Позитивизм в русской социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 19:10, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы состоит в том, что общество не стоит на месте, оно динамично развивается: изменяется структура общества, появляются новые классы, субкультуры и другие социологические элементы, которые непосредственно влияют на дальнейшее развитие общества и отвечающие за его мировоззрение, национально-этнические отношения, на его будущее. Цель исследования: рассмотреть основное содержание развития социологии в России 19- начало 20вв.

Содержание

Введение…………………………………………………….………….…….……3
1.Позитивизм в русской социологии ………..…………….……………......…..5
2.Развитие марксистской социологии в России………………………....…….15
3. Социологические идеи в трудах В. Соловьева, Н. Бердяева …………..….19
Заключение……………………………………………………………….……..24
Список использованной литературы..…………………………………….…...26

Работа содержит 1 файл

социология.docx

— 45.37 Кб (Скачать)

В своих основных социологических  трудах «Современные социологи» и «Социология» М. Ковалевский говорит о множественности  факторов общественного развития. В  качестве социально значимых факторов у него фигурирует и биологический, и космический, и политический, и  многие другие. Он указывал на необходимость  обнаружения одновременного и параллельного  воздействия этих факторов на развитие общественных явлений. В этом заключается одно из основных методологических требований его социологической концепции.

М. Ковалевский разрабатывал теорию общественного прогресса, которую  иногда называют ядром его социологии. Он писал, что основным законом социологии является закон прогресса. Задача же социологии состоит в том, чтобы  «раскрыть те перемены в общественном и политическом укладе, в которые  вылился этот прогресс, и те причины, которыми он обусловлен».

В своей теории общественного  прогресса Ковалевский исходил  из того, что все народы проходят одни и те же стадии развития, но не одновременно. Это обстоятельство делает необходимым использование историко-сравнительного метода. С помощью этого метода можно получить представление о  прошлом народов, ознакомившись  с современной общественной жизнью отсталых стран, а также о будущем  последних, учитывая достижения современных  передовых стран.

По Ковалевскому, «все народы участвуют в мировом прогрессе», который должен привести к их объединению  в единое «мировое солидарное общество». Обосновывая эволюционный характер общественного прогресса, он отвергал марксистскую теорию классовой борьбы и социальной революции, считал, что при нормальном течении общественной жизни столкновения классовых и других социальных интересов предотвращаются соглашением, компромиссом, при котором руководящим началом всегда является идея солидарности всех членов общества.6

 Второй период развития  социологической мысли в России  характеризуется нарастанием процесса  институционализации,  приобретением   социологической наукой  статуса   социального  института.  В  1920   г.   в   Петроградском  университете при факультете  общественных наук было создано  социологическое отделение, во  главе которого стал Питирим  Александрович  Сорокин  —  крупный ученый и общественный  деятель, внесший существенный  вклад в развитие отечественной и  мировой  социологии.  П.А.  Сорокин   один  из родоначальников теории социальной стратификации и социальной  мобильности.

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968), один из виднейших представителей неопозитивизма, оказал большое влияние  на развитие всей социологии XX века. По его собственному признанию, в России он стал исследовать сущность такого явления, как социальные условия. В  основном труде – двухтомной "Системе  социологии" он формулирует теоретические  основы своей системы – теории "социальной стратификации" и "социальной мобильности" (им же эти термины  были введены в научный оборот). Основой социологического анализа Сорокин считал социальное поведение, социальное взаимодействие. Взаимодействие индивидов он определяет в качестве родовой модели и социальной группы, и общества в целом. Сами социальные группы делятся им на неорганизованные и организованные. Особое его внимание сосредоточено на анализе иерархической структуры организованной социальной группы. Внутри групп существуют страты (слои), выделяемые по экономическому, политическому и профессиональному признакам. Стратификация существует и в недемократическом обществе, и в обществе с "процветающей демократией". В любой неорганизованной группе можно менять формы стратификации – смягчать или ужесточать её, но нельзя её "отменить", уничтожить.

Меняя профессию или вид  деятельности, свое экономическое положение  или политические взгляды, человек  переходит из одного социального  слоя в другой. Этот процесс получил  название социальной мобильности. Социальная мобильность означает переход из одной социальной позиции в другую, своеобразный "лифт" для перемещения  как внутри социальной группы, так  и между ними.

Сорокин подразделяет социальную мобильность на горизонтальную и  вертикальную. Горизонтальная мобильность  означает переход человека из одной  социальной группы в другую, находящуюся  в целом на том же уровне социальной стратификации, скажем, когда сельский житель становится городским, однако профессия и уровень доходов у него остаются прежними. Вертикальная мобильность – это переход людей из одного социального слоя в другой в иерархическом порядке, например, из низшего слоя общества в более высокий или же обратно – из высшего слоя в низший.

П.А. Сорокин был глубоко  убежден в том, что все возникающие  в обществе проблемы следует решать на основе разумного управления, сознательного  разрешения социальных противоречий и  предоставления каждому человеку возможностей для творческого самовыражения. Он был противником всяких социальных потрясений, в том числе революций, и выступал за нормальный, как он писал, эволюционный путь развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. РАЗВИТИЕ МАРКСИСТСКОЙ  СОЦИОЛОГИИ.

