Проблемы эволюции ценностей в современном российском обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 14:05, реферат

Описание работы

Ценности – это представления людей о значимых вещах, то, чему приписывают большее значение, определенные предпочтения. Это относительно устойчивое, социально-обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ [1]. Система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру.
Социальные ценности - в широком смысле - значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальной группы, личности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Влияние ценностей на поведение человека……………………….…..4
2. Структура и классификация ценностей……………………………….7
3. Советские ценности…………………………………………………...13
3.1 Этапы эволюции…………………………………………………...15
4. Эволюция ценностей и ценности молодежи в современной России………………………………………………………………..…21
Заключение………………………………………………………………….……26
Список литературы …………………………………………………………..….28

Работа содержит 1 файл

социология.docx

— 71.26 Кб (Скачать)

Обращение к морально-ценностной ориентации — важная предпосылка успешного хозяйственного развития. Каждая мировая религия поощряет труд, хотя и подчиняет его более высоким ценностям спасения.

Широко обращаются к  ценности труда различные идеологические учения, прежде всего социалистические. Через работу люди устанавливают свое место в групповых отношениях и социальной иерархии и тем самым обретают чувство безопасности, принадлежности, самооценку и самоощущение своего значения, а следовательно, существенной части своей сущности. Конечно, этот фактор варьируется в разных типах социальности и разных культурах.

Согласно Н.И. Лапину, помимо ценностей, выделяемых на основе их конкретного  предметного содержания, особый интерес для науки представляют базовые ценности. Базовые ценности составляют основание ценностного сознания людей и подспудно влияют на их поступки в различных сферах жизнедеятельности.

Таких ценностей не много, и они формируются до 18-20 лет, т.е. в течение первичной социализации индивида, и остаются стабильными  на протяжении практически всей жизни. Однако кризисы, серьезные перемены в жизни человека могут повлиять, «пошатнуть» эту достаточно устойчивую систему, затронуть не только состав, но и структуру ценностей, т.е. иерархические соотношения между ними в индивидуальном, групповом и общественном сознании: одни ценности становятся более значимыми, а другие получают низкий статус или ранг. Следствием этого выступает изменение социокультурного смысла тех или иных ценностей для индивидов и других социальных субъектов [5].

Каждая ценность и система  ценностей имеет двуединое основание: в индивиде как самоценном субъекте и в обществе как социокультурной системе.

На уровне социокультурной системы ценности определяются, например, путем соотнесения ценностей с типами цивилизаций, в которых они возникли и существуют. Специалисты выделяют:

- традиционные ценности (подчинение  поведения индивида сохранению  и воспроизводству ценностей,  давно сложившихся в данной  цивилизации);

- либеральные или современные  ценности (тип общества - modernity, приоритет личности, индивида, стремление к достижению рациональных целей индивидов);

- общечеловеческие ценности.

Существуют также интегрирующие  и дифференцирующие ценности. Чем  универсальнее ценность, тем выше ее интегрирующая функция и наоборот. Но одна и та же ценность может выполнять разные функции на различных стадиях развития общества.

По функциональному основанию  можно выделить одобряемые и отрицаемые ценности, т.е. те, которые поддерживает большинство индивидов и меньшее число.

На уровне индивида основанием для типологии ценностей может  служить характер ориентиров поведения  человека, в соответствии с которым  выделяют терминальные и инструментальные ценности. Терминальные ценности являются дальними, целевыми. Они обобщенно  выражают важнейшие цели, идеалы, самоценные смыслы жизни людей - такие как  ценность человеческой жизни, семьи, межличностных отношений, свободы, труда. Инструментальные ценности - это «ближние», служащие средствами по отношению к первым. В них отражены нормы, средства, качества людей, которые позволяют достигать индивиду те или иные цели - такие качества как независимость, инициативность, авторитетность и др. Терминальные ценности являются более устойчивыми и имеют более высокий статус по сравнению с инструментальными.

А.В. Андреенкова в контексте анализа особенностей российского общества выделила «материалистические» и «постматериалистические» ценности. Под материалистическими ценностями подразумевается «предпочтение физической и психологической безопасности и благополучия», а под ценностями «постматериализма» - «подчеркнутое значение принадлежности к группе, самовыражения и качества жизни» [6].

При этом последний вид ценностей, по мнению автора, характерен для современного российского общества, когда на первый план выступает не просто благополучие, а именно желание выразить себя, реализовать свои таланты и способности, принадлежать определенной социальной группе, слою и т.д.

