Позитивизм в русской социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 19:10, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы состоит в том, что общество не стоит на месте, оно динамично развивается: изменяется структура общества, появляются новые классы, субкультуры и другие социологические элементы, которые непосредственно влияют на дальнейшее развитие общества и отвечающие за его мировоззрение, национально-этнические отношения, на его будущее. Цель исследования: рассмотреть основное содержание развития социологии в России 19- начало 20вв.

Содержание

Введение…………………………………………………….………….…….……3
1.Позитивизм в русской социологии ………..…………….……………......…..5
2.Развитие марксистской социологии в России………………………....…….15
3. Социологические идеи в трудах В. Соловьева, Н. Бердяева …………..….19
Заключение……………………………………………………………….……..24
Список использованной литературы..…………………………………….…...26

Работа содержит 1 файл

социология.docx

— 45.37 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………….………….…….……3

1.Позитивизм в русской социологии ………..…………….……………......…..5

2.Развитие марксистской социологии в России………………………....…….15

3. Социологические идеи в трудах В. Соловьева, Н. Бердяева …………..….19

Заключение……………………………………………………………….……..24

Список использованной литературы..…………………………………….…...26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  темы: Актуальность данной работы состоит в том, что общество не стоит на месте, оно динамично развивается: изменяется структура общества, появляются новые классы, субкультуры и другие социологические элементы, которые непосредственно влияют на дальнейшее развитие общества и отвечающие за его мировоззрение, национально-этнические отношения, на его будущее. Развивается общество, а, значит, развивается и наука, изучающая общество, закономерности развития общества, особенности общества, появляются новые направления в науке, различные социологические школы. Именно в этом состоит актуальность выбранной мной темы: развивается общество - развивается и наука, которая создана смоделировать будущую форму и содержание общества XX века, а следовательно, спрогнозировать направление развития общественной структуры в дальнейшем.

Степень разработанности  темы: В своей работе я использовал труды крупных ученых-социологов, стоявших у истоков отечественной науки, на протяжении многих лет известных у себя на родине в лучшем случае лишь как экономисты (Н.И. Зибер), историки (Н.И. Караев), правоведы (Б.А. Кистяковский) или общественные деятели (П.Л. Лавров).

Кроме того, были использованы труды П.Лаврова, Н.К. Михайловского, М. Ковалевского, С. Южакова, П. Сорокина, Г.В. Плеханова, В.И. Ленина, В. Соловьева, Н. Бердяева и др.

Объект исследования: социология России.

Предмет исследования: социология в России 19- начало 20вв.

      Цель исследования: рассмотреть основное содержание развития социологии в России 19- начало 20вв.

        Задачи исследования:

1. рассмотреть позитивизм  в русской социологии 

2. проанализировать развитие  марксистской социологии в России 

3. рассмотреть социологические  идеи в трудах В. Соловьева,  Н. Бердяева 

1.ПОЗИТИВИЗМ В  РУССКОЙ СОЦИОЛОГИИ.

Зарождение социологии в  России началось в середине  XIX в. Не смотря на значительное экономическое  и социально-политическое отставание Росси от Запада, а так же то, что  данная наука пришла к нам с  Запада, отечественная социология к  концу XIX в. достигла уровня не уступающего  европейскому. Сложные и обостряющиеся  социальные проблемы развития страны стимулировали разработку социологической  теории. Российская социологическая  мысль имела прекрасную возможность  опираться на достижения европейской  социологии.  Большое влияние  на нее оказали взгляды Конта, Дюркгейма и Вебера.

В эволюции российской социологии выделяют три этапа:

1.     от середины XIX в. до 1917г.

2.     от 1917г. до 20-50-хх годов ХХ в.

3.     от 50-х.годов  ХХ в. до настоящего времени.1

Главная особенность первого  этапа состояла в одновременном  зарождении двух течений позитивизма  и марксизма. Как и на Западе в  России господствовала позитивистская социология.

Направление  это  слагается  из  самых  разнообразных  элементов:  в   нем перемешаны идеи позитивизма,  эмпиризма  крайнего,  эмпиризма  умеренного, реализма, утилитаризма различных  оттенков, материализма. Если амальгаму  из этих направлений можно назвать  позитивизмом, то только в том  смысле,  что все они сходятся в отрицательном  отношении к метафизики.

То  есть  позитивизм  разделился   на   два   основных   направления: классический позитивизм, как философская система  Конта и  позитивизм,  как антиметафизическое направление. Позитивизм,  сделавший  громадные  завоевания  на  западе,  благодаря историческим условиям, при которых возник, не остался  без  последователей и в России. Ни одно направление не  было  так  популярно  и  долговечно  в России, как позитивизм.

