Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 20:29, курсовая работа
Актуальность избранной темы курсовой работы несомненна. Право на образование - одно из важнейших неотъемлемых социальных прав человека. Поэтому практически во всех современных конституциях закреплено право человека на образование. В Конституции Российской Федерации имеется специальная ст. 43, посвященная праву на образование.[1]Однако конституционное закрепление права человека на образование не ограничивается одной этой статьей. Только системный анализ положений Конституции РФ позволяет выявить конституционные основы законодательства об образовании.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Общая характеристика института трудовой пенсии по старости, назначаемой досрочно лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в школах и других учреждениях для детей……………………………………………6
Глава 2. Практика деятельности Конституционного Суда РФ по реализации прав педагогических работников
2.1 Практика деятельности Конституционного Суда РФ по реализации прав граждан в сфере образования в зависимости от организационно-правовой формы образовательного учреждения………………………………………………..12
2.2 Решения Конституционного Суда РФ, содержащие рекомендации по совершенствованию федеральных законов в сфере образования…………………….16
Заключение…………………………………………………………………………20
Список использованных нормативных правовых актов и литературы
5
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Общая характеристика института трудовой пенсии по старости, назначаемой досрочно лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в школах и других учреждениях для детей……………………………………………6
Глава 2. Практика деятельности Конституционного Суда РФ по реализации прав педагогических работников
2.1 Практика деятельности Конституционного Суда РФ по реализации прав граждан в сфере образования в зависимости от организационно-правовой формы образовательного учреждения………………………………………………..
2.2 Решения Конституционного Суда РФ, содержащие рекомендации по совершенствованию федеральных законов в сфере образования…………………….16
Заключение……………………………………………………
Список использованных нормативных правовых актов и литературы
Введение
Актуальность избранной темы курсовой работы несомненна. Право на образование - одно из важнейших неотъемлемых социальных прав человека. Поэтому практически во всех современных конституциях закреплено право человека на образование. В Конституции Российской Федерации имеется специальная ст. 43, посвященная праву на образование.[1]Однако конституционное закрепление права человека на образование не ограничивается одной этой статьей. Только системный анализ положений Конституции РФ позволяет выявить конституционные основы законодательства об образовании. [2]
Реформирование пенсионной системы, переход к пенсионному страхованию обусловили значительное количество обращений граждан в судебные органы по вопросам, касающимся сохранения пенсионных прав, приобретенных до введения нового правового регулирования. За защитой своих прав на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей педагогические работники образовательных учреждений обращаются в суды общей юрисдикции. Такие дела рассматриваются районными судами. На решения районных судов, принятые по первой инстанции, сторонами и другими лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба. После рассмотрения дела судом кассационной инстанции решение вступает в законную силу. Часто бывает, что одна из сторон не согласна с принятым решением, считая, что суд принял неправильное решение, нарушающее её права и законные интересы, и обращается с жалобой в суд надзорной инстанции.
Судебная защита прав граждан, в том числе и на образование, обеспечивается и конституционным правосудием. Конституционный Суд РФ принял большое количество решений, имеющих принципиальное значение для развития конституционных положений об образовании (в период с 1993 по 2009 год - около пятидесяти постановлений и определений, касающихся разграничения полномочий в сфере образования между уровнями публичной власти; реализации прав в сфере образования в зависимости от организационно-правовой формы образовательного учреждения; льгот в сфере образования для отдельных категорий граждан; льгот и гарантий для граждан, получающих второе высшее образование; ограничений по возрасту на занятие должностей в образовательных учреждениях; пенсионных прав граждан в сфере образования).
Значительная часть дел рассматривалась Конституционным Судом РФ после того, как заявителями были исчерпаны возможности их решения в судах общей юрисдикции и арбитражных судах. Некоторые дела были инициированы самими судами, которые усмотрели неопределенность в соответствии Конституции РФ рассматриваемых ими положений федеральных законов.