Довольно раннюю и также  весьма глубокую  и  оригинальную  разработку получила в России  марксистская  социология,  которая,  как  и  позитивизм, зародилась в западной Европе. Она представлена  трудами  первого  русского теоретика марксизма  Н.И. Зибера, затем Г.В. Плеханова,  В.И. Ленина,  А.А Богданова  (Малиновского)  и   многих   других. 

Параллельно   с   субъективной   социологией   и   позитивизмом   М. Ковалевского, в борьбе с ними в России развивалась  социология  марксизма.

В марксизме предметом  социологического исследования является  научное изучение общества как социальной системы и  составляющих  его  структурных элементов — личностей,  социальных  общностей,  социальных  институтов.

Заметной фигурой социальной мысли является Г.В. Плеханов  (вместе  с  В.  И.  Лениным.

Георгий Валентинович Плеханов (1856 – 1918) – революционер и мыслитель, основатель социал – демократического движения в России. В его работах  «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» (1895), «Очерки  по истории материализма» (1896), «К вопросу  о роли личности в истории» (1898) и  многих др. блестяще изложена марксистская теория общества.

 С точки зрения марксизма  Плеханов излагает в  своих   работах  важные философские и социологические вопросы -  о роли  личности  в истории,  о диалектике свободы и необходимости, и другие проблемы,  ставшие  предметом идейной   борьбы   марксизма.

  Большой   вклад   Плеханова   в   развитие  социологической мысли выражается,  в  частности,  в  критике   субъективной социологии народничества,  которая исходила из того, что  главным двигателем истории являются  не  народные  массы,  не  трудящиеся  классы,  а  герои, революционеры-интеллигенты, "критически мыслящие  личности".  Плеханов,  в свою очередь, являясь  противником субъективизма, утверждал,  что  ценен  не отдельный индивид, а объективная общность людей в целом, которая  «двигает историческим прогрессом  в обществе». Исходя из этого, свобода, является познанной необходимостью,  она  - осознание  объективных   закономерностей   общественного   развития.   "Мы убеждены, -  писал  Плеханов,  -  что,  когда  общество  ступило  на  след естественного  закона  своего  движения,  оно  не  может  ни   перескочить естественные фазы своего развития, ни устранить их декретами. Но оно может сократить и облегчить мучения родов".    Социалисты,  ставшие  на  позиции научной  теории  марксизма  и  овладевшие   их   философским   методом   - диалектикой,  убедились  в  "исторической  закономерности"  капитализма  в России, в том, что "никакие  исторические  особенности  данной  страны  не избавляют ее от действия общих социологических  законов".  Таким  образом, Плеханов отрицал  возможность  индивидуального  развития  общности  людей, обусловленной субъективными предпосылками, и настаивал  на  объективизации исторического процесса в целом.

Владимир Ильич Ленин (1870 – 1924) – революционер и социальный мыслитель. В 90-х гг. Ленин в ряде работ исследовал общественный строй  России и роль различных классов  в надвигавшейся революции. Исключительное значение имела его книга «Что такое «друзья народа» и как  они воюют против социал-демократов?» (1894). Субъективной социологии Ленин  противопоставил марксистскую диалектику, в частности учение о конкретности истины, и материалистическое понимание  закономерностей развития общества, роли народных масс, классов и личности в истории. В книге рассмотрены  такие категории марксисткой  теории общества, как «общественная  формация», «способ производства»  и др.7

В его трудах можно выделить три уровня развития марксистской социологической  мысли: во-первых, дальнейшая разработка марксистской теории общества (прежде всего российского); во-вторых, применение этой теории для анализа различных  сфер жизни общества; в-третьих, систематическое проведение исследований прикладного характера, в ходе которых он использовал разнообразные приемы сбора социальной информации. Замечательным примером последнего уровня может служить работа Ленина «Развитие капитализма в России» (1896-1899).

Идеи Ленина в социологии связаны с развитием учения К. Маркса о классах, классовой борьбе, роли народных масс в истории, а также  с решением вопросов о соотношении  демократии и диктатуры, роли государства  в создании и функционировании нового социалистического государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ  ИДЕИ В ТРУДАХ В. СОЛОВЬЕВА,  Н. БЕРДЯЕВА.

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) был сыном выдающегося  русского историка С.М. Соловьева. Вл. С. Соловьев считается одним из наиболее способных русских мыслителей и  создателем первой завершенной системы  русской философии. Его работы содержатся в девяти томах. Соловьев не такой  сторонник, какими были его предшественники. Он, однако, склонен к религии. В  его системе социология появляется в виде социальной этики. Он говорит: "Существующая этическая проблема неизбежно ведет нас в сферу, которая определяет ход исторического  бытия общества или коллективного  человека". Проблема, которую он пытается решить – это взаимоотношения  общества и индивида, проблема индивидуальности и социального контроля. С одной  стороны, он не принимает идеи моральных  субъективистов или индивидуