Позитивизм в русской социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 19:10, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы состоит в том, что общество не стоит на месте, оно динамично развивается: изменяется структура общества, появляются новые классы, субкультуры и другие социологические элементы, которые непосредственно влияют на дальнейшее развитие общества и отвечающие за его мировоззрение, национально-этнические отношения, на его будущее. Цель исследования: рассмотреть основное содержание развития социологии в России 19- начало 20вв.

Содержание

Введение…………………………………………………….………….…….……3
1.Позитивизм в русской социологии ………..…………….……………......…..5
2.Развитие марксистской социологии в России………………………....…….15
3. Социологические идеи в трудах В. Соловьева, Н. Бердяева …………..….19
Заключение……………………………………………………………….……..24
Список использованной литературы..…………………………………….…...26

Работа содержит 1 файл

социология.docx

— 45.37 Кб (Скачать)

Думаю, в онтологической плоскости на этот вопрос нельзя ответить. Дело в том, что первое утверждение Бердяева это замысел, мечта о грядущем человеке, так сказать, его гениальный проект, а второе социологическая констатация, а, как известно, реальные наблюдения и мечты часто довольно далеки друг от друга. Однако оба свои утверждения о человеке Бердяев делает как бы в констатирующей, познавательной позиции отсюда и парадокс. Сходный замысел, проект будущего человека, который однако трактуется как извечное свойство человека ("Тогда принял Бог человека как творение неопределенного образа и, поставив его в центре мира, сказал: "Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению... чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочитаешь"), мы встречаем у известного гуманиста эпохи Возрождения Пико делла Мирандолы. Правда, в данном случае проект был реализован (усилиями всей новоевропейской культуры) и получилась так хорошо нам известная новоевропейская личность со всеми ее достоинствами и недостатками. А вот реализуем ли замысел Бердяева это большой вопрос; кстати, сам русский философ иногда понимал, что речь идет не столько о выявлении того, что есть в человеке и Мире, сколько о выборе, о пути, который можно пройти. Очевидно, рассуждая на подобные темы, нужно различать, где мы говорим о том, что есть, а где, говоря о том, "что есть", мы на самом деле имеем в виду свой замысел, проект человека или Мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Практически все социологи  России в XIX - начале XX века в прямой или косвенной форме выходили на проблемы человека, индивида как  социального существа, считая его  сознание и поведение основным критерием  общественного прогресса, а в  ряде случаев рассматривая этот феномен  в качестве одного из основных составляющих компонентов, являющихся объектом социологического изучения. Именно гуманистическая направленность, человеческое измерение общественной науки является важнейшей характеристикой  состояния и развития отечественной  социологии в этот период времени.

Временные рамки существования  русской немарксистской социологии невелики: 60 – годы X1X века, первая четверть XX. Специфично то, что до начала XX века социологией в России занимались в основном революционеры, литераторы, критики, педагоги, общественные деятели  и почти никогда – профессура университетов. Отмеченное своеобразие  можно считать символичным, ведь оно показывает, что у народа России существовало страстное желание  проникнуть в сущность человека и  общества.

Российская социологическая  мысль XIX – начала XX вв. по своим методологическим установкам и теоретическим достижениям  не уступала зарубежной. Вместе с тем  она отличалась историческим и культурным своеобразием: тесной связью с гуманистическими идеалами российской философии, синтетическим  подходом, сочетающим социологию с  экономикой, правоведением, политологией, психологией, исторической перспективой и тревогой за Отечество.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гусев К. Минувшее и непреходящее в жизни и творчестве В.С. Соловьёва. Материалы международной конференции 14-15 февраля 2003 г. Серия “Symposium”, выпуск 32. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.

2. История теоретической социологии. В 4 т. Т. 2/ Отв. ред. и сост. Ю.Н. Давыдов. – М.: Канон, 2007.

3.  Кукушкина Е.И.Русская социология XIX-начала ХХ века.-М.2005г.

4.  Лавриенко В.Н. Социология: учебник для вузов– М.2005.

5. Миненков Г. Я. Введение в историю российской социологии. – Минск.: Экономпресс, 2000. 

6.  Минувшее. Исторический альманах, 1. М., 2000.

7.  Михайловский Н.К. Герои и толпа: Избранные труды по социологии в 2-х т.: Научное издание/Отв. Ред. В.В. Козловский – Т.2- СПб.:Алетейя,2001.

8. Осипов Г.В., Москвичев Л.Н. Социология. Основы общей теории: учебное пособие для вузов- М.,2001.

9. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. - М.: Юрайт-М, 2004.

1 Лавриенко В.Н. Социология: учебник для вузов– М.2005.

2 Миненков Г. Я. Введение в историю российской социологии. – Минск.: Экономпресс, 2000. 

3 Миненков Г. Я. Введение в историю российской социологии. – Минск.: Экономпресс, 2000. 

4 Кукушкина Е.И.Русская социология XIX-начала ХХ века.-М.2005г.

5 Осипов Г.В., Москвичев Л.Н. Социология. Основы общей теории: учебное пособие для вузов- М.,2001.

6 Осипов Г.В., Москвичев Л.Н. Социология. Основы общей теории: учебное пособие для вузов- М.,2001.

7 Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. - М.: Юрайт-М, 2004.

8 Михайловский Н.К. Герои и толпа: Избранные труды по социологии в 2-х т.: Научное издание/Отв. Ред. В.В. Козловский – Т.2- СПб.:Алетейя,2001.

9 История теоретической социологии. В 4 т. Т. 2/ Отв. ред. и сост. Ю.Н. Давыдов. – М.: Канон, 2007.


Информация о работе Позитивизм в русской социологии