Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 19:10, курсовая работа
Актуальность данной работы состоит в том, что общество не стоит на месте, оно динамично развивается: изменяется структура общества, появляются новые классы, субкультуры и другие социологические элементы, которые непосредственно влияют на дальнейшее развитие общества и отвечающие за его мировоззрение, национально-этнические отношения, на его будущее. Цель исследования: рассмотреть основное содержание развития социологии в России 19- начало 20вв.
Введение…………………………………………………….………….…….……3
1.Позитивизм в русской социологии ………..…………….……………......…..5
2.Развитие марксистской социологии в России………………………....…….15
3. Социологические идеи в трудах В. Соловьева, Н. Бердяева …………..….19
Заключение……………………………………………………………….……..24
Список использованной литературы..…………………………………….…...26
В своих основных социологических
трудах «Современные социологи» и «Социология»
М. Ковалевский говорит о
М. Ковалевский разрабатывал теорию общественного прогресса, которую иногда называют ядром его социологии. Он писал, что основным законом социологии является закон прогресса. Задача же социологии состоит в том, чтобы «раскрыть те перемены в общественном и политическом укладе, в которые вылился этот прогресс, и те причины, которыми он обусловлен».
В своей теории общественного
прогресса Ковалевский исходил
из того, что все народы проходят
одни и те же стадии развития, но не
одновременно. Это обстоятельство делает
необходимым использование
По Ковалевскому, «все народы
участвуют в мировом прогрессе»
Второй период развития
социологической мысли в
Питирим Александрович Сорокин (1889-1968), один из виднейших представителей неопозитивизма, оказал большое влияние на развитие всей социологии XX века. По его собственному признанию, в России он стал исследовать сущность такого явления, как социальные условия. В основном труде – двухтомной "Системе социологии" он формулирует теоретические основы своей системы – теории "социальной стратификации" и "социальной мобильности" (им же эти термины были введены в научный оборот). Основой социологического анализа Сорокин считал социальное поведение, социальное взаимодействие. Взаимодействие индивидов он определяет в качестве родовой модели и социальной группы, и общества в целом. Сами социальные группы делятся им на неорганизованные и организованные. Особое его внимание сосредоточено на анализе иерархической структуры организованной социальной группы. Внутри групп существуют страты (слои), выделяемые по экономическому, политическому и профессиональному признакам. Стратификация существует и в недемократическом обществе, и в обществе с "процветающей демократией". В любой неорганизованной группе можно менять формы стратификации – смягчать или ужесточать её, но нельзя её "отменить", уничтожить.
Меняя профессию или вид деятельности, свое экономическое положение или политические взгляды, человек переходит из одного социального слоя в другой. Этот процесс получил название социальной мобильности. Социальная мобильность означает переход из одной социальной позиции в другую, своеобразный "лифт" для перемещения как внутри социальной группы, так и между ними.
Сорокин подразделяет социальную мобильность на горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность означает переход человека из одной социальной группы в другую, находящуюся в целом на том же уровне социальной стратификации, скажем, когда сельский житель становится городским, однако профессия и уровень доходов у него остаются прежними. Вертикальная мобильность – это переход людей из одного социального слоя в другой в иерархическом порядке, например, из низшего слоя общества в более высокий или же обратно – из высшего слоя в низший.
П.А. Сорокин был глубоко убежден в том, что все возникающие в обществе проблемы следует решать на основе разумного управления, сознательного разрешения социальных противоречий и предоставления каждому человеку возможностей для творческого самовыражения. Он был противником всяких социальных потрясений, в том числе революций, и выступал за нормальный, как он писал, эволюционный путь развития.
2. РАЗВИТИЕ МАРКСИСТСКОЙ СОЦИОЛОГИИ.
Довольно раннюю и также весьма глубокую и оригинальную разработку получила в России марксистская социология, которая, как и позитивизм, зародилась в западной Европе. Она представлена трудами первого русского теоретика марксизма Н.И. Зибера, затем Г.В. Плеханова, В.И. Ленина, А.А Богданова (Малиновского) и многих других.
Параллельно с субъективной социологией и позитивизмом М. Ковалевского, в борьбе с ними в России развивалась социология марксизма.
В марксизме предметом
социологического исследования является
научное изучение общества как социальной
системы и составляющих его
структурных элементов —
Заметной фигурой социальной мысли является Г.В. Плеханов (вместе с В. И. Лениным.
Георгий Валентинович Плеханов (1856 – 1918) – революционер и мыслитель, основатель социал – демократического движения в России. В его работах «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» (1895), «Очерки по истории материализма» (1896), «К вопросу о роли личности в истории» (1898) и многих др. блестяще изложена марксистская теория общества.
