Представление о личности в социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 19:05, доклад

Описание работы

Понятие «человек» включает в себя биологические и социальные характеристики. Иное дело – человеческая личность. Личность - одно из центральных понятий социологии. Оно играет важную роль в «строительстве» социального знания, помогая понять, почему человеческий мир так отличается от остального природного мира и почему он остается человеческим только на основе сохранения богатства индивидуальных различий между людьми. Одни авторы рассматривают её как единство присущих ей социальных и биологических свойств. [1c.15] Другие говорят об исключительности социальном содержании личности. «Что же касается личности, то она только социальна, представляет собой индивидуальное бытие общественных отношений. [2c.16] «Нам особенно близка точка зрения В.П. Тугаринова, - подчёркивает Ананьев,- который пишет следующее: «понятие личность указывает на свойство человека, а человек есть носитель этого свойства…

Работа содержит 1 файл

РАЗЛИЧНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ В ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ..docx

— 42.93 Кб (Скачать)

Раздел 1. Представление о личности в социологии.

Понятие «человек»  включает в себя биологические и  социальные характеристики. Иное дело – человеческая личность. Личность - одно из центральных понятий социологии. Оно играет важную роль в «строительстве»  социального знания, помогая понять, почему человеческий мир так отличается от остального природного мира и почему он остается человеческим только на основе сохранения богатства индивидуальных различий между людьми. Одни авторы рассматривают её как единство присущих ей социальных и биологических свойств. [1c.15] Другие говорят об исключительности социальном содержании личности. «Что же касается личности, то она только социальна, представляет собой индивидуальное бытие общественных отношений.  [2c.16] «Нам особенно близка точка зрения В.П. Тугаринова, - подчёркивает Ананьев,- который пишет следующее: «понятие личность указывает на свойство человека, а человек есть носитель этого свойства… свойство быть личностью присуще человеку не как биологическому, а как социальному существу, то есть общественно-историческому человеку, как совокупности общественных отношений».  [3c.278] Аналогичная точка зрения высказана целым рядом социологов. «Личность – более конкретная социальная характеристика человека. В этом понятии фиксируется специфически общественные, а не биологические качества и свойства человека».[4с.26] И.С.Кон характеризует личность как «социальное свойство индивида … совокупность интегрированных в нём социально значимых черт». [5c.7] Такое же, по сути, определение содержится в философской энциклопедии, где личность характеризуется как «продукт общественного развития субъект труда, общения и познания».[6c.76]

         На социологию личности заметно  влияют философские концепции и психологические теории.

Философия больше оперирует емким понятием «человек», которое включает и его биологическую, и ментальную, и культурную природу. Социологи берут в расчет, прежде всего, социальные качества, которые формируются у людей в процессе общежития (как непосредственный продукт сосуществования с другими), несколько абстрагируясь от всего остального.

Психология  обращает внимание на индивидуальные различия людей: их темперамент, характер, особенности поведения и оценки, изучая, чем и почему они отличаются друг от друга. Для социолога «личность» — это, напротив, то, что делает людей похожими друг на друга (т.е. они отмечают в людях социально типическое).

Таким образом, можно сказать, что, как правило, в цепочке человек – личность – индивид отражено своеобразное разделение труда философа, социолога и психолога, хотя каждый из них (изучая свое) может использовать любой из этих терминов. Иными словами, личность в социологии — это нечто особенное.

В философии «личность» в соответствии со сложившимися традициями рассматривается как:

1)  произведение   (Природы,   Бога  или  Общества),  продукт условий существования,  который может лишь познать  себя и не должен пытаться  изменить (человек адаптирующийся, приспосабливающийся);

2)  творец, беспредельно активный, либо медитирующий, изменяющий  свои собственные условия,  либо  управляющий своим воображением  об   условиях  своей  жизни   и  о  себе   (человек, создающий себя сам, самопроизводящийся);

3)  деятель, преобразующий  сам себя посредством инструментальной,  предметной активности, связывающей его развитие с внешним объективным миром (человек, производящий новые предметы, совершенствующийся   посредством деятельности и передающий в предметах свой опыт).

В психологии «личность» – это целостность психических свойств, процессов, отношений, отличающих данного субъекта от другого. Для психолога потенции субъектов различны, поскольку как врожденные, так и приобретенные качества людей индивидуальны. Индивидуальность отражает неповторимость биологических и социальных свойств человека, делая его уникальным актором (действующей единицей) некой группы или общности.

