Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 10:13, курсовая работа
Цель – Изучить технологии работы с молодежью, в различных сферах, общественных организаций.
Задачи:
1. Изучить проблемы и потребности молодежи
2. Рассмотреть роль социальных служб в решении проблем молодежи
Методы исследования: изучение и анализ научной и периодической литературы по данному вопросу.
Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..…………………3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ И ПОТРЕБНОСТИ МОЛОДЕЖИ…………………....5
1.1 ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖ………………………………………………………………………..5
1.2 СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОТРЕБНОСТИ МОЛОДЕЖИ………………………………………………………………….......7
ГЛАВА II. РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ МОЛОДЕЖИ.................................................................................................……18
2.1 СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ МОЛОДЕЖ.....18
2.2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬН6ОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ..…...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………..…41
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ И ПОТРЕБНОСТИ МОЛОДЕЖИ…………………....5
1.1 ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖ……………………………………………………………
1.2 СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОТРЕБНОСТИ МОЛОДЕЖИ…………………………………………………………
ГЛАВА II. РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ МОЛОДЕЖИ......................
2.1 СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ МОЛОДЕЖ.....18
2.2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬН6ОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ..…...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………..…41
ВВЕДЕНИЕ
Под социальной работой с молодежью понимается профессиональная деятельность по оказанию помощи как отдельному молодому человеку, так и группам молодых людей в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе, а также работа с молодыми людьми на коммунальном уровне, по месту жительства или в трудовых коллективах. Одной из самых актуальных и социально значимых задач социальной работы при этом является выработка у молодежи способности самостоятельно решать свои проблемы, адаптироваться к новым социально-экономическим условиям рыночной экономики, получать навыки самостоятельной жизни и участвовать в самоуправлении.
Термин "социальная работа с молодежью" еще не оформился в системе социальной работы в России. Однако специфические социальные проблемы молодежи заставляют говорить о необходимости формирования технологий социальной работы, пригодных для решения этих проблем. Из наиболее беспокоящих общество проблем к ним следует отнести проблему распространения наркомании, СПИДа, проституцию, повышение криминальной активности молодежи, в том числе несовершеннолетних. Проблема построения технологий социальной работы с молодежью усугубляется тем, что, как правило, молодые россияне являются недобровольными клиентами социальных служб. Культура обращения в социальную службу для решения своих проблем в среде российской молодежи еще не сформирована. Все это вместе взятое заставляет обратить особенное внимание на конструирование социальной работы с молодежью.
Современное состояние российского общества определило социальные проблемы молодежи. Исследование этих проблем наиболее плодотворно в рамках соединения социологических парадигм. Долгое время господствовавший в советской (российской) социологии молодежи подход к определению девиантных групп молодежи не стал конструктивным для построения социальной работы с молодыми людьми. Одной из задач данного направления является построение теоретических моделей социальной работы с молодежью на основе синтеза социологических подходов к изучению молодежи.
В курсовой работе раскрываются основные социальные проблемы различных категорий молодежи, особенное внимание уделяется молодежным группа риска.
Отдельное место занимает тема социальной работы с молодежью в различных сферах жизнедеятельности общества. Эта тема еще не получила достаточного развития в теории социальной работы в России, хотя должности социальных работников вводятся и в образовательных учреждениях и в пенитенциарной системе. Однако этого недостаточно, необходимо осмысление деятельности социального работника в сфере досуга, образования, пенитенциарной системы для эффективной работы с молодыми людьми
Молодежь - это группа лиц от 14 до 30 лет. Молодежь всегда являлась активной группой населения максимально подверженной влиянию разнообразных факторов внешней социальной среды. Как часть социума молодежь подвержена большинству социальных воздействий и испытывает те же трудности, что и взрослое население в самоопределении, профориентации, трудоустройстве, образовании, обеспечении жильем, социальными гарантиями, медицинском обслуживании и страховании.
Обостряют проблемы молодежи психологические особенности социализации лиц данного возраста. Указанная проблема тесно связана с началом становления молодого человека, с выходом его из первичной семьи, попытками самостоятельно социализироваться путем примыкания к различным социальным группам, субкультурам, движениям.
Объект - проблемы молодежи.
Предмет - технологии социальной работы с молодежью.
Цель – Изучить технологии работы с молодежью, в различных сферах, общественных организаций.
Задачи:
1. Изучить проблемы и потребности молодежи
2. Рассмотреть роль социальных служб в решении проблем молодежи
Методы исследования: изучение и анализ научной и периодической литературы по данному вопросу.
Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ И ПОТРЕБНОСТИ
1.1. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖ
История социальной работы в России - новая тема в российском историческом познании. Историческое познание социальной работы как составной части социальной политики связана с прагматическими задачами. Споры о самостоятельном пути развития России как особой цивилизации заставляют более пристально изучать ее прошлое, в нем искать ответы на современные вопросы.
Историческое прошлое социальной работы - не только многовековая коллективная память законодательных и политических доктрин, но и формы, методы, принципы работы с общностями и индивидами в социокультурной среде с учетом российской ментальностью. Специальное и целенаправленное изучение социальной работы в России началось в начале XIX в. Примечательно, что процесс помощи и поддержки не был терминологически определен, его описание происходило в двух культурно-исторических парадигмах: общественном призрении и христианской благотворительности (позднее, в конце XIX в., осмысленным как благотворительность. Разность подходов к интерпретации процесса помощи и взаимопомощи связана со многими причинами. Важнейшие среди них: идеологические установки того времени, добровольное, избирательное отношение государства к проблемам социальной поддержки, разработанность проблемы христианского милосердия и нищелюбия в церковной литературе и неразработанность ее в светской историографии. Такие историки, как Н. Карамзин, В. Ключевский, С. Соловьев используют применительно к раннему периоду княжеской помощи христианские понятия «нищелюбие», «милосердие» и более позднему -светское понятие «благотворительность»..[1]
В XIX в. общественное призрение и христианская благотворительность существовали как две самостоятельные парадигмы. К началу XX в. они рассматриваются уже в единстве как общественная помощь, а государственное призрение и частная благотворительность, представленная светской и конфессиональной исторической практикой, - как составные части единого социально-исторического процесса.
На рубеже Х1Х-ХХ вв. складываются определенные области исторического познания общественной и частной помощи - история отдельных этапов социальной помощи в России, история направлений социальной помощи (приходской, земской, городской и т. д.), история благотворительных учреждений и обществ, зарубежный опыт общественного призрения в контексте российской практики, исторические подходы к явлениям социальной патологии.[2]
До 1920 г. во многих странах государственная молодежная политика не выделялась в самостоятельную сферу и ограничивалась защитой несовершеннолетних в сфере труда. Забота о молодежи воспринималась как христианская помощь беднякам. Однако постепенно она стала рассматриваться как часть государственной системы, направленной на разрешение конфликтов в обществе. В соответствии с этим выстраивалась система надзора за молодежью. В последствии идеи надзора за молодежью и надзора за ней сложились в концепцию помощи и поддержки молодежи, а инициатива в этой области стала регулироваться законодательством.
В 1920-х годах в советской России в рамках государственной молодежной политики начинает разрабатываться концепция государственной поддержки молодежи. Решающее значение имел III съезд Российского коммунистического союза молодежи (октябрь 1920; 1926 - ВЛКСМ), провозгласивший, что молодежная организация «комсомол» - приобрела, особые полномочия по представлению интересов молодежи и стала важнейшим элементом общества в решении молодежных проблем.
Комсомол выполнял задачи государственной молодежной политики, представляя актуальные направления государственной поддержки молодежи, всех ее категорий. В этой деятельности сочетались однозначная постановка общественных целей, широкий охват молодежных проблем, соединение государственных и общественных механизмов решения крупномасштабных задач.
В советский период существовало 3 направления поддержки молодежи, обладающих правовым обеспечением:
- труд и занятость;
- образование;
- здравоохранение. [3]
1.2. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОТРЕБНОСТИ МОЛОДЕЖИ
Современная молодёжь, будь-то молодежь Москвы или любого другого города, в последние годы предоставлена сама себе. Таковы реалии нашей нынешней жизни, в которой трудности молодежи сливаются с общими проблемами каждого человека и проблемами государства в целом. И в этом слиянии проблемы молодежи отходят как бы на задний план. Взрослые серьёзные люди с высоких трибун говорят о том, что молодежь является фундаментом нашей будущей жизни, будущим всего человечества и т.д. Жаль, что этот самый фундамент в пылу политических и финансовых баталий некому заливать и поддерживать в надлежащем состоянии.
Творчество молодежи интересует лишь ограниченный круг лиц, государственных дотаций для талантливых и по-настоящему одаренных молодых людей как таковых нет. Государственные молодежные организации создаются, как правило, в тот момент, когда приближаются очередные выборы, после которых о молодежи сановные мужи очень быстро забывают, в очередной раз предоставляя возможность молодежи решать свои проблемы самостоятельно. Достойная работа для молодежи, даже для тех, кто с отличными показателями закончил престижные высшие учебные заведения, не предоставляется. Проблемы молодёжи остаются лишь её проблемами, и решать их никто не собирается.
