Правовое регулирование занятости и трудоустройства населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 22:38, курсовая работа

Описание работы

Государственная политика в сфере занятости является частью социальной политики государства. Она имеет целью минимизацию сроков поиска работы и оптимизацию процесса такого поиска, а средства, обеспечивающие достижения данной цели, составляют содержание политики занятости.

Работа содержит 1 файл

Правовое регулирование занятости и трудоустройства населения.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

Российский  Государственный  социальный университет 

      Факультет социальной работы, педагогики и ювенологии  
 
 
 
 
 

       

      Правовое регулирование занятости и трудоустройства населения

 

1. Политика государства  в области занятости

 

      Одной из характерных черт российского рынка труда является безработица, которая сопровождается различными проблемами социального, экономического и психологического характера. В России значительный рост безработицы пришелся на начало 90-х годов XX века и был обусловлен переходом к рыночной экономике.

      Помимо  безработицы российский рынок труда  характеризуется также такими негативными  моментами, как неполная занятость, неравномерность в распределении  трудовых ресурсов по регионам и отраслям экономики, неформальный сектор экономики и ряд других.

      Указанные явления позволяют оценить способность  российского рынка труда к  саморегуляции как незначительную, что сохраняет потребность в  использовании элементов государственного вмешательства. Предпринимаемые в  этой сфере государством меры могут быть сведены в основном к профилактике растущей безработицы (содействие занятости населения, включая трудоустройство), а также к снижению ее последствий (материальная поддержка безработных, которая включает в себя выплату пособий по безработице, переподготовка безработных и др.).

      В современных условиях государство  ограничивает свои обязательства оказанием  содействия в реализации прав граждан  на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Более конкретно  соответствующие направления политики государства сформулированы в Законе РФ от 19.04.1991 г. с изменениями и дополнениями "О занятости населения в Российской Федерации".

      Государственная политика в области содействия занятости  определена    ст. 5 Закона и направлена на:

      развитие  трудовых ресурсов;

      обеспечение равных возможностей всем гражданам  России в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

      создание  условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека;

      поддержку трудовой и предпринимательской  инициативы граждан;

      осуществление мероприятий, способствующих занятости  граждан, испытывающих трудности в  поиске работы;

      предупреждение  массовой и сокращении длительной (более  одного года) безработицы;

      поощрение работодателей, сохраняющих действующие  и создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

      координация деятельности в области занятости  населения с деятельностью по другим направлениям экономической  и социальной политики;

      международное сотрудничество в решении проблем занятости.

      Государственная политика в сфере занятости является частью социальной политики государства. Она имеет целью минимизацию  сроков поиска работы и оптимизацию  процесса такого поиска, а средства, обеспечивающие достижения данной цели, составляют содержание политики занятости.

      В действующей Конституции РФ (ч. 3 ст. 37) закреплено право каждого гражданина на защиту от безработицы. Тем самым  на государство возлагается обязанность  проведения такой политики на рынке  труда, которая позволила бы реализовать это абсолютное субъективное право личности.

      Политика  занятости может иметь пассивный  и активный характер. Содержанием  пассивной политики является система  мероприятий по вовлечению в сферу  занятости лиц, потерявших работу и  желающих трудоустроиться. При проведении активной политики государство прежде всего создает систему мер по предотвращению незанятости.

      В целях проведения единой государственной  политики занятости, оказания бесплатных услуг в трудоустройстве, профессиональной подготовке и переподготовке, обеспечения социальной защиты временно незанятых граждан Совет Министров РСФСР постановлением от 19.01.1991 г. создал Государственную службу занятости, призванную обеспечить координацию в решении вопросов занятости населения на всей территории России. В настоящее время Федеральная служба по труду и занятости действует на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. N 324 и находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

      Министерство здравоохранения и социального развития, по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ, создает территориальные органы по вопросам занятости - управления Федеральной государственной службы занятости населения, которые являются юридическими лицами, получателями и распределителями бюджетных средств, осуществляют организационно-методическое руководство деятельностью государственных учреждений службы занятости населения - центров занятости, действующих на территории соответствующего субъекта РФ, контролируют их деятельность, а также направляют и распределяют между ними финансовые средства и наделяют необходимым имуществом.

      Управления  совместно с органами исполнительной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления осуществляют разработку и обеспечивают реализацию государственной политики занятости населения с учетом экономических и социальных особенностей субъекта РФ.

      Основными задачами Управления являются:

      разработка  территориальной программы содействия занятости населения и организация работы по ее реализации центрами занятости населения;

      определение основных направлений развития и  совершенствования системы профессиональной ориентации и психологической поддержки, профессиональной подготовки, повышения  квалификации, переподготовки безработных граждан и незанятого населения в субъекте РФ;

      организация работы государственных учреждений службы занятости населения в  субъекте РФ;

      организация работы по обеспечению государственных  гарантий и компенсаций безработным  гражданам.

