Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 20:29, курсовая работа
Актуальность избранной темы курсовой работы несомненна. Право на образование - одно из важнейших неотъемлемых социальных прав человека. Поэтому практически во всех современных конституциях закреплено право человека на образование. В Конституции Российской Федерации имеется специальная ст. 43, посвященная праву на образование.[1]Однако конституционное закрепление права человека на образование не ограничивается одной этой статьей. Только системный анализ положений Конституции РФ позволяет выявить конституционные основы законодательства об образовании.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Общая характеристика института трудовой пенсии по старости, назначаемой досрочно лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в школах и других учреждениях для детей……………………………………………6
Глава 2. Практика деятельности Конституционного Суда РФ по реализации прав педагогических работников
2.1 Практика деятельности Конституционного Суда РФ по реализации прав граждан в сфере образования в зависимости от организационно-правовой формы образовательного учреждения………………………………………………..12
2.2 Решения Конституционного Суда РФ, содержащие рекомендации по совершенствованию федеральных законов в сфере образования…………………….16
Заключение…………………………………………………………………………20
Список использованных нормативных правовых актов и литературы
Так, в Определении от 16 ноября 2006 г. N 512-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Чеховой Зои Михайловны на нарушение ее конституционных прав п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей[29] Конституционным Судом РФ было отмечено, что требования заявительницы, по существу, сводятся к необходимости изменения условий зачета в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в школах и других учреждениях для детей, периода работы в должности педагога дополнительного образования, что не входит в компетенцию Конституционного Суда РФ, а относится к полномочиям законодателя.
Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время большинство рекомендаций Конституционного Суда по совершенствованию федеральных законов в сфере образования законодателем воспринимаются и вносятся соответствующие изменения в федеральное законодательство.
Заключение
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Для установления досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, требуется лишь одно из вышеуказанных условий: наличие не менее 25 лет педагогического стажа независимо от полового признака. Право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставляется лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность для детей, независимо от их возраста.
Подпункт 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 устанавливает только нормы, с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей. С целью реализации положения названной статьи приняты нормативные правовые акты: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей от 29.10.2002 № 781; Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей от 29.10.2002 №781.
Необходимо учитывать, что указанные документы применяются во взаимосвязи и взаимозависимости.
Таким образом, при оформлении досрочной трудовой пенсии педагогическому работнику стоит заранее проверить, соответствуют ли зафиксированные в трудовой книжке наименования учебных заведений, где он трудился, и наименования занимаемых им должностей тем, что указаны в Списке №781. При обнаружении несоответствий следует обратиться к администрации с просьбой о внесении соответствующих изменений. В случае, когда такое несоответствие имело место в прошлом, необходимо позаботиться о сборе соответствующих документов для обращения в суд, таких как приказы о переименовании, уставы учреждений, должностные инструкции. Они сослужат педагогу хорошую службу в случае, если ПФР откажет ему в зачете какого-либо периода в педагогический стаж.[30]
Еще один важный шаг, который, по нашему мнению, необходимо предпринять не только педагогам, но и всем, кто собирается на пенсию, - заранее запросить в территориальном органе ПФР выписку из своего лицевого счета. Для этого нужно обратиться в отдел персонифицированного учета по месту жительства с паспортом и страховым свидетельством обязательного пенсионного страхования. Получая выписку, надо проверить, все ли периоды работы там отражены, чтобы в случае отсутствия каких-либо записей было время для обращения к работодателям и восстановления отсутствующих данных. И конечно, особое внимание следует уделить проверке записи о педагогическом стаже. В строках таблицы, соответствующих периодам этого стажа, должны быть указаны определенные коды льготы (например, ЗП80ПД, ЗП80РК, 28-пД). Если код отсутствует, проблем с назначением пенсии не избежать. Узнать о значении того или иного кода можно у сотрудников одного из трех отделов: персонифицированного учета, назначения пенсии или оценки пенсионных прав. Дело в том, что по нормам действующего законодательства периоды работы (после регистрации гражданина в системе персонифицированного учета) учитываются на основании данных этого учета. Если даже трудовая книжка и документы организации в порядке, но в данных персонифицированного учета не отмечен педагогический стаж, ПФР может отказать в его зачете.
При разрешении вопросов, касающихся досрочного пенсионного обеспечения педагогических работников, возникающих в правоприменительной практике, большую роль играет практика деятельности Конституционного Суда РФ по реализации прав граждан в сфере образования в зависимости от организационно-правовой формы образовательного учреждения. Так, с учетом Постановления Конституционного Суда от 3 июня 2004 г. N 11-П в статье 2 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 319-ФЗ установлено, что из положений подпунктов 19 - 21 пункта 1 статьи 27 ФЗ о трудовых пенсиях (в редакции указанного Федерального закона) исключены требования осуществления деятельности в государственных и муниципальных учреждениях, которые распространяются на правоотношения, возникшие с 3 июня 2004 года, то есть с даты принятия Постановления Конституционного Суда РФ.
Вместе с тем, до настоящего времени некоторые рекомендации Конституционного Суда по совершенствованию федеральных законов в сфере образования законодателем не восприняты. Более того, некоторые положения федеральных законов в сфере образования, признанные неконституционными, также не приведены в соответствие с решениями Конституционного Суда.