 Первый этап, прежде  всего, связан с творчеством  таких крупных социальных мыслителей, как П.Л. Лавров (1829 - 1900) и Н.К.  Михайловский (1822 -1904).2 Развиваемое ими направление социальной мысли получило название субъективной социологии. Основополагающие идеи этого направления были впервые сформулированы в знаменитых «Исторических письмах» П.Л. Лаврова (1870). Как и у других классиков теоретической социологии — О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, в центре внимания субъективной социологии стояли разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей и направленности его развития. Значительное внимание представители субъективной социологии уделяли разработке теории общественного прогресса.

Петр Лаврович Лавров (1823-1900) первым ввел в социологическое знание такие термины, как «антропологизм», «субъективный метод», «субъективная  точка зрения». В 1859 г. выходят в  свет две работы П.Л.Лаврова («Механическая  теория мира» и «Очерки теории личности»), написанные в позитивистском духе.

Социология представлялась Лаврову наукой нормативной. По его  мнению, индивид является единственной реальной движущей силой общества, а потому пренебрегать его интересами – значит проглядеть самые важные социальные явления. Хотя ход истории  определен объективными законами, индивид, по-своему интерпретируя исторический процесс, ставит свои цели и выбирает свои средства, трансформируя объективно необходимое в акт собственной  воли.

Основную задачу социологии Лавров усматривал в изучении мотивов  деятельности личностей и их нравственных идеалов. При этом особое внимание уделялось  анализу «солидарных», как он писал, действий людей, направляемых их общими интересами. Под солидарностью он понимал «сознание того, что личный интерес совпадает с интересом общественным» и «что личное достоинство поддерживается лишь путем поддержки достоинства всех солидарных с нами людей». Солидарность – это «общность привычек, интересов, аффектов или убеждений». Все это обуславливает сходство поведения и деятельности людей.

Главными факторами, направляющими  деятельность людей, Лавров считал их внутренние мотивы, идеалы и волю. А  потому «объективный» анализ явлений  общественной жизни, т.е. постижение «правды-истины», легко соединялся с субъективным, оценочным подходом к ним. Данный подход заключался в нахождении «правды-справедливости», призванной осветить путь к обществу, в котором бы гармонически сочетались интересы всех людей. В этом и заключается  социальная направленность субъективного  метода в социологии.

В своих работах Лавров ставил и по-своему решал целый  ряд фундаментальных проблем  социологии, в том числе о движущих факторах исторического процесса, его  объективной и субъективной сторонах, роли личности в истории, механизме  и направленности общественного  прогресса.3 Он размышлял о «социологических законах» развития общества, которые он пытался истолковать с позиций того же субъективного метода. Для этого, пояснял он, надо стать на место страждущих и наслаждающихся членов общества, а не на место бесстрастного постороннего наблюдателя происходящих в обществе событий. Только тогда станет ясной закономерная направленность воли людей и их действий.

Основным двигателем истории, по мнению П.Лаврова, являются действия критически мыслящих личностей, составляющих передовую часть интеллигенции.

Николай Константинович Михайловский (1842-1904) – один из лидеров русского позитивизма, автор "субъективного  метода" в социологии. Стройная система  его взглядов в цельное мировоззрение  способствовали тому, что в конце 70-х годов он занял одно из первых мест в русской общественной мысли. Н.К. Михайловский считал, что нельзя относиться к обществу как агрегату физических тел и явлений. Социолог в отличие от естествоиспытателя, биолога не может строить свою науку, науку об обществе, беспристрастно, так как объектом этой науки является чувствующий человек, реальная личность, поэтому социолог – "наблюдатель" не может не ставить себя "в  положение наблюдаемого".4 Михайловский был ярким индивидуалистом. Для него критерии блага реальной личности стал тем краеугольным камнем, на котором он возводил всю свою систему социологических воззрений. Личность, утверждал учёный, весома только в общественной среде, личность и общество дополняют друг друга. Всякое подавление личности наносит вред обществу, а подавление общественного – вред личности. Сама личность – это человек, пытающийся синтезировать личную пользу с общественной.

Михайловский отрицал  право "высшей гармонии" за обществом  – организмом, если из человека делают лишь средство для процветания этого  организма. Развитие по органическому  пути с его разделением труда  превращает реальную личность в "палец  от ноги". Для Михайловского "желательно", чтобы общество пошло по пути прогрессивного развития, развития "надорганического", где широта и целостность личности обеспечиваются не разделением труда, а "кооперацией простого сотрудничества".

