Причины, функции и субъекты социальных конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:49, контрольная работа

Описание работы

Роль конфликта в основном зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо понимать причины возникновения конфликтной ситуации, а также правильно определить к какому виду относится этот конфликт.
Социальные конфликты все более становятся нормой социальных отношений. В нашей стране соз¬дается общество с новым соотношением классов и социальных групп, где будут возрастать различия в доходах, статусе, куль¬туре и т. д.
Поэтому конфликты в нашей жизни неизбежны. Нужно научиться управлять ими, стремиться к тому, чтобы разрешать их с наименьшими издержками для общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3
1. Понятие конфликта………………………………………………….4
2. Причины конфликтов……………………………………………….5
3. Функции конфликта………………………………………………...6
4. Динамика конфликта………………………………………………..9
5. Уровни конфликта в организации………………………………….11
6. Виды и формы протекания социального
конфликта в современной России………………………………….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….14
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………......15

Работа содержит 1 файл

контрольная по соц.docx

— 48.68 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сыктывкарский лесной институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного

учреждения высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский государственный

лесотехнический университет имени С. М. Кирова»

 

 

 

 

Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин

 

 

 

 

 

 

контрольная работа

 

 

 

По дисциплине:  Социология

 

          На тему: Причины, функции и субъекты социальных конфликтов

 

 

 

 

Выполнила:

Бочкарева Дарья Александровна,                                студентка факультета очного обучения,

Бюджетная форма обучения

3 курс, 337 гр.,

специальность ООСиРИПР,

 

Проверила:

 

Мачурова Н. Н., кпсхн.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            

 

Сыктывкар  2011

Содержание

 

 

      ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3

  1. Понятие конфликта………………………………………………….4
  2. Причины конфликтов……………………………………………….5
  3. Функции конфликта………………………………………………...6
  4. Динамика конфликта………………………………………………..9
  5. Уровни конфликта в организации………………………………….11
  6. Виды и формы протекания социального

конфликта в современной России………………………………….12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….14

 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………......15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ВВЕДЕНИЕ

Наша жизнь соткана  из конфликтов. Дома и на работе, в  процессе учебы и на

транспорте человек постоянно попадает в конфликтные ситуации или становится их свидетелем, наблюдает по телевидению, узнает из газет, слышит о конфликтах по радио и от окружающих. Большие, малые, острые, между соседями по даче и в трудовом коллективе, в своей стране и за океаном – они заполняют все пространство бытия человечества в прошлом, настоящем и обозримом будущем.

О конфликте каждый имеет  свое представление, но не всякий сможет четко

сформулировать ответ  на вопрос, что же это такое. Между  тем в науке

существуют различные  определения конфликта – от узко специализированных до всепоглощающе расширительных. Даже если обратиться к наиболее типичным определениям, – а именно тем из них, что используются последнее время в учебной литературе, – то и здесь не найти единообразия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Понятие конфликта

Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций,

взглядов субъектов взаимодействия.

Конфликт всегда связан с  осознанием людьми противоречий своих интересов как

членов тех или иных социальных групп с интересами других субъектов.

Обостренные противоречия порождают открытые или закрытые конфликты.

Противоречия пронизывают  все сферы жизни общества - экономическую,

политическую, социальную, духовную. Обострение тех или иных противоречий

создает «зоны кризиса». Кризис проявляется в резком усилении социальной

напряженности, которая нередко перерастает в конфликт.

Большинство социологов склонны  считать, что существование общества без

конфликтов невозможно, ибо  конфликт является неотъемлемой частью бытия людей,

источником происходящих в обществе изменений. Конфликт делает социальные

отношения более мобильными. Привычные нормы поведения и деятельности

индивидов, ранее удовлетворявшие  их, с удивительной решимостью отбрасываются

и порой без всякого сожаления. Под воздействием конфликтов общество может

преобразовываться. Чем сильнее  социальный конфликт, тем заметнее его влияние

на течение социальных процессов и темпы их осуществления. Конфликт,

понимаемый как конкуренция, поощряет творчество, инновации и, в конечном

счете, содействует прогрессивному развитию. Определенный уровень конкуренции

делает общество или его  ячейку более жизнеспособным, динамичным,

восприимчивым к прогрессу.

