Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 14:05, реферат
Ценности – это представления людей о значимых вещах, то, чему приписывают большее значение, определенные предпочтения. Это относительно устойчивое, социально-обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ [1]. Система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру.
Социальные ценности - в широком смысле - значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальной группы, личности.
Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Влияние ценностей на поведение человека……………………….…..4
2. Структура и классификация ценностей……………………………….7
3. Советские ценности…………………………………………………...13
3.1 Этапы эволюции…………………………………………………...15
4. Эволюция ценностей и ценности молодежи в современной России………………………………………………………………..…21
Заключение………………………………………………………………….……26
Список литературы …………………………………………………………..….28
Обращение к морально-ценностной ориентации — важная предпосылка успешного хозяйственного развития. Каждая мировая религия поощряет труд, хотя и подчиняет его более высоким ценностям спасения.
Широко обращаются к ценности труда различные идеологические учения, прежде всего социалистические. Через работу люди устанавливают свое место в групповых отношениях и социальной иерархии и тем самым обретают чувство безопасности, принадлежности, самооценку и самоощущение своего значения, а следовательно, существенной части своей сущности. Конечно, этот фактор варьируется в разных типах социальности и разных культурах.
Согласно Н.И. Лапину, помимо ценностей, выделяемых на основе их конкретного предметного содержания, особый интерес для науки представляют базовые ценности. Базовые ценности составляют основание ценностного сознания людей и подспудно влияют на их поступки в различных сферах жизнедеятельности.
Таких ценностей не много,
и они формируются до 18-20 лет, т.е.
в течение первичной
Каждая ценность и система
ценностей имеет двуединое
На уровне социокультурной системы ценности определяются, например, путем соотнесения ценностей с типами цивилизаций, в которых они возникли и существуют. Специалисты выделяют:
- традиционные ценности (подчинение поведения индивида сохранению и воспроизводству ценностей, давно сложившихся в данной цивилизации);
- либеральные или современные ценности (тип общества - modernity, приоритет личности, индивида, стремление к достижению рациональных целей индивидов);
- общечеловеческие ценности.
Существуют также
По функциональному основанию можно выделить одобряемые и отрицаемые ценности, т.е. те, которые поддерживает большинство индивидов и меньшее число.
На уровне индивида основанием для типологии ценностей может служить характер ориентиров поведения человека, в соответствии с которым выделяют терминальные и инструментальные ценности. Терминальные ценности являются дальними, целевыми. Они обобщенно выражают важнейшие цели, идеалы, самоценные смыслы жизни людей - такие как ценность человеческой жизни, семьи, межличностных отношений, свободы, труда. Инструментальные ценности - это «ближние», служащие средствами по отношению к первым. В них отражены нормы, средства, качества людей, которые позволяют достигать индивиду те или иные цели - такие качества как независимость, инициативность, авторитетность и др. Терминальные ценности являются более устойчивыми и имеют более высокий статус по сравнению с инструментальными.
А.В. Андреенкова в контексте анализа особенностей российского общества выделила «материалистические» и «постматериалистические» ценности. Под материалистическими ценностями подразумевается «предпочтение физической и психологической безопасности и благополучия», а под ценностями «постматериализма» - «подчеркнутое значение принадлежности к группе, самовыражения и качества жизни» [6].
При этом последний вид ценностей, по мнению автора, характерен для современного российского общества, когда на первый план выступает не просто благополучие, а именно желание выразить себя, реализовать свои таланты и способности, принадлежать определенной социальной группе, слою и т.д.
Особенность ценностей
как феномена культуры заключается
в том, что разные, а иногда и
противоположные ценности, могут
сочетаться в сознании одного человека.
Каждый индивид соотносит себя не
с одной ценностью, а с какой-то
их комбинацией. Ценности вступают во
взаимодействия между собой, образуя
систему, которая является существенным
элементом организации
Для большинства российских граждан 90-е годы стали периодом своего рода “ценностной ломки” - глубокой и отнюдь не безболезненной трансформации базисных, основополагающих ценностей, установок, жизненных ориентиров. Возможно именно эта незавершенная до сих пор трансформация определяет многие противоречия и парадоксы современной российской действительности.
