Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:42, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение теоретических основ процесса мотивации сотрудников, анализ и выявление проблем в системе стимулирования работников в СПК «Сталепромышленная компания», предложение рекомендаций по повышению эффективности работы персонала.
Исходя, из сформулированной цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие, особенности и значение мотивации работников;
- осуществить обзор основных научных подходов к мотивации и стимулированию трудовой деятельности;
- дать оценку мотивации и стимулированию персонала в СПК «Сталепромышленная компания»;
- выявить проблемы в механизме стимулирования сотрудников в СПК «Сталепромышленная компания»
- предложить мероприятия по совершенствованию мотивации работников предприятия.
Введение ……………………………………………………………………………… 3
1. Теоретические аспекты мотивации работников предприятия………………….. 5
1.1. Понятие, особенности и значение мотивации персонала…. …….……..…. 5
1.2. Содержательные и процессуальные концепции мотивации: значение и
специфика .……………………………………………………………….………. 11
2. Анализ подходов к мотивации работников предприятия на примере
СПК «Сталепромышленная компания»………………………………………… 19
2.1. Анализ внешней и внутренней среды предприятия……………………... 19
2.2. Исследование мотивации работников предприятия ……………………... 33
3. Предложения по совершенствованию системы мотивации работников предприятия и их эффективность…………………………………………………. 37
Заключение …………………………………………………………………………57
Библиографический список……………………………………………………….. .60
Для этого приводим дополнительные расчетные показатели (см. табл. 6).
Таблица 6 - Взаимосвязь производительности труда и выполненных работ
персоналом СПК «Сталепромышленная компания»
Показатели |
2012 г. |
2011г. |
2012г. в % к 2011 |
Выполнено работ, тыс. руб. |
15899 |
10278 |
164,6 |
Среднегодовая численность работников, чел. |
18 |
15 |
183,7 |
Всего проведено работ на 1 работника, тыс. руб. |
883 |
685 |
177 |
Исследуя данные таблицы 6 можно сказать, что в 2012 году по сравнению с 2011 годом выполнено работ на 64 % больше за счет появления большого числа заказов на изготовление металлоконструкций. Все эти факторы в сочетании с увеличение численности работников повлияли на увеличение производительности труда, что в свою очередь значительно повлияло на увеличении объема выполненных работ.
Таким образом, можно сделать вывод, что в СПК «Сталепромышленная компания» имеет высокую организацию труда. Наиболее высокооплачиваемой категорией на предприятии являются работники аппарата управления.
Структура состава работников показана на рис. 7.
Рис. 7. Структура состава работников СПК «Сталепромышленная компания»
Из рисунка видно, что
основную массу работающих составляют
ИТР (инженерно-технические
Для минимизации налогов предприятие использует различные варианты снижения выплат во внебюджетные фонды. Поэтому размеры начислений по ФОТ (Фонду оплаты труда) явно занижены и составляют по 2010 г. 212 472 руб. в 2011 г. 164 582 руб.
В СПК прослеживается линейная связь управления между подчиненными и администрацией организации. Управление персоналом осуществляется непосредственно директором, начальниками отделов и главным бухгалтером.
Средний возраст работающих –30 лет. Коэффициент текучести кадров по годам составляет: 2010 г. – 0,11, 2011 г. – 0,14, 2012 г. – 0,19
В 2012 году коэффициент текучести кадров увеличился по сравнению с 2011 годом на 5% и составил 19%.
