Автор: r***************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 00:51, реферат
Цель курсовой работы – проанализировать конституционно-правовые основы становления социального государства в России.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
· раскрыть понятие, сущность, конституционно-правовые основы социального государства;
· описать трудовое право как функцию социального государства;
· исследовать проблемы совершенствования законодательства о социальном партнерстве.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере правового регулирования и управления системой социальной политики государства на современном этапе развития.
Предмет исследования – трудовые отношения как направление социальной политики Российской Федерации.
Введение 3
Правовые основы становления социального государства в России……………..5
1.1Социальное государство: понятие, сущность, правовые основы……………..5
1.2Становление и историческое развитие социального государства…………….8
1.3Принципы социального государства в Российской Федерации……………...12
2.Основные взаимодействия институтов гражданского общества и социального государства…………………………………………………………………………………..14
2.1. Гражданское общество и социальное государство…………………………...14
2.2Закрепление и реализация социально-экономических прав и свобод как воплощение социального государства России…………………………………………..…17
Заключение .22
Список использованных источников .24
Определение социальных
явлений только через отношения,
исключая, игнорируя при этом субъектов
этих отношений, - застарелая ошибка последователей
марксистско-ленинского обществоведения.
Ведь общественных отношений без людей
просто не бывает. Маркс и сам замечал,
что общественные отношения, «как и вообще
отношения, можно только мыслить (выделено
Марксом. - В.П.), если их хотят фиксировать
в отличие от тех субъектов, которые находятся
между собой в тех или иных отношениях»
Любую социальную
сферу составляют три компонента:
а) социальные субъекты
(люди и образуемые ими общности);
б) отношения
между субъектами (общественные отношения,
социальные структуры);
в) поведение
людей, их деятельность.
В полной мере это
относится и к гражданскому обществу.
Другое дело, что человек состоит
во множестве социальных отношений, и
не во всех этих отношениях он выступает
именно как член гражданского общества.
Однако то, будет ли данный конкретный
человек выступать субъектом отношений
гражданского общества, ощущает ли он
себя таковым и как он ведет себя в этих
отношениях, зависит от его личных и социальных
качеств. Поэтому формирование гражданского
общества - это прежде всего задача формирования
члена этого общества (в основном, за счет
принципиальных изменений в экономической
и политической структурах общества).
Итак, гражданское
общество и его взаимоотношения
с государством храктеризуются, в основном,
следующими моментами:
- становление
и развитие гражданского общества
связывается с формированием буржуазных
общественных отношений, утверждением
принципа формального равенства;
- гражданское
общество базируется на частной
и иных формах собственности, рыночной
экономике, политическом плюрализме;
- гражданское
общество существует наряду с государством
как относительно самостоятельная и противостоящая
ему сила, находящаяся с ним в противоречивом
единстве;
- гражданское
общество представляет собой
систему, которая построена на
основе горизонтальных связей между
субъектами (принцип координации) и которой
свойственны самоорганизация и самоуправляемость;
- гражданское
общество есть сообщество
- с развитием
гражданского общества и
- взаимодействие
гражданского общества и
Таким образом,
понятие «гражданское общество» характеризует
определенный уровень развития общества,
его состояние, степень социально-экономической,
политической и правовой зрелости.
Закрепление и
реализация социально-экономических
прав и свобод как воплощение социального
государства России.
Социально-экономические
права относятся к правам человека
второго поколения.
Они касаются поддержания
и нормативного закрепления социально-
В отличие от других видов прав человека особенностями социально-экономических прав являются:
-распространенность на определенную - социально-экономическую - область жизни человека;
-допустимость рекомендательных, «нестрогих» формулировок базовых положений (например, «достойная жизнь», «справедливые и благоприятные условия труда», «удовлетворительное существование»);
-зависимость
реализации социально-
Статья 2 Международного
пакта об экономических, социальных
и культурных правах специально говорит
о том, что эти права должны
обеспечиваться постепенно и «в максимальных
пределах имеющихся ресурсов».
Длительное время
правам человека второго поколения
отводилась второстепенная роль, возможности
регулирования таких прав оценивались
негативно. Причина этого заключалась
в господствовавшем представлении о невозможности
точно определить и юридически квалифицировать
эти права, поскольку они не могут порождать
непосредственных обязанностей государства
по их обеспечению и правовой защите. Позже
эта тенденция сменилась отрицанием равноценности
социально-экономических и политических
прав.
Международно-правовая
регламентация и защита социально-экономических
прав начались в 1948 г., когда самые важные
из них были закреплены во Всеобщей декларации
прав человека. До этого времени права
на собственность и на труд объединялись
с правами гражданскими. Но определенные
трудности в их признании существуют и
сегодня. Так, Европейская социальная
Хартия, принятая Советом Европы в 1961 г.,
до сих пор ратифицирована не всеми государствами.
Ее ратификация - дело будущего и для Российской
Федерации.