С точки зрения марксизма Плеханов излагает в своих работах важные философские и социологические вопросы - о роли личности в истории, о диалектике свободы и необходимости, и другие проблемы, ставшие предметом идейной борьбы марксизма.
Большой вклад
Плеханова в развитие
социологической мысли
Владимир Ильич Ленин (1870 – 1924) – революционер и социальный мыслитель. В 90-х гг. Ленин в ряде работ исследовал общественный строй России и роль различных классов в надвигавшейся революции. Исключительное значение имела его книга «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» (1894). Субъективной социологии Ленин противопоставил марксистскую диалектику, в частности учение о конкретности истины, и материалистическое понимание закономерностей развития общества, роли народных масс, классов и личности в истории. В книге рассмотрены такие категории марксисткой теории общества, как «общественная формация», «способ производства» и др.7
В его трудах можно выделить три уровня развития марксистской социологической мысли: во-первых, дальнейшая разработка марксистской теории общества (прежде всего российского); во-вторых, применение этой теории для анализа различных сфер жизни общества; в-третьих, систематическое проведение исследований прикладного характера, в ходе которых он использовал разнообразные приемы сбора социальной информации. Замечательным примером последнего уровня может служить работа Ленина «Развитие капитализма в России» (1896-1899).
Идеи Ленина в социологии связаны с развитием учения К. Маркса о классах, классовой борьбе, роли народных масс в истории, а также с решением вопросов о соотношении демократии и диктатуры, роли государства в создании и функционировании нового социалистического государства.
3. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ТРУДАХ В. СОЛОВЬЕВА, Н. БЕРДЯЕВА.
Владимир Сергеевич Соловьев
(1853-1900) был сыном выдающегося
русского историка С.М. Соловьева. Вл. С.
Соловьев считается одним из наиболее
способных русских мыслителей и
создателем первой завершенной системы
русской философии. Его работы содержатся
в девяти томах. Соловьев не такой
сторонник, какими были его предшественники.
Он, однако, склонен к религии. В
его системе социология появляется
в виде социальной этики. Он говорит:
"Существующая этическая проблема
неизбежно ведет нас в сферу,
которая определяет ход исторического
бытия общества или коллективного
человека". Проблема, которую он пытается
решить – это взаимоотношения
общества и индивида, проблема индивидуальности
и социального контроля. С одной
стороны, он не принимает идеи моральных
субъективистов или индивидуалистов,
рассматривающих каждое индивидуальное
как самоопределяющееся и независимое
от общества; с другой стороны, он думает,
что человек – нечто большее,
чем социальное животное, существующее
только ради группы. Согласно Соловьеву,
индивидуальность человека – потенциал
для реализации неограниченных способностей.
Он – уникальная форма бесконечного
содержания. Возможностями человека,
отделяющими его от других животных,
являются три специфические психические
характеристики, религия, чувство жалости
и чувство стыда. Это посылки,
на которых строится этическая и
социологическая система
Общество – это ничто иное, как объективно реализованное содержание индивидуального. Согласно этой действительной цели, общество – не внешняя граница индивидуума, а его завершение; объединение многообразия индивидов в общество – не арифметическая сумма или механическая конструкция. Это неделимый союз жизни, который частично уже реализован и сохранен в прочных социальных традициях, а частично реализующийся в настоящем в способах социальной деятельности, и, наконец, переходящий через лучшее знание общественного идеала к будущему завершенному пониманию.
В процессе исторического
развития эти три прежние принципиальные
характеристики общественно-индивидуальной
жизни – религия, политика и пророчество
– соотносятся со следующими стадиями
человеческого сознания и социальной
структуры: "1 Племенная, принадлежащая
к прошлому и сохраненная в
семье, изменив только внешнюю форму,
2 национально-правительственный
Прогресс в моральном или историческом смысле состоит в "органическом и неделимом объединении высоко индивидуального человека и социального контроля", то есть прогресс – отождествление человека индивидуализированного и человека социализированного. Это продолжающееся и улучшающееся выполнение обязанностей, которое вырастает из прошлого, но продолжает служить как новая сила, движущая к высшей цели.
"Организация в общем
смысле – соотнесение многих
средств и орудий низшего
Следует отметить, что Соловьев
начал с посылки о
Николай Александрович Бердяев
(1874-1948), с одной стороны, утверждает,
что единственный путь спасения, преодоления
социологической
Но, с другой стороны, Бердяев утверждает, что наш мир оставлен Богом, и что истинная Вера и религиозность на земле так же редки, как ангелы и херувимы. В чем же тут дело? Религиозен и интеллигентен человек по своей природе, или нет, с Богом он или без Бога?