Проблемы и потребности молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 10:13, курсовая работа

Описание работы

Цель – Изучить технологии работы с молодежью, в различных сферах, общественных организаций.
Задачи:
1. Изучить проблемы и потребности молодежи
2. Рассмотреть роль социальных служб в решении проблем молодежи
Методы исследования: изучение и анализ научной и периодической литературы по данному вопросу.
Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..…………………3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ И ПОТРЕБНОСТИ МОЛОДЕЖИ…………………....5
1.1 ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖ………………………………………………………………………..5
1.2 СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОТРЕБНОСТИ МОЛОДЕЖИ………………………………………………………………….......7
ГЛАВА II. РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ МОЛОДЕЖИ.................................................................................................……18
2.1 СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ МОЛОДЕЖ.....18
2.2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬН6ОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ..…...23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………..…41

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ 3 курс 2 сем.doc

— 244.00 Кб (Скачать)

      Интерес всегда выражает волю и желание конкретного человека. Словом, потребность не может проявляться иначе, чем через интерес. В особенности это относится к таким специфическим потребностям, как культурные, которые одновременно являются носителями интереса личности. Поэтому в разработке этого понятия большое место принадлежит эмпирическим показателям, позволяющим проследить путь формирования культурных потребностей, охарактеризовать их структуру. Опираясь на эти подходы, охарактеризуем систему культурных потребностей молодежи.[10]

   Таким образом, можно сказать что молодежь занимает важное место в общественных отношениях, производстве материальных и духовных благ. Однако ее положение в обществе и степень ее участия в созидательной деятельности напрямую зависят от действий общества и государства. В настоящее время общество и государство еще не до конца преодолело потребительское отношение к молодежи, что в свою очередь сформировало иждивенческую позицию молодого поколения. Сегодня только формируется субъектность молодежи, основанная на принципе «что я сделал для своей страны, а не что страна сделала для меня». Этот принцип требует соответствующих подходов со стороны государства и общества, создания новой системы молодежной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ МОЛОДЕЖИ

 

 

2.1. СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ МОЛОДЕЖ

 

 

      Решение возникающих в молодежной сфере социальных проблем не может быть реализовано без организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи.

      Социальная работа среди молодежи рассматривается как обеспечение наиболее благоприятных социально-экономических условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному становлению личности, обретение ею всех видов свобод и полноценного участия индивидов в жизни общества.

      При организации деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи осуществляется целый комплекс мер. Решается задача по созданию и развитию комплекса специализированных служб и учреждений по указанию подросткам и молодежи разнообразных медико-социальных, психолого-педагогических, реабилитационных и социально-правовых услуг.

Для детей и подростков, испытывающих жестокое обращение в семье и насилие, создаются социальные приюты.

     С начала 1992 года на базе семи приемников-распределителей для несовершеннолетних созданы центры социальной реабилитации детей и подростков, организуются приюты для детей, оказавшихся вне внимания семьи и интернатных учреждений. Ведется работа по созданию при приемниках-распределителях служб, направленных на ресоциализацию подростков с девиантным поведением.

      Кроме этого в ряде регионов созданы Центры (комплексы) социальной реабилитации и адаптации подростков, функции которых значительно расширены. В составе Центров помимо приютов, учебной части, отделения временной изоляции несовершеннолетних созданы реабилитационные службы (малые производственные подразделения, детская гостиница, полиграфическая и швейная мастерские, теплица и т.д.), психолого-оздоровительный центр.

      Обеспечение полноценного физиологического и интеллектуального развития личности, подготовка молодого поколения к самостоятельной и трудовой взрослой жизни объективно ставят задачу создания целой системы социальных служб, призванных заниматься этими проблемами, в том числе психологической службы. В настоящий период она представлена психологами в детских садах и школах; семейной психологической службой, организационно оформленной в виде городских или районных психологических консультаций; социальной службой, центральной фигурой которой является социальный работник. [11]

      Базисными видами деятельности специалистов, указанных служб, являются психолого-профилактическая, психолого-диагностическая и коррекционная работа, а также консультационная деятельность.

Необходимость такого вида социальных услуг все больше осознается населением и государством.