Сегодня значение
социально-экономических прав для
обеспечения правового статуса
личности - бесспорно. Как отмечено
в Международном пакте об экономических,
социальных и культурных правах, «идеал
свободной человеческой личности, свободной
от страха и нужды, может быть осуществлен,
только если будут созданы такие условия,
при которых каждый может пользоваться
своими экономическими, социальными и
культурными правами так же, как и своими
гражданскими и политическими правами».
Эту точку зрения подтвердила Генеральная
Ассамблея ООН (резолюция от 4 декабря
1986 г.), провозгласив «неделимость и взаимозависимость
экономических, социальных, культурных,
гражданских и политических прав».
Обязанность государств
в сфере защиты социально-экономических
прав состоит в том, чтобы осуществлять
прогрессивные экономические и социальные
реформы, обеспечивать полное участие
своего народа в процессе и выгодах экономического
развития, использовать свои ресурсы для
предоставления всем равных возможностей
пользования данными правами. Как отмечается
в ст. 7 Хартии экономических прав и обязанностей
государств от 12 декабря 1974 г., каждое государство
несет ответственность за содействие
экономическому, социальному и культурному
развитию своего народа.
Среди источников
правового регулирования
Другую группу
источников регулирования социально-
Экономические
права обеспечивают человеку свободное
распоряжение основными факторами
хозяйственной деятельности. К ним относятся:
право на труд; право на собственность;
право на предпринимательство; право на
забастовки и др. Кроме того, трудящиеся
и работодатели имеют право на заключение
коллективных договоров; право на свободное
объединение в национальные или международные
организации для защиты своих интересов.
Ведущее место
в каталоге экономических прав занимает
право на труд, включающее право каждого
человека на получение возможности зарабатывать
себе на жизнь трудом, который он свободно
выбирает или на который свободно соглашается
(ст. 6 Пакта об экономических, социальных
и культурных правах). Это право выражает
постоянно действующую потребность человека,
необходимую для создания элементарных
материальных предпосылок человеческого
существования, а также обеспечения условий
всестороннего развития личности. Право
на труд и защиту от безработицы зафиксировано
и в ст. 23 Всеобщей декларации прав человека.
В Конституции
РФ (ст. 37) гарантируется право каждого
в Российской Федерации свободно
распоряжаться своими способностями к
труду, выбирать род деятельности и профессию,
фиксируется право на справедливые и благоприятные
условия труда: «Каждый имеет право на
труд в условиях, отвечающих требованиям
безопасности и гигиены, на вознаграждение
за труд без какой бы то ни было дискриминации
и не ниже установленного федеральным
законом минимального размера оплаты
труда, а также право на защиту от безработицы».
Законодательство РФ обязывает работодателя
обеспечить своим работникам соответствующие
условия труда. В случае невыполнения
этой обязанности, повлекшей за собой
повреждение здоровья работника, работодатель
обязан возместить причиненный этим материальный
и моральный ущерб.
Конституционное
право на свободный труд для гражданина
Российской Федерации означает:
-возможность свободного и самостоятельного выбора - работать или не работать;
-свободный выбор
рода деятельности или
-запрещение принудительного труда.
Принудительным,
согласно ст. 8 Пакта о гражданских
и политических правах, признается
труд, который гражданин не избрал
добровольно. Принудительный (недобровольный)
труд допускается только в силу выполнения
обязанностей воинской службы, приговора
суда или в условиях чрезвычайных
обстоятельств (Конвенция МОТ 1930 г.
29 «О принудительном или обязательном
труде»).
Практическое
осуществление права на труд воплощается
в задаче обеспечения работой
всех желающих, решении проблем полной
занятости населения. Таким образом,
право на труд предполагает право
на защиту от безработицы, предоставляемую
государством любому лицу (ст. 23 Всеобщей
декларации прав человека). В Конвенции
МОТ 122 «О политике в области занятости»
отмечается, что в целях «ликвидации безработицы
и неполной занятости каждый Член Организации
провозглашает и осуществляет в качестве
главной цели активную политику, направленную
на содействие полной, продуктивной и
свободно избранной занятости» (ст. 1).
Этот принцип
получил закрепление и
Кроме того государство
обязано принимать надлежащие меры
по развитию профессионально-технического
обучения, экономическому росту и полной
производительной занятости (ст. 6 Пакта
об экономических, социальных и культурных
правах).
Свобода труда
включает в себя и право каждого
лица на справедливые и благоприятные
условия труда. Это право, гарантированное
в ст. 7 Пакта об экономических, социальных
и культурных правах, состоит из
следующих аспектов:
Труд является
одним из условий возникновения
первоначального права на собственность.
Право частной
собственности па имущество, в том
числе и на землю, гарантируемое
ст. 35, 36 Конституции РФ, является важной
разновидностью прав и свобод человека
и охраняется всей системой российского
законодательства. Изменения и дополнения
в этой области могут быть введены только
законом. Гражданин вправе иметь в собственности
любое имущество производственного, культурного
и иного назначения, за исключением того,
которое в соответствии с законом или
международными договорами РФ не может
ему принадлежать по соображениям государственной
и общественной безопасности.