Проблемы и потребности молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 10:13, курсовая работа

Описание работы

Цель – Изучить технологии работы с молодежью, в различных сферах, общественных организаций.
Задачи:
1. Изучить проблемы и потребности молодежи
2. Рассмотреть роль социальных служб в решении проблем молодежи
Методы исследования: изучение и анализ научной и периодической литературы по данному вопросу.
Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..…………………3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ И ПОТРЕБНОСТИ МОЛОДЕЖИ…………………....5
1.1 ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖ………………………………………………………………………..5
1.2 СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОТРЕБНОСТИ МОЛОДЕЖИ………………………………………………………………….......7
ГЛАВА II. РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ МОЛОДЕЖИ.................................................................................................……18
2.1 СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ МОЛОДЕЖ.....18
2.2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬН6ОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ..…...23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………..…41

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ 3 курс 2 сем.doc

— 244.00 Кб (Скачать)

К функциям социальной терапии можно отнести:

      1.Социальное «лечение», предполагающее оказание клиенту необходимой поддержки и помощи в решении его проблем; в этом случае социальный работник может действовать совместно с другими специалистами: врачами, педагогами, юристами и т.п.;

      2. Социальная защита, направленная на отстаивание интересов клиента, разъяснение его нужд и потребностей тем структурам, людям или организациям, от которых зависит его социальное благополучие;

      3. Социальное развитие, способствующее выявлению скрытых или нереализованных возможностей и способностей клиента, с целью последующей оптимизации его жизнедеятельности.

      Успешное выполнение этих функций в немалой степени зависит от того, что представляет собой конкретная система социально-терапевтической деятельности, кто выступает в качестве её объекта, какие основные методы и средства решения проблемы используются. В зависимости от этих и подобных критериев можно выделить несколько видов социальной терапии. Основными критериями их выделения являются объект возможного социально-терапевтического воздействия и доминирующий метод его осуществления.[16]

      В соответствии с объектом воздействия выделяются следующие виды социальной терапии:

      1. Индивидуальная, которая применяется в отношении отдельного человека, разрешение проблем которого требует конфиденциальности (сексуальное насилие, семейные неурядицы и т. п.) к тем, кто не желает или по каким-либо причинам не может участвовать в групповой терапии. Этот вид социально-терапевтического воздействия требует от социального работника или другого специалиста высокой профессиональной квалификации, личного такта, способности к пониманию и сочувствию.

      2. Групповая, представляющая собой стратегию воздействия, направленную на оказание помощи людям в преодолении личностных нарушений или социального неустройства с использованием групп (при руководстве социального работника или иного специалиста – психолога, врача, педагога). Группы могут формироваться по многим принципам: возрастные, половые, профессиональные, учебные, для совместной деятельности и т.п. Люди, входящие в конкретную группу, должны быть заинтересованы в решении каких-либо сходных проблем и ориентированы на получение каких-либо знаний или навыков. Как правило, групповая терапия предполагает использование психотерапевтических

процедур и операций.

      3. Семейная терапия – работа социального работника или другого специалиста с семьёй, которая рассматривается как целостная единица. Стремясь оказать необходимую помощь в гармонизации внутрисемейных отношений, в преодолении семейных проблем и разрешении внутрисемейных конфликтов, специалист стремится раскрыть внутригрупповые роли членов семьи, их взаимные обязанности, побудить их к более гибкому поведению и т.п.

Доминирующий метод оказания клиенту социально-терапевтической помощи позволяет выделять гораздо более широкий спектр её разновидностей.

К наиболее часто применяемым в практике социальной работы видам терапии  относятся следующие:

     1. Трудовая терапия, основанная на возможности оказывать тонизирующее и активизирующее воздействие на человека через процесс труда. Трудовая терапия позволяет организовать совместную деятельность, раскрыть скрытые резервы способностей и возможностей человека, сформировать у него ощущение собственной нужности и полезности окружающим, организовать систему межличностных отношений между клиентом и другими людьми, расширить круг общения, снять ощущение напряжённости и беспокойства.

      2. Терапия самовоспитания представляет собой собственную деятельность субъекта по самопознанию, самоанализу и самооценке. Она включает в себя процессы саморефлексии и самоизучения, переоценку собственной личности, собственных решений, собственного прошлого, выявление индивидуальных психологических «барьеров», самоубеждения, самопоощрения и самовнушения, создания желаемого образа «Я», использование полученных результатов в повседневной жизни и деятельности. Основным субъектом этого вида социальной терапии является сам человек. Однако, эта деятельность должна осуществляться под контролем социального работника, психолога, педагога или других специалистов. Их задача состоит в том, чтобы, во-первых, научить человека вышеуказанным приёмам деятельности и, во-вторых, контролировать ход процесса самовоспитания клиента с целью недопущения нежелательных или необратимых изменений его личности.