Начнем с характеристики системы ценностей советского общества, ставшей исходным пунктом эволюции ценностных ориентаций подавляющего большинства жителей современной России.
Ценностная ориентация - идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценки человеком социальных объектов и событий; способ организации человеком своего поведения в соответствии с осознанными мотивами, возведенными в ранг смысложизненных ориентиров. В последнем случае ценностные ориентации выступают в качестве индивидуальной идеологии стиля жизни. Они формируются при усвоении социального опыта и проявляются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других элементах внутреннего мира, реализуются в поведении личности. В структуре деятельности ценностные ориентации тесно связаны с познавательными и волевыми сторонами, они обеспечивают устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения. Система ценностных ориентаций составляет содержательную сторону направленности личности и отражает внутреннюю основу ее отношения к действительности.
Реальным ядром системы советских ценностей, как показывают отечественные и западные исследования, были не идеи социализма и коммунизма, а представления о государстве как источнике всех социальных благ, всех прав и обязанностей граждан. Отличительной чертой советского сознания были явно или неявно выраженный миф о государстве - собственнике всех материальных ценностей, всех продуктов прошлого, настоящего и будущего труда своих подданных, о государстве, которое «одаряет» их этими благами в соответствии с заслугами перед ним, а также принципами социальной справедливости и равенства. Поэтому центральной советской ценностью, под которую подстраивались и в соответствии с которой видоизменялись все остальные ценности, было “Государство” с большой буквы, дающее свет и тепло, жизнь и благоденствие.
«Социальная справедливость» означала прежде всего распределение благ государством в соответствии с заслугами перед ним и занимаемой позицией в иерархии государственных постов, чинов и профессий. «Равенство» выражало не столько равенство всех перед законом или равенство возможностей, как оно понимается в странах Запада, сколько равенство, обеспечиваемое государством при распределении материальных благ и при исполнении обязанностей перед ним - опять-таки с учетом занимаемого положения в советской иерархии. «Порядок» - очень важная ценность для советского и постсоветского сознания - означал прежде всего порядок во всем государстве, устойчивую систему власти, имеющей силу и авторитет, и в гораздо меньшей степени воспринимался как порядок в делах отдельного человека или малой группы людей.
Лишь в конце 1980-х годов началось интенсивное размывание прежней системы ценностей советского общества, переосмысление роли таких ценностей, как личность и государство, свобода, справедливость, демократия, права человека, деньги и т.п. не только на уровне отдельных людей, диссидентов, но и целых социальных (элитных и массовых) групп. Фактически начала меняться сама картина мира, сформировавшаяся в сознании россиян
3.1 ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ
В целом выделяются три основных этапа ценностной эволюции россиян в 1990-е годы, причем для каждого из этих этапов характерны свои преобладающие в данный период процессы. Первый этап охватывает период 1990 - 1993 гг., второй этап примерно соответствует периоду 1994 - 1997 гг. и третий этап - периоду после 1997 г.
В период 1990 - 1993 гг. происходило расщепление более или менее однородного в ценностном отношении общества, превращение его в общество разнородное, ценностно гетерогенное. Для этого периода была характерна достаточно высокая политизация большинства россиян, проявлявшаяся, в частности, в возросшем рейтинге таких ценностей, как “свобода”, “демократия”, “права человека”, а такие идеологизированные советские ценности, как “интернационализм”, “коллективизм”, “энтузиазм”, “борьба” в то время стремительно теряли свое значение и отходили на второй план.
В течение этого краткого, но бурного периода происходило формирование и выявление различных, иногда противоречащих, противостоящих друг другу ценностных блоков. Так, с одной стороны, в сознании широких слоев российского населения происходило освоение таких важных ценностей современного общества, как “профессионализм”, “личное достоинство”, “свобода выбора убеждений и поведения”, “деловитость”, “неприкосновенность частной собственности”, “невмешательство государства в частную жизнь граждан” и др. С другой стороны, многие ценности советского общества обрели как бы “второе дыхание”, приняв облик ставших теперь популярными “традиционных русских ценностей” (например “терпеливость”, “выносливость”, “равенство”, “чувство долга”).