      Регулирование отношений в сфере занятости осуществляется законами и иными нормативными правовыми актами, принятыми на основании и в развитие норм международного трудового права.

      Основным  является Закон РФ от 19.04.1991 г. с последующими изменениями и дополнениями "О  занятости населения в Российской Федерации". Данный закон определяет направления государственной политики в сфере обеспечения занятости, права и обязанности субъектов, действующих на рынке труда, права граждан в области занятости и предоставляемые им гарантии в этой сфере, организацию деятельности государственных органов занятости населения, правовые основы участия работодателей в обеспечении занятости и другие важные положения. 

      Кроме закона действуют:

      Порядок регистрации безработных граждан, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 г. N 458 с изм. и доп.;

      Положение об организации общественных работ, утвержденное постановлением Правительства  РФ от 14.07.1997 г. N 875 с изм. и доп. и  другие.

2. Занятость и трудоустройство

 

      Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (ст. 1 Закона).

      Занятыми  считаются граждане:

      работающие  по трудовому договору, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу);

      зарегистрированные  в качестве индивидуальных предпринимателей;

      занятые в подсобных промыслах и реализующие  продукцию по договорам;

      выполняющие работы по договорам гражданско-правового  характера, а также являющиеся членами производственных кооперативов, артелей;

      избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

      проходящие  военную и иные виды службы (альтернативную и правоохранительную);

      проходящие  очный курс обучения в образовательных  учреждениях;

      временно  отсутствующие на рабочем месте  по различным причинам;

      являющиеся  учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников), которые не имеют имущественных  прав в отношении этих организаций (общественных, религиозных и др.).

      Отнесение этих категорий граждан к занятым  означает, что в отношении них  государство не осуществляет тех  мер социальной защиты и тех видов  помощи, которые адресованы незанятым  гражданам.

      К незанятым гражданам относятся:

      несовершеннолетние  нетрудоспособные граждане;

      пенсионеры;

      трудоспособные  граждане.

      Последняя категория населения объединяет как лиц, способных к труду, но не желающих трудиться, так и граждан, ранее работавших и высвобожденных из организаций или прошедших  обучение и ищущих работу - безработных. Именно в отношении безработных, в основном, направлена политика государства содействующая их занятости.

      Определение правового статуса безработных  означает установление круга лиц, относящихся  к данной категории граждан, их прав и обязанностей, а также гарантий соблюдения этих прав.

      В соответствии со ст. 3 Закона о занятости  безработными признаются граждане, которые:

      а) трудоспособны;

      б) не имеют работы и заработка;

      в) зарегистрированы в учреждениях  службы занятости в целях поиска подходящей работы;

      г) ищут работу;

      д) готовы приступить к ней.

      Эти пять признаков формируют понятие "безработный" и отсутствие хотя бы одного из них делает невозможным  признание гражданина безработным.

      Трудоспособность  граждан определяется их возрастом  и состоянием здоровья. С точки зрения возраста не могут быть признаны безработными граждане, не достигшие возраста 16 лет, а также те, которым назначена трудовая пенсия по старости, в том числе досрочно, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению (п. 3 ст. 3 Закона).

      Для принятия решения о признании  инвалида безработным он должен, наряду с прочими документами, представить  индивидуальную программу реабилитации, руководствуясь которой учреждения службы занятости будут подыскивать  ему работу.

      Отсутствие  работы и заработка означает, что  гражданин не относится ни к одной  из категорий занятых.

      Регистрация в учреждениях службы занятости  осуществляется на основании Порядка  регистрации безработных граждан  в следующей последовательности:

      первичная регистрация безработных граждан;

      регистрация безработных граждан в целях  поиска подходящей работы;

      регистрация граждан в качестве безработных;

      перерегистрация безработных граждан.

      Первичная регистрация осуществляется без  предъявления гражданами каких-либо документов в целях учета общей численности безработных для получения необходимой информации о потребностях в работе.

      Для регистрации в целях поиска подходящей работы граждане представляют документы: паспорт; трудовую книжку или иные документы  о стаже; документы о профессиональной квалификации; документы о заработке за последние три месяца по последнему месту работы; инвалиды - дополнительно индивидуальную программу реабилитации, на основании которых учреждения службы занятости в течение 10 дней со дня регистрации должны предложить обратившемуся два варианта подходящей работы. При невозможности предоставления подходящей работы из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации ему может быть предложено пройти профессиональную подготовку или переподготовку, а также повысить квалификацию по направлению учреждений службы занятости.

Информация о работе Правовое регулирование занятости и трудоустройства населения