Поневоле с ностальгией вспоминаются охаянные не одну тысячу раз советские времена, когда существовала специальная программа «Молодежь», которая служила гарантией того, что молодой человек по окончании любого учебного заведения сможет устроиться на работу по своей специальности, будет приносить пользу и себе, и государству своим профессиональным трудом.
Никто не говорит, что добровольно-принудительные молодежные организации вроде всеобщей (так и хочется сказать - воинской обязанности) комсомольской организации - это очень хорошо, и никаких проблем у молодежи в те времена не было. Проблемы молодежи всегда стояли остро, но ведь их хоть каким-то образом пытались решать, и зачастую ведь решали. А какие молодежные решения мы видим сейчас? Лозунги с трибун, разговоры о том, что требуется реализация молодежного потенциала, партийные газетки типа «Вестник молодежи поселка Гнутово» - неужели кто-то из государственных людей всерьез может считать, что все это может представлять интерес для молодежи современности. Молодежи, которая воспитана в духе свободы, если не сказать вседозволенности. Молодежи, которая прекрасно видит отношение к ней со стороны родного правительства, депутатов и прочих «слуг народа», умеющих лишь красиво обещать и не выполнять своих красивых обещаний. Нет, молодежи это не интересно.
Не стоит полагать, что молодежь о будущем не думает, что молодежь развращена западной моралью, а вернее ее отсутствием, испорчена, вульгарна и разнуздана, это совсем не так. Огромное количество молодых людей хотят быть полезными своей стране, хотят заниматься любимым делом, получать достойную оплату за свой труд, хотят без страха жениться и выходить замуж, заводить детей, не боясь, что завтра их уволят в период очередного финансового кризиса, который, к сожалению, в нашей стране стал уже просто перманентным. Но самостоятельно все трудности молодежи решить не удастся. Только целенаправленное систематическое участие государства и всех ветвей власти в жизни молодого поколения сможет разрешить все проблемы молодежи, начиная от алкоголизма и наркомании и заканчивая армейской дедовщиной и произволом на рабочих местах.
Изучение реальных потребностей молодежи в социальных услугах выступает ключевым элементом при формировании системы их социального обслуживания. Согласно исследованиям молодежь нуждается, прежде всего, в бирже труда, пунктах правовой защиты и юридического консультирования, работе телефона доверия и далее - в сексологической консультации, центре помощи молодой семье, общежитии - приюте для подростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома. При этом молодые рабочие отдают предпочтение пунктам правовой защиты и юридического консультирования, молодежной бирже труда, центру помощи молодой семье; учащиеся - телефону доверия, сексологической консультации, бирже труда.[4]
Одной из главных проблем молодых рабочих является трудоустройство, хорошо оплачиваемая и интересная работа. Переход к рынку предполагает коренное преобразование стимулов и мотивов экономической активности людей, формирование готовности и способности молодого поколения жить и работать в новых условиях. Изучение отношения к труду различных категорий молодежи показывает, что для большинства молодых людей очень важно в жизни иметь интересную работу, хорошие отношения в трудовом коллективе, хорошие условия труда. Несколько меньшее значение придается необходимости ощущать устойчивость своего служебного положения, возможности проявить свои способности. Наименьшую по степени важности оценку получила возможность профессионального роста, служебной карьеры.
Понятно и выдвижение учащейся молодежью в число приоритетных центров "Телефона доверия". Это вызывается возросшей конфликтностью современного бытия, отсутствием зачастую понимания в семье, школе, неумением найти настоящих друзей и просто общаться.
Социальные проблемы трудоустройства современной российской молодежи.
Рынок труда молодежи является особым социально-демографическим сегментом российской экономики, подчиняющимся собственным закономерностям, которые необходимо учитывать в политике занятости. Молодые люди характеризуются неустойчивостью жизненных установок, отсутствием производственного стажа и опыта работы и, как следствие, относительно низким профессиональным статусом. Из-за перенасыщенности рынка труда более конкурентоспособными категориями населения молодежь является достаточно выраженной группой риска. В то же время, в отличие от других социально уязвимых групп (инвалидов, женщин), молодежь является наиболее перспективной категорией рабочей силы. Еще полностью не сформировавшись как субъект трудовой деятельности, она наиболее восприимчива ко всем изменениям, имеет способность к постоянной смене трудовых функций, огромные возможности профессионального роста, наиболее продолжительный период предстоящей трудовой деятельности.[5]