В ходе второго периода 1994 - 1997 гг. наиболее важными стали прежде всего процессы ускоренного ценностного разделения между элитными и массовыми группами, а также между молодежью и людьми старших возрастов. Элитные и примыкающие к ним группы достаточно укрепили свое положение, что способствовало утверждению в их сознании новых ценностей, соответствующих чрезвычайно выгодным социальным позициям этих групп. В то же время массовые слои российского общества, в значительной мере ощущавшие себя брошенными государством на произвол судьбы, осваивали совсем иные ценности, представлявшие собой сложный конгломерат “старого” и “нового”, результат своего рода “адаптации” прежних социально-политических, патерналистских установок к реальности, в которой государство “самоустранилось”.
Исследования Фонда “
Разделение массовых и элитообразующих групп охватывает широкий круг базовых ценностей и в большинстве случаев характеризуется солидарной позицией последних. Вместе с тем, была выявлена и сравнительно небольшая группа ценностей (“деньги”, “богатство”, “индивидуализм”, “законность”, “чувство долга”, “коллективизм”, “справедливость”, “равенство”, “верховенство государственных интересов над интересами личности”), по отношению к которым элитообразующие группы оказались расколоты. Этот своего рода внутренний конфликт характеризует не только неоднородность российской элиты, но и весьма важные особенности эволюции ее ценностных предпочтений: в частности, отказ от принципа “хозяйственной монополии” (ключевого для прежней советской руководящей элиты) в пользу рыночного принципа конкуренции, как правило, сопровождается заметным снижением чувства социальной ответственности и переориентацией на ценности беззастенчиво-эгоистического потребительства.
Ценностная поляризация общества в этот период проявлялась прежде всего в нарастающем размежевании между “отцами” и “детьми” (между старшей - более 55 лет - возрастной группой и молодежью до 25 лет), а также между людьми с высшим образованием и малообразованными (имеющими только начальное образование) россиянами.
Так, исследование, проведенное Фондом “Общественное мнение” в 1994 г., показало, что наибольшие различия между крайними возрастными группами наблюдались в отношении к таким ценностям как “труд”, “деньги”, “свобода”, “личное достоинство”, “трудолюбие”, “собственность”, “профессионализм”, “образованность” (таблица 1 ):
Таблица 1 . Рейтинги некоторых ценностей в возрастных группах, а также в группах с начальным и с высшим образованием (в %)
Ценность |
возрастная группа |
образование | ||
16-25 лет |
свыше 55 лет |
начальное |
высшее | |
Труд |
45 |
61 |
61 |
56 |
Права человека |
59 |
49 |
42 |
62 |
Деньги |
62 |
44 |
49 |
48 |
Свобода |
59 |
36 |
27 |
48 |
Личное достоинство |
55 |
35 |
23 |
51 |
Трудолюбие |
31 |
49 |
49 |
42 |
Собственность |
46 |
26 |
23 |
41 |
Профессионализм |
40 |
19 |
9 |
46 |
Образованность |
45 |
29 |
17 |
52 |
Вера в бога |
22 |
24 |
30 |
18 |
В отношении большинства других ценностей, в том числе таких, как “семья”, “безопасность”, “демократия”, “богатство”, “законность”, “коллективизм”, существенных различий между возрастными группами не наблюдалось. Это свидетельствует о том, что линии разделения между “отцами” и “детьми” проходили и до сих пор проходят по строго определенным позициям. Прежде всего речь идет об отношении к труду. К сожалению, ценность “трудолюбия” в ее прежнем смысле в глазах значительной части молодежи подвержена девальвации и сохраняется преимущественно в тех группах, где традиционное сознание устойчиво сопротивляется переменам.
Информация о работе Проблемы эволюции ценностей в современном российском обществе