Объем реализации товара за последние 2 года и доля рынка предприятия и сильнейших конкурентов по каждому виду продукции представлены в таблице 7
Таблица 7 - Ассортимент реализуемой продукции
Виды продукции |
Объем реализации по годам, тыс. р. |
Доля рынка в 2012 году, в % | ||
2011 |
2012 |
предприятия |
Основного конкурента | |
1. Трубы электросварочные |
2095 |
2186 |
29 |
18 |
2. Листы ВК-12 и РП-14 |
1243 |
1456 |
13 |
9 |
3. Трубы профильные |
651 |
788 |
2 |
8 |
4. Швеллера |
585 |
449 |
31 |
17 |
5. Спецстали |
1200 |
1135 |
17 |
12 |
6. Швеллера |
957 |
989 |
42 |
28 |
7. Трубы профильные |
829 |
915 |
13 |
12 |
8. Арматура |
1721 |
2015 |
33 |
26 |
9. Арматура ВСП-13,14,16,18,20 |
1816 |
1732 |
19 |
18 |
Итого |
12062 |
СПК «Сталепромышленная
компания» работает с такими основными
покупателями, как: ЗАО «Аранеус», МУП
«Водокана», ООО «Геострой - АЗК», ООО
«Гласстрейд», ГУП «СЖЭУ», ООО «Муромец»
и другие. Фирма старается увеличивать св
Также наблюдаются и
основные поставщики: ООО «Стьпровод»
г. Москва, ЗАО «Красноярская
Анализ внутренней среды предприятия показывает такие возможности, на которые может рассчитывать предприятие для достижения поставленных целей, для осуществления миссии, то есть для дальнейшего продолжения деятельности предприятия.
Таблица 8 - Анализ внутренней среды СПК «Сталепромышленная компания»
Бизнес - функция |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Производственная структура предприятия |
|
1) выполнение узкого
спектра услуг СПК « |
2. Характеристика продукции и услуг |
|
|
3. Производственная и материально-техническая база |
|
1) отсутствие поставщиков для производства новых видов продукции; |
4. Кадры |
|
1) отсутствие обновляемости кадров; 2) необходим маркетолог, который занимался бы продвижением товара на рынок, рекламой. |
5. Система управления организацией |
|
|
6. Эффективность деятельности организации |
|
1) незначительная доля
рынка (фирма имеет угрозу 2) доля рынка до 30% (малое) |
В стратегическом управлении наиболее часто используется метод анализа среды организации, получивший название SWOT – анализ. Применяя этот метод, удается установить линии связи между силой и слабостью и внешними угрозами и возможностями.
Такие связи в дальнейшем используются для разработки стратегии.
Приведем исходную информацию для построения SWOT-анализа в таблице 9
Таблица 9 - Исходная информация для SWOT- анализа СПК «Сталепромышленная компания»
Возможности |
Сильные стороны |
|
1. Отпуск товаров под реализацию; 2. Небольшое количество
7.современный уровень основных средств. 8.Наличие квалифицированных |
Угрозы |
Слабые стороны |
повышение цен на энергоносители, а следовательно, цены постоянно повышаются или уменьшаются (скачкообразно |
недостатки в рекламной политике |
Для установления связей
между возможностями и
Таблица 10 - Матрица SWOT
|
Возможности:
|
Угрозы: 1.увеличение конкурентных
преимуществ со стороны 2. усиление конкуренции, а именно рост доли рынка; 3. медленный рост рынка металла; 4. неблагоприятная социально- |
Сильные стороны:
| ||
Поле СИВ:
|
Поле СИУ:
| |
Слабые стороны: 1. есть конкуренты, но их немного; 2. выполнение узкого
спектра услуг (только продажа) 3. отсутствие обновляемости кадров; 4. низкий уровень сервиса;
| ||
Поле СЛВ:
небольшое количество конкурентов может привести к их неудачному поведению |
Поле СЛУ:
появление новых конкурентов, низкий уровень сервиса ухудшит конкурентную позицию. |
Отразим влияние возможностей на СПК «Сталепромышленная компания» на рисунке 8
Влияние возможностей на СПК «Сталепромышленная компания»
|
Сильное влияние возможностей на предприятие |
Умеренное влияние возможностей на предприятие |
Малое влияние возможностей на предприятие |
Высокая вероятность реализации возможностей |
Высокий спрос на металлопрокат |
Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов | |
Средняя вероятность реализации возможностей |
Наличие потенциальных предприятий- |
|
|
Низкая вероятность реализации возможностей |
|
Появление новых фирм на рынке, усиление конкуренции |
|
Рис. 8. Матрица возможностей
Отразим влияние угроз на рисунке 9
Влияние угроз на СПК «Сталепромышленная компания»
Разрушение |
Критическое состояние |
Тяжелое состояние |
«Легкие ушибы» | |
Высокая вероятность реализации угроз |
|
<span class="dash |