Правовое регулирование занятости и трудоустройства населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 22:38, курсовая работа

Описание работы

Государственная политика в сфере занятости является частью социальной политики государства. Она имеет целью минимизацию сроков поиска работы и оптимизацию процесса такого поиска, а средства, обеспечивающие достижения данной цели, составляют содержание политики занятости.

Работа содержит 1 файл

Правовое регулирование занятости и трудоустройства населения.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

      инвалидов;

      лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих  наказание в виде лишения свободы;

      несовершеннолетних  в возрасте от 14 до 18 лет;

      лиц предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно, назначаемую трудовую пенсию по старости);

      беженцев  и вынужденных переселенцев;

      граждан, уволенных с военной службы и  членов их семей;

      одиноких  и многодетных родителей, воспитывающих  несовершеннолетних детей, детей-инвалидов;

      граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф;

      граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа  выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.

      Для этих категорий установлены дополнительные гарантии путем создания специализированных рабочих мест или организаций, установления квоты для приема на работу, предоставления услуг по профессиональной ориентации, а также путем обучения по специальным программам и другими мерами. Среди этих мер особое место занимает квотирование рабочих мест. Квота представляет собой минимальное число рабочих мест для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить. Это количество может определяться в процентном отношении к среднесписочному составу работников организации или в абсолютных единицах. Квоты, сроки их действия, круг организаций, для которых они устанавливаются, круг лиц, имеющих право быть принятыми на работу в счет этих квот, устанавливаются по представлению территориальных органов службы занятости органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления с учетом ситуации на рынке труда и требований законодательства.

3. Социальная поддержка  безработных

 

      Под социальной поддержкой безработных  следует понимать систему мер, принимаемых  государством с целью предоставить безработным гражданам помощь в  преодолении трудной жизненной ситуации, вызванной отсутствием работы.

      По  своему характеру эти меры могут  быть двух видов:

      1) направленные на предоставление  работы;

      2) направленные на предоставление  средств, необходимых для существования  безработного и находящихся на его иждивении нетрудоспособных членов его семьи.

      К мерам первого вида относятся  помимо содействия в трудоустройстве, организация общественных работ, обучение безработных граждан, а также  содействие безработному в организации  собственного дела.

      Второй  вид мер составляют выплата пособия по безработице и стипендии в период обучения по направлению учреждений службы занятости, предоставление средств для отдыха и лечения детей безработных граждан, компенсации расходов в связи с переездом по направлению учреждений службы занятости, материальная поддержка безработным.

      Согласно  п. 1 ст. 24 Закона о занятости под  общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально-полезную направленность и организуемая в  качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

      Общественные  работы преследуют три цели:

      1) удовлетворение экономических потребностей  территорий и организаций в  выполнении работ временного  или сезонного характера, а  также работ по выполнению  федеральных целевых и региональных программ социально-экономического развития;

      2) предоставление безработным гражданам  материальной поддержки в виде  временного заработка;

      3) сохранения у лиц, длительно  не работающих или не имеющих  опыта работы, мотивации к труду.

      Эти цели определяют и принципы, на которых должна строиться организация общественных работ. С этой точки зрения общественные работы должны быть:

      а) экономически целесообразны, т.е. полезны  и не убыточны для организующих их субъектов, которые к тому же должны иметь возможность в дальнейшем воспользоваться результатами произведенных работ;

      б) доступны, т.е. не требовать от их участников предварительной специальной подготовки;

      в) социально ориентированы, т.е. в структуре  расходов на эти работы должна преобладать  оплата труда, а сами работы должны приносить не только экономический, но и социальный эффект;

      г) добровольными, т.е. привлечение к  этим работам осуществляется на основе свободного волеизъявления работника.