Социология конфликта  исходит из того, что конфликт есть нормальное явление

общественной жизни, выявление  и развитие конфликта в целом  – полезное и

нужное дело. Общество, властные структуры и отдельные граждане будут

достигать более эффективных  результатов в своих действиях, если они не будут

закрывать глаза на конфликты  и конфликтные ситуации, а будут  следовать

определенным правилам, направленным на урегулирование конфликта

 

 

 

 

Причины конфликта

Причина конфликта является тем пунктом, вокруг которого разворачивается

конфликтная ситуация. Можно  выделить следующие типы причин.

1. Наличие противоположных ориентаций. У каждого индивида и социальной

группы имеется определенный набор ценностных ориентаций относительно наиболее значимых сторон социальной жизни. Все они различаются и обычно противоположны.

В момент стремления к удовлетворению потребностей, при наличии блокируемых целей, достичь которых пытаются несколько индивидов или групп, противоположные ценностные ориентации приходят в соприкосновение и могут стать причиной возникновения конфликтов.

Конфликты по причине противоположных  ценностных ориентаций крайне

разнообразны. Наиболее острые конфликты появляются там, где существуют

различия в культуре, восприятии ситуации, статусе или престиже. Конфликты, причиной которых служат противоположные ориентации, могут протекать в сферах экономических, политических, социально-психологических и других ценностных ориентаций.

2. Идеологические причины. Конфликты, возникающие на почве

идеологических разногласий, являются частным случаем конфликта

противоположности ориентаций. Разница между ними состоит в  том, что

идеологическая причина  конфликта заключается в разном отношении к системе идей, которые оправдывают и узаконивают отношения субординации, доминирования и основополагающие мировоззрения у различных групп общества.

3. Причины конфликта, заключающиеся  в различных формах экономического и социального неравенства. Этот тип причин связан со значительными различиями в распределении ценностей между индивидами и группами. Неравенство в распределении ценностей существует повсеместно, но конфликт возникает только при такой величине неравенства, которая расценивается как весьма значительная.

4. Причины конфликтов, лежащие  в отношениях между элементами  социальной структуры. Конфликты появляются в результате разного места, которое занимают структурные элементы в обществе, организации или упорядоченной социальной группе. Конфликт по этой причине может быть связан, во-первых, с различными целями, преследуемыми отдельными элементами. Во-вторых, конфликт по этой причине бывает связан с желанием того или иного структурного элемента занять более высокое место в иерархической структуре.

Любая из перечисленных причин может послужить толчком, первой ступенью конфликта только при наличии определенных внешних условий. Что же должно случиться, чтобы возник конфликт, чтобы актуализировалась соответствующая причина ? Очевидно, что помимо существования причины конфликта вокруг нее должны сложиться определенные условия, служащие питательной средой для конфликта.

 

  Функции конфликта

Конструктивные функции  конфликта

Все конструктивные (как, впрочем, и отрицательные) функции конфликта  с определенной степенью условности и в целях удобства изложения  материала можно разделить на: общие функции конфликта, которые  имеют место на различных уровнях  социальной системы; функции конфликта  на личностном уровне, которые касаются влияния конфликта непосредственно  на личность

Общие конструктивные функции конфликта

Конфликт является способом обнаружения и фиксации противоречий и проблем в обществе, организации, группе. Кроме того, конфликт свидетельствует о том, что эти противоречия достигли уже большой зрелости и необходимо принимать неотложные меры по их устранению. Таким образом, всякий конфликт выполняет информационную функцию, дает дополнительные импульсы к осознанию своих и чужих интересов в противоборстве.

Конфликт является формой разрешения противоречий. Его развитие способствует устранению тех недостатков  и просчетов в социальной организации, которые привели к конфликту.

Конфликт способствует снятию социальной напряженности и ликвидации стрессовой ситуации, помогает «выпустить пар», разрядить обстановку и снять накопившуюся напряженность.

