Проблема трудоустройства лиц пожилого возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 04:26, реферат

Описание работы

Если вникнуть в суть безработицы, то можно с сожалением утверждать: когда трудовые ресурсы страны используются не полностью, – экономическая система функционирует неэффективно, следовательно, не достигает границ своих производственных возможностей, а значит, ни о каком подъеме экономики в стране не может быть и речи. Последствия безработицы ложатся тяжелым бременем на все население страны, нанося колоссальный ущерб жизненным интересам людей и системе общественных ценностей. Таким образом, высокий уровень безработицы – одна из острейших проблем современного общества, яркий и неоспоримый показатель нестабильности экономики страны.

Содержание

Введение 3

Проблема трудоустройства лиц пожилого возраста 4

Правовое регулирование труда лиц пожилого возраста 7

Заключение 19

Работа содержит 1 файл

Проблема трудоустройства лиц пожилого возраста.docx

— 38.50 Кб (Скачать)
 

     Содержание 
 

     Введение 3

     Проблема трудоустройства лиц пожилого возраста 4

     Правовое регулирование труда лиц пожилого возраста 7

     Заключение 19 
 
 
 
 
 

 

     

     Введение

 

     Для миллионов людей трудовая деятельность является основным источником доходов  и главным полем личностной самореализации. Уровень и качество их жизни напрямую зависят от того, как организован  и как функционирует рынок  труда. Смена экономического режима неизбежно принимает здесь особенно болезненные формы, порождая серьезные социальные издержки. Цена просчетов и ошибок при реформировании данной сферы может быть очень высокой. Становление рыночной экономики, появление безработицы и снижение экономической активности населения, вынесли на повестку дня новую социальную проблему труда – выход из занятости части работоспособного населения и распространение проблемы трудоустройства различных категорий работников, в том числе категория лиц зрелого возраста.

     Если  вникнуть в суть безработицы, то можно  с сожалением утверждать: когда трудовые ресурсы страны используются не полностью, – экономическая система функционирует  неэффективно, следовательно, не достигает  границ своих производственных возможностей, а значит, ни о каком подъеме  экономики в стране не может быть и речи. Последствия безработицы  ложатся тяжелым бременем на все  население страны, нанося колоссальный ущерб жизненным интересам людей  и системе общественных ценностей. Таким образом, высокий уровень  безработицы – одна из острейших  проблем современного общества, яркий  и неоспоримый показатель нестабильности экономики страны.

 

     

     Проблема трудоустройства  лиц пожилого возраста

 

     Для отечественной социологии проблема трудоустройства является новой. Однако отдельные вопросы и аспекты  этой проблемы в той или иной степени  уже исследованы ранее отечественными социологами, такими как: В. О. Брагин, Е. М. Жидкова, А. Г. Здравомыслов, И. К. Заславская, И. Перова, С. Рощин и другие. В 1990-е годы, с изменением экономической ситуацией в стране, внимание направленно на исследование низкой мотивации к труду и проблемы в трудоустройстве населения зрелого возраста. Распространение проблемы трудоустройства лиц зрелого возраста объясняется как дискриминационная политика в сфере занятости. Это объясняется тем, что политика трудоустройства и различные исследования направлены на профессиональное самоопределение и занятость молодежи. Таким образом, проблема трудоустройства лиц зрелого возраста не была полно и подробно изучена, поэтому нуждается в комплексном исследовании. Комплексное исследование поможет выявить наиболее важные аспекты и поспособствует в последующем организации решения проблемы.

     Исследование  посвящено проблемам трудоустройства лиц зрелого возраста в городе Тюмени. Рассмотрение процесса трудоустройства лиц зрелого возраста позволит преодолеть некоторые социальные противоречия, свойственные современному российскому обществу. Также позволит прогнозировать тенденции, которые необходимо принимать во внимание при решении задач разработки эффективной политики в сфере занятости, как на государственном уровне, так и на уровне отдельного региона.

     Для получения первичной информации, исследование проводиться методом  опроса. Опрос респондентов включает в себя как анкетирование, так  и интервью.

