Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 18:22, контрольная работа
Сегодня практически все страны Запада в своих конституциях провозглашают себя социальными правовыми государствами. Первой социальную правовую природу своего государства законодательно зафиксировала Федеративная Республика Германия, записав в 1949г. в ч.1 ст.20 своей конституции, что «Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным правовым федеративным государством». ЧЛ ст. 1 Испанской конституции 1978 г. гласит: «Испания конституируется в социальное и демократическое правовое государство, которое провозглашает высшими ценностями своего правопорядка свободу, справедливость, равенство и политический плюрализм».
Введение…………………………………………………………………….3
1. Сущность и критерии социального государства……………………...5
2. Проблемы развития и совершенствования
социального государства…………………………………………………15
3. Формирование социального государства в России…………………20
Заключение………………………………………………………………..26
Список литературы……………
Значительный научный интерес представляют подходы к трактовке сущности социального государства зарубежных исследователей. Для немецких ученых характерно прежде всего увязывание деятельности такого государства по социальной защите граждан и рыночной экономики, покоящейся на частной инициативе и приносящей средства для социальных программ.
По мнению Х. Байера, “современное социальное государство - это централизованно управляемая забота об обеспечении всех граждан во всех жизненных положениях, которая раскрывается как первейшее проявление современной демократии, при том, что социальная справедливость основывается на экономическом либерализме”.
Более
сложные научные схемы
Другой
испанский исследователь, М. Арагон,
подчеркивает отсутствие четкого определения
того, что можно было бы назвать
социальным государством и невозможность
точной его идентификации как
конкретной политической формы, обращает
внимание на такую, безусловно, присущую,
по его мнению, социальному государству
черту, как его “открытый характер,
когда все подлежит обсуждению и
нет места никакому абсолютизму
- ни абсолютизму свободы, ни абсолютизму
равенства. Оно ведет себя как
государство, которое претендует на
поддержание равновесия между свободой
и равенством, причем равновесие находится
в постоянном напряжении и потому
является динамическим, а не статическим,
восприимчивым к постоянным усовершенствованиям
и интерпретациям, как это и
присуще политической форме, основанной
на демократическом плюрализме”
Далее М. Арагон отмечает, что “конституционный
принцип социального
Наряду
с понятием социального государства
в качестве синонимов нередко
употребляются также термины
“государство благосостояния” (от английского
Welfare state), “государство всеобщего благосостояния”,
“государство (общество) всеобщего
благоденствия”, распространенные преимущественно
в англоязычных странах и широко
используемые в пропаганде. Однако
понятие социального
Как показывает анализ конституционного обеспечения и реального функционирования современного социального государства, ему свойственны не только наличие соответствующего принципа в Конституции, продуманная стратегия социальной политики и весомые достижения в ее реализации, но и целый ряд других конституционных положений, раскрывающих принцип социального государства и обеспечивающих его реализацию, а также особые характеристики как социальной, так и всех иных сфер общественной жизни.
Успешное
функционирование социального государства
возможно лишь на основе высокоразвитой
экономики, которая должна быть эффективной,
социально ориентированной, служащей
интересам всех слоев общества. Примером
конституционного обеспечения экономической
базы социального государства может
служить Конституция Испании, согласно
которой “все виды богатства страны
в своих различных формах, независимо
от собственника, служат общим интересам”
(ст.128), а по ст.131 государство наделяется
правом “посредством издания закона
планировать общую
В
экономической политике социального
государства требуется
В
политической сфере необходим консенсус
главных политических сил относительно
основных целей и задач развития
данного общества, сложившаяся система
деятельности социальных институтов.
Это позволяет обеспечивать преемственность
социальной политики государства в
случаях демократической смены
правящих партий, правительств и высших
государственных должностных
Духовная атмосфера в социальном государстве должна характеризоваться развитым чувством гражданственности, социальной солидарности и гуманизма.
Чрезвычайно
важный аспект конституирования и деятельности
социального государства, особенно
в случае его федеративного устройства,
представляет собой его региональное
измерение. В Германии 28-я статья
Конституции предопределяет, что
“Конституционное устройство в землях
должно соответствовать принципам
республиканского, демократического и
социального правового
В Испании, признающей свои территориальные единицы (муниципии, провинции и автономные сообщества) автономными образованиями, в ч.2 ст.138 Конституции устанавливается, что “Различия в статутах автономных сообществ ни в коем случае не должны давать им экономические или социальные преимущества”.
Контраст с российской практикой заключения асимметричных договоров Центра с отдельными регионами по поводу их особых полномочий просто разителен.
И,
наконец, необходимо отметить еще одно
обстоятельство, характеризующее системную,
последовательную реализацию принципа
социального государства в
Резюмируя
мнения российских и зарубежных ученых,
а также обобщая практику конституционного
закрепления принципа социального
государства и его реализации
в ряде стран мира, можно констатировать,
что социальное государство представляет
собой особый тип высокоразвитого
государства, в котором обеспечивается
высокий уровень социальной защищенности
всех граждан посредством активной деятельности
государства по регулированию социальной,
экономической и других сфер жизнедеятельности
общества, установлению в нем социальной
справедливости и солидарности. Социальное
государство знаменует высокий уровень
сближения целей и гармонизации отношений
государственных институтов и общества.
2.
Проблемы развития
и совершенствования
социального государства
Социальное
государство имеет свои внутренние
противоречия, проходит определенные
стадии формирования и этапы развития.
Отражением этих противоречий и проблем
стала широкая дискуссия о
кризисе социального
Эти
глобальные геополитические и
Расцвет
социального государства в ХХ
веке совпадает с совершенствованием
структурного разделения между обществом
и государством, поэтому научный
спор переходит от проблемы “что”
к проблеме “как”, то есть о том,
“как или до каких пределов должно
и может действовать
Таким
образом, главной сферой регулирования
взаимодействия государства и общества
является установление оптимального соотношения
между производством и
Серьезную
проблему представляет собой также
определенный конфликт между личностью
и государством. Он проявляется в
том, что, с одной стороны, граждане
хотят, чтобы государство реально
знало об их проблемах и, следовательно,
имело возможность осуществлять
эффективную политику обеспечения
благосостояния и поддержки, с другой,
- стремятся воспрепятствовать
Еще
одним из серьезных поводов для
дискуссий о кризисе
Для
выявления масштабов и глубины
кризиса социального
В
этом плане показателен опыт решения
острых социально-экономических
Информация о работе Практика функционирования социального государства в Зпадных странах