В социологии, считал Михайловский, надо пользоваться не только объективным, но и субъективным методом исследования, категориями нравственности и справедливого. В реальном мире необходимо действовать  в соответствии с целями и "общим идеалом", а не переносить механически на человеческое общество причинность, проявляющуюся в природе. Только определив цель, можно определить пути практической деятельности, пренебрежения к целям и идеалам неизбежно ведёт к ультраиндивидуализму, к взгляду на жизнь как на процесс, где каждый заботиться только о себе, ведёт себя так, как ему заблагорассудится, не интересуясь общественными делами, не стремясь к социальному идеалу, а следовательно и к собственному совершенству и к совершенству общества в целом. Объективизм есть позиция чистого разума, субъективизм – нравственный суд свободной воли, и здесь одно не отрицает, а лишь дополняет другое. В свою формулу прогресса Михайловский включает субъективно-этический момент, считая справедливым и разумным только то, что приближает личность к её всестороннему развитию и целостности.

Михайловский считал, что  в основе развития общества лежат  не биологические, а социальные процессы, в том числе разделение труда, борьба нового уклада общественной жизни  со старым, передовых и реакционных  идей и общественных идеалов. Он указывал на прогресс общества и прогресс личности. Ни один из этих видов прогресса  не должен осуществляться за счет другого. Важно, чтобы общество в своем  развитии создавало необходимые  условия для всестороннего развития каждой личности.

Наиболее влиятельной  в русской социологической традиции была субъективная школа. Это положение  определялось рядом моментов. Во-первых, школа просуществовала продолжительное  время, с конца 60-х гг. XIX в. до конца 20-х г. XX в. В количественном отношении  субъективная школа была представлена множеством публикаций. Наряду с "отцами-основателями" (П.Л.Лавров (1828-1900): «Социологи-позитивисты», «Введение в историю мысли», «Теория  и практика прогресса», «Социальная  революция и задачи нравственности», «Задачи понимания истории», Н.К.Михайловский (1842-1904): «Аналогический метод в общественной науке», «Теория Дарвина и общественная наука», «Герои и толпа», «Орган, неделимое, общество») в ней обнаруживаются несколько поколений последователей. Во-вторых, представители данной школы прекрасно понимали российскую социальную реальность. В-третьих, это направление появилось как продолжение западных позитивистских идей, считая науку инструментом социальных изменений и умственного прогресса.

 Южаков Сергей Николаевич (1849-1910), несмотря на то, что являлся  представителем субъективной школы,  возражал против термина «субъективная  школа», заменив его  термином  «этико-социологическая  школа».  Он,  однако,  вполне  разделял  мысль   о правомерности   внесения  в  социологические   исследования   и   построения  некоторого этического момента,  так как при изучении общественного  развития центром тяжести для  нас всё-таки является  личность. 

С.Н.  Южаков  считал ошибочным разделение наук, т.е. это не ведёт к созданию особого метода,  а только лишь  дополняет наши  точки зрения  и отражается  на  содержании заключений.5  «Социологическое  исследование  может и   должно   держаться общенаучного метода  и притом  тем строже  и неотступнее,  чем сложнее материал,  над которым   приходится   работать   пытливости   социолога».

Нравственная  доктрина,  по  мнению  Южакова,  есть  учение  об  отношении личности к обществу и, как таковое, входит в  состав  социологии.  «Ошибка субъективистов заключалась в том, что они  теоремы  социологии  приняли  за теоремы логики и доктрину,  долженствующую  влиять  на  содержание  науки, объявили методологическим критерием».

«Социологические этюды» – главная теоретико-социологическая  работа С.Н. Южакова. На создание корпуса  текстов, вошедших впоследствии в одноименный  двухтомник, он потратил более двадцати лет жизни. Первые статьи цикла появились  в 1872–1873 гг. в журнале «Знание». По оценке Н.И. Кареева, они «представляли собой первый в России систематический трактат социологии, начинающийся словами о задачах социологии, о строении общества и его отправлениях, об общественном развитии и прогрессе, об определении общества».

Среди всех русских социологов конца XIX - начала XX в. самую важную роль в духовном объединении и взаимном понимании Запада и России играл  М.М.Ковалевский (1851-1916): « Очерк развития социологических учений», «Очерк происхождения  и развития семьи и собственности», «Современные социологи», «Происхождение семьи, рода, племени, собственности, государства  и религии».

Наряду с субъективной социологией, заметное место в социальной науке того периода занимают работы Максима Максимовича Ковалевского (1851-1916). Он был последним представителем классического позитивизма. Ведущую  роль в своей социологической  теории М.М. Ковалевский отводит  учению о социальном прогрессе.

Ковалевский подходил к социологии прежде всего как к науке, а  не как к концепции человеческих идеалов. Поэтому в отличие от народников Лаврова и Михайловского  и некоторых других теоретиков он отделяет правду-истину от правды-справедливости и исходит из того, что для социологии главное есть правда-истина. Он глубоко  воспринял учение Конта об обществе как целостном социальном организме  и о закономерном характере его  развития. Без учения о закономерности общественных явлений, писал он, немыслимо  было бы возникновение самой науки  об обществе.

Информация о работе Позитивизм в русской социологии