      На  основе данных принципов в Положении  об организации общественных работ приводится их примерный перечень (п. 6):

      строительство автомобильных дорог, их ремонт и  содержание, прокладка водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций;

      проведение  сельскохозяйственных мелиоративных (ирригационных) работ, работ в лесном хозяйстве;

      заготовка, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции;

      строительство жилья, реконструкция жилого фонда, объектов социально-культурного назначения, восстановление историко-архитектурных  памятников, комплексов, заповедных зон;

      обслуживание пассажирского транспорта, работа организаций связи;

      эксплуатация  жилищно-коммунального хозяйства  и бытовое обслуживание населения;

      озеленение  и благоустройство территорий, развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма;

      уход  за престарелыми, инвалидами и больными;

      обеспечение оздоровления и отдыха детей в  период каникул, обслуживание санитарно-курортных  зон;

      организация сбора и переработки вторичного сырья и отходов;

      проведение  мероприятий общественно-культурного  назначения (перепись населения, спортивные соревнования, фестивали и т.д.);

      другие  направления трудовой деятельности.

      К общественным работам не относится  деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий  аварий, стихийных бедствий, катастроф  и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.

      Организация общественных работ отнесена к ведению  органов исполнительной власти субъектов  РФ и органов местного самоуправления.

      С лицами, желающими участвовать в  общественных работах, заключается  срочный трудовой договор, который  может быть расторгнут ими досрочно при устройстве на постоянную или  временную работу.

      В период участия безработных граждан  в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице (кроме граждан, для которых общественные работы считаются подходящей работой).

      Выплата пособий по безработице. Для лиц, потерявших работу и не имеющих возможности  ее получить, пособие по безработице зачастую становится единственным источником средств к существованию. Это обстоятельство учитывается законодателем при определении сроков выплаты пособия и его размеров.

      Можно выделить два варианта определения  размера пособия:

      1) в процентном отношении к среднему заработку гражданина за последние три месяца работы;

      2) в кратном отношении к минимальной  величине пособия по безработице.

      Первый  вариант распространяется на тех  граждан, которые:

      1) в течение 12 месяцев, предшествовавших  началу безработицы, имели оплачиваемую работу по трудовому договору не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего времени или на условиях неполного рабочего времени с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим временем;

      2) не были уволены с последнего  места работы по собственному желанию (за исключением увольнения по собственному желанию по уважительным причинам: в связи с переездом на новое место жительства в другую местность; в связи с болезнью, препятствующей продолжению работы или проживанию в данной местности; в связи с необходимостью ухода за инвалидами I группы или больными членами семьи; в связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений; в случае увольнения женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет); за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ;

      3) не были отчислены за виновные  действия с места обучения, куда  они были направлены учреждениями  службы занятости.

      Пособие по первому варианту начисляется:

      а) в первом (12-месячном) периоде выплаты:

      - в первые три месяца - в размере  75% среднемесячного заработка, исчисленного  за последние три месяца по  последнему месту работы;

      - в следующие четыре месяца - в  размере 60%;

      - в следующие пять месяцев - в размере 45% (но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента);

      б) во втором (также 12-месячном) периоде  выплаты - в размере минимальной  величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.

      Всем  остальным гражданам пособие  выплачивается по второму варианту - в кратном отношении к минимальной  величине пособия по безработице.

      Гражданам, уволенным из организаций по собственному желанию без уважительной причины и признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице начисляется:

      в первом (6-месячном) периоде выплаты - в размере полуторакратной минимальной  величины пособия по безработице;

      во  втором (6-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице.

      Гражданам, признанным в установленном порядке  безработными, в том числе:

      впервые ищущим работу (ранее не работавшим);

      стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;

      уволенным за нарушения трудовой дисциплины или  другие виновные действия, предусмотренные  законодательством РФ;

      уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы  и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель;

      направленным  учреждениями службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия пособие начисляется как в  первом (6-месячном) периоде выплаты, так и во втором (6-месячном) периоде  выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице.

      Размеры минимальной и максимальной величины пособия по безработице ежегодно определяется Правительством РФ. На 2008 год для граждан, признанных безработными, установлены минимальная величина пособия по безработице в размере 781 рубля и максимальная величина пособия по безработице в размере 3124 рублей.

      Согласно  ст. 31 Закона о занятости, решение  о назначении пособия по безработице  принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным  и начисляется с первого дня признания их безработными.

      Гражданам, уволенным из организаций в связи  с ликвидацией организации либо сокращением численности или  штата работников организации и  признанным безработными, но не трудоустроенными в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата (с зачетом выходного пособия), пособие по безработице начисляется, начиная с первого дня по истечении указанного периода.

Информация о работе Правовое регулирование занятости и трудоустройства населения