Правовое регулирование занятости и трудоустройства населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 22:38, курсовая работа

Описание работы

Государственная политика в сфере занятости является частью социальной политики государства. Она имеет целью минимизацию сроков поиска работы и оптимизацию процесса такого поиска, а средства, обеспечивающие достижения данной цели, составляют содержание политики занятости.

Работа содержит 1 файл

Правовое регулирование занятости и трудоустройства населения.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

      Если  на этом этапе подходящая работа гражданину не найдена, то не позднее 11-го дня со дня регистрации в целях поиска подходящей работы гражданин регистрируется в качестве безработного. При отказе в регистрации гражданин имеет право на повторное обращение через месяц. При этом мотивы отказа должны быть сообщены ему письменно.

      Перерегистрация безработных граждан проводится в сроки, установленные учреждениями службы занятости. Снятие с регистрационного учета производится в случаях:

      признания гражданина занятым;

      неявки  в сроки, установленные учреждениями службы занятости, для предложения  подходящей работы либо для перерегистрации;

      переезда  в другую местность;

      установления злоупотреблений со стороны граждан;

      осуждения к наказанию в виде лишения  свободы;

      назначения  пенсии по старости или за выслугу  лет.

      Граждане, претендующие на получение статуса  безработных, должны искать работу. Свидетельством того, что гражданин ищет работу, является его явка по приглашению учреждения службы занятости для знакомства с предлагаемой работой.

      Наконец, безработный гражданин должен быть готов приступить к работе. Это  означает, что в момент регистрации  не должно быть препятствий к тому, чтобы гражданин смог начать работу, как только она будет ему найдена. Если такие препятствия неустранимы, то признание безработным невозможно.

      Гражданин, признанный безработным, приобретает  специфические права и обязанности, позволяющие ему реализовать  тот особый интерес, который связан с потребностью изменить статус безработного на статус занятого. Эти права и обязанности можно разделить на две группы - те, которые являются общими для всех безработных, и те, которые устанавливаются только для определенных категорий безработных.

      Основным  общим для всех безработных правом является право на получение помощи государства в поиске работы и  трудоустройстве. Для оказания безработным  такой помощи учреждения службы занятости  формируют банки вакансий на основании  данных, предоставляемых им работодателями. К другим правам безработных относятся:

      право на получение бесплатной информации от учреждений службы занятости (п. 5 ст. 15 Закона о занятости);

      право на бесплатную профессиональную ориентацию (п. 2 ст. 9 Закона о занятости);

      право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению  учреждений службы занятости (п. 2 ст. 9);

      право на содействие в организации собственного дела;

      право на обжалование решений, действий и  бездействия учреждений службы занятости и их должностных лиц в вышестоящее учреждение занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 11 Закона о занятости);

      право на социальную поддержку, включая пособие  по безработице, стипендию в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению учреждений службы занятости, оплату периода временной нетрудоспособности (гл. 6 Закона о занятости);

      право на компенсацию материальных затрат, связанных с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению учреждений службы занятости (п. 2 ст. 12 Закона о занятости, постановление Правительства РФ от 21.10.2005 г. N 633);

      право на бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование  при приеме на работу и направление на обучение (п. 2 ст. 12 Закона о занятости);

      право на участие в оплачиваемых общественных работах (п. 2 ст. 12 Закона о занятости);

      право на повторное обращение в учреждение службы занятости через месяц  после получения отказа в признании безработными (п. 4 ст. 3 Закона о занятости);

      право на приглашение в учреждения службы занятости не чаще одного раза в  две недели, за исключением случаев, когда такое приглашение связано  с предложением подходящей работы или  с предложением об участии в специальных программах содействия занятости (п. 10 Порядка регистрации безработных граждан).

      Наряду  с правами законодательство устанавливает  и ряд общих обязанностей безработных, которые, как правило, касаются определенных процедурных моментов. К их числу  относятся:

      обязанность представить ряд документов при  регистрации в качестве безработных (п. 14 Порядка регистрации безработных  граждан, далее - Порядка);

      обязанность являться на перерегистрацию в сроки, установленные учреждением службы занятости (п. 19 Порядка);

      обязанность предъявить необходимые документы  при прохождении перерегистрации (п. 20 Порядка);

      обязанность активно содействовать своему трудоустройству, соблюдать порядок и условия  регистрации и перерегистрации, информировать учреждение службы занятости о своих действиях по самостоятельному поиску работы, в том числе о поступлении на работу временного характера (п. 21 Порядка);

      обязанность известить учреждение службы занятости  о поступлении на работу;

      обязанность являться на переговоры с работодателем по направлению учреждения службы занятости.

