Автор: r***************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 00:51, реферат
Цель курсовой работы – проанализировать конституционно-правовые основы становления социального государства в России.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
· раскрыть понятие, сущность, конституционно-правовые основы социального государства;
· описать трудовое право как функцию социального государства;
· исследовать проблемы совершенствования законодательства о социальном партнерстве.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере правового регулирования и управления системой социальной политики государства на современном этапе развития.
Предмет исследования – трудовые отношения как направление социальной политики Российской Федерации.
Введение 3
Правовые основы становления социального государства в России……………..5
1.1Социальное государство: понятие, сущность, правовые основы……………..5
1.2Становление и историческое развитие социального государства…………….8
1.3Принципы социального государства в Российской Федерации……………...12
2.Основные взаимодействия институтов гражданского общества и социального государства…………………………………………………………………………………..14
2.1. Гражданское общество и социальное государство…………………………...14
2.2Закрепление и реализация социально-экономических прав и свобод как воплощение социального государства России…………………………………………..…17
Заключение .22
Список использованных источников .24
В Российской Федерации
гарантирована свобода
Социальные права
обеспечивают человеку достойный уровень
жизни и социальную защищенность.
Одним из главных является право на социальное
обеспечение, включая социальное страхование,
пенсионное обеспечение и медицинское
обслуживание.
Сущность права на социальное обеспечение (по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом) состоит в том, что
государство гарантирует
предоставление достаточных средств
гражданам, в силу объективных обстоятельств
лишенным (полностью или частично) способности
или возможности трудиться и получать
доходы от труда, а также помощь семье
в связи с рождением и воспитанием детей.
Данный комплекс прав закреплен в ст. 22
и 25 Всеобщей декларации прав человека,
ст. 9-12 Пакта об экономических, социальных
и культурных правах, ст. 26 Конвенции о
правах ребенка.
Осуществление
этого права связано с
Гарантии обеспечения
права на социальную защиту являются
предметом ряда международных конвенций
и рекомендаций, принятых МОТ. Конвенция
102 «О минимальных нормах социального
обеспечения» устанавливает обязанность
государств выплачивать девять видов
пособий, в частности на медицинскую помощь
профилактического и лечебного характера,
по болезни с целью восстановления временно
утраченной трудоспособности, по безработице,
по старости, по беременности, по инвалидности
или в случае потери кормильца. Конвенция
118 «О равноправии в области социального
обеспечения» закрепляет принцип равных
с гражданами прав иностранцев и лиц без
гражданства.
Право на охрану
и помощь семье, матерям и детям
предусматривает разнообразные
формы социальной поддержки семьи. В соответствии
сост. 10 Международного пакта об экономических,
социальных и культурных правах сюда включается
предоставление охраны и помощи семьям,
специальные меры защиты материнства,
охрана и помощь детям, запрет применения
детского труда.
Условия, обеспечивающие
достойную жизнь и свободное
развитие человека, зафиксированы в праве
на достаточный уровень жизни, психического
и физического здоровья.
Одним из аспектов
обеспечения достаточного уровня жизни
является предоставление каждому права
на жилище. Конституция РФ в ст. 40
определяет право на жилище как гарантированную
возможность быть обеспеченным постоянным
жилищем, включая юридическую возможность
стабильного пользования имеющимся у
граждан жильем, его неприкосновенность,
недопустимость произвольного лишения
жилища, а также возможность улучшить
жилищные условия путем приобретения
другого жилья.
Право на охрану
здоровья и медицинскую помощь в
Российской Федерации гарантировано
ст. 41 Конституции РФ (предоставляющей
возможность бесплатного получения медицинской
помощи в государственных и муниципальных
учреждениях здравоохранения), Основами
законодательства Российской Федерации
об охране здоровья граждан (приняты 22
июля 1993 г.), Федеральным законом «О медицинском
страховании граждан в Российской Федерации»
(с изменениями и дополнения от 2 апреля
1993 г.), другими нормативно-правовыми актами
и федеральными программами.
Законодательство
устанавливает основные принципы охраны
здоровья граждан в Российской Федерации.
Ими являются:
-Соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья;
-приоритет профилактических мер;
-доступность медико-социальной помощи;
-социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
-ответственность
органов государственной власти и управления,
предприятий, учреждений и организаций
независимо от форм собственности, должностных
лиц за не обеспечение прав граждан в области
охраны здоровья, сокрытие фактов и обстоятельств,
создающих угрозу для жизни и здоровья
людей.
Государство предоставляет
гражданам защиту от любых форм дискриминации,
обусловленной наличием у них каких-либо
заболеваний.
Социально-экономические
права, с одной стороны, обеспечивают
соответствующую активность населения,
его рыночную свободу, а с другой - предоставляют
защиту от возможных рисков. И между этими
аспектами нормативного регулирования
нет противоречия. Ценности экономической
свободы и равенства получают общественное
признание и закрепление в единой системе
неотъемлемых прав и свобод человека наряду
с ценностями социальной справедливости,
интеграции, взаимной ответственности
государства и гражданина. Гарантии реализации
социально-экономических прав являются
важной предпосылкой стабильного существования
правового государства в его демократической
и социальной форме.
