Практика функционирования социального государства в Зпадных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 18:22, контрольная работа

Описание работы

Сегодня практически все страны Запада в своих конституциях провозглашают себя социальными правовыми государствами. Первой социальную правовую природу своего государства законодательно зафиксировала Федеративная Республика Германия, записав в 1949г. в ч.1 ст.20 своей конституции, что «Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным правовым федеративным государством». ЧЛ ст. 1 Испанской конституции 1978 г. гласит: «Испания конституируется в социальное и демократическое правовое государство, которое провозглашает высшими ценностями своего правопорядка свободу, справедливость, равенство и политический плюрализм».

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Сущность и критерии социального государства……………………...5
2. Проблемы развития и совершенствования
социального государства…………………………………………………15
3. Формирование социального государства в России…………………20
Заключение………………………………………………………………..26
Список литературы……………

Работа содержит 1 файл

Контрольная Практика функционирования социального государства в Зпадных странах.docx

— 46.16 Кб (Скачать)
 
 

Содержание 
 
 
 

Введение…………………………………………………………………….3

1.  Сущность и критерии социального государства……………………...5

2. Проблемы развития и совершенствования

социального государства…………………………………………………15

3.  Формирование  социального государства в России…………………20

Заключение………………………………………………………………..26

Список  литературы……………………………………………………….28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

      Сегодня практически все страны Запада в  своих конституциях провозглашают  себя социальными правовыми государствами. Первой социальную правовую природу  своего государства законодательно зафиксировала Федеративная Республика Германия, записав в 1949г. в ч.1 ст.20 своей конституции, что «Федеративная  Республика Германия является демократическим  и социальным правовым федеративным государством». ЧЛ ст. 1 Испанской конституции 1978 г. гласит: «Испания конституируется  в социальное и демократическое  правовое государство, которое провозглашает  высшими ценностями своего правопорядка свободу, справедливость, равенство  и политический плюрализм».

      К началу XXI в. статус социального правового  государства ввели все западноевропейские государства в соответствии с  принципом: социальное государство  должно быть правовым, а правовое - социальным. Само понятие «социальное правовое государство» впервые было предложено еще в 1930г. Г.Геллером, уже тогда  давшему ему глубокую научную  трактовку.

      В настоящее время долговременной тенденцией развития государственности  в мире является движение к новой  разновидности социального правового  демократического государства, соединяющего лучшие качества как правового, так  и социального государства. В  последние годы термин «социальное  правовое государство» в юридической  научной литературе все чаще используется в своем сокращенном варианте как «социально-правовое государство».  

      Сегодня мировое политико-правовое развитие демонстрирует сочетание нарастающей  универсализации и глобализации экономических связей и технологий как материальной базы распространения  одинаковых политических и правовых форм, с одной стороны, и устойчивости национально-государственных форм легитимного властвования, с другой. Это не может не усиливать конфликтный  потенциал современной мировой  ситуации, а вместе с ней и потребность исследования новейших изменений в западных обществах и государствах, происходящих под влиянием нарастающих процессов глобализации и информационной революции.

      Важнейший импульс к внимательному изучению западного опыта формирования гражданского общества и социально-политического  государства дает положение дел  в современной России. Реформирование российского общества, изменение  его уклада, политико-правовой организации, отношений собственности, так же как изменение приоритетов в  духовно-нравственной сфере - весьма серьезный  повод задуматься о соответствующем  опыте, накопленном в мире и особенно на Западе о пройденных там путях  и перспективах государственности. В числе важнейших и, по-видимому, наиболее долговременных тенденций  эволюции западной государственности  безусловно находится и дальнейшее развитие гражданского общества и социально-правового  государства как главного результата трансформации западного гражданского общества на рубеже тысячелетий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.  Сущность и критерии социального государства 

     Процесс возникновения и становления  социального государства имеет  долгую и сложную историю. В настоящее  время оно существует в трех основных проявлениях и его можно анализировать  на следующих трех соответствующих  уровнях: на научном - как идею и ее развитие в целом ряде концепций, на нормативном - как конституционный  принцип, закрепленный в Основных законах  все возрастающего числа стран, на эмпирическом - как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества и социальных групп.