      Под трудоустройством следует понимать систему организационных, экономических, правовых мер, направленных на обеспечение  трудовой занятости населения. О  трудоустройстве можно говорить в широком и узком смысле. В  первом случае речь идет о части активной политики занятости, обеспечивающей создание условий для развития всех форм трудовой занятости и вовлечение в нее граждан. Во втором случае следует ограничиться только теми специальными мероприятиями, которые осуществляются с целью содействия гражданам в поиске работы, причем преимущественно в форме заключения трудового договора.

      Трудоустройство осуществляется различными субъектами. Прежде всего это могут быть работодатели - они имеют право принимать  на работу граждан, обращающихся к ним. В ряде случаев работодатели обязаны принимать меры к упреждающему трудоустройству работников, подлежащих увольнению из организации.

      В этом случае трудоустройство происходит без участия посредников.

      В качестве посредников при трудоустройстве могут выступать как государственные органы, так и негосударственные организации.

      Государственным органом является федеральная служба по труду и занятости и ее территориальные  органы. Негосударственное посредничество может оказываться любыми юридическими лицами, при этом деятельность, связанная с трудоустройством за границей осуществляется на основании лицензии.

      Указанные органы оказывают услуги по содействию в трудоустройстве как незанятым, так и занятым гражданам, желающим сменить место работы или форму занятости. При этом государственные органы услуги оказывают бесплатно, негосударственные, как правило, - на платной основе.

      Процесс трудоустройства проходит две стадии.

      Первая  стадия - это обращение гражданина в учреждение службы занятости. При  этом возникает правоотношение между обращающимся за содействием в поиске работы гражданином и трудоустраивающим органом.

      Содержание  возникшего правоотношения зависит  от того, является ли обратившийся за содействием  в поиске работы гражданин занятым  или нет. В последнем случае учреждения службы занятости обязаны предложить не только имеющиеся варианты трудоустройства, но и при невозможности найти работу зарегистрировать гражданина в качестве безработного, предложить ему варианты профессионального обучения, переобучения или повышения квалификации, а также назначить пособие по безработице и т.д.

      Этот  этап может быть прекращен по инициативе гражданина в любое время, вместе с тем учреждения службы занятости, как правило, не могут прекратить его по собственной инициативе. Однако цель первой стадии достигается лишь тогда, когда гражданину выдано направление на работу или на профессиональное обучение.

      При характеристике предлагаемой работы существенное значение имеет то, что такая работа должна быть подходящей. Понятие подходящей работы сформулировано в ст. 4 Закона о занятости. Подходящей считается работа, в том числе временного характера, которая соответствует:

      профессиональной  пригодности работника с учетом уровня профессиональной подготовки. Уровень профессиональной подготовки определяется наличием профессионального образования, уровнем квалификации (разряд, класс, категория), а также опытом работы по специальности. Подходящей считается работа по любой из имеющихся у гражданина профессий и специальностей, однако предпочтение отдается последней работе;

      условиям  последнего места работы, за исключением  оплачиваемых общественных работ (размеру  заработка, нормам и правилам по охране труда, режиму работы и т.д.);

      состоянию здоровья гражданина;

      транспортной  доступности рабочего места.

      Оплачиваемая  работа, включая работу временного характера и общественные работы, считается подходящей для граждан:

      впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности);

      уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или  иные виновные действия, предусмотренные  законодательством РФ;

      прекративших  индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством РФ порядке;

      стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;

      отказавшихся  повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или  пройти переподготовку после окончания  первого периода выплаты пособия  по безработице;

      состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;

      обратившихся  в органы занятости после окончания  сезонных работ.

      Подходящей  не может считаться работа, если:

      она связана с переменой места  жительства без согласия гражданина;

      условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

      предлагаемый  заработок ниже среднего заработка  гражданина, исчисленного за последние  три месяца по последнему месту работы.

      Данное  положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте РФ. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума.

      Вторая  стадия трудоустройства - это заключение трудового договора с работодателем (либо поступление на учебу по направлению учреждения службы занятости). Следует иметь в виду, что направление учреждения службы занятости не является обязательным ни для гражданина, ни для работодателя. Поэтому вторая стадия трудоустройства имеет место лишь тогда, когда направленный учреждением службы занятости гражданин реально обратился в ту организацию, куда он был направлен. При таком обращении возникает правоотношение между гражданином и работодателем, которое регламентируется нормами трудового законодательства.

      Правовая  организация трудоустройства с  участием государственной службы занятости  характеризуется особенностями, присущими  для трудоустройства отдельных  категорий граждан. Последние объединены понятием "граждане, испытывающие трудности в поиске работы". Их перечень следует из ст. 5 Закона о занятости и включает:

Информация о работе Правовое регулирование занятости и трудоустройства населения