Практика функционирования социального государства в Зпадных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 18:22, контрольная работа

Описание работы

Сегодня практически все страны Запада в своих конституциях провозглашают себя социальными правовыми государствами. Первой социальную правовую природу своего государства законодательно зафиксировала Федеративная Республика Германия, записав в 1949г. в ч.1 ст.20 своей конституции, что «Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным правовым федеративным государством». ЧЛ ст. 1 Испанской конституции 1978 г. гласит: «Испания конституируется в социальное и демократическое правовое государство, которое провозглашает высшими ценностями своего правопорядка свободу, справедливость, равенство и политический плюрализм».

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Сущность и критерии социального государства……………………...5
2. Проблемы развития и совершенствования
социального государства…………………………………………………15
3. Формирование социального государства в России…………………20
Заключение………………………………………………………………..26
Список литературы……………

Работа содержит 1 файл

Контрольная Практика функционирования социального государства в Зпадных странах.docx

— 46.16 Кб (Скачать)

     В числе основных направлений совершенствования  современной модели социального  государства зарубежные ученые предлагают установление новых принципов взаимоотношений  экономики и политики, поиск новых  механизмов соединения закономерностей  рыночной экономики с растущим спросом  на благосостояние, отказ от метафизического  понимания принципа равенства как  парадигмы общественной деятельности, повышение личного вклада потребителей социальных благ в их производство.

     Среди мер по преодолению кризисных  явлений в социальном государстве  важное место должен также занять постоянный контроль за деятельностью  государственного аппарата, как с  точки зрения ее эффективности, так  и законности. При этом недостаточно ограничиваться внутренним контролем  в пределах самой администрации  или внешним (бухгалтерским, финансовым) контролем. Требуется расширение парламентского контроля за всей совокупностью государственной  деятельности, вне зависимости от того, осуществляется ли она непосредственно  администрацией, либо косвенно учреждениями и организациями, созданными ею. Представители  народа имеют полное право инспектировать государственные фонды и деятельность государственных служб, которые  ими распоряжаются. Демократические  принципы требуют контроля не только крупных политических решений, но также  и инспектирования каждодневной деятельности администрации. В общем, социальное государство требует  широкого пересмотра инструментов контроля нашего парламентаризма, до сих пор  недостаточно действенных.

     Сложные теоретические и практические проблемы возникают также в связи с  необходимостью адаптации сложившейся  модели социального государства  к современным тенденциям мирового развития.

     Во-первых, реализация принципа свободы международной  торговли порождает свободу конкуренции. Однако высокие социальные расходы  в развитых странах ведут к соответствующему увеличению затрат на производство и снижению конкурентоспособности продукции этих стран на мировом рынке. Таким образом, неизбежно возникает противоречие между необходимостью проведения политики протекционизма и ее несоответствием принципу свободы торговли.

     Во-вторых, принцип свободы перемещения  или свободы миграции ставит развитые государства перед выбором: возложить  тяготы по социальной поддержке иммигрантов  на своих собственных граждан  или же строго регламентировать въезд  граждан из менее развитых стран.

     В-третьих, процессы экономической и политической интеграции все новых стран в  Европейский Союз сопровождаются выдвижением  проблем социального равноправия  на международный, общеевропейский  уровень. Поиск решения этих проблем  ведется в рамках развития и реализации концепции одного социального пространства, изложенной в Европейской социальной хартии, посредством выполнения специальных  социальных программ и при помощи Европейского социального фонда  и других институтов.

     При этом следует отметить, что и на международном уровне так же, как  и на национальном, вопрос о социальном государстве стоит не в плане  поиска ему альтернатив, а в аспекте  его совершенствования перед  лицом новых вызовов времени. 
 
