефицит, нужду человека в чем-либо, но и процесс социального сравнения. Люди не просто ощущают свои потребности, но и осознают их, а, осознавая, сравнивают себя с другими. Оценка себя в сравнении  с другими — прежде всего стоящими на одной социальной ступеньке —  выражает стремление к самореализации и самоутверждению.

Ценности — не только механизм, но и результат социального  сравнения, способ упорядочивания элементов  культуры.

Человеческая культура базируется на том, что идеи, нормы, обычаи, правила и даже материальные памятники строго упорядочены. Иначе  говоря, одни из них предпочитаются другим. Без определения нет ранжирования, упорядочивания ценностей по степени  важности.

Предпочтение — это  субъективный процесс расставления по приоритетности социальных благ.

Если бы человек был  запрограммирован природой, у него никогда не появились ценности. С  другой стороны, если бы он был запрограммирован обществом, то у него сформировалась одномерная шкала ценностей. Поведение  человека в такой ситуации легко  прогнозируется. Он не колеблется в  своем выборе и в своих действиях  потому, что свободы выбора его  как раз лишили.

В нормальном обществе шкала  индивидуальных ценностей жестко не закреплена. Это значит, что ценности постоянно переходят с одного уровня на другой, что на одном уровне может находиться сразу несколько  альтернативных ценностей. Это многомерная  шкала индивидуальных ценностей, соответствующих  свободе выбора, предоставляемой  открытым, демократическим обществом.

Итак, ядро человеческой личности образуют: шкала ценностей, мотивация достижения самореализации, свободы выбора и воли (рис.1).

Рисунок 1 - Шкала ценностей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СТРУКТУРА И КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ

 

 Поскольку ценности  влияют на поведение людей  во всех сферах их жизнедеятельности,  то простейшим и наиболее распространенным  основанием для типологизации является их конкретное предметное содержание. По этому основанию различают ценности социальные, экономические, политические, духовные и т.д. Специалисты насчитывают многие десятки, даже сотни таких ценностей.

Можно так же дать следующую условно упорядоченную классификацию ценностей:

Витальные: жизнь, здоровье, телесность, безопасность, благосостояние, состояние человека (сытость, покой, бодрость), сила, выносливость, качество жизни, природная среда (экологические ценности), практичность, потребление и т.д.

Социальные: социальное положение, трудолюбие, богатство, работа, семья, единство, патриотизм, терпимость, дисциплина, предприимчивость, склонность к риску, равенство социальное, равенство полов, способность к достижениям, личная независимость, профессионализм, активное участие в жизни общества, ориентированность на прошлое или будущее, экстралокальная или же земляческая ориентация, уровень потребления.

Политические: свобода слова, гражданские свободы, хороший правитель, законность, порядок, конституция, гражданский мир.

Моральные: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, честность, бескорыстие, порядочность, верность, взаимопомощь, справедливость, уважение к старшим  и любовь к детям.

Религиозные: Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать, ритуал, Священное Писание и Предание.

Эстетические: красота (или, напротив, эстетика безобразного), стиль, гармония, следование традиции или  новизна, культурная самобытность или  подражание.

Научный анализ проблемы социальных ценностей основывается на изучении всей системы ценностного отношения  индивида к различным видам жизнедеятельности. Так, например, к разновидностям ценностей, согласно данной классификации, можно отнести «ценность семьи, родства, старшего поколения», «ценность труда», «ценность образования» и многие другие.

Ценность семьи, родства, старшего поколения – во всех культурах существует большая или меньшая степень уважения к этим социальным элементам, что получает выражение как в поведении людей (уважение младших к старшим), так и в формах обращения.

Социологи отмечают, что  ценности семьи – важнейший элемент  социального института и малой  группы; включают все человеческие свойства и качества; один из элементов  фундамента культуры; уникальны, большинство  из них реализуется в основном в сфере брачно-семейных отношений; разные семьи имеют разный набор  ценностей, однако многие из них повторяются; оказывают влияние друг на друга, чем существеннее взаимосвязь ценностей, тем крепче целостность семьи (и  наоборот); семья воспроизводит ценности не только для себя, но и для общества.

Существует некоторая  классификация семейных ценностей:

Можно классифицировать семейные ценности по объектам, составляющим предмет  оценки. Семейные ценности можно разделить  по элементам связи внутри семьи  и по функциям, выполняемым семьей как институтом.

В первом случае выделяется три группы семейных ценностей: ценности, связанные  с супружеством; ценности, связанные  с родительством и ценности, связанные с родством. Среди всего многообразия ценностей супружества можно выделить такие основные ценности, как ценность брака, ценность равноправия супругов/ценность доминирования одного из них, ценность различных половых ролей в семье, ценность межличностных коммуникаций между супругами. К основным ценностям родительства относятся ценность детей, ценность воспитания и социализации детей в семье.

К ценностям родства можно отнести  ценность наличия родственников, например, братьев и сестер, ценность взаимодействия и взаимопомощи между родственниками.

Второй вариант классификации  семейных ценностей - по выполняемым  семьей социальным функциям:

Репродуктивная функция - основная семейная функция, обеспечивающая воспроизводство  населения - связана с ценностью  детей. По этому пункту функциональная классификация совпадает с классификацией по связям.

К функции социализации относятся  ценность социализации детей именно в семье, а не в других социальных институтах, ценность участия обоих  родителей и старших поколений  в воспитании детей.

К экзистенциальной функции относятся  ценности, связанные с поддержанием жизнедеятельности членов семьи  и детей после их рождения. К  данным ценностям относятся ценность внутрисемейных коммуникаций; ценность семейного микроклимата, способствующего  снятию напряжения и самосохранению собственного Я каждого; ценность здоровья, благополучия и поддержания долголетия членов семьи.

Из экономической функцией семьи  и определения экономики как  отношений по поводу производства, распределения и потребления экономических благ следуют следующие ценности: ценность связи семьи и производства или ценность семейного бизнеса, ценность семейного потребления или семьи как единого потребителя.

Труд как ценность. Труд имеет отнюдь не только хозяйственное  значение или служит фактором, определяющим социальные отношения. Труд еще и  важная культурная ценность. Это всегда присутствует как в народной мудрости, так и в более сложных системах морали или идеологии.  Конечно, отношение  к труду, как и к другим ценностям, определяется не только духовными или  моральными критериями, а оказывается  противоречивым, зависимым во многом от других факторов, среди которых  следует выделить следующие:

а) производственные, т.е. классовый  статус человека и его отношение  к собственности, так как оценки своего положения для предпринимателя  и работника по найму могут  резко различаться;

 б) профессиональные, охватывающие престиж той или  иной профессии;

 в) технологические,  т.е. отношение человека к той  или иной стороне производства (станку, конвейеру, компьютеру), которое  может варьироваться от высокой  заинтересованности до равнодушия  и даже враждебности.

По перечисленным параметрам, очевидно, отношение к труду может  быть и негативным как к источнику  угнетения, зависимости, как к фактору, сковывающему личностное развитие и  подавляющему жизненные силы.

Информация о работе Проблемы эволюции ценностей в современном российском обществе