Заключение.
Социальное государство – это более высокая ступень государственности. Если исходить из термина, то его можно определить как государство, служащее интересам общества. На сегодняшний день Скандинавские страны более чем другие воплощают на практике модель государства, о котором и шла речь.
Первое, что приходит
на ум рядовому гражданину при упоминании
термина «социальное
Достойный уровень заработной платы трудоспособных граждан – именно их трудом содержится государство и общество в целом, поскольку они являются основными налогоплательщиками. Одним словом, чтобы работать хорошо, надо иметь достаточные для этого материальные стимулы.
Высокий уровень удовлетворения людьми своих потребностей – многие помнят советские времена, когда в карманах у людей были деньги, но на них практически ничего нельзя было купить. Нельзя сбрасывать со счета потребности духовные, которые способна реализовать развитая сеть культурных учреждений.
Мощная социальная защита нетрудоспособных слоев населения – имеются в виду пенсионеры, инвалиды, дети, учащиеся, безработные, переселенцы, беженцы. Они должны получать пенсии и пособия в таком размере, чтобы не чувствовать себя ущербными членами общества и иметь возможность на достойном уровне удовлетворять свои потребности.
Необходима хорошая
система образования, здравоохранения
и других социальных услуг. Образование
– важный фактор продвижения личности
вперед, здравоохранение – залог
ее комфортного существования, удобство
дорог и транспортного
Минимизация социальных различия – в обществе существуют различные страты, в пределах которых имеются также различия возрастные, половые, профессиональные. Считается допустимым, если доход высшего и низшего слоев общества различается примерно в шесть раз.
Реализация социальной справедливости – социальная справедливость определяется как соответствие того, что человек дает обществу, тому, что он от него получает.
Воплощение в жизнь нравственных предписаний общества – благотворительность, милосердие, альтруизм и другие явления бескорыстной помощи людей друг другу становятся нормой жизни, а не экзотическим явлением, не говоря уже о неукоснительном и привычном соблюдении всеми норм морали в своем поведении.
России предстоит пройти нелегкий путь превращения концептуальной модели, основанной на нормативах, в практическую модель социального государства. Для этого необходимо широко использовать опыт стран, добившихся значительных результатов на пути строительства правового демократического социального государства, основанного на социально-ориентированном рыночном хозяйстве.
Едва ли правильно назвать нынешнюю Россию социальным государством – она пока еще только намерена стать таковой. Правильнее было бы назвать Россию страной, ставшей на путь строительства социального государства.
Путь этот можно спрогнозировать по трем этапам. Учитывая специфику России, осуществляющей переход от социалистического через ранний капиталистический к социальному государству, первый этап – начальный – ориентировочно может проходить пять лет. На этом этапе должна быть создана научная концепция социального государства и с ее учетом обновления или вновь создана правовая основа на всех уровнях власти, управления, местного самоуправления системы социального партнерства и гражданского общества. За этот период должны быть подготовлены структуры и механизмы, выработаны основные направления социальной и экономической политики для функционирования социального государства с социальным рыночным хозяйством.
Второй этап – переходный – может занимать до десяти лет. На этом этапе должны быть апробированы законы, подзаконные акты, эффективность работы органов власти, местного самоуправления, социального партнерства, после чего соответствующие коррективы вносятся во всю законодательную базу, в структуры органов руководства и в государственные образовательные стандарты.
Третий этап включает период стабильного функционирования развития социального государства – после 10-15 лет становления социального государства [14, с.44].
Выработка и
реализация именно российской модели
социального государства
Список использованных
источников.
Конституция Российской Федерации. (Принята на Всенародном референдуме) (поправки от 30.12.2008) // Российская газета. 25.12.1993 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Послед. обновл. 14.01.2010.
Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 25.11.2009) // Российская газета. 31.12.2001. № 256 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс».
Федеральный закон РФ от 11.03.2008 г. № 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг» Парламентская газета. 06.03.2008. № 14-16 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс».
Роик В.Д. Социальное
государство: от декларации к реальному
построению.
Смоленский М.Б.
Конституционное (государственное) право:
учебник. – М.: МарТ, 2008. – 224.
Гриценко Н.Н.,
Шарков Ф.И. Основы социального государства
[текст]: учебник. – М.: Социальные отношения,
2004. – 416 с.
Дюрягин И.Я. Право
и управление. М., 1981.
Катульский Е.Д.
Стратегия социальных реформ в России:
цели и механизмы реализации // Материалы
научн.-практич. конференции «Социально-экономическое
развитие России: проблемы и перспективы».
М., 1997.
Лазарев В.В. Теория
государства и права. М., 1992.
Мазаева Е.С. Социальная
функция современного Российского государства.
Дис. . канд. юрид. наук. Н.- Новгород, 2001.
Пушило Н.В. Основы
правового регулирования
Коркунов Н.М. Общественное значение права. С. 76.