 
 

     3.  Формирование социального  государства в  России 

     При подготовке российской Конституции 1993 года перед ее разработчиками стояла сложная проблема определения общественного  строя новой России. Конституция  провозгласила страну демократическим  федеративным правовым государством с  республиканской формой правления. В ст.7 говорится, что “Российская  Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека” (Конституция Российской Федерации, 1993). Тем самым была заложена конституционная  основа для прогрессивного развития государства в соответствии с  передовой мировой практикой. Естественно, что ее реализация требует времени  и больших усилий

     Формирование  социального государства в России находится на самом раннем этапе  на всех уровнях: концептуальном, нормативном, практическом. Научная разработка его  проблем фактически только начинается. Законодательная база - узка и явно несовершенна. В п.2 ст.7 Конституции  Российской Федерации перечислены  лишь некоторые из основных направлений  деятельности государства в социальной сфере: охрана труда и здоровья людей; установление минимального размера  оплаты труда; поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов  и пожилых граждан; развитие системы  социальных служб; установление государственных  пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Более конкретно  эти и другие обязанности государства  и формы их исполнения раскрыты в  статьях 37-43 Главы 2 “Права и свободы  человека и гражданина”. В то же время в Конституции не нашли  отражения многие существенно важные положения, без которых принцип  социального государства может  остаться лишь декларацией.

     В последние годы Государственной  Думой Российской Федерации проделана  определенная работа по созданию законодательной  составляющей государственной системы социальной защиты населения. В июне 1999 г. принят Федеральный Закон “Об основах обязательного социального страхования”, устанавливающий 14 видов страхового обеспечения.

     В Комитете Государственной Думы по труду  и социальной политике рассматривается  также проект Трудового кодекса  Российской Федерации, внесенный Правительством РФ и включающий раздел о социальном партнерстве. Завершается разработка проекта федерального закона о социальной политике российского государства.

     Практическая  деятельность государственных институтов по реализации принципа социального  государства в строгом смысле слова еще почти не начиналась. Во-первых, она ограничивается лишь собственно социальной сферой и совершенно не распространяется на другие и прежде всего на экономику. Во-вторых, что  является неизбежным следствием первого  обстоятельства, даже в этой области  далеко не полностью и несвоевременно исполняются уже принятые законодательные  акты. Несоответствие между заявленными  обязательствами государства в  социальной области и отсутствием  продуманной политики и реальных усилий по созданию эффективной, социально  ориентированной экономики составляет главное противоречие на пути реализации задач социального государства.

     Последние годы в России ведется интенсивный  поиск объединяющей идеи, оптимальной  модели будущего, приемлемой для большинства  общества. При этом даже активные вчерашние  сторонники и проводники либеральных  реформ все более охотно говорят  о “левом центре” и даже “новом социализме”. В свою очередь основная часть левой оппозиции практически  отказалась от ортодоксальных вариантов  “реального” социализма. Тем не менее и те, и другие явно недооценивают  огромный созидательный, политический и пропагандистский, мобилизующий потенциал  идеи социального государства.

     Используя опыт создания и функционирования социального  государства в развитых странах  Запада, опираясь на многовековой опыт государственного строительства России, учитывая исторические традиции и менталитет русского и других коренных народов России, а также геополитическое положение и природно-климатические условия нашей страны, принцип социального государства в его российской модели должен рассматриваться как методологический, как главный и определяющий принцип строения и всей системы деятельности государства. По сравнению с западными демократиями термин “социальный” предлагается использовать в данной случае не в узком, а в широком смысле слова. При такой трактовке понятие социального государства будет обозначать не только его обязательства по решению сугубо социальных проблем, но и предопределять социальную направленность, цели и задачи его деятельности во всех других сферах жизни общества, характер его отношений с гражданами. В плане своего социально-политического назначения как института российское социальное государство должно стать общенародным государством большинства и для большинства, при этом гарантирующего и соблюдающего установленные законом права и свободы каждого отдельного гражданина.

