Предмет социологии как науки об обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 19:56, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является анализ предмета социологии как науки.
Задачи:
1. Провести анализ литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть социологию как науку.
3. Проанализировать компонентные слагаемые социологии.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..
3
1. Социологический взгляд на общество……………………………….
4
2. Предмет социологии…………………………………………………..
5
3. Социология в системе наук……………………………………………
8
4. Уровни социологического анализа…………………………………..
10
5. Структура социологического знания…………………………………
11
Заключение ………………………………………………………………..
16
Список использованной литературы …………………………………..
17

Работа содержит 1 файл

социология.doc

— 75.94 Кб (Скачать)

 

Рисунок 1 - Структура  социологии

 

Структура социологического знания теорий всех уровней может  быть представлена следующим образом:

методология науки:

а) Уровни методологии: общенаучный (относится к социологии в целом); частнонаучный (относится к отдельным  разделам социологии);

б) Разделы методологии: мировоззренческие  и методологические принципы; учение о предмете социологии; знание о  методах: учение о социологическом  знании; знания о социологическом  исследовании; история социологии и  др.;

Знания о предмете:

а) Теоретическое знание: социологические теории, гипотезы, типологии и другие формы теоретического знания;

б) Эмпирическое знание: статистические данные, факты, классификации и другие формы эмпирического знания;

Методы:

а) По масштабу применения: общенаучные (например, диалектический и системный  методы, индукция и дедукция т.п.); частнонаучные (опрос, математические методы и т.п.);

б) По уровню знания: теоретические, эмпирические;

в) По этапам исследования: методы сбора, методы обработки, методы анализа;

Исследования:

а) Типы и уровни исследования:

по уровню знания: теоретические  и эмпирические;

по ориентации исследования: фундаментальные и прикладные;

по технологии сбора информации: сплошные и выборочные;

по предмету исследования: социологические и междисциплинарные (социально - экономические, социально - политические, социально - психологические  и т.д.);

б) Стадии исследования: методологическая, эмпирическая, теоретическая;

в) Направления исследований (по объекту и предмету исследования):

социальные группы; социальные институты; социальные организации; социология труда, социология образования, социология управления, военная социология и  т.д.   

Знания о предмете представляют собой специально построенные классификации  или систематизации, типологии, концептуальные или математические модели, гипотезы и теории, статистические данные об обществе в целом, его сферах, институтах, организациях, о системе общественных отношений и процессе их воспроизводства  и т.д.

Методы в социологии это  средства получения и систематизации научного знания о социальной реальности. Они включают в себя организацию  познавательной (исследовательской) деятельности, регулятивные нормы или правила  деятельности, совокупность приемов  и способов действия, порядок действий. Приемы и способы в исследовании выстраиваются в определенной последовательности. Последовательность приемов и способов действий называется процедурой. Процедура  является неотъемлемой частью любого метода.

Реализация метода в целом  называется методикой. Она означает привязку одного или комбинации нескольких методов и соответствующих процедур к исследованию, его концептуальному  аппарату; выбор или разработку методического  инструментария (совокупности методов); методической стратегии (последовательности применения методов и соответствующих  процедур). Методический инструментарий, методическая стратегия или просто методика могут быть оригинальными (неповторимыми), применимыми только в одном исследовании, или стандартными (типовыми), применимыми во многих исследованиях. В разных исследованиях один и  тот же метод специфически преломляется в зависимости от его место и роли в исследовании, от связи с другими методами.

Реализация метода на уровне  операций, доведенных до совершенства, называется техникой социологического исследования. Она может представлять собой совокупность и последовательность приемов работы с объектом исследования (например, техника сбора данных), с данными исследования (например, техника обработки данных), с инструментами  исследования (например, техника составления  анкеты).

Деление социологии на теоретическую  и эмпирическую связано с уровнями познания. Деление на фундаментальную  и прикладную - с ориентацией на собственно научные или на практические (прикладные) задачи. Эти и другие структурные элементы социологического знания будут подробнее рассмотрены  в последующих главах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение, подводя итоги, необходимо отметить, что на всех этапах истории человечество пыталось осмыслить общество, выразить свое отношение к нему. Но в научный оборот понятие ”социология” было введено французским философом Огюстом Контом в 30-х годах прошлого столетия. Как наука социология формировалась в xix веке в Европе. Причем наиболее интенсивно в ее становлении участвовали ученые, пишущие на французском, немецком, английском языках.

Огюст Конт (1798 - 1857) и затем  англичанин Герберт Спенсер впервые  обосновали необходимость выделения  социального знания в самостоятельную  научную дисциплину, определили предмет  новой науки и сформулировали специфические, лишь ей присущие методы. Огюст Конт был позитивистом, т.е. сторонником теории, которая должна была стать столь же доказательной  и общезначимой, как и естественно - научные теории, должна была основываться только на методе наблюдения, сравнительном, историческом и противостоять умозрительному рассуждению об обществе. Это способствовало тому, что социология сразу стала  имперической наукой, наукой, привязанной  к земле.

Точка зрения Конта на социологию как науку тождественную обществознанию, господствовала в литературе до конца XIX века.

 В конце 19 - нач. 20 вв. в научных исследованиях общества  стал выделяться на ряду с  экономическим, демографическим,  правовым и другими аспектами  также и социальный.

 Предмет социологии  в этой связи зауживается и  начинает сводиться к изучению  социальных сторон общественного  развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1998.-420с.

2. Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. М.,2000.-317с.

3. Зборовский Г. Е. История социологии / Под ред. И. Б. Зорько, Н. Я. Марголина. — М.: Гардарики, 2007. — 608 с.

4. Рихтаржик К. Социология на путях познания. — М.: 1991.-271с.

5. Санжаревский И.И. История, методология и техника исследования проблем общества и личности в социологии.-  Изд. 4-е, испр. и доп. Тамбов: 2012. С.432.

6. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество.- М.: 1992. -430с.

7. Современная западная социология: Словарь. — М.: 1990.-372с.

8. Социология: Словарь-справочник/ Под. ред. Осипова Г.В. - М.: 1991- 1991. Т. 1-4.

9. Теркер Дж. Структура социологической теории. — М.: 1995.-257с.

 


Информация о работе Предмет социологии как науки об обществе