Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 19:56, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является анализ предмета социологии как науки.
Задачи:
1. Провести анализ литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть социологию как науку.
3. Проанализировать компонентные слагаемые социологии.
Введение …………………………………………………………………..
3
1. Социологический взгляд на общество……………………………….
4
2. Предмет социологии…………………………………………………..
5
3. Социология в системе наук……………………………………………
8
4. Уровни социологического анализа…………………………………..
10
5. Структура социологического знания…………………………………
11
Заключение ………………………………………………………………..
16
Список использованной литературы …………………………………..
17
Рисунок 1 - Структура социологии
Структура социологического знания теорий всех уровней может быть представлена следующим образом:
методология науки:
а) Уровни методологии: общенаучный (относится к социологии в целом); частнонаучный (относится к отдельным разделам социологии);
б) Разделы методологии: мировоззренческие и методологические принципы; учение о предмете социологии; знание о методах: учение о социологическом знании; знания о социологическом исследовании; история социологии и др.;
Знания о предмете:
а) Теоретическое знание: социологические теории, гипотезы, типологии и другие формы теоретического знания;
б) Эмпирическое знание: статистические данные, факты, классификации и другие формы эмпирического знания;
Методы:
а) По масштабу применения: общенаучные (например, диалектический и системный методы, индукция и дедукция т.п.); частнонаучные (опрос, математические методы и т.п.);
б) По уровню знания: теоретические, эмпирические;
в) По этапам исследования: методы сбора, методы обработки, методы анализа;
Исследования:
а) Типы и уровни исследования:
по уровню знания: теоретические и эмпирические;
по ориентации исследования: фундаментальные и прикладные;
по технологии сбора информации: сплошные и выборочные;
по предмету исследования:
социологические и
б) Стадии исследования: методологическая, эмпирическая, теоретическая;
в) Направления исследований (по объекту и предмету исследования):
социальные группы; социальные институты; социальные организации; социология труда, социология образования, социология управления, военная социология и т.д.
Знания о предмете представляют собой специально построенные классификации или систематизации, типологии, концептуальные или математические модели, гипотезы и теории, статистические данные об обществе в целом, его сферах, институтах, организациях, о системе общественных отношений и процессе их воспроизводства и т.д.
Методы в социологии это средства получения и систематизации научного знания о социальной реальности. Они включают в себя организацию познавательной (исследовательской) деятельности, регулятивные нормы или правила деятельности, совокупность приемов и способов действия, порядок действий. Приемы и способы в исследовании выстраиваются в определенной последовательности. Последовательность приемов и способов действий называется процедурой. Процедура является неотъемлемой частью любого метода.
Реализация метода в целом
называется методикой. Она означает
привязку одного или комбинации нескольких
методов и соответствующих
Реализация метода на уровне операций, доведенных до совершенства, называется техникой социологического исследования. Она может представлять собой совокупность и последовательность приемов работы с объектом исследования (например, техника сбора данных), с данными исследования (например, техника обработки данных), с инструментами исследования (например, техника составления анкеты).
Деление социологии на теоретическую и эмпирическую связано с уровнями познания. Деление на фундаментальную и прикладную - с ориентацией на собственно научные или на практические (прикладные) задачи. Эти и другие структурные элементы социологического знания будут подробнее рассмотрены в последующих главах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение, подводя итоги, необходимо отметить, что на всех этапах истории человечество пыталось осмыслить общество, выразить свое отношение к нему. Но в научный оборот понятие ”социология” было введено французским философом Огюстом Контом в 30-х годах прошлого столетия. Как наука социология формировалась в xix веке в Европе. Причем наиболее интенсивно в ее становлении участвовали ученые, пишущие на французском, немецком, английском языках.
Огюст Конт (1798 - 1857) и затем англичанин Герберт Спенсер впервые обосновали необходимость выделения социального знания в самостоятельную научную дисциплину, определили предмет новой науки и сформулировали специфические, лишь ей присущие методы. Огюст Конт был позитивистом, т.е. сторонником теории, которая должна была стать столь же доказательной и общезначимой, как и естественно - научные теории, должна была основываться только на методе наблюдения, сравнительном, историческом и противостоять умозрительному рассуждению об обществе. Это способствовало тому, что социология сразу стала имперической наукой, наукой, привязанной к земле.
Точка зрения Конта на социологию
как науку тождественную
В конце 19 - нач. 20 вв.
в научных исследованиях
Предмет социологии
в этой связи зауживается и
начинает сводиться к изучению
социальных сторон
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1998.-420с.
2. Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. М.,2000.-317с.
3. Зборовский Г. Е. История социологии / Под ред. И. Б. Зорько, Н. Я. Марголина. — М.: Гардарики, 2007. — 608 с.
4. Рихтаржик К. Социология на путях познания. — М.: 1991.-271с.
5. Санжаревский И.И. История, методология и техника исследования проблем общества и личности в социологии.- Изд. 4-е, испр. и доп. Тамбов: 2012. С.432.
6. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество.- М.: 1992. -430с.
7. Современная западная социология: Словарь. — М.: 1990.-372с.
8. Социология: Словарь-справочник/ Под. ред. Осипова Г.В. - М.: 1991- 1991. Т. 1-4.
9. Теркер Дж. Структура социологической теории. — М.: 1995.-257с.
Информация о работе Предмет социологии как науки об обществе