Особенность ценностей  как феномена культуры заключается  в том, что разные, а иногда и  противоположные ценности, могут  сочетаться в сознании одного человека. Каждый индивид соотносит себя не с одной ценностью, а с какой-то их комбинацией. Ценности вступают во взаимодействия между собой, образуя  систему, которая является существенным элементом организации человеческого  поведения.

 

 

 

 

 

 

  1. СОВЕТСКИЕ ЦЕННОСТИ

Для большинства российских граждан 90-е годы стали периодом своего рода “ценностной ломки” - глубокой и отнюдь не безболезненной трансформации  базисных, основополагающих ценностей, установок, жизненных ориентиров. Возможно именно эта незавершенная до сих пор трансформация определяет многие противоречия и парадоксы современной российской действительности.  

Начнем с характеристики системы ценностей советского общества, ставшей исходным пунктом эволюции ценностных ориентаций подавляющего большинства жителей современной России.

Ценностная ориентация - идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания  оценки человеком социальных объектов и событий; способ организации человеком  своего поведения в соответствии с осознанными мотивами, возведенными в ранг смысложизненных ориентиров. В последнем случае ценностные ориентации выступают в качестве индивидуальной идеологии стиля жизни. Они формируются при усвоении социального опыта и проявляются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других элементах внутреннего мира, реализуются в поведении личности. В структуре деятельности ценностные ориентации тесно связаны с познавательными и волевыми сторонами, они обеспечивают устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения. Система ценностных ориентаций составляет содержательную сторону направленности личности и отражает внутреннюю основу ее отношения к действительности.

Реальным ядром системы  советских ценностей, как показывают отечественные и западные исследования, были не идеи социализма и коммунизма, а представления о государстве  как источнике всех социальных благ, всех прав и обязанностей граждан. Отличительной чертой советского сознания были явно или неявно выраженный миф о государстве - собственнике всех материальных ценностей, всех продуктов прошлого, настоящего и будущего труда своих подданных, о государстве, которое «одаряет» их этими благами в соответствии с заслугами перед ним, а также принципами социальной справедливости и равенства. Поэтому центральной советской ценностью, под которую подстраивались и в соответствии с которой видоизменялись все остальные ценности, было “Государство” с большой буквы, дающее свет и тепло, жизнь и благоденствие.

 «Социальная справедливость» означала прежде всего распределение благ государством в соответствии с заслугами перед ним и занимаемой позицией в иерархии государственных постов, чинов и профессий. «Равенство» выражало не столько равенство всех перед законом или равенство возможностей, как оно понимается в странах Запада, сколько равенство, обеспечиваемое государством при распределении материальных благ и при исполнении обязанностей перед ним - опять-таки с учетом занимаемого положения в советской иерархии. «Порядок» - очень важная ценность для советского и постсоветского сознания - означал прежде всего порядок во всем государстве, устойчивую систему власти, имеющей силу и авторитет, и в гораздо меньшей степени воспринимался как порядок в делах отдельного человека или малой группы людей.

Лишь в конце 1980-х годов началось интенсивное размывание прежней  системы ценностей советского общества, переосмысление роли таких ценностей, как личность и государство, свобода, справедливость, демократия, права  человека, деньги и т.п. не только на уровне отдельных людей, диссидентов, но и целых социальных (элитных  и массовых) групп. Фактически начала меняться сама картина мира, сформировавшаяся в сознании россиян

 

 

 

3.1 ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ

В целом выделяются три  основных этапа ценностной эволюции россиян в 1990-е годы, причем для  каждого из этих этапов  характерны свои преобладающие в данный период процессы. Первый этап охватывает период 1990 - 1993 гг., второй этап примерно соответствует  периоду 1994 - 1997 гг. и третий этап - периоду  после 1997 г.   

В период 1990 - 1993 гг. происходило расщепление более или менее однородного в ценностном отношении общества, превращение его в общество разнородное, ценностно гетерогенное. Для этого периода была характерна достаточно высокая политизация большинства россиян, проявлявшаяся, в частности, в возросшем рейтинге таких ценностей, как “свобода”, “демократия”, “права человека”, а такие идеологизированные советские ценности, как “интернационализм”, “коллективизм”, “энтузиазм”, “борьба” в то время стремительно теряли свое значение и отходили на второй план.

В течение этого краткого, но бурного периода происходило  формирование и выявление различных, иногда противоречащих, противостоящих друг другу ценностных блоков. Так, с одной стороны, в сознании широких слоев российского населения происходило освоение таких важных ценностей современного общества, как “профессионализм”, “личное достоинство”, “свобода выбора убеждений и поведения”, “деловитость”, “неприкосновенность частной собственности”, “невмешательство государства в частную жизнь граждан” и др. С другой стороны, многие ценности советского общества обрели как бы “второе дыхание”, приняв облик ставших теперь популярными “традиционных русских ценностей” (например “терпеливость”, “выносливость”, “равенство”, “чувство долга”).