     Как было сказано ранее, проблемы на рынке  труда уже изучались отечественными социологами. Анализ научных источников показал, что вопросы, задаваемые респондентам, были поделены на блоки. Они касались собственно трудового поведения – подробная трудовая биография человека и его ближайшего окружения (родителей, партнеров), современные карьерные притязания, ожидания, препятствия в реализации своих трудовых планов и способы их решения. Через признание неудач и сложностей в сфере занятости и потребности изменения, раскрывалась мотивационная сторона деятельности. Блок вопросов, затрагивающий домохозяйства – разделение труда между его членами, полоролевые стереотипы, определение статуса кормильца, влияние положения в оплачиваемой занятости на роли в домохозяйстве. А также вопросы, связанные с оценкой перспективности своей профессии и выявлению основных факторов влияющих на трудоустройство.

     По  результатам исследований отечественных  социологов можно сделать следующие  выводы:

     В настоящее время лица зрелого  возраста испытывают трудности при  трудоустройстве.

     На  современном российском рынке труда  дискриминация по возрасту практически  блокирует трудовую мобильность, маркируя даже 40-летних как работников предпенсионного возраста.

     Квалификация  лиц зрелого возраста не гарантирует  им беспроблемного трудоустройства.

     Деформация  профессиональной мотивации происходит на фоне дискриминационных практик  рынка труда, структурной отраслевой перестройки, которая выталкивает  работников с устаревшей специальностью и делает совершенно не востребованными. В итоге человек оставляет  попытки найти достойное место  в новой жизни.

     Уровень оплаты труда для лиц зрелого  возраста не соответствует желаемому. Денег едва хватает на повседневные нужды.

     Величина  пособий по безработице превышает  размер оплаты предлагаемых вакансий, если таковые вообще имеются.

     Все ярче вырисовывается тенденция досрочного ухода на пенсию.

     Ориентация  на досрочную пенсию или «досиживание» до пенсии свойственна респондентам, которые не являются кормильцами, рассчитывают на помощь семьи и материально защищены доходами других домочадцев.

     Зависимость от изменений обстоятельств на нестабильном рынке труда или в семейном окружении ведет к выработке  адаптивного типа трудового поведения.

     Эконометрический  анализ зависимости выбора каналов поиска работы от социально-демографических характеристик, проведенные С. Рощиным на основе данных РМЭЗ, свидетельствуют о том, что старшую возрастную группу отличает низкий уровень обращения, как к формальным, так и неформальным способам поиска работы.

 

     

     Правовое регулирование  труда лиц пожилого возраста

 

     Проблема правового регулирования труда лиц старших возрастных групп в настоящее время как никогда приобретает особую актуальность, что связано с ростом численности пенсионеров по возрасту и стремлением многих лиц, достигших пенсионного возраста, продолжать работу на производстве.

     Отсутствие  желания оставить работу у лица, получившего право на пенсию, обусловлено  рядом причин. С одной стороны, человеку, привыкшему жить и работать в коллективе, трудно порвать с  прошлой жизнью, с другой - низкий уровень пенсии, а иногда задержки в ее выплате резко ухудшают его  материальное положение. Потеря своего социального статуса, активного  образа жизни тяжело переносится  пожилым человеком. Вот почему большинство  пенсионеров хотят как можно  дольше оставаться в «рабочем строю», и лишь незначительная часть их воспринимает переход на пенсию как желаемое основание  ухода на заслуженный отдых.

     Использование труда пенсионеров, сохранивших  трудоспособность и желание трудиться, имеет немаловажное значение не только для самого пожилого человека, но и  в решении проблемы рационального  использования трудовых ресурсов. Это  тем более важно, что уже в  настоящее время доля граждан  старшего поколения составляет свыше 20 % населения, а в долгосрочной перспективе  процесс старения населения страны усилится.

     Между тем в условиях экономической  нестабильности, спада производства, появления негосударственных организаций-работодателей  лица пожилого возраста оказались наиболее незащищенными и малоконкурентоспособными на рынке труда. Стремление работников, достигших пенсионного возраста, продолжать работать сталкивается с нежеланием на то работодателя. В объявляемых в средствах массовой информации приглашениях на вакантные места прямо указывается ограничение возраста.