     Идейная основа социального государства  восходит к представлениям античных мыслителей об идеальном государственном  устройстве, обеспечивающем всеобщее благо для всех граждан, его практическое формирование - отражает объективный  процесс возрастания социальной роли государства в регулировании  общественных отношений в индустриальном и постиндустриальном обществах. Промышленная революция и индустриализация стран  Западной Европы вызвали новое резкое классовое расслоение общества, породили острый социальный антагонизм между  рабочим классом и буржуазией. Леворадикальный путь разрешения этого  основного противоречия капиталистического общества нашел свое воплощение в  теории марксизма, в социалистической революции и практике социалистического  строительства. Социал-реформистский  путь - в различных концепциях постепенного совершенствования, эволюции буржуазного  общественного строя, в том числе  посредством создания социального  государства, в практике социально-экономических  и политических реформ, проводимых буржуазным государством.

     Понятие “социальное государство” впервые  было выдвинуто в середине ХIХ  века знаменитым немецким государствоведом и экономистом Лоренцем фон Штейном (1815 - 1890), чья теория социального  государства сложилась под влиянием философии Гегеля, французских социалистических доктрин, в результате анализа развития капитализма и классовой борьбы в Германии. Он считал, что идея государства заключается в восстановлении равенства и свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных, что государство должно “осуществлять экономический и общественный прогресс всех его членов, так как развитие одного является условием и следствием развития другого и в этом смысле мы говорим об общественном или социальном государстве”. Социальное государство по Штейну, должно не только узаконить и охранять господствующих, но и сознательно служить интересам народа.

     Среди либеральных ученых взгляды Штейна разделял Фридрих Науманн. Его представления  об активном вмешательстве государства  в хозяйственные и социальные отношения стали традиционным существенным элементом раннего немецкого  либерализма. Либералы ставили перед государством задачу не только защищать собственность и социальный порядок, но и материально и морально поднять низшие классы через широкие социальные реформы.

     Наиболее  радикальную теоретическую основу интервенционистского социального  государства выдвинул в 1879 г. немецкий экономист Адольф Вагнер, сторонник  государственного и христианского  социализма, определявший свои воззрения  как социально-правовые. Его концепция  предусматривала превращение буржуазного  государства в “государство культуры и всеобщего благоденствия”, огосударствление железных дорог, горных предприятий, банков и страховых организаций, интеграцию рабочего класса в государство и  общество при отрицании политических и социальных революций”.

     Идеи  социальных реформ через превращение  буржуазного государства в народное, рассматривающее благосостояние всех граждан как свою главную задачу, традиционно пользовались широкой  поддержкой в немецком рабочем движении, его различных обществах, союзах, политических и профсоюзных организациях. Социал-реформистского направления в вопросах государственного строительства придерживалось также и большинство вождей немецкого рабочего класса.

     Сильное давление снизу в пользу улучшения  социально-экономического положения  трудящихся сочеталось в Германии с  традицией реформ сверху. В результате во второй половине ХIХ - начале ХХ века в стране был выработан и законодательно закреплен ряд мер государственного и общественного характера по защите социальных интересов низших классов. Так, например, в 1910 г. в Германии было введено обязательное пенсионное страхование. Борьба трудящихся за свои права, идеологические и научные  дискуссии о путях социализации деятельности государства, постепенное  введение мер государственного регулирования  социальных отношений в этот период имели место и в других индустриальных странах и прежде всего в Англии и Франции.

     Мощным  толчком для дальнейшего развития теории и практики социального государства  послужили мировой экономический  кризис 1929 - 1933 гг. и Вторая мировая  война. “Новый курс” президента Ф.Рузвельта  в США включил в себя законодательное  закрепление права рабочих на коллективный договор и организацию  профсоюзов, общегосударственные мероприятия  по борьбе с безработицей, помощь фермерам, решительные шаги в направлении  социального обеспечения, ликвидации детского труда и сокращения рабочего дня, введения пенсии по старости. Он представлял  собой американский вариант интенсивного внедрения практики социального  государства, предотвратил весьма вероятную  социальную революцию, на многие десятилетия  предопределил основные направления  социальной политики американского  государства.

