Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 19:05, доклад
Понятие «человек» включает в себя биологические и социальные характеристики. Иное дело – человеческая личность. Личность - одно из центральных понятий социологии. Оно играет важную роль в «строительстве» социального знания, помогая понять, почему человеческий мир так отличается от остального природного мира и почему он остается человеческим только на основе сохранения богатства индивидуальных различий между людьми. Одни авторы рассматривают её как единство присущих ей социальных и биологических свойств. [1c.15] Другие говорят об исключительности социальном содержании личности. «Что же касается личности, то она только социальна, представляет собой индивидуальное бытие общественных отношений. [2c.16] «Нам особенно близка точка зрения В.П. Тугаринова, - подчёркивает Ананьев,- который пишет следующее: «понятие личность указывает на свойство человека, а человек есть носитель этого свойства…
Личность
не является набором разрозненных диспозиций,
она предполагает единство, интеграцию
всех структурных элементов
Оллпорт выделяет семь аспектов самости, участвующих в развитии проприума с детства до зрелости, называя их проприотическими функциями. В результате их окончательной консолидации формируется "Я" как объект субъект, познания и ощущения. Стадии развития проприума:
1) ощущение своего тела, образующее телесную самость, которая остается на протяжении всей жизни опорой для самоосознания;
2) ощущение самоидентичности, значимым моментом которой выступает осознание себя посредством речи в качестве определенного и важного лица, появление чувства целостности и непрерывности "Я", связанное с именем ребенка;
3) чувство
самоуважения как чувство
4) расширение
границ самости, возникающее
5) образ себя, когда ребенок начинает ориентироваться на ожидания значимых близких, представляя себе, что такое "Я хороший" и "Я плохой";
6) рациональное
управление самим собой,
7) проприативное стремление, является постановкой перспективных жизненных целей, ощущение того, что жизнь имеет смысл. [12c.273]
Над проприумом стоит познание самого себя, синтезирующее перечисленные онтогенетич. стадии и представляющее собой субъективную сторону "Я", осознающую "Я-объективное". На заключительной стадии проприум соотносится с уникальной способностью чел. к самопознанию и самоосознанию.
Индивид представляет собой динамичную (мотивированную) развивающуюся систему. Адекватная теория мотивации, по мнению Оллпорта, должна рассматривать перспективные цели чел., его намерения. Ключом к пониманию человека является ответ на вопрос: "Что ты хочешь делать через пять лет?". По Оллпорту, личность свободна от прошлого-связи с прошлым исторические, а не функциональные.
Созревание человека – это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления. Поведение зрелых субъектов, в отличие от субъектов невротичных, функционально автономно и мотивировано осознанными процессами. Зрелый человек характеризуется такими чертами:
1) имеет широкие границы "Я";
2) способен к теплым, сердечным социальным отношениям;
3) демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самопринятие;
4) имеет здоровое чувство реальности;
5) обладает способностью к самопознанию и чувством юмора;
6) имеет цельную жизненную философию.
Теория Оллпорта популярна среди практикующих клинических психологов, психоаналитиков. [9]
2.3 Психоаналитическая концепция личности.
Уже в начале века венский психиатр и психолог З.Фрейд предложил свою трактовку личности человека, оказавшую огромное влияние не только на психологическую науку и психотерапевтическую практику, но и в целом на культуру во всем мире.
Дискуссии, связанные с анализом и оценкой фрейдовских идей, длились не одно десятилетие. Согласно взглядам Фрейда, разделяемым значительным числом его последователей, активность человека зависит от инстинктивных побуждений, прежде всего полового инстинкта и инстинкта самосохранения. Однако в обществе инстинкты не могут обнаружить себя столь же свободно, как в животном мире, общество накладывает на человека множество ограничений, подвергает его инстинкты, или влечения, «цензуре», что вынуждает человека подавлять, тормозить их.
Инстинктивные влечения оказываются, таким образом, вытесненными из сознательной жизни личности как позорные, недопустимые, компрометирующие и переходят в сферу бессознательного, «уходят в подполье», но не исчезают. Сохраняя свой энергетический заряд, свою активность, они исподволь, из сферы бессознательного, продолжают управлять поведением личности, перевоплощаясь (сублимируясь) в различные формы человеческой культуры и продукты человеческой деятельности.
В сфере
бессознательного инстинктивные влечения
объединяются в зависимости от своего
происхождения в различные
Суть
его в том, что в раннем детстве
у каждого ребенка, как предполагается,
возникает драматическая
По Фрейду, эротическое влечение мальчика в возрасте четырех лет к матери и желание смерти отца (Эдипов комплекс) сталкивается с другой силой - страхом перед ужасным наказанием за кровосмесительные сексуаль-ные побуждения (Кастрационный комплекс). Стремление Фрейда вывести всю активность личности из одних лишь сексуальных побуждений (потом к ним прибавилось «влечение смерти») встречало возражения у многих психологов, что стало одной из причин зарождения неофрейдизма (К. Хорни и др.), для которого характерно сочетание классического фрейдизма с определенными отступлениями от него. В понимании личности неофрейдисты отказываются от приоритета сексуальных влечений и отходят от биологизации человека.