     Среди работодателей бытует мнение об обязательном оставлении работы с наступлением права  на пенсионное обеспечение, поскольку-де с этого момента лицо становится нетрудоспособным. На самом деле это не так.

     В рамках полного жизненного цикла  человека условно можно выделить три периода: дотрудовой, трудовой и послетрудовой. Трудовую деятельность человека связывают, как правило, с трудовым периодом, который, согласно законодательству, соответствует определенному возрасту: для мужчин - с 16 до 60 лет, для женщин - с 16 до 55 лет.

     Однако  с возрастом 55 и 60 лет (соответственно для женщин и мужчин) связано наступление  права на пенсионное обеспечение, но этот возраст не является верхним  пределом трудоспособности, поскольку  закон устанавливает лишь возраст (16 лет), с которого наступает трудовая праводееспособность. С возрастом

     16-55 (60) лет связывают трудоспособность  граждан условно. В труде могут  участвовать лица дотрудового (14-15-летние подростки) и послетрудового возраста - пенсионеры по возрасту.

     Таким образом, закон устанавливает нижний возрастной предел для занятия трудовой деятельностью. Верхнего трудового  предела не существует. Имеющиеся  возрастные ограничения для некоторых  категорий работников (госслужащих, руководителей вузов и др.) касаются права занятия определенной должности, но не лишения права на труд в  целом.

     Другое  дело, что к трудовой деятельности допущены лица, обладающие определенной трудоспособностью, т. е. способностью к труду, которая, как правило, зависит  от состояния их здоровья.

     Как известно, трудоспособность подразделяется на три вида:

     - общая - способность к выполнению всякой работы в обычных условиях; 
- профессиональная - способность к работе по определенной профессии, должности, в определенных условиях; 
- неполная (ограниченная) - способность работать лишь в облегченном режиме.

     Нетрудоспособность  обычно связывают с инвалидностью, хотя и с признанием инвалидом  гражданин нет лишается принадлежащих ему конституционных прав, в том числе права на свободу труда. Не случайно согласно ст. 25 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид при определенных условиях может претендовать на предоставление подходящей работы.

     Что же касается лиц, достигших пенсионного  возраста, то исходя из ст. 37 Конституции  РФ именно им принадлежит исключительное право распоряжаться имеющимися у них способностью к труду.

     Следовательно, пожилой человек, ставший пенсионером  по возрасту, продолжает оставаться равноправным субъектом трудового права. Конечно, продолжать работу могут только пенсионеры, которым это позволяет здоровье. А как показывают медицинские  исследования, продолжительные работы, как правило, оказывают благотворное воздействие на состояние здоровья пожилого человека.

     Разумеется, на определенном этапе у пожилых  людей происходит снижение трудоспособности. Однако снижение трудоспособности в  связи с возрастом - сложный и  сугубо индивидуальный процесс, который  протекает у всех людей по-разному. Хронологический (календарный) и биологический  возраст старости, когда можно  говорить о четко выраженных признаках  снижения трудоспособности, не совпадают. Кроме того, и наступившее снижение общей трудоспособности вполне компенсируется более высокими трудовыми навыками и не влечет непременного снижения профессиональной трудоспособности.

     Как известно, регулирование трудовых и  непосредственно связанных с  ними отношений исходит из общепризнанных принципов и норм международного права и осуществляется в соответствии с Конституцией РФ. Целью такого регулирования является создание благоприятных  и справедливых условий труда, обеспечивающих равенство прав и возможностей всех работников.

     Соблюдение  принципа равенства при установлении государственных гарантий трудовых прав и свобод одновременно требует  дифференцированного подхода к  участникам трудового процесса, что  вызывает необходимость в создании специальных норм, частично обеспечивающих применение общих правил в отношении  одних работников либо устанавливающих  по тем же вопросам дополнительные гарантии для других.

     Такая дифференциация имеет место в  регулировании труда лиц пожилого возраста.

Информация о работе Проблема трудоустройства лиц пожилого возраста