В системе психологического консультирования различают:

- возрастно-психологические (контроль за состоянием психологического развития ребенка);

- семейное психологическое консультирование (оказание помощи населению по широкому кругу семейных проблем);

- психолого-педагогическое консультирование преподавателей и воспитателей;

- консультационная работа социального работника, в функции которого входит прежде всего задача представления интересов и прав клиента в широком социальном окружении.

    Специалист, работающий в области социального консультирования, должен в совершенстве владеть основными принципами, которые впервые были сформулированы В.В. Столиным на материале семейного психологического консультирования. Он выделял следующие принципы:

      1. Принцип анализа подтекста (требование различать несколько слоев в запросе-жалобе клиента и выделение способов работы с этими слоями).

      2. Принцип отказа от конкретных рекомендаций (ибо человек сам должен принять решение о своей собственной судьбе).

      3. Принцип стереоскопического диагноза (именно в семейном консультировании наиболее необходим учет мнения более, чем одной стороны).

      4. Принцип системности (выделение системной единицы анализа, будь то индивидуальное сознание, или же семья как целое, или же индивидуальный жизненный путь как целое).

      5. Принцип уважения личности клиента (отказ от установки на переделывание, перевоспитание личности, установка на приятие, понимание клиента).

      6. Принцип профессиональной направленности и мотивированности консультанта (различение дружеских и профессиональных отношений, поиск и установление границы, где кончается клиент и начинается просто человек.[12]

      В настоящее время во многих регионах России открыты центры социальной помощи семье и детям. Работа с подростками в них идет по обращаемости (через "телефон доверия" и консультирование, когда подростки анонимно обращаются за помощью к специалисту психологу, врачу-гинекологу, сексопатологу и т.д.) и путем привлечения в центры подростков из школ, ПТУ, техникумов. При центрах работают медико-педагогические школы, где на профессиональном уровне проводятся занятия с группами подростков по проблемам сексуального поведения, репродуктивного здоровья, вреде абортов и ранних половых контактов, профилактики венерических заболеваний и т.п.

      Получили развитие и центры здоровья подростков, планирования семьи, консультации "Брак и семья", которые оказывают консультативную, лечебно-профилактическую помощь по всем вопросам полового воспитания подростков.

      Активно формируются и интенсивно развиваются в России службы планирования семьи и полового воспитания. Согласно определению ВОЗ, под планированием семьи подразумеваются такие методы, которые помогают отдельным лицам или супружеским парам достичь определенной цели: избегать нежелательных рождений, способствовать появлению желанных детей, регулировать интервалы между беременностями, контролировать время рождения детей с учетом возраста родителей, определять число детей в семье.

      Как свидетельствует опыт, в развитых странах Запада реализуются две основные модели молодежной политики.

Во-первых, неконсервативная, характерна для США и некоторых других стран. Она предусматривает государственную помощь лишь отдельным, наименее защищенным и "неблагополучным" категориям молодежи при жесткой регламентации порядка расходования средств и категорий получаемой помощи; Во-вторых, социал-демократическая, характерная для ряда стран Центральной и Северной Европы. Она исходит из признания ответственности государства за интеграцию всей молодежи в обществе, и предусматривает переход от помощи отдельным категориям молодежи к социальным программам, доступным для всех желающих молодых людей. [13]

      Структура и задачи социальной службы для молодежи:

В Федеральном законе "Об основах социального обслуживания населения РФ" комплексная система социального обслуживания населения, включая молодежь, предусматривает предоставление социально-экономических, медико-социальных, психологических, социально-бытовых, правовых и иных социальных услуг гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации (многодетные, неполные семьи, семьи, в которых проживают инвалиды, одинокие и пожилые люди, дети-сироты, безработные, лица без определенного места жительства, выпускники детских домов и ряд других).

      Социальная служба - это предприятие, учреждение, организация и другие юридические лица различных форм собственности, осуществляющие социальное обслуживание, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию без образования юридического лица.

Система социальной защиты молодежи в субъектах РФ имеет следующую структуру учреждений социального обслуживания:

1.Обязательный минимум для каждого города, района, куда входят:

- центр социального обслуживания (отделения: социальной помощи на дому, дневного, временного пребывания, срочной социальной помощи);

- центр социальной помощи семье и детям;

- социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;

- социальная гостиница;

- социальный приют для детей и подростков.