Конфликт может выполнять  интегративную, объединительную функцию. Перед лицом внешней угрозы группа использует все свои ресурсы для  сплочения и противоборства с  внешним врагом. Кроме того, сама  задача решения возникших проблем  объединяет людей

Конфликт может служить  средством выяснения соотношения  сил социальных групп или общностей  и тем самым может предостеречь от последующих более разрушительных конфликтов.

Конфликт может служить  средством для возникновения  норм общения между людьми или  помочь наполнить новым содержанием  старые нормы.

Конструктивные  функции конфликта на личностном уровне

Конфликт может выполнять  познавательную функцию по отношению к людям, которые принимают в нем участие. Именно в трудных критических ситуациях и проявляется подлинный характер, ценности и мотивы поведения людей; не случайно говорят «друг познается в беде».

Конфликт может способствовать самопознанию и адекватной самооценке личности. Он может помочь верно оценить свои силы и способности и выявить новые, ранее не известные стороны характера личности. Он может также закалить характер, способствовать появлению его новых качеств, таких, как чувство гордости, достоинства.

Конфликт может помочь избавиться от нежелательных свойств  характера, например чувства неполноценности, покорности, раболепия.

Конфликт является важнейшим  фактором социализации человека, развития его как личности. В конфликте  индивид за сравнительно небольшой отрезок времени может получить столько жизненного опыта, сколько он, возможно, не получит никогда вне конфликта.

Конфликт может помочь снять психическую напряженность  в группе, снять стресс его участникам, если конфликт разрешается положительно для человека. В противном случае эта внутренняя напряженность может  даже усилиться.

Деструктивные функции конфликта

Все деструктивные функции  конфликта также можно разделить  на общие функции и функции  конфликта на личностном  уровне

Общие деструктивные  функции конфликта

Конфликт может быть связан с  насильственным методом его разрешения, в результате могут быть большие человеческие жертвы и материальные потери. Помимо сторон, участвующих в военном конфликте, от него могут пострадать и мирные жители.

Конфликт может привести к замедлению темпов социального, экономического, политического  и духовного развития общества. Более  того, он может вызвать стагнацию  и кризис общественного развития, возникновение диктаторских и тоталитарстских режимов.

Конфликт может способствовать дезинтеграции общества, разрушению социальных коммуникации и социокультурному отчуждению социальных образований внутри общественной системы.

Конфликт может повлечь  за собой новые, более деструктивные  конфликты.

Конфликт в организации  часто приводит к снижению уровня организации системы, снижению дисциплины и эффективности деятельности.

Деструктивные функции  конфликта на личностном уровне

Конфликт может оказывать  негативное воздействие на социально-психологический  климат в группе. Так, могут появиться  чувства подавленности, пессимизма и тревоги, приводящие личность в  состояние стресса.

Конфликт может привести к разочарованию в своих возможностях и способностях, к деидентификации личности.

Конфликт может вызвать  чувство неуверенности в себе, потерю прежней мотивации и разрушение имеющихся ценностей ориентаций и образцов поведения. В худшем случае в результате конфликта может  наступить может наступить и разочарование, и потеря веры в прежние идеалы. А это может иметь уже совсем серьезные последствия - девиантное (отклоняющееся) поведение и как крайний случай – суицид.

Конфликт может привести к отрицательной оценке человеком  своих партнеров по совместной деятельности, разочарованию в своих коллегах и недавних друзьях.

В качестве реакции на конфликт человек может «включать» защитные механизмы, демонстрируя при этом негативные для общения виды поведения, такие, как:

  • Отступление – молчание, отсутствие увлеченности, обособление индивида в группе;
  • Пугающая информация – критиканство, ругательства, демонстрация превосходства перед другими членами группы;
  • Жесткий формализм – формальная вежливость, буквоедство, становление жестких норм и принципов поведения в группе, слежение за другими
  • Разговоры на посторонние темы вместо делового обсуждения проблем;
  • Постоянный поиск виноватых, самобичевание или обвинение во всех бедах членов коллектива

Информация о работе Причины, функции и субъекты социальных конфликтов