В ряде своих постановлений и определений Конституционный Суд специально указал, что дела ряда граждан, в которых применены содержащиеся в оспариваемых положениях федеральных законов и иных актов положения, признанные этими решениями не соответствующими Конституции РФ, подлежат пересмотру в судах общей юрисдикции в установленном порядке.
Основной целью курсовой работы является анализ решений Конституционного Суда Российской Федерации в области реализации прав граждан в сфере образования, а также решений, в которых Конституционный Суд высказывал рекомендации по совершенствованию федеральных законов в сфере образования, выявление проблем и несоответствий в действующем законодательстве и внесение предложений по улучшению правового регулирования в исследуемой сфере.
Исходя из поставленной цели, в данной работе мы ставим перед собой следующие задачи:
- Дать общую характеристику института трудовой пенсии по старости, назначаемой досрочно лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в школах и других учреждениях для детей;
- -проанализировать особенности практики применения Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости педагогическим работникам в зависимости от организационно-правовой формы образовательного учреждения;
-исследовать практику деятельности Конституционного Суда РФ по совершенствованию законодательства в сфере образования.
Задачи обусловили структуру курсовой работы. Она состоит из двух глав, , введения, заключения и Списка использованной литературы. Объем курсовой работы 23 стр. В работе использовано 26 источников.
Глава 1. Общая характеристика института трудовой пенсии по старости, назначаемой досрочно лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в школах и других учреждениях для детей
Право на трудовую пенсию по старости, назначаемую досрочно лицам, занятым отдельными видами профессиональной деятельности, имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ, при соблюдении ими условий, предусмотренных законодательством. Это право они приобретают при наличии двух условий. Первое условие – это наличие общего страхового стажа, указанного в статье 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ» (Далее - Закона от 17 декабря 2001 года )[3]. Второе условие - это наличие специального страхового стажа (стажа на соответствующих видах работ), дающего в соответствии с указанными статьями право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Реализуется это право по достижении соответствующего возраста, а в некоторых случаях независимо от возраста), предусмотренного законодательством. Так, для установления досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, требуется лишь одно из вышеуказанных условий: наличие не менее 25 лет педагогического стажа независимо от полового признака.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставляется лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность для детей, независимо от их возраста.
С целью реализации положения названной статьи приняты нормативные правовые акты:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781 (Далее - Список № 781)[4];
Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781(Далее – Правила №781) [5].
Необходимо учитывать, что указанные документы применяются во взаимосвязи и взаимозависимости.
Таким образом, при назначении трудовой пенсии педагогу, начавшему свою трудовую деятельность в советское время, для определения его права на досрочную трудовую пенсию используются, по крайней мере, три нормативных документа, определяющих Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, а также правила исчисления периодов такой работы. До 1 ноября 1999 года это постановление Совета Министров РСФСР №463, в период с 1 ноября 1999 г. по 12 ноября 2002 г. - постановление Правительства РФ №1067,[6] с 12 ноября 2002 г. - постановление Правительства РФ №781. [7].
В спорных ситуациях применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516.[8]
Для педагогов, которые работали в так называемых ведомственных образовательных учреждениях, особенно распространенных в советское время, определяющим для назначения льготной трудовой пенсии стало постановление Конституционного суда РФ от 03.06.2004 №11-П.[9] Конституционный суд признал не соответствующими Конституции РФ положения Закона №173-Фз, согласно которым периоды осуществления педагогической деятельности в учреждениях, не являющихся государственными и муниципальными, не включались в соответствующий стаж для начисления трудовой пенсии. В Закон №173-ФЗ были внесены соответствующие изменения, и в настоящее время в педагогический стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, засчитываются все периоды работы в детских учреждениях, как государственных, так и негосударственных.
Следует также отметить, что в соответствии с «Приказом Министерства образования и науки РФ от 24.12.2010 г. N 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы)
педагогических работников" [10] устанавливается продолжительность рабочего времени педагогическим работникам образовательных учреждений в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда.