И философия, и психология оказывают существенное влияние на развитие социологических  представлений о личности, однако их особый взгляд на сей предмет  и специфическая терминология используются только на уровне специальных теорий. [7c.58]

Итак, социологи, как правило, оперируют понятиями  «социальный субъект» и «личность» для описания социальной сути и социальных качеств человека.

В современной  социологии личность, как и субъект (который, может быть индивидуальным — тождественным «личности» и групповым – тождественным «общности»), означает активное социальное начало, некий социально-исторический тип способности к деятельности.

Считается, что личность как социально типическая характеристика людей пережила определенную эволюцию вместе с ходом исторического прогресса. Первобытный человек характеризовался деятельностью адаптивной, приспособительной, и то время как современный имеет значительно более богатый функциональный репертуар и в целом играет активную преобразующую роль в природе и в обществе. Можно сказать, что личность все полнее проявлялась, формировалась и заполняла человека, вырывая его из мира естества (желаний и страстей) и приводя в мир творчества, осмысления и понимания знаков «другого».

В этом смысле личность как социальное качество человека становилась все более концентрированной  субстанцией его особой (общественной) природы.

 

 

         Раздел 2.Социологические концепции личности.

Социологические концепции личности - ряд теорий, признающих человеческую личность специфическим  образованием, непосредственно выводимым  из тех или иных социальных факторов. [8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    2.1   Ролевая концепция личности

Значительным  влиянием в социологии личности пользуется ролевая теория личности. Основные положения этой теории были сформулированы Г. Кули, Дж. Мидом, Р. Линтоном, Т. Парсонсом, Р. Мертоном. Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Я.Л. Морено, Т. Парсонс определяют личность как функцию от той совокупности социальных ролей, которые индивид исполняет в обществе.

Концепция распределения ролей у Т. Парсонса - деление их на аскриптивные, т.е. предписанные по естеству (определенные рождением, полом, возрастом, социальной принадлежностью и т.д.) и достижительные, т.е. зависящие от личных усилий индивида. Поскольку роли связаны с пребыванием человека в социальных группах, то личность является производной от условий, принятых в группах, в которые включен индивид. В процессе социализации он усваивает способы исполнения ролей и тем самым становится личностью. Общим для концепции ролевой теории является то, что личность есть результат овладения правилами жизни и поведения в обществе.

В советской  литературе с ролевой концепцией личности выступил И.С.Кон.

Роль - это  тип поведения личности, обусловленный  её статусом. Совокупность ролей, соответствующих  данному статусу, определяется как  ролевой набор. Роль объективно задается социальной позицией вне зависимости  от индивидуальных особенностей человека, занимающего эту позицию. Исполнение роли связано со стремлением человека соответствовать принятым социальным нормам и ожиданиям окружающих. [10]

Данная  концепция рассматривает личность через функцию совокупности социальных ролей, которые человек выполняет  в обществе соответственно занимаемому  статусу.

Почему  общество неизбежно представляет собой  совокупность социальных статусов и  ролей, которые занимают люди?

Один  и тот же человек выполняет  множество ролей, которые могу не согласовываться друг с другом и  даже противоречить, что приводит к  возникновению ролевого конфликта. Например, конфликт между профессиональной и семейной ролью женщины. Глубокое усвоение правил ролевого поведения  облегчает существование личности в обществе, понижает степень ее конфликтности, служит основанием уверенного и стабильного самочувствия.

Социальный  статус - это определенная позиция  человека в социальной структуре  общества, связанная с другими  позициями через систему прав и обязанностей, в соответствии с  выполняемыми им функциями.

 Например: статус военнослужащего предполагает  наличие прав, обязанностей и  соответствующей ответственности  перед другими людьми (обществом).

Социальная  роль, которую выполняет человек, весьма значительна в его жизни, в его умении эффективно функционировать  в рамках общества. «Человек продает  не только товары, но продает самого себя и ощущает себя товаром... И  как со всяким товаром рынок решает, сколько стоят те или иные человеческие качества, и даже определяет само их существование. Если качества, которые  может предложить человек, не пользуется спросом, то у него нет вообще никаких  качеств..." [11]

Границы ролевого поведения достаточно жестки, т.к. смещение разных функций или  неадекватное их исполнение может привести к нарушению равновесия всей социальной системы.

Вот почему деятельность следует рассматривать  с социальных позиций, проявляющихся  в стремлении человека реализовать  себя как личность как в соответствии с её социальным статусом, так и  с социальной ролью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              2.2  Диспозиционная концепция личности

 

Диспозиционная концепция (лат. dispositio — расположение) — концепция, характеризующая социальное поведение личности в зависимости от состояний ее готовности к определенному способу действий.