      3. Дискуссионная терапия предполагает решение какой-либо проблемы через её активное обсуждение в кругу заинтересованных лиц. При этом предполагается, что каждый из участников обсуждения может высказать свою точку зрения и аргументированно её отстаивать. Такой подход к решению проблем человека или группы даёт возможность определить степень значимости данной проблемы для субъекта, оценку её другими людьми, позволяет найти такой путь решения, который максимально соответствует стремлениям и ожиданиям всех включённых в проблему людей. Как было отмечено выше, методы социальной терапии – это, прежде всего, методы решения различных социальных и личностных проблем человека, группы или коллектива. Эти методы могут с успехом применяться как социальными работниками, так и другими специалистами, работающими в социальной сфере. [17]

      К общим технологиям социальной терапии можно отнести следующие технологии:

      Консультирование - установление контакта путем вербальной коммуникации, выявление проблем клиента, содействие и взаимодействие в поиске их решения;

      Арттерапия - «терапия искусством» через вовлечение молодого человека в культурно-досуговые мероприятия, посещение различных культурно-досуговых учреждений.

      Арттерапия является частной формой терапии творчеством и связана, главным образом, с так называемыми визуальными искусствами (живописью, графикой, фотографией, скульптурой, а также их различными комбинациями с другими формами творческой деятельности). В отечественной литературе наиболее близким западному понятию арттерапия является изотерапия. В группу различных видов терапии творчеством наряду, с арттерапией, входят также музыкотерапия, драматерапия, терапия танцем и движениями и т. д. Для арттерапевтической работы необходимо иметь широкий выбор различных изобразительных материалов. Наряду с красками, карандашами, восковыми мелками или пастелью часто используются также журналы, цветная бумага, фольга, текстиль, глина, пластилин, специальное тесто - для лепки, песок с миниатюрными фигурками - для "игры с песочницей", дерево и иные материалы. Бумага для рисования должна быть разных форматов и оттенков. Необходимо также иметь кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, разные типы клеев, скотч и т.д. Качество материалов должно по возможности быть достаточно высоким, так как в противном случае это может снизить ценность самой работы и её результатов в глазах пациентов.

      Следует учитывать то, что выбор того или иного материала может быть связан с особенностями состояния и личности пациента, а также с динамикой арттерапевтического процесса. Пациенту должна быть предоставлена возможность самому выбирать тот или иной материал и средства для изобразительной работы. Как правило, в начале работы пациенты предпочитают пользоваться карандашами, восковыми мелками или фломастерами. Эти средства работы позволяют им хорошо контролировать процесс рисования, что отвечает потребности больных избегать конфронтации со своими чувствами на начальных этапах работы. Выбор этих средств может быть связан с потребностью больных в психологической защищённости. На последующих этапах арттерапевтического процесса пациенты постепенно осваивают другие материалы, в том числе краски, предоставляющие им большие возможности для выражения разнообразных переживаний и работы с собственными чувствами. Кроме того, краски, смешиваясь и создавая разнообразные оттенки, делают изобразительный процесс менее предсказуемым, сопряжённым с проявлением тонких нюансов эмоциональных состояний пациента и различных аспектов его опыта. Когда преодолены защитные тенденции, краски способны вызывать сильный эмоциональный отклик, ощущения радости открытия, стимулировать воображение. Глина, тесто, песок и иные пластические материалы обладают значительными возможностями для выражения сильных переживаний, в том числе чувства гнева. Работа с ними предполагает большую степень физической вовлечённости и мышечной активности, что делает её более "энергоёмкой", затрагивающей психофизиологические процессы. Поэтому при работе с ними нередко может иметь место положительный эффект при психосоматических нарушениях и соматовегетативных проявлениях невротических состояний.

      Суть, арттерапии в том, что этот метод в основном использует невербальные способы самовыражения и общения. В процессе творчества активно задействуется правое полушарие мозга. Современная же цивилизация задействует в основном вербальную систему общения и левое «логическое» полушарие.

Два основных подхода в арттерапии:

     1. Искусство обладает целительным действием само по себе, художественное творчество дает возможность выразить и заново пережить внутренние конфликты, оно является средством обогащения субъективного опыта, арттерапия рассматривается как средство развития личности и ее творческого потенциала, основной механизм - сублимация и трансформация. Ведущий стимулирует членов группы доверять своему собственному восприятию и исследовать свои творения как самостоятельно, так и с помощью остальных членов группы.