Таким образом, при назначении трудовой пенсии учитывается не только факт работы в определенных должностях и в указанных в Списке организациях, а начиная с 1 сентября 2000 года еще и то, что педагогическая деятельность осуществлялась при выполнении (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад). Следует отметить, что работа учителей начальных классов, преподавателей расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
В п. 14 Правил № 781 также установлено, что работа за период с 1 ноября 1999 г. в должностях, указанных в списке, в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, открытых (сменных) общеобразовательных школах, в центрах образования, в вечерних (сменных) профессиональных училищах и в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) засчитывается в стаж работы при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50% детей в возрасте до 18 лет.
Аналогичная норма содержалась и ранее в п. 6 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067.[11]
Системное толкование вышеприведенных норм закона свидетельствует о том, что п. 14 Правил, предусматривая зачет в специальный стаж работы за период с 1 ноября 1999 г. работу в определенных должностях в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, при условии обучения в них не менее 50% детей в возрасте до 18 лет, лишь конкретизирует механизм реализации закрепленного в названной норме Федерального закона от 7.12.2001 года права на досрочное пенсионное обеспечение по старости, предоставленное законодателем только тем лицам, чья педагогическая деятельность осуществляется в учреждениях для детей, т. е. в учреждениях, основной контингент обучающихся в которых составляют лица в возрасте до 18 лет.[12]
Таким образом, условия работы не отвечают требованиям названных выше нормативных актов, предусматривающих возможность зачета в стаж, учитываемый при досрочном назначении трудовой пенсии, работы в образовательном учреждении при обучении не менее 50% детей в возрасте до 18 лет исключительно во всем учебном заведении, а не в группах каждого педагога в отдельности.[13]
В практике при определении права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью у органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, вызывают затруднения вопросы о возможности включения в стаж на соответствующих видах работ периодов работы в должностях, фактическое наименование которых не соответствует наименованию должности, приведенной в Списке. При этом учитывается следующее:
Список № 781 и Правила № 781 не содержат исчерпывающего перечня наименований должностей заместителя директора (начальника, заведующего), а упоминаются только некоторые из них - заместитель директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом.
Вышеперечисленные должности заместителя директора (начальника, заведующего) поименованы в Правилах, поэтому работа в этих должностях может засчитываться в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, без проверки на предмет ведения образовательного либо учебно-воспитательного процесса непосредственно с детьми.[14]
В правоприменительной практике встречаются такие должности как «заместитель директора по научной и методической работе», заместитель директора по информатике и информационным технологиям», «заместитель директора по методической работе» (по иностранному языку, по начальным классам, по профессиональной подготовке, по дополнительному образованию, по общеобразовательной подготовке) и др.
По должностям, непосредственно не указанных в Правилах, необходима дополнительная проверка функциональных обязанностей, поскольку их работа функционально может быть не связана с образовательным процессом. Документом, подтверждающим это обстоятельство может служить должностная инструкция. Если из инструкции усматривается, что деятельность функционально не связана с образовательным процессом, то такая работа не может быть включена в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости по нормам подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ[15]. Если из должностной инструкции усматривается многофункциональность обязанностей, то следует определить, направлена ли деятельность заместителя директора (начальника, заведующего) в основном на образовательный процесс непосредственно с детьми.
Из анализа правоприменительной деятельности органов пенсионного обеспечения следует, что в практической плоскости имеет место разнообразие видовых наименований учреждений.
При рассмотрении вопроса о возможности включения отдельных периодов педагогической деятельности в стаж на соответствующих видах работ следует исходить из идеологии соответствия фактических наименований учреждений наименованиям, приведенным в Списке. При этом дополнительное указание на территориальную принадлежность, ведомственную принадлежность, нумерацию, оригинальное название, направление деятельности не влияет на реализацию права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью. В Списке в рамках конкретного типа учреждений приведены видовые наименования учреждений.