Между тем согласно ст. 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" в случае если решением Конституционного Суда Российской Федерации нормативный акт признан не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью или частично либо из решения Конституционного Суда Российской Федерации вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, Правительство Российской Федерации не позднее трех месяцев после опубликования решения Конституционного Суда вносит в Государственную Думу проект нового федерального конституционного закона о внесении изменений и (или) дополнений в закон, признанный неконституционным в отдельной его части. Указанные законопроекты рассматриваются Государственной Думой во внеочередном порядке.
Однако на практике данные нормы действуют далеко не всегда. Механизм исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации уже длительное время остается сложной проблемой. Не решают полностью данной проблемы и положения ст. 81 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", согласно которым неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда Российской Федерации влечет ответственность, установленную федеральным законом. Отдельный федеральный закон по данному вопросу к настоящему времени не принят, хотя еще Верховным Советом Российской Федерации предпринимались попытки принять Закон "Об обеспечении исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации". В настоящее время злостное неисполнение решения Конституционного Суда Российской Федерации в соответствии со ст. 315 Уголовного кодекса Российской Федерации может быть основанием и для применения мер уголовной ответственности за неисполнение судебного акта. Однако в отношении органов государственной власти ответственность за неисполнение решений Конституционного Суда Российской Федерации установлена только в отношении законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ.[31] Ответственность представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования и главы местной администрации за неисполнение решений судов установлена в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
По-видимому, в настоящее время есть необходимость и в законодательном установлении ответственности федеральных органов государственной власти за неисполнение, ненадлежащее исполнение решений Конституционного Суда Российской Федерации.
[1] Российская газета.-1993.-25 декабря. - № 237; 2009.- 21 января.- № 7.
[2] Павлушкин А.В. Решения Конституционного Суда Российской Федерации в сфере образования. Комментарий судебной практики. Выпуск 13 / Под ред. К.Б. Ярошенко.- М.: Юридическая литература, 2007.- С.23.
[3]СЗ РФ.-2001.-№51.-Ст.4920; 2011. - N 27. - Ст. 3880.
[4] СЗ РФ.-2002.-№ 44.-Ст.4393; 2009. - N 22. - Ст. 2725.
[5] СЗ РФ.-2002.-№ 44.-Ст.4393; 2009. - N 22. - Ст. 2725.
[6]Утратило силу. СЗ РФ.-1999.- N 40. -Ст. 4857.
[7] СЗ РФ.-2002.-№ 44.-Ст.4393; 2009. - N 22. - Ст. 2725.
[8] СЗ РФ. -2002. - N 28. - Ст. 2872, 2009. - N 22. -Ст. 2725.
[9] СЗ РФ.-2004.-№ 24. - Ст. 2476.
[10] Российская газета. – 2011. – 11 февраля. - № 29.
[11] СЗ РФ.-1999.- N 40. -Ст. 4857. Утратило силу.
[12] Азарова Е.Г., Кондратьева З.А., Постатейный комментарий к Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». – М.: «Контракт», «Инфра-М», 2008.- С.231.
[13] Социальная защита.-2007.-№9.- С. 18.
[14]Покладова Т.А., Секачева О.В. Комментарий к Федеральному закону от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». - М.: «Принт-Инвест», 2005.- С.277.
[15]Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник.- М.: Волтерс Клувер, 2009.-С.78.
[16] СЗ РФ.-2004.-№ 24.-Ст.2476.
[17] Собрание законодательства РФ". -2009. - N 1. - Ст. 2.
[18] Информационный бюллетень ЦК профсоюзов работников народного образования и науки. – 2009. – июль. - № 44 .- С.3.
[19]Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: Учебник. - М.: Издательство «Юрайт», 2011.- С.216.
[20] Информационный бюллетень ЦК профсоюзов работников народного образования и науки. – 2009. – июль. - № 44 .- С.8.
[21] Е.Е. Мачульская, К.В. Добромыслов. Право социального обеспечения: Электронное учебное пособие.- Москва: ЗАО «Книжный мир», 2009. – С.324.
[22]СЗ РФ. -2000. - N 3. - Ст. 354.
[23] СЗ РФ. -1996. - N 3. - Ст. 150, 2011. - N 30 (ч. 1). - Ст. 4590.
[24] СЗ РФ. – 2002. - N 26. - Ст. 2517; 2011. - N 30 (ч. 1). - Ст. 4587.
[25]СЗ РФ.-2006.- N 27.- Ст. 2878; 2009.- N 29.-Ст. 3604.
[26] СЗ РФ. -2002. - N 1 (ч. 1), ст. 3; 2011. - N 48. - Ст. 6735.
[27] СЗ РФ.- 2006.- N 22.- Ст. 2375.
[28] СЗ РФ.- 2006.- N 41. - Ст. 4285.
[29] Документ опубликован не был.
[30] Социальная защита.-2009.-№ 3.- С.36.
[31] СЗ РФ. -1999. - N 4. - Ст. 5005, 2011. - N 48. - Ст. 6730 .