2. Дополнительная сеть в городах и районах, куда входят:

- центр психолого-педагогической помощи;

- центр экстренной психологической помощи по телефону;

- реабилитационные центры для лиц с ограниченными возможностями (в том числе для детей и подростков);

- комплексные молодежные центры военно-патриотической, культурно-досуговой и спортивной направленности.

3. Республиканские, краевые, областные, окружные, межрайонные учреждения, куда входят:

- центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

- дома-интернаты: детские, психоневрологические, специальные;

- общежития для лиц с ограниченными возможностями.

      При организации социальных служб для молодежи очень важно четко определить их задачи. Так, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних включает в себя четыре отделения: отделение диагностики, социальной реабилитации, дневного пребывания и стационар.

      В задачи отделения диагностики входит: выявлять дезадаптированных детей и подростков, создавать банк данных о них; выявлять и анализировать факторы социальной дезадаптации детей, ее формы и стадии; изучать состояние здоровья, особенности личностного развития и поведения детей и подростков; разрабатывать индивидуальные программы социальной реабилитации несовершеннолетних, комплекс мероприятий, направленных на вывод их из сложной ситуации и создание условий для нормальной жизнедеятельности.[14]

 

   

 

 

 

 

2.2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬН6ОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ

 

 

      Социальная терапия – это комплекс решений, процедур, мероприятий и действий, направленных на решение социальных проблем различного уровня организации Из этого определения следует, что социальная терапия это явление, которое можно рассматривать и анализировать на различных уровнях организации общества. Уровни социальной организации будут определять цели, задачи, возможности и методы, используемые в процессе социально-терапевтического воздействия на конкретный социальный объект.[15]

      Исходя из многоуровневой структуру общества, можно предложить следующую структуру социально-терапевтической деятельности как целостного явления:

- макроуровень, предполагающий решение проблем общества как единого объекта воздействия;

- мезоуровень, связанный с решением проблем конкретного социального слоя, группы, класса и т.п.;

- микроуровень, на котором возможно решение проблем личности, малых социальных групп и отдельных коллективов.

      Рассматривая социальную работу в системе методов социальной терапии, можно утверждать, что она является одним из универсальных методов решения социальных проблем, который предполагает комплексное использование всех вышеназванных методов. При этом, основной целью социально-терапевтического воздействия является решение тех проблем, которые затрудняют процесс социального или личностного функционирования субъекта. Однако, решение социальной проблемы клиента в практике социальной терапии может выглядеть по-разному.

      Решение социальной проблемы может означать следующее:

      1. Максимально приблизить цели, стремления, потребности и ожидания субъекта к аналогичным характеристикам других субъектов. Например, решение проблемы материального неблагополучия семьи может состоять в том, что члены семьи пересмотрят собственные критерии благополучия либо свою систему потребностей (научатся жить «по средствам»).

      2. Достижение субъектом своих целей, удовлетворение своих желаний и потребностей. В таком случае, субъект получает то, к чему стремился и чего желал (образование, работа, семья и др.), Можно утверждать, что это один из самых эффективных подходов к решению социальных проблем.

      3. Преобразование системы ценностных ориентаций и интересов субъекта.

      В этом случае речь идёт о том, что процесс решения конкретной проблемы предполагает изменение отношения субъекта к тем или иным ценностям. Например, при решении проблемы затруднённого общения ребёнка со сверстниками, возможна не только попытка совершенствования навыков общения ребёнка, но и формирование у него представлений о самодостаточности, о ценности уединения и т.п.

      Однако, какой бы путь решения проблемы клиента мы не избрали, всегда  следует помнить о том, что процесс решение не означает её ликвидации или исчезновения. Решение проблемы возможно лишь в определённых условиях и в определённых временных рамках. Социальная терапия занимает важное место в структуре социальной работы как вида деятельности. Можно утверждать, что организация и осуществление эффективного социально-терапевтического воздействия является его основным содержанием. При этом, процесс социальной терапии направлен на выполнение ряда важных и значимых функций.  

Информация о работе Проблемы и потребности молодежи