Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 18:22, контрольная работа
Сегодня практически все страны Запада в своих конституциях провозглашают себя социальными правовыми государствами. Первой социальную правовую природу своего государства законодательно зафиксировала Федеративная Республика Германия, записав в 1949г. в ч.1 ст.20 своей конституции, что «Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным правовым федеративным государством». ЧЛ ст. 1 Испанской конституции 1978 г. гласит: «Испания конституируется в социальное и демократическое правовое государство, которое провозглашает высшими ценностями своего правопорядка свободу, справедливость, равенство и политический плюрализм».
Введение…………………………………………………………………….3
1. Сущность и критерии социального государства……………………...5
2. Проблемы развития и совершенствования
социального государства…………………………………………………15
3. Формирование социального государства в России…………………20
Заключение………………………………………………………………..26
Список литературы……………
В
числе основных направлений совершенствования
современной модели социального
государства зарубежные ученые предлагают
установление новых принципов
Среди
мер по преодолению кризисных
явлений в социальном государстве
важное место должен также занять
постоянный контроль за деятельностью
государственного аппарата, как с
точки зрения ее эффективности, так
и законности. При этом недостаточно
ограничиваться внутренним контролем
в пределах самой администрации
или внешним (бухгалтерским, финансовым)
контролем. Требуется расширение парламентского
контроля за всей совокупностью государственной
деятельности, вне зависимости от
того, осуществляется ли она непосредственно
администрацией, либо косвенно учреждениями
и организациями, созданными ею. Представители
народа имеют полное право инспектировать
государственные фонды и
Сложные теоретические и практические проблемы возникают также в связи с необходимостью адаптации сложившейся модели социального государства к современным тенденциям мирового развития.
Во-первых, реализация принципа свободы международной торговли порождает свободу конкуренции. Однако высокие социальные расходы в развитых странах ведут к соответствующему увеличению затрат на производство и снижению конкурентоспособности продукции этих стран на мировом рынке. Таким образом, неизбежно возникает противоречие между необходимостью проведения политики протекционизма и ее несоответствием принципу свободы торговли.
Во-вторых, принцип свободы перемещения или свободы миграции ставит развитые государства перед выбором: возложить тяготы по социальной поддержке иммигрантов на своих собственных граждан или же строго регламентировать въезд граждан из менее развитых стран.
В-третьих,
процессы экономической и политической
интеграции все новых стран в
Европейский Союз сопровождаются выдвижением
проблем социального
При
этом следует отметить, что и на
международном уровне так же, как
и на национальном, вопрос о социальном
государстве стоит не в плане
поиска ему альтернатив, а в аспекте
его совершенствования перед
лицом новых вызовов времени.
3.
Формирование социального
государства в
России
При подготовке российской Конституции 1993 года перед ее разработчиками стояла сложная проблема определения общественного строя новой России. Конституция провозгласила страну демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. В ст.7 говорится, что “Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека” (Конституция Российской Федерации, 1993). Тем самым была заложена конституционная основа для прогрессивного развития государства в соответствии с передовой мировой практикой. Естественно, что ее реализация требует времени и больших усилий
Формирование
социального государства в
В последние годы Государственной Думой Российской Федерации проделана определенная работа по созданию законодательной составляющей государственной системы социальной защиты населения. В июне 1999 г. принят Федеральный Закон “Об основах обязательного социального страхования”, устанавливающий 14 видов страхового обеспечения.
В Комитете Государственной Думы по труду и социальной политике рассматривается также проект Трудового кодекса Российской Федерации, внесенный Правительством РФ и включающий раздел о социальном партнерстве. Завершается разработка проекта федерального закона о социальной политике российского государства.
Практическая
деятельность государственных институтов
по реализации принципа социального
государства в строгом смысле
слова еще почти не начиналась.
Во-первых, она ограничивается лишь
собственно социальной сферой и совершенно
не распространяется на другие и прежде
всего на экономику. Во-вторых, что
является неизбежным следствием первого
обстоятельства, даже в этой области
далеко не полностью и несвоевременно
исполняются уже принятые законодательные
акты. Несоответствие между заявленными
обязательствами государства в
социальной области и отсутствием
продуманной политики и реальных
усилий по созданию эффективной, социально
ориентированной экономики
Последние
годы в России ведется интенсивный
поиск объединяющей идеи, оптимальной
модели будущего, приемлемой для большинства
общества. При этом даже активные вчерашние
сторонники и проводники либеральных
реформ все более охотно говорят
о “левом центре” и даже “новом
социализме”. В свою очередь основная
часть левой оппозиции
Используя опыт создания и функционирования социального государства в развитых странах Запада, опираясь на многовековой опыт государственного строительства России, учитывая исторические традиции и менталитет русского и других коренных народов России, а также геополитическое положение и природно-климатические условия нашей страны, принцип социального государства в его российской модели должен рассматриваться как методологический, как главный и определяющий принцип строения и всей системы деятельности государства. По сравнению с западными демократиями термин “социальный” предлагается использовать в данной случае не в узком, а в широком смысле слова. При такой трактовке понятие социального государства будет обозначать не только его обязательства по решению сугубо социальных проблем, но и предопределять социальную направленность, цели и задачи его деятельности во всех других сферах жизни общества, характер его отношений с гражданами. В плане своего социально-политического назначения как института российское социальное государство должно стать общенародным государством большинства и для большинства, при этом гарантирующего и соблюдающего установленные законом права и свободы каждого отдельного гражданина.
Экономический
фундамент российского
В социальной сфере российского социального государства наряду с включением достижений мирового опыта в максимально возможной и целесообразной степени должны быть восстановлены реально обеспечивавшиеся в советское время социальные гарантии граждан. Прежде всего это означает восстановление гарантий на труд и занятость, на своевременное получение заработной платы и пенсий. Государство должно всячески поощрять производительный, социально полезный труд, его справедливую оплату и стремление граждан к росту своего благосостояния законными средствами.
В то же время совершенно недопустимы потворство возникновению сверхсостояний, целенаправленная политика государства, направленная на искусственное создание класса крупнейших собственников путем издания благоприятствующих этому законов, указов, постановлений, фактическое отсутствие реального преследования за грубейшие нарушения даже таких нормативных актов. Вместо этого государству необходимо взять под жесткий контроль ситуацию с социально-имущественным расслоением в обществе, как это принято, например, в Швеции, где соотношение 10 процентов самых богатых и 10 процентов самых бедных составляет 1:4. Это не мешает данной стране считаться витриной западной демократии и социального прогресса.
К
числу необходимых
Исключительно
важной заботой социального
В
рамках конституционной реформы
принцип социального
Информация о работе Практика функционирования социального государства в Зпадных странах