     Экономический фундамент российского социального  государства должна составлять высоко развитая, социально ориентированная  смешанная экономика, обеспечивающая как удовлетворение материальных и  духовных потребностей населения, так  и сохранение среды обитания и  гармонию природы и общества. При  таком подходе неизбежно встает вопрос о значительном, закрепленном в Конституции повышении роли и ответственности государства  в экономической сфере. Потребуется  и вернуться к основательно забытым  в годы строительства олигархического  и бюрократического капитализма  идеям времен конца перестройки  и начала реформ о развитии коллективных форм собственности и максимальном увеличении числа собственников, о  том что только экономическая  свобода и высокий уровень  достатка делают людей действительно  свободными. Государство обязано  и за счет собственных ресурсов, и путем создания необходимых  условий для частного отечественного и зарубежного капитала обеспечить дальнейшее развитие наукоемких и высокотехнологических производств, модернизацию промышленности и агропромышленного производства, фактическую замену крайне запущенной технически и морально устаревшей коммунальной, строительной и дорожно-транспортной инфраструктуры.

     В социальной сфере российского социального  государства наряду с включением достижений мирового опыта в максимально  возможной и целесообразной степени  должны быть восстановлены реально  обеспечивавшиеся в советское время  социальные гарантии граждан. Прежде всего  это означает восстановление гарантий на труд и занятость, на своевременное  получение заработной платы и  пенсий. Государство должно всячески поощрять производительный, социально  полезный труд, его справедливую оплату и стремление граждан к росту  своего благосостояния законными средствами.

     В то же время совершенно недопустимы  потворство возникновению сверхсостояний, целенаправленная политика государства, направленная на искусственное создание класса крупнейших собственников путем  издания благоприятствующих этому  законов, указов, постановлений, фактическое  отсутствие реального преследования  за грубейшие нарушения даже таких  нормативных актов. Вместо этого  государству необходимо взять под  жесткий контроль ситуацию с социально-имущественным  расслоением в обществе, как это  принято, например, в Швеции, где  соотношение 10 процентов самых богатых  и 10 процентов самых бедных составляет 1:4. Это не мешает данной стране считаться  витриной западной демократии и социального  прогресса.

     К числу необходимых характеристик  социальной сферы российского социального  государства следует отнести  восстановление социальных гарантий на получение качественного бесплатного  для граждан медицинского обслуживания по основным видам медицинской помощи и бесплатного образования всех его уровней. На коммерческой основе могут оказываться дополнительные медицинские услуги, выходящие за рамки восстановления здоровья пациентов. Усиленно насаждаемая также коммерциализация системы образования и прежде всего высшей школы также не соответствует практике развитых стран мира, за исключением США. Образование в пределах государственных образовательных стандартов, в том числе первое высшее, а также послевузовское должно быть бесплатным. На коммерческой основе могут получаться дополнительные образовательные услуги в виде второго высшего образования, изучения нескольких иностранных языков, дисциплин и наук, не предусмотренных образовательными стандартами и т.д.

     Исключительно важной заботой социального государства  именно в России является весь комплекс демографических проблем. Нарастающая  угроза вымирания коренного населения  страны за счет сокращения продолжительности  жизни и сокращения рождаемости  ставит вопросы воспроизводства, миграции населения и защиты от внешней  демографической экспансии в  число наиболее приоритетных.

     В рамках конституционной реформы  принцип социального государства  должен быть распространен и на вопросы, касающиеся формы государственного устройства, характера отношений  между органами власти различных  уровней, а также системы межнациональных  отношений и статуса отдельных  наций. В настоящее время, вопреки  формально провозглашенному принципу равенства субъектов федерации (ст.5, ч.4 Конституции РФ), фактически эта  норма не соблюдается. Продолжается заключение договоров Центра с отдельными из них. При этом объем полномочий, передаваемых национальным республикам  значительно превосходит объем  полномочий, предоставляемых, например, областям. В результате республики и проживающее в них население  получают экономические и социальные преимущества. В национальных республиках  практикуется предоставление различных  политических и иных преимуществ  так называемым “титульным нациям”, составляющим в большинстве республик  меньшинство населения, что фактически ведет к дискриминации граждан других национальностей. Все эти явления противоречат принципам социального государства, которые должны в равной степени распространяться на всю территорию страны и на всех ее граждан, независимо от их национальности.

Информация о работе Практика функционирования социального государства в Зпадных странах