Диспозиционная  концепция связывает готовность личности к поведению в данной социальной ситуации с социальными  условиями предшествующей деятельности, в которых формируется устойчивая предрасположенность к реализации определенных потребностей субъекта в  соответствующих условиях. Диспозиционная  концепция предложена В.А. Ядовым. Она рассматривает диспозиции личности как иерархически организованную систему, вершину которой образуют общая направленность интересов и система ценностных ориентаций как продукт воздействия общих социальных условий, средние уровни — система обобщенных социальных установок на многообразные социальные объекты и ситуации, а нижний — ситуативные социальные установки как готовность к оценке и действию в конкретных ("микросоциальных") условиях деятельности. Высшие диспозиции наиболее устойчивы, что соответствует более высокой стабильности общих социальных условий деятельности личности (устойчивые особенности образа жизни больших социальных общностей), они активно воздействуют на диспозиции нижележащих уровней. Однако ситуативные социальные установки, в отличие от обобщенных, обладают относительной самостоятельностью, что обеспечивает адаптацию личности к меняющимся условиям деятельности при сохранении устойчивой целостности ее высших генеральных диспозиций. Последние регулируют общую направленность социального поведения личности, а диспозиции других уровней — поведение в той или иной сфере деятельности, направленность поступков в отношении определенных социальных объектов и ситуаций. В принципе роль ведущей диспозиции принимает на себя та (или те), которая наиболее полно соответствует данным условиям и цели деятельности в данном "масштабе". Диспозиционная  концепция позволяет установить связи между социологическими, социально-психологическими и общепсихологическими подходами к изучению социального поведения личности.

Также диспозиционную концепцию личности рассматривал Оллпорт.

Оллпорт определяет личность как реальную сущность каждого конкретного чел., уникального в своем своеобразии. Личностью ученый наз. то, что лежит за конкретными поступками чел. внутри него самого. "Личность – это динамическая организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление". Она не является статичной сущностью, хотя и имеет основополагающую структуру, постоянно эволюционирует.

Наряду  с интеллектом и физической конституцией темперамент – это первичный  генетический  материал, из которого строится личность. Он особенно важный наследственный аспект эмоциональной  природы человека (наряду с легкостью  эмоционального возбуждения, преобладающим  фоном настроения, колебаниями настроения, интенсивностью эмоций). Характер является понятием этическим и традиционно  ассоциируется с неким моральным  стандартом или системой ценностей, в соответствии с которыми оцениваются  поступки личности. По формулировке Оллпорта, характер – это оцененная личность, а личность – это неоцененный характер.

Наиболее  важной единицей анализа того, что  представляют собой люди и как  они в своем поведении отличаются друг от друга, является  личностная  черта. Оллпорт определяет ее как нейропсихология, структуру, способную преобразовывать функционально эквивалентные стимулы, стимулировать и направлять эквивалентные (в значит, степени устойчивые) формы адаптивного и экспрессивного поведения. Черта – это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Совокупность черт обеспечивают стабильность поведения чел., его узнаваемость, предсказуемость. Разнообразные стимулы вызывают одинаковые ответные реакции, так же как и реакции в форме чувств, ощущений, интерпретаций, поступков имеют одинаковое функцией, значение. Черты личности не пребывают в дремлющем состоянии. Ситуации, в которых личность оказывается чаще всего, – это, как правило, именно те самые, в которые она активно стремится попасть.

В поздних  работах Оллпорта черты получили название диспозиций, среди которых можно выделить три типа: кардинальные, центральные и вторичные. Кардинальной диспозицией, или гл. страстью, обладают очень немногие люди. Это в высшей степени генерализованная диспозиция, настолько пронизывающая поведение, что почти все поступки чел. можно свести к ее влиянию. Среди личностей с такой диспозицией можно назвать Дон Жуана, Жанну д'Арк, Альберта Швейцера. Центральные диспозиции являются  строительными блоками индивидуальности и представляют собой такие тенденции в поведении человека, которые легко обнаруживаются окружающими и упоминаются в рекомендательных письмах (например, пунктуальность, внимательность, ответственность). Вторичные диспозиции - менее заметны, менее устойчивы, менее обобщенные черты, такие как предпочтения в еде и одежде, ситуационно обусловленные характеристики, особые установки.

Информация о работе Представление о личности в социологии