Предложения по совершенствованию системы мотивации работников предприятия и их эффективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучение теоретических основ процесса мотивации сотрудников, анализ и выявление проблем в системе стимулирования работников в СПК «Сталепромышленная компания», предложение рекомендаций по повышению эффективности работы персонала.
Исходя, из сформулированной цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие, особенности и значение мотивации работников;
- осуществить обзор основных научных подходов к мотивации и стимулированию трудовой деятельности;
- дать оценку мотивации и стимулированию персонала в СПК «Сталепромышленная компания»;
- выявить проблемы в механизме стимулирования сотрудников в СПК «Сталепромышленная компания»
- предложить мероприятия по совершенствованию мотивации работников предприятия.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………… 3
1. Теоретические аспекты мотивации работников предприятия………………….. 5
1.1. Понятие, особенности и значение мотивации персонала…. …….……..…. 5
1.2. Содержательные и процессуальные концепции мотивации: значение и
специфика .……………………………………………………………….………. 11
2. Анализ подходов к мотивации работников предприятия на примере
СПК «Сталепромышленная компания»………………………………………… 19
2.1. Анализ внешней и внутренней среды предприятия……………………... 19
2.2. Исследование мотивации работников предприятия ……………………... 33
3. Предложения по совершенствованию системы мотивации работников предприятия и их эффективность…………………………………………………. 37
Заключение …………………………………………………………………………57
Библиографический список……………………………………………………….. .60

Работа содержит 1 файл

SIMONOVA_Issledovanie_sistemy_motivatsii_persona.doc

— 994.00 Кб (Скачать)

Для этого приводим дополнительные расчетные показатели (см. табл. 6).

Таблица 6 - Взаимосвязь производительности труда и выполненных работ

 персоналом СПК «Сталепромышленная компания»

Показатели

2012 г.

2011г.

2012г. в % к 2011

Выполнено работ, тыс. руб.

15899

10278

164,6

Среднегодовая численность  работников, чел.

 

18

 

15

 

183,7

Всего проведено работ  на 1 работника, тыс. руб.

 

883

 

685

 

177


Исследуя данные таблицы 6 можно сказать, что в 2012 году по сравнению с 2011 годом выполнено работ на 64 % больше за счет появления большого числа заказов на изготовление металлоконструкций. Все эти факторы в сочетании с увеличение численности работников повлияли на увеличение  производительности труда, что в свою очередь   значительно повлияло на  увеличении объема выполненных работ.

Таким образом, можно  сделать вывод, что в СПК «Сталепромышленная компания» имеет высокую организацию труда. Наиболее высокооплачиваемой категорией на предприятии являются работники аппарата управления.

 Структура состава работников показана на рис. 7.

Рис. 7. Структура состава работников СПК «Сталепромышленная компания»

Из рисунка видно, что  основную массу работающих составляют ИТР (инженерно-технические работники) - 22 человека, 3 человек – водителей, 5- менеджеров по работе с клиентами.

Для минимизации налогов предприятие использует различные варианты снижения выплат во внебюджетные фонды. Поэтому размеры начислений по ФОТ (Фонду оплаты труда) явно занижены и составляют по 2010 г. 212 472 руб. в 2011 г. 164 582 руб.

В СПК прослеживается линейная связь управления между подчиненными и администрацией организации.  Управление персоналом осуществляется непосредственно директором, начальниками отделов и главным бухгалтером.

Средний возраст работающих –30 лет.  Коэффициент текучести кадров по годам составляет: 2010 г. – 0,11, 2011 г. – 0,14,  2012 г. – 0,19

В 2012 году коэффициент текучести кадров увеличился по сравнению с 2011 годом на 5% и составил 19%.

Объем реализации товара за последние 2 года и доля рынка  предприятия и сильнейших конкурентов  по каждому виду продукции представлены в таблице 7

Таблица 7 - Ассортимент реализуемой продукции

Виды продукции

Объем реализации по годам, тыс. р.

Доля рынка в 2012 году, в %

2011

2012

предприятия

Основного конкурента

1. Трубы электросварочные 

2095

2186

29

18

2. Листы ВК-12 и РП-14

1243

1456

13

9

3. Трубы профильные 

651

788

2

8

4. Швеллера 

585

449

31

17

5. Спецстали 

1200

1135

17

12

6. Швеллера 

957

989

42

28

7. Трубы профильные

829

915

13

12

8. Арматура 

1721

2015

33

26

9. Арматура  ВСП-13,14,16,18,20

1816

1732

19

18

Итого

 

12062

   

 

СПК «Сталепромышленная компания» работает с такими основными  покупателями, как: ЗАО «Аранеус», МУП  «Водокана», ООО «Геострой - АЗК», ООО  «Гласстрейд», ГУП «СЖЭУ», ООО «Муромец»  и другие. Фирма старается увеличивать связи с новыми покупателями.

Также наблюдаются и  основные поставщики: ООО «Стьпровод»  г. Москва, ЗАО «Красноярская металлическая  компания», ОАО «Металлопторг» г. Донецк, ОАО «Татметалл», ОАО «Ангарский трубный завод», ОАО «Волгателеком», ОАО «Автомобилист», ОАО «Марагропромтехснаб» и др..

Анализ внутренней среды  предприятия показывает такие возможности, на которые может рассчитывать предприятие  для достижения поставленных целей, для осуществления миссии, то есть для дальнейшего продолжения  деятельности предприятия.

Таблица 8 - Анализ внутренней среды СПК «Сталепромышленная компания»

Бизнес - функция

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Производственная структура  предприятия

  1. На предприятии находится одно складское помещение для металлопроката, за которым ведет наблюдение заведующим складом;
  2. Вр=1742 т.р. (2011год);
  3. Вр=2158 т.р. (2012год);
  4. Современный уровень основных средств: СПК «Сталепромышленная компания»  постоянно покупают новые средства, т.е. со старением оборудование происходит замена на более усовершенствованные;
  5. Часто завозятся новые виды металлопроката. Как только у поставщиков появляется какая-либо новинка, то сразу же идет поставка фирме СПК «Сталепромышленная компания»;
  6. широкий ассортимент продукции: трубы профильные, уголки, лист, арматура, швеллера, катанка и многое другое;
  7. Производятся исследования в области металлопроката, т.е. осуществляется контроль над качеством товара;
  8. наличие производственных мощностей

1) выполнение узкого  спектра услуг  СПК «Сталепромышленная  компания»  

2. Характеристика продукции и услуг

  1. СПК «Сталепромышленная компания»  выиграла тендер на поставку в республику труб для резервного фонда;
  2. цены на товар за последний месяц держатся на уровне всего отчетного года;
  3. цены на товар покрывают себестоимость, благодаря «приличной» наценке, которая составляет 8%;
  4. увеличение связей с покупателями и поставщиками;
  5. фирма дает рекламу в газетах, журналах
 

3. Производственная и  материально-техническая база

  1. Отношения с поставщиками: производятся фьючерсные сделки, т.е. заключается сделка на товар по стандартному описанию (лист, уголок и т.д.)
  2. хорошая обеспеченность техникой, машинами, оборудованием: есть кран, с помощью которого производится подъем, разгрузка, погрузка металлопроката, есть КАМАЗы, с помощью которых производится перевозка. Все находится в исправном состоянии. Машинами и краном фирма пользуется со дня начала работы. Учет металлопроката ведется с помощью компьютерных программ: 1С: Бухгалтерия, 2НДФЛ, 3НДФЛ, налогоплательщик юр. лица, торговля и склад.

1) отсутствие поставщиков для производства новых видов продукции;

4. Кадры

  1. Работники СПК «Сталепромышленная компания»  имеют высшее образование: менеджер по снабжению -высшее техническое образование; менеджер по продажам -высшее техническое образование; бухгалтер –высшее экономическое образование; крановщик, стропальщик, грузчики –среднее специальное образование;
  2. Возрастной состав работников от 35 до 60 лет;
  3. Каждый работник выполняет свои обязанности согласно должностной инструкции;
  4. заработная плата удовлетворяет каждого работника. Есть премии. Заработная плата начисляется по штатному расписанию.
  5. климат в коллективе спокойный, дружеский, бесконфликтный;
  6. каждый работник выполняет свои обязанности качественно, ответственен за поручения данные ему.

1) отсутствие обновляемости  кадров;

2) необходим маркетолог, который занимался бы продвижением товара на рынок, рекламой.

5. Система управления  организацией

  1. Предприятие возглавляет директор, который организует всю работу фирмы и несет полную ответственность за ее состояние и деятельность перед государством и трудовым коллективом.
  2. Директор представляет предприятие во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществом предприятия, заключает договора, издает приказы по предприятию, в соответствие с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников предприятия, открывает в банках счета фирмы;
  3. Главный бухгалтер осуществляет учет средств предприятия и хозяйственных операций с материальными и денежными ресурсами, устанавливает результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
  4. Менеджер по продажам занимается реализацией товаров фирмы, маркетинговыми исследованиями, рекламной деятельностью;
  5. Менеджер по снабжению осуществляет связи с поставщиками.
 

6. Эффективность деятельности организации

  1. прибыльность, наличие инвестиционных возможностей, т.е. у СПК «Сталепромышленная компания»  есть желание развиваться;
  2. Вид эффективности – экономическая эффективность, т.е. это соотношение экономических результатов деятельности организации и затрат на их достижение;
  3. основным показателем эффективности труда руководителя, как организатора являются результаты труда коллектива в целом и каждого члена в отдельности;
  4. предприятие готово к изменениям, т.е. в настоящее время СПК «Сталепромышленная компания»  готовит кадры для будущей деятельности

1) незначительная доля  рынка (фирма имеет угрозу быть  конкурентной)

2) доля рынка до 30% (малое)


 

В стратегическом управлении наиболее часто используется метод  анализа среды организации, получивший название SWOT – анализ. Применяя этот метод, удается установить линии связи между силой и слабостью и внешними угрозами и возможностями.