На первый
план выдвигается зависимость
Среда проецирует на личность свои важнейшие качества, они становятся формами активности этой личности (например, поиски любви и одобрения, погоня за властью, престижем и обладанием, стремление покориться и принять мнение группы авторитетных лиц, бегство от общества).
К.Хорни связывает основную мотивацию поведения человека с «чувством коренной тревоги» - беспокойством, объясняя его впечатлениями раннего детства, той беспомощностью и беззащитностью, которые переживает ребенок, сталкиваясь с внешним миром. «Коренная тревога» стимулирует действия, способные обеспечить безопасность. Таким образом, формируется ведущая мотивация личности, на которой базируется его поведение.
Психоанализу
характерна идея о признании бессознательного,
как фактора детерминирующего поведение,
часто противоположное
Объяснение
продолжающимся влиянием специфики
обращения со значимыми другими
в очень раннем детстве на характер
переживаний взрослого
Констатация
в качестве основного регулятора
психической жизни индивида психологической
защиты, направленной на преодоление
внутреннего беспокойства. Практически
для всех школ психоанализа характерно
признание того, сто сознание и
наши внутренние версии мира - установленные
в детстве - систематически изменяются
с целью избегания
Природа
человеческих затруднений связана
с разрешением основного
Основной метод: анализ свободных ассоциаций, который используется при анализе ошибок, очиток, оговорок, описок, случайных или симптоматических действий, анализе сновидений клиента, самоанализ, анализ трансфера, интерпретация сопротивления, эмоциональное переучивание.
Цель - довести вытесненный, аффективнозаряженный материал бессознательного на свет сознания, с целью включения его энергии в жизненно важную деятельность
Достоинства психоаналитической теории личности:
Исследование сферы бессознательного, использование клинических методов, нетрадиционные инсайты, методы терапевтической практики, изучение реальных переживаний и проблем клиента.
Недостатки:
Высокий субъективизм, метафоричность, низкая валидность, ориентированность на прошлое в ущерб настоящему и будущему в развитии субъекта.
2.4 Теория «Зеркального Я»
Одна из первых концепций личности в социологии и психологии, исходившая не из внутренних характеристик человека, а из признания решающей роли взаимодействия индивидов, которые выступают по отношению к каждому из них как "зеркала" его "Я" .
Если образ, которые мы видим в зеркале или только воображаем, что видим, благоприятен, наша Я-концепция получает подкрепление, а действия повторяются. А если неблагоприятен, наша Я-концепция пересматривается, а поведение изменяется. Мы определены другими людьми и руководствуемся в своем поведении и восприятии подобным определением.
Получая подтверждение нашему представлению о самих себе раз за разом, мы укрепляемся в себе, приобретая постепенно целостность самого себя. Усваиваемые человеком представление о собственным "Я", которые возникают в создании других людей, Кули называет "представлениями представлений". [14]
У. Джеймс выделял в "Я" "социальное "Я", которое было тем, чем признают данного человека окружающие. Человек имеет столько "социальных "Я", сколько существует отдельных лиц и групп, о мнении которых он заботится, развивая эту идею, Ч.Кули считал признаком социализации существа способность индивида выделять себя из группы и осознавать свое "Я". Обязательным условием этого было Общение индивида с другими людьми и усвоение их мнений о нем. Не существует чувства "Я" без соответствующих ему чувств "Мы", "Он" или "Они" Сознательные действия всегда социальны; они означают для человека соотнесение своих действий с теми представлениями о его "Я", которые складываются у других людей. Другие люди - это те зеркала, в которых для индивида формируется образ самого себя. Личность же представляет собой совокупность психических реакций человека на мнения о нем окружающих людей. Его собственное "Я" - воспринятое зеркальное отражение, суммирование тех впечатлений, которые, как ему кажется, он производит на окружающих "Я" включает:
1) представление о том, "каким я кажусь другому человеку",
2) представление о том, "как этот другой оценивает мой образ",
3) вытекающее из этого
Все это складывается в человеческое "чувство личной определенности" - "зеркальное "Я" (looking glass self) ."Я" выступает синтезом социального и индивидуального в человеке, гарантом и одновременно итогом его "интеракций" с обществом. [15]
Общество раскрывается индивиду в виде социальных аспектов его собственной личности. Оно практически не существует за пределами сознания индивида Тем самым понятие "Я", при всей его имманентной социальности, является продуктом воображения. Теория была развита также Дж. Мидом, который ввел понятие "стадий" формирования "Я". Стадии принятия роли другого и "обобщенного другого" выражали разные этапы превращения индивида в рефлексирующее социальное "Я", вырабатывали навыки отношения индивида к самому себе как к социальному объекту.
2.5 Марксистская теория личности
Маркс, исследуя объективные законы поведения людей, показывает, что природные, органические стороны и черты индивида выступают в структуре личности как социально обусловленные элементы. Согласно марксистской теории личности биологическое существует в личности в превращённой форме как социальное. Для марксизма личность – это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается.
Для марксизма проблема исследования личности – это исследование его места, позиции в системе общественных связей; это исследование того, что, ради чего и как использует человек врождённые качества.
Социологическая структура личности.
1.
Положение личности в системе
производственных отношений
2.
Совокупность выполняемых
3.
Направленность личности. Совокупность
потребностей, интересов, взглядов,
идеалов, выступающих мотивами
индивидуального поведения.