Проблема трудоустройства лиц пожилого возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 04:26, реферат

Описание работы

Если вникнуть в суть безработицы, то можно с сожалением утверждать: когда трудовые ресурсы страны используются не полностью, – экономическая система функционирует неэффективно, следовательно, не достигает границ своих производственных возможностей, а значит, ни о каком подъеме экономики в стране не может быть и речи. Последствия безработицы ложатся тяжелым бременем на все население страны, нанося колоссальный ущерб жизненным интересам людей и системе общественных ценностей. Таким образом, высокий уровень безработицы – одна из острейших проблем современного общества, яркий и неоспоримый показатель нестабильности экономики страны.

Содержание

Введение 3

Проблема трудоустройства лиц пожилого возраста 4

Правовое регулирование труда лиц пожилого возраста 7

Заключение 19

Работа содержит 1 файл

Проблема трудоустройства лиц пожилого возраста.docx

— 38.50 Кб (Скачать)

     Дифференцированный  подход к лицам пожилого возраста предопределил некоторые особенности  в регулировании их труда.

     В соответствии со ст. 7 Конституции РФ гражданам пожилого возраста обеспечивается государственная поддержка. В связи  с этим в трудовом и пенсионном законодательстве для работающих пенсионеров  по возрасту предусмотрены льготы и  дополнительные гарантии. Одной из таких льгот является выплата  пенсий работающим пенсионерам.

     Пенсионеры  принимаются на работу, как правило, в общем порядке.

     При наличии производственной необходимости  работодатель не вправе отказать пожилому человеку, сохранившему трудоспособность, в приеме на работу по тому основанию, что он - пенсионер.

     В соответствии со ст. 59 ТК РФ с пенсионерами по возрасту заключается трудовой договор  на определенный срок до 5 лет. Между  тем согласно ст. 58 ТК РФ срочный  трудовой договор заключается в  случаях, когда трудовые отношения  не могут быть установлены на определенный срок с учетом характера предстоящей  работы или условий ее выполнения. Как видно, норма о заключении срочного трудового договора с лицами пенсионного возраста явно не вписывается  в условия, при которых согласно ТК РФ заключается договор на определенный срок. Эта норма снижает уровень защищенности в сфере труда лиц пенсионного возраста.

     Говоря  о норме, устанавливающей возможность  заключения срочного трудового договора с пенсионерами, следует иметь  в виду, что она распространяется на них в том случае, если после  увольнения они поступают на работу вновь.

     Кстати, при увольнении лиц по собственному желанию в связи с уходом на пенсию по старости их непрерывный  стаж сохраняется независимо от продолжительности  перерыва в работе.

     Как уже отмечалось, достижение работником пенсионного возраста не ограничивает его трудовых прав. Тем не менее в прошлом трудовом законодательстве имел место прецедент включения в него нормы (п. 11 ст. 33 КЗоТ РСФСР) о возможности расторжения трудового договора по инициативе администрации с лицами, достигшими пенсионного возраста, при наличии у них права на полную пенсию по старости. Однако, просуществовав недолго, эта норма была отменена.

     Таким образом, пенсионеры могут быть уволены  по тем же основаниям, что и другие работники.

     Особо необходимо коснуться расторжения  трудового договора с лицами пожилого возраста в случае сокращения численности  или штата работников.

     Следует отметить, что порядок увольнения по п. 2 ст. 81 ТК РФ един для всех работников: увольнение лица пожилого возраста по сокращению численности (штата) работников признается правомерным лишь при  полном соблюдении работодателем всех правил, установленных законодательством  и коллективным договором данной организации. В частности, увольнение допускается при условии, если работника  невозможно перевести с его согласия на другую работу или работник отказался  от предложенной ему работы. При этом под другой работой, которая может быть предложена работнику, понимается работа (должность), соответствующая той, которую он выполнял до увольнения, а при отсутствии таковой - вакантная должность (нижеоплачиваемая работа), которую он может выполнять с учетом его образования, квалификации, опыта работы и состояния здоровья. Работодатель обязан предложить все имеющиеся вакансии, в том числе появившиеся после уведомления работника о предстоящем увольнении, что характерно для случаев, когда в интересах производства в штатное расписание вместо упраздненных должностей вводятся другие без уменьшения общей численности работников. Причем предложение перевода на вакантную должность высвобождаемого работника не может ограничиваться рамками подразделения, где он трудился: ему должны предлагаться и вакансии, имеющиеся в других структурных подразделениях организации, являющихся частью юридического лица.1