Такие связи в дальнейшем используются для разработки стратегии.

Приведем исходную информацию для построения SWOT-анализа в таблице 9

Таблица 9 - Исходная информация для SWOT- анализа СПК «Сталепромышленная компания»

Возможности

Сильные стороны

  1. появление новых поставщиков;
  2. высокий спрос на металлопрокат;
  3. неудачное поведение конкурентов;
  4. появление потенциальных покупателей.

1. Отпуск товаров под реализацию;

2. Небольшое количество конкурентов;

  1. преимущества в уровне оплаты труда по сравнению с конкурентами;
  2. отзывчивые, приятные в общении люди (работники);
  3. широкий ассортимент продукции;
  4. высокий контроль качества;

7.современный уровень основных средств.

8.Наличие квалифицированных работников;

Угрозы

Слабые стороны

  1. увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов;
  2. усиление конкуренции;
  3. медленный рост рынка;
  4. неблагоприятная социально –экономическая политика в стране;

повышение цен на энергоносители, а следовательно, цены постоянно  повышаются или уменьшаются (скачкообразно

  1. есть конкуренты, но их немного;
  2. выполнение узкого спектра услуг (только продажа);
  3. отсутствие обновляемости кадров;
  4. низкий уровень сервиса;

недостатки в рекламной политике


 

Для установления связей между возможностями и угрозами, сильными и слабыми сторонами  составляется матрица SWOT (приложение 5)

 

 

 

 

 

Таблица 10 - Матрица SWOT

 

Возможности:

  1. появление новых поставщиков;
  2. высокий спрос на металлопрокат;
  3. неудачное поведение конкурентов;
  4. наличие потенциальных покупателей.

Угрозы:

1.увеличение конкурентных  преимуществ со стороны конкурентов  (шире ассортимент металлопроката);

2. усиление конкуренции, а именно рост доли рынка;

3. медленный рост рынка  металла;

4. неблагоприятная социально-экономическая  политика в стране, а именно  повышение цен на энергоносители (для содержания бизнеса), а, следовательно,  цены постоянно повышаются или  уменьшаются (скачкообразно)

 Сильные стороны:

  1. Отпуск товаров под реализацию;
  2. небольшое количество конкурентов;
  3. преимущества в уровне оплаты труда по сравнению с конкурентами;
  4. отзывчивые, приятные в общении люди (работники);
  5. широкий ассортимент продукции;
  6. высокий контроль качества;
  7. современный уровень основных средств.

Поле СИВ:

  1. Увеличение ассортимента и выход на новые рынки с новым ассортиментом продукции;
  2. неудачное поведение конкурентов, контроль качества дадут возможность успеть за ростом рынка.
  3. приятные в общении люди, высокий уровень производительности труда, следовательно, покупают товары у нас, что способствует увеличению новых связей с покупателями.

Поле СИУ:

  1. Выход на новые рынки;
  2. появление конкурентов вызовет дополнительные расходы финансовых ресурсов;
  3. если на рынке появится новый товар, то необходимо сообщать покупателям

Слабые стороны:

1. есть конкуренты, но  их немного;

2. выполнение узкого  спектра услуг (только продажа);

3. отсутствие обновляемости  кадров;

4. низкий уровень сервиса;

  1. недостатки в рекламной политике;
  2. предприятию необходим маркетолог, занимающийся продвижением товара на рынок, освоением новых рынков сбыта, а также рекламной деятельностью.

Поле СЛВ:

  1. недостатки в рекламной политике создадут затруднения при выходе на новые рынки, затруднения при увеличении ассортимента;

небольшое количество конкурентов  может привести к их неудачному поведению

Поле СЛУ:

  1. неблагоприятная политика государства может привести к выходу из отрасли;
  2. если у поставщиков появился новый вид товара (ранее неизвестный), то необходимо сообщать покупателям;

появление новых конкурентов, низкий уровень сервиса ухудшит  конкурентную позицию.


 

 

Отразим влияние возможностей на СПК «Сталепромышленная компания» на рисунке 8

Влияние возможностей на СПК «Сталепромышленная компания»

Сильное влияние возможностей на предприятие

Умеренное влияние возможностей на предприятие

Малое влияние возможностей на предприятие

Высокая вероятность реализации возможностей

 

Высокий спрос на металлопрокат

Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов

Средняя вероятность реализации возможностей

Наличие потенциальных предприятий-покупателей

Низкая вероятность реализации возможностей

Появление новых фирм на рынке, усиление конкуренции


Рис. 8. Матрица возможностей

Отразим влияние угроз  на рисунке 9

Влияние угроз на СПК «Сталепромышленная компания»

 

Разрушение

Критическое состояние

Тяжелое состояние

«Легкие ушибы»

Высокая вероятность  реализации угроз

<span class="dash



Информация о работе Предложения по совершенствованию системы мотивации работников предприятия и их эффективность