 В ходе второго  периода 1994 - 1997 гг. наиболее важными  стали прежде всего процессы ускоренного ценностного разделения между элитными и массовыми группами, а также между молодежью и людьми старших возрастов. Элитные и примыкающие к ним группы достаточно укрепили свое положение, что способствовало утверждению в их сознании новых ценностей, соответствующих чрезвычайно выгодным социальным позициям этих групп. В то же время массовые слои российского общества, в значительной мере ощущавшие себя брошенными государством на произвол судьбы, осваивали совсем иные ценности, представлявшие собой сложный конгломерат “старого” и “нового”, результат своего рода “адаптации” прежних социально-политических, патерналистских установок к реальности, в которой государство “самоустранилось”.

Исследования Фонда “Общественное  мнение”, проведенные в этот период, позволили зафиксировать основную линию ценностного разделения постсоветского общества, проходящую между “элитообразующими” (директора, предприниматели, управленцы, фермеры и т.д.) и “массовыми” (работники бюджетной сферы, рабочие, рядовые работники села, пенсионеры и т.д.) группами. Это разделение отражало и продолжает отражать существующие резкие различия в положении элитных и массовых групп, различия личностных ресурсов (уровня образования, квалификации, наличия социальных связей и т.п.) составляющих их индивидов, их “социального капитала”, жизненной стратегии и в конце концов, - что стало дополнительным источником социальных и политических потрясений - конфликтов между субъектами политических, экономических, социальных решений и основной массой населения.

Разделение массовых и элитообразующих групп охватывает широкий круг базовых ценностей и в большинстве случаев характеризуется солидарной позицией последних. Вместе с тем, была выявлена и сравнительно небольшая группа ценностей (“деньги”, “богатство”, “индивидуализм”, “законность”, “чувство долга”, “коллективизм”, “справедливость”, “равенство”, “верховенство государственных интересов над интересами личности”), по отношению к которым элитообразующие группы оказались расколоты. Этот своего рода внутренний конфликт характеризует не только неоднородность российской элиты, но и весьма важные особенности эволюции ее ценностных предпочтений: в частности, отказ от принципа “хозяйственной монополии” (ключевого для прежней советской руководящей элиты) в пользу рыночного принципа конкуренции, как правило, сопровождается заметным снижением чувства социальной ответственности и переориентацией на ценности беззастенчиво-эгоистического потребительства.

 Ценностная поляризация  общества в этот период проявлялась прежде всего в нарастающем размежевании между “отцами” и “детьми” (между старшей - более 55 лет - возрастной группой и молодежью до 25 лет), а также между людьми с высшим образованием и малообразованными (имеющими только начальное образование) россиянами.

Так, исследование, проведенное  Фондом “Общественное мнение” в 1994 г., показало, что наибольшие различия между крайними возрастными группами наблюдались в отношении к  таким ценностям как “труд”, “деньги”, “свобода”, “личное достоинство”, “трудолюбие”, “собственность”, “профессионализм”, “образованность” (таблица 1 ):

Таблица 1 . Рейтинги некоторых ценностей в возрастных группах, а также в группах с начальным и с высшим образованием (в %)

Ценность

возрастная группа

образование

 

16-25 лет

свыше 55 лет 

начальное

высшее

Труд

45

61

61

56

Права человека

59

49

42

62

Деньги

62

44

49

48

Свобода

59

36

27

48

Личное достоинство

55

35

23

51

Трудолюбие

31

49  

49

42

Собственность

46

26

23

41

Профессионализм

40

19

9

46

Образованность

45

29

17

52

Вера в бога

22

24

30

18


 

В отношении большинства  других ценностей, в том числе  таких, как “семья”, “безопасность”, “демократия”, “богатство”, “законность”, “коллективизм”,  существенных различий между возрастными группами не наблюдалось. Это свидетельствует о том, что линии разделения между “отцами” и “детьми” проходили и до сих пор проходят по строго определенным позициям. Прежде всего речь идет об отношении к труду. К сожалению, ценность “трудолюбия” в ее прежнем смысле в глазах значительной части молодежи подвержена девальвации и сохраняется преимущественно в тех группах, где традиционное сознание устойчиво сопротивляется переменам.

Информация о работе Проблемы эволюции ценностей в современном российском обществе