     Бытует  мнение о том, что увольнение по п. 2 ст. 81 ТК РФ в первую очередь касается лиц, достигших пенсионного возраста. Такое мнение зачастую не согласуется  с требованием ч. 1 ст. 179 ТК РФ о преимущественном праве на оставление на работе лиц с более высокой производительностью труда и квалификацией, поскольку, как правило, большинство лиц старших возрастных групп надолго сохраняют профессиональную трудоспособность и высокие навыки в труде.

     В целях избавления от лиц пенсионного  возраста работодатели предпринимают  различные способы, в частности  внесение изменений в штатное  расписание, приводящих к сокращению работников. Известны случаи внесения в коллективные договоры условия  о первоочередности сокращения лиц, достигших пенсионного возраста 2.. Такое условие не может применяться, поскольку согласно ст. 9 ТК РФ коллективные договоры не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством.

     Ныне, в условиях спада производства, когда  идет интенсивное высвобождение  работников, естественно, в первую очередь  увольняются люди пенсионного возраста. Однако пожилые граждане в случае сокращения штата или численности становятся кандидатами на увольнение не потому, что они достигли пенсионного возраста, а потому, что, в отличие от более молодых работников, они имеют средство для существования, обеспечиваемое пенсией.

     Говоря  о преимущественном праве на оставление на работе при сокращении численности  или штата работников, следует  заметить, что в ранее действовавшем  законодательстве (ст. 34 КЗоТ РФ) одним  из факторов, определявших предпочтение в оставлении на работе при равной производительности и квалификации, являлся длительный стаж непрерывной  работы. В ныне действующем законодательстве (ст. 179 ТК РФ) такой нормы не содержится, что также снижает уровень  защищенности работников пожилого возраста, проработавших длительное время  в данной организации.

     При увольнении по собственному желанию  в связи с переходом на пенсию работник вправе оставить работу до истечения двухнедельного срока, предусмотренного для предупреждения работодателя. К сожалению, в отличие от ранее действовавшего законодательства (ст. 124 КЗоТ РФ), исключающего в этом случае задержание из заработной платы этого работника отпускных за неотработанные дни полученного авансом отпуска, ныне действующее законодательство (ст. 137 ТК РФ) такой льготы для лиц пенсионного возраста при их увольнении не предусматривает.

     Согласно  ст. 128 ТК РФ работающим пенсионерам  по их просьбе может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы  продолжительностью до 14 календарных  дней в году. Следует отметить, что  и в этой части прошлое законодательство устанавливало более высокий  уровень гарантии: отпуск без сохранения заработной платы работающим пенсионерам  по возрасту мог предоставляться  продолжительностью до двух месяцев  в году.

     В соответствии с Федеральным законом  от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» государственные и муниципальные  учреждения социального обслуживания оказывают помощь гражданам пожилого возраста в профессиональной подготовке и трудоустройстве.

     Граждане  пожилого возраста, проживающие в  стационарных учреждениях социального  обслуживания, могут приниматься  на работу, доступную им по состоянию  здоровья, на условиях трудового договора. Этим работникам предоставляется ежегодный  оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

     Пенсионерам по возрасту предоставляется преимущественное право на заключение трудового договора в качестве надомника, что отвечает интересам лиц, нуждающихся в сокращении объема работ, снижении производственного ритма и индивидуализации режима труда и отдыха.

