Автор: r***************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 00:51, реферат
Цель курсовой работы – проанализировать конституционно-правовые основы становления социального государства в России.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
· раскрыть понятие, сущность, конституционно-правовые основы социального государства;
· описать трудовое право как функцию социального государства;
· исследовать проблемы совершенствования законодательства о социальном партнерстве.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере правового регулирования и управления системой социальной политики государства на современном этапе развития.
Предмет исследования – трудовые отношения как направление социальной политики Российской Федерации.
Введение 3
Правовые основы становления социального государства в России……………..5
1.1Социальное государство: понятие, сущность, правовые основы……………..5
1.2Становление и историческое развитие социального государства…………….8
1.3Принципы социального государства в Российской Федерации……………...12
2.Основные взаимодействия институтов гражданского общества и социального государства…………………………………………………………………………………..14
2.1. Гражданское общество и социальное государство…………………………...14
2.2Закрепление и реализация социально-экономических прав и свобод как воплощение социального государства России…………………………………………..…17
Заключение .22
Список использованных источников .24
Во второй половине XIX века в немецкой юриспруденции появились многочисленные публикации, посвящённые вопросам правового государства. В ряде сочинений этот термин выносится в заголовок. Приобретая всё большее число сторонников в Германии, концепция правового государства одновременно начинают проникать в другие страны.
В
России, имевшей давние и прочные
связи с университетами
Распространение концепций правового государства, вместе с тем, шло неравномерно. Особый интерес к ним проявляли в отсталых странах, таких как Германия и Россия, где сохранились многочисленные пережитки феодальных отношений и перед буржуазией стояла задача завоевания политической власти. Напуганная размахом революционных событий 1848 – 1849 годов, она использовала идеи правового государства главным образом для пропаганды мирных, ненасильственных и постепенных преобразований в обществе. В концепциях правового государства её привлекали не столько философско-исторические обобщения (вроде кантовских), сколько антиреволюционные лозунги.
С конца XIX века популярность идей правового государства значительно возросла. Тому способствовало несколько взаимных между собой причин. Утверждение отношений, свойственных зрелому капитализму, сопровождалось углублений общественных противоречий и резкой поляризацией социально-политических позиций, особенно по поводу того, какими путями и способами эти противоречия могут быть разрешены. Среди господствующих классов, а также в рабочем и коммунистическом движении обозначились две исключающие друг друга тенденции. Одна из них нацеливала на подавление классовых противников силой и удержание политической власти с помощью диктатуры, тогда как другая была сориентирована на поиски классовых компромиссов и разрешение социальных конфликтов путём взаимных уступок. Распространение концепций правового государства стимулировали, хотя и по-разному, обе названные тенденции.
Рассматривая современное
История
политической мысли, таким
Из всего выше написанного
я могу сделать вывод о том,
что идея правового
Принципы социального государства в Российской Федерации.
Социальное государство – это правовое демократическое государство, которое провозглашает высшей ценностью человека и создает условия для обеспечения достойной жизни, свободного развития и самореализации творческого (трудового) потенциала личности. Под достойной жизнью человека понимается его материальная обеспеченность на уровне стандартов современного развитого общества, доступ к ценностям культуры, гарантированность прав личной безопасности, а под свободным развитием человека – его физическое, умственное и нравственное совершенствование.
Опыт многих европейских государств, являющихся по Конституции социальными, показывает, что они строят свою социально-экономическую политику, опираясь на такие важнейшие принципы, как:
- экономическая свобода человека, его право на свободный выбор любого вида деятельности в сфере наемного труда и предпринимательства;
- доверие к
регулирующей роли рынка и,
при необходимости, его
- развитие и
экономическая эффективность
- социальная справедливость и социальная солидарность общества, которые обеспечиваются на основе развития акционерной собственности работников, а также путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным и большей загрузки наиболее трудоспособных членов общества для того, чтобы помочь менее трудоспособным;
- гендерное равенство мужчин и женщин;
- участие всех
граждан в управлении
Система социального
страхования государства
Развитие национальных моделей государства всеобщего благоденствия способствовало более глубокому пониманию сущности социального государства, позволяя вычленить его инвариантные, системообразующие свойства. Именно на этом этапе утвердилось понимание социального государства как родового понятия, фиксирующего принципиальные социальные качества государства, находящиеся в развитии, по-разному проявляющиеся в различных странах, но имеющие в своей основе единый набор принципов.