     Особую  роль в создании в западных странах  социального государства сыграл так называемый “План Бевериджа”, представленный в конце 1942 г. британскому  парламенту председателем одного из его комитетов Уильямом Бевериджем и начавший осуществляться лейбористским  правительством с 1945 г. План рассматривался его автором как часть “всеохватывающей политики социального прогресса” и предусматривал новую организацию всей системы социального обеспечения через расширение социального страхования вплоть до охвата им почти всех граждан государства, а также через гарантию единого национального среднего дохода, которого хватало бы на скромное поддержание жизни. Ядром плана была тесная связь социальной политики с государственной экономической политикой, нацеленной на обеспечение полной занятости. Предусматривались создание безвозмездной, доступной всем гражданам государственной системы здравоохранения, контроль заработной платы и цен, постепенное устранение частной собственности на средства производства и другие меры. План Бевериджа был использован в социальной деятельности послевоенных правительств Бельгии, Дании и Нидерландов, при создании современной системы социального обеспечения Швеции, являющейся лучшей в Европе, послужил моделью при обсуждении вопросов социально-политического развития и в послевоенной Германии.

     После Второй мировой войны начался  качественно новый этап в развитии социального государства - его возведение в конституционный принцип, его  интерпретация как особого типа государства. Впервые социальное государство  в качестве конституционного принципа было зафиксировано в статье 20 Конституции  ФРГ 1949 года, провозгласившей Германию “демократическим и социальным федеративным государством”. Согласно ст.1 Конституции Пятой республики 1958 года, “Франция является неделимой, светской, социальной, демократической Республикой”.

     В несколько иных терминах положение  о социальном государстве закреплено в Конституции Италии 1948 года. В  соответствии со ст.2, “Республика признает и гарантирует неотъемлемые права  человека - как частного лица, так  и как члена общественных объединений, в которых проявляется его личность, - и требует выполнения непреложных обязанностей, вытекающих из политической, экономической и социальной солидарности”.

     В последующие годы практика конституционного закрепления статуса социального  государства получила дальнейшее распространение. После свержения диктаторских режимов  и установления демократии Испания  провозгласила себя в 1978 г. правовым демократическим социальным государством, а Португалия в 1975 году - суверенной республикой, ставящей своей целью построение свободного, справедливого и солидарного общества.

     Обязанности государства в области обеспечения  благосостояния и социальных прав граждан  установлены Конституцией Швеции 1974 года. Эту тенденцию поддержал и ряд бывших социалистических стран Восточной Европы. Так, например, согласно своим конституциям, “Румыния является правовым, демократическим и социальным государством”, а “Республика Польша - демократическое, правовое государство, осуществляющее принципы социальной справедливости”.

     Конституционное закрепление обязательств государства  перед гражданами в социальной сфере  является достижением отнюдь не только европейских стран. Даже раньше, чем  в ФРГ, в Конституции Японии 1947 года в статье 25 было провозглашено: “Во всех сферах жизни государство  должно прилагать усилия для подъема  и дальнейшего развития общественного  благосостояния, социального обеспечения, а также народного здоровья”.

     В настоящее время все развитые страны мира, независимо от наличия  или отсутствия в их Основных законах  соответствующих положений, в большей  или меньшей степени де-факто  являются социальными государствами.

     Что представляет собой социальное государство  как научная категория, какова его  сущность как общественного явления? Большинство российских ученых рассматривают  эти вопросы через призму специфической  деятельности государства в социальной сфере. Так, Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, один из инициаторов  внесения положения о социальном государстве в текст Конституции  России М. В. Баглай, считал, что социальным “называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности”. Доктор политических наук Э.Я. Баталов отмечал, что становление индустриального, а потом и постиндустриального общества вызывает потребность в социальном государстве как “государстве, принимающем на себя ответственность за положение дел в социальной сфере, а стало быть, рассматривающем политику социального регулирования в качестве одной из важнейших своих функций”.

Информация о работе Практика функционирования социального государства в Зпадных странах