Проблема межличностных конфликтов в армии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 12:02, реферат

Описание работы

Несмотря на принимаемые в ВС РФ меры, проблема межличностных конфликтов в армии продолжает оставаться весьма острой. Неучет психологической природы этого явления приводит к тому, что конфликты, потенциально имеющие и положительные функции, развиваются преимущественно по деструктивному сценарию, нанося ущерб личности военнослужащих, сплоченности воинских коллективов и боевой готовности воинских частей. Эффективное же управление межличностными конфликтами в военно-социальной среде обеспечивается научными знаниями их социально-психологических основ и умением применить все это на практике.

Работа содержит 1 файл

2.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

3-й шаг. Минимизировать мои негативные эмоции по отношению к оппоненту. Постараться найти возможность уменьшить его негативные эмоции по отношению ко мне.

4-й шаг. Настроиться на то, что потребуются определенные усилия для решения проблемы путем сотрудничества либо компромисса.

5-й шаг. Попытаться понять и согласиться с тем, что оппонент, как и я, преследует свои интересы в конфликте. То, что он их отстаивает, так же естественно, как и защита много собственных интересов.

6-й шаг. Оценить суть конфликта как бы со стороны, представив на моем месте и месте оппонента наших двойников. Для этого необходимо мысленно выйти из конфликтной ситуации и представить, что точно такой же конфликт происходит в другом коллективе. В нем участвует мой двойник и двойник оппонента. Важно увидеть сильные стороны, частичную правоту в позиции двойника оппонента и слабые стороны частичную неправоту в позиции моего двойника.

7-й шаг. Выявить, каковы истинные интересы моего оппонента в этом конфликте. Чего он, в конечном счете, хочет добиться. Увидеть за поводом и внешней картиной конфликта его скрытую суть.

8-й шаг. Понять основные опасения оппонента. Определить, что он боится потерять. Выявить, какой возможный ущерб для себя оппонент старается предотвратить.

9-й шаг. Отделить проблему конфликта от людей. Понять, в чем главная причина конфликта, если не учитывать индивидуальные особенности его участников.

Продолжая продвигаться по пути саморазрешения конфликта, сделаем новые шаги.

10-й шаг. Продумать и разработать программу-максимум, нацеленную на оптимальное решение проблемы с учетом интересов не только моих, но и оппонента. Игнорирование интересов оппонента сделает программу разрешения конфликта благим пожеланием. Подготовить 3-4 варианта решения проблемы.

11-й шаг. Продумать и разработать программу-минимум, нацеленную на то, чтобы максимально смягчить конфликт. Практика показывает, что смягчение конфликта, снижение, остроты создают хорошую основу для последующего разрешения противоречия. Подготовить 3-4 варианта частичного решения проблемы или смягчения конфликта.

12-й шаг. Определить по возможности объективные критерии разрешения конфликта.

13-й шаг. Спрогнозировать возможные ответные действия оппонента и свои реакции на них по мере развития конфликта: если верен мой прогноз развития конфликта, это сделает мое поведение более конструктивным. Чем лучше прогноз на развитие ситуации, тем меньше потери обеих сторон в конфликте.

14-й шаг. Провести открытый разговор с оппонентом с целью разрешения конфликта. Логика разговора может быть следующей:

      конфликт нам невыгоден: работать и жить придется вместе, поэтому лучше помогать, а не вредить друг другу;

      предлагаю борьбу прекратить и обсудить, как мирно решить проблему;

      признать свои ошибки, приведшие к конфликту;

      сделать уступки оппоненту в части того, что для меня в данной ситуации не является главным;

      в мягкой форме высказать пожелание об уступках со стороны оппонента и аргументировать свое предложение;

      обсудить взаимные уступки;

      полностью или частично разрешить конфликт;

      если разговор не удался, не обострять ситуацию, а предложить вернуться к обсуждению проблемы еще раз через 2-3 дня.

Естественно, что в основу техники открытого разговора чаще всего бывает положена идея достижения компромисса, в котором мы идем по пути постепенного сближения. Решение, принятое на основе предложенной техники, в большинстве случаев несет в себе конструктивную составляющую, а главное позволяет уйти от противодействия и разрешать противоречие, продвигаясь к обоюдному согласию.

15-й шаг. Попытаться разрешить конфликт, постоянно корректируя не только тактику, но и стратегию своего поведения в соответствии с конкретной ситуацией.

16-й шаг. Еще раз оценить свои действия на этапах возникновения, развития и завершения конфликта. Определить, что было сделано правильно, а где были совершены ошибки.

17-й шаг. Оценить поведение других участников конфликта, тех, кто поддерживал меня или оппонента. Конфликт сам по себе тестирует людей и выявляет те особенности, которые до этого были скрыты.

 

Рекомендуемая литература:

1.      Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. –СПб.: Питер, 2005.

2.      Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2003.

3.      Гришина Н.В. Психология конфликта. –СПб.: Питер, 2000.

4.      Шипилов А.И. Психология разрешения конфликтов между военнослужащими - М.: ВУ, 2000.



[1] См: http://www.rg.ru/2006/02/07/savenkov-dedovschina.html, 30.06.2006.


Информация о работе Проблема межличностных конфликтов в армии