Пониманию природы
социального государства
Исторически обусловленный акцент на либеральные ценности протестантской морали, абсолютизация гражданских прав и свобод привели к приоритету принципа возмещения ущерба относительно принципа солидарности. В этом случае справедливость понимается как компенсация и возмещение ущерба; социальные риски подменяются понятием "жертва". Только добившись признания себя жертвой, человек получает право на компенсацию. Практика реализации данного принципа обусловила возникновение тенденции к переориентации индивидуального подхода в социальной поддержке на групповой. Представляя себя в качестве жертвы, отдельные социальные группы добиваются социальной помощи и бюджетных трансфертов. При этом распространена практика расширенного представления об ущербе, к которому может относиться и несправедливость, допущенная по отношению к прошлым поколениям.
С 1989 г. этот принцип широко внедряется и в российское социальное законодательство, вступая в сложные коллизии с системой социальной защиты, базирующейся на принципах солидарности, и подрывая ее.
С точки зрения функций государства, и принцип солидарности, и принцип возмещения ущерба одинаково реализуются через принятие государством на себя определенной социальной ответственности. Однако различная природа этой ответственности и, соответственно, разные способы перераспределения общественного богатства определяют несхожие механизмы социальной политики и могут вызывать противоположное отношение в обществе.
Конституция Российской
Федерации в ст. 7 закрепляет принцип
социальности государства: «1. Российская
Федерация — социальное государство, политика
которого направлена на создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь и свободное
развитие человека. 2. В Российской Федерации
охраняются труд и здоровье людей, устанавливается
гарантированный минимальный размер оплаты
труда, обеспечивается государственная
поддержка семьи, материнства, отцовства
и детства, инвалидов и пожилых граждан,
развивается система социальных служб,
устанавливаются государственные пенсии,
пособия и иные гарантии социальной защиты».
Однако пока Россию можно назвать лишь
страной, находящейся на переходной стадии
к социальному государству, а приведенное
выше положение Конституции — расценивать
как программную установку.
Принципы управляющей
системы социального
Основные взаимодействия
институтов гражданского общества и
социального государства.
Гражданское общество
и социальное государство.
Гражданское общество
и социальное государство логически
предполагают друг друга - одно немыслимо
без другого. В то же время гражданское
общество первично: оно является решающей
социально-экономической предпосылкой
социального государства.
Нельзя ставить
знак равенства между понятиями
«общество» и «гражданское общество»:
второе значительно уже первого
и моложе на много лет. Становление
и развитие гражданского общества является
особым периодом истории человечества,
государства и права. Общество, отличное
от государства, существовало всегда,
но не всегда оно было гражданским обществом.
Формирование и развитие гражданского
общества заняло несколько веков. Этот
процесс не завершен ни в нашей стране,
ни в мировом масштабе. Реальность существования
гражданского общества (собственно, как
и правового государства) определяется
соотношением идеала и реально достигнутого
состояния общества.
Гражданское общество
в широком смысле и сам термин
«гражданское общество» появились,
когда сложились, представления о гражданстве
и гражданине и возникло понятие общества
как совокупности граждан. Это произошло
еще в Древней Греции и Риме. Однако тогда
различия между гражданским обществом
и государством не проводилось. Так, Аристотель
полагал, что «государство есть не что
иное, как совокупность граждан, гражданское
общество», то есть он употреблял термины
«гражданское общество» и «государство»
как синонимы. И такой подход, в котором
государство и общество рассматривались
как единое целое, сохранялся вплоть до
XVIII в., то есть до того периода, когда
в своих основных чертах стало складываться
гражданское общество в его строгом (узком),
современном понимании.
Гражданское общество
в его современном понимании
и значении - это общество, способное
противостоять государству, контролировать
его деятельность, способное указать
государству его место, держать его «в
узде». Говоря другими словами, гражданское
общество - это общество, способное сделать
свое государство правовым. Между тем
это не означает, что гражданское общество
только тем и занимается, что борется с
государством. В рамках принципа социальности,
то есть социального государства, гражданское
общество позволяет государству активно
вмешиваться в социально-экономические
процессы. Другое дело, что оно не позволяет
государству подмять себя, сделать социальную
систему тоталитарной.
Такая способность
общества к политической самоорганизации
возможна лишь при наличии определенных
экономических условий, а именно - экономической
свободы, многообразия форм собственности,
рыночных отношений. В основе же гражданского
общества лежит частная собственность.
Именно она позволяет членам гражданского
общества сохранять экономическое достоинство.
Фундаментальная разработка учения о гражданском обществе связывается с именем Гегеля. И, что примечательно, главным элементом гражданского общества Гегель считал человека, действующего в обществе в соответствии со своим социальным положением, своими частными интересами и потребностями. В этом подход классика немецкой философии выгодно отличается от современных представлений о гражданском обществе, в соответствии с которыми оно понимается лишь как некая сфера негосударственных отношений.