     Следует иметь в виду, что организация  труда в надомных условиях допускается  только для лиц, имеющих необходимые  жилищно-бытовые условия, а также  практические навыки (либо они могут  быть обучены этим навыкам) в целях  выполнения соответствующих работ. Кроме того, согласно ст. 311 ТК РФ работы, поручаемые надомникам, не могут быть противопоказаны им по состоянию  здоровья и должны выполняться в  условиях, соответствующих требованиям  охраны труда. Следовательно, несмотря на то, что работа выполняется на дому, работодатель не освобождается  от обязанности обеспечения безопасных условий труда работнику (предоставление средств индивидуальной защиты, смывающих  и обезвреживающих веществ, соблюдение режима труда и отдыха, обучение безопасным методам и приемам  выполнения работ, проверка знания требований охраны труда и др.).

     Потребность пожилых людей в продолжении трудовой деятельности и возможность использования их труда вызывает необходимость в решении проблемы их занятости.

     Как известно, понятие «занятость» применяется  в широком и в узком смысле. В широком смысле занятость означает форму времяпрепровождения человека в процессе жизнедеятельности. В  узком смысле занятость связывают с его трудовой деятельностью (трудом), под которой понимается сознательная, целенаправленная и легитимная деятельность человека по созданию материальных и духовных благ для удовлетворения определенных человеческих потребностей.

     Применительно к лицам пожилого возраста под  занятостью следует понимать деятельность, связанную с удовлетворением  их личных и общественных потребностей, приносящую им заработок, трудовой доход.

     Как известно, все трудоспособное население  в зависимости от того, участвует  ли оно в общественно полезной деятельности или нет, можно разделить  на две категории: занятых и незанятых. К числу незанятого населения  относятся неработающие пенсионеры по старости.

     Согласно  Федеральному закону «О занятости населения  в Российской Федерации» эта категория  граждан не может быть признана безработной, т. е. в отличие, например, от инвалидов, имеющих трудовую рекомендацию, лица пожилого возраста не могут быть зарегистрированы в органах службы занятости в  целях поиска для них подходящей работы.

     Таким образом, необходимость и целесообразность использования труда лиц пожилого возраста не только не подкрепляется  правовой базой, а наоборот, вступает в противоречие с законодательством. Такая несогласованность политики и закона в области занятости  лиц пожилого возраста отрицательно сказывается на обеспечении реализации их трудовых прав. Именно поэтому, несмотря на то что законодательство, регулирующее пенсионное обеспечение в нашей стране, единое, занятость пенсионеров по возрасту различна. При этом уровень их занятости резко колеблется в зависимости от района, отрасли экономики, пола, профессии, возрастной структуры населения, структуры производства, степени обеспеченности производства рабочей силой и других обстоятельств.

     Показатели  занятости лиц пожилого возраста ниже в тех отраслях и производствах, в которых выше физическое и психическое  напряжение, и выше там, где выше уровень технического прогресса. Важное значение приобретают наличие и масштабы таких работ, где труд пенсионеров может быть использован более эффективно.

     Высокий удельный вес лиц старших возрастных групп в общей численности  занятого населения характерен для  жилищно-коммунального хозяйства  и бытового обслуживания, торговли, общественного питания, здравоохранения. Наиболее низкий процент работающих пенсионеров - в строительстве и  промышленности, а также на транспорте.

     Неодинаков  уровень занятости пенсионеров  среди различных профессий. Наиболее высокие показатели их занятости - например, среди врачей. Низкие показатели занятости  характерны, например, для работников текстильной промышленности.

     Высокая занятость пенсионеров наблюдается  в крупных городах, а в сельской местности она ничтожно мала.

     Значительное  влияние на занятость оказывает  распределение лиц старших возрастных групп по полу. В настоящее время  среди пенсионеров большую часть  составляют женщины, однако их трудовая активность значительно ниже, чем  мужчин, что зависит от большей  занятости женщин домашней работой. Вместе с тем, хотя ведение домашнего  хозяйства и уход за внуками сдерживает занятость женщин, в семьях, где  материальная обеспеченность ниже, заинтересованность женщин в общественном труде выше. Социологические обследования свидетельствуют  о том, что занятость пенсионеров, проживающих с детьми и внуками, выше, чем одиноких супружеских пар.

Информация о работе Проблема трудоустройства лиц пожилого возраста