     2.  На первом месте - терапевтические цели, творческие цели вторичны, арттерапия как дополнение к другим терапевтическим методам, выражая содержание собственного внутреннего мира в визуальной форме, человек постепенно движется к их осознанию, основной механизм - трансфер. Руководителем группы поощряются свободные ассоциации членов групп и их попытки самостоятельно обнаружить значение собственных работ. Некоторые упражнения заключаются в совместной групповой работе, например создание групповых фресок и создание всеобщего группового образа.

      Основные цели арттерапии - самовыражение, расширение личного опыта, самопознание, внутренняя интеграция личности (различных ее аспектов и компонентов) и интеграция с внешней реальностью (социальной, этнической, культурной). В арттерапии спонтанное рисование и лепка являются разновидностью деятельности воображения, а не проявлением художественного таланта. Изобразительное творчество является мостом между миром фантазии и реальностью. Оно включает в себя элементы того и другого, позволяя создать некий синтез, который ни ребёнок, ни взрослый не могут создать без помощи художественных средств.

Преимущества метода арттерапии в том, что он:

1)     предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально - приемлемой манере. Рисование, живопись красками или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения;

2)     ускоряет прогресс в терапии. Подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем в разговоре во время вербальной психотерапии. Невербальные формы коммуникации могут с большей вероятностью избежать сознательной цензуры;

3)     дает основания для интерпретаций и диагностической работы в процессе терапии. Творческая продукция ввиду ее реальности не может отрицаться пациентом. Содержание и стиль художественной работы предоставляют терапевту огромную информацию, кроме того, сам автор может внести вклад в интерпретацию своих собственных творений;

4)     позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми (утраты, смерть, перенесённые травмы и насилие, страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения). Иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения;

5)     помогает укрепить терапевтические взаимоотношения. Элементы совпадения в художественном творчестве членов группы могут ускорить развитие эмпатии и положительных чувств;

6)     способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка;

7)     развивает и усиливает внимание к чувствам;

8)     усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность. Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате выявления скрытых умений и их развития.

9)     Сферы анализа, то, что имеет значение при анализе творчества:

10) - как человек себя выражает;

11) - что он выражает;

12) - в какой форме

13) - как это воздействует на человека или группу.[18]

      Музыкотерапия -этот термин в последнее время трактуется очень широко, но мы будем иметь в виду онтопсихологическую музыкотерапию - умение слушать смысл "музыки" через внутренние биологические ритмы. Эта не та музыка, которую пишут композиторы, а музыка, автор которой - дух жизни. Музыкотерапия ориентирована на приобщение человека к внутреннему опыту гармонического здоровья собственного тела. Здоровье -это осознание себя, человек здоров настолько, насколько сознает свое бытие здесь и сейчас. При музыкотерапии происходит постоянный приток энергии внутрь нашего организма до тех пор, пока не достигается гармония. Музыкотерапия приводит человека к пониманию и использованию силы этой гармонии, которая незаметно направляет процесс ее достижения. При музыкотерапии человека учат и направляют не правила и законы, а соматическая /телесная/ реальность, которую музыка возвращает к самым первым ощущениям после рождения, давно забытым нами, чтобы эта реальность родилась вновь. В музыкотерапии имеется "центр восприятия", который находится в области диафрагмы. Это центр всей системы, вибрирующий в унисон с этой системой. Это - нейровегетативная система, которая включает центральную область тела - между верхней границей низа живота и нижней границей грудной клетки. Эта зона функционирует как единый сенсорно-мышечный комплекс, который активно включается в сенсорно-перцептивные /чувственного восприятия/ процессы. В этой части тела, вибрирующей как внутри, так и снаружи, координируются действия различных мышц и нервных окончаний. В музыкотерапии главным является достижение синхронизации с этой частью тела: диафрагма - это место первого контакта с онтопсихологической музыкой. Что же это за музыка? Эта музыка должна соответствовать одной из нот, входящих в хроматическую гамму висцерального /внутреннего, внутренних органов/ тона, т.е. то, что нашему организму будет "по душе". Музыка создается здоровым и живым организмом непосредственно в ходе сеанса музыкотерапии. Чаще всего используют барабан Конгаз (большой барабан из кожи, натянутой на деревянный корпус высотой около метра, устанавливающийся на землю на специальных деревянных подставках вертикально). В качестве дополнительных инструментов можно использовать бубен, примитивные современные ударные, орган, гитару. Но все они должны подстраиваться под ритм большого барабана. Если у вас есть что-то из перечисленного - хорошо, если нет, то не страшно, так как почти в каждом доме найдется детский барабан или бубен, а в крайнем случае можно использовать деревянный стол в качестве барабана. Короче, захотите поиграть - что-нибудь придумаете.

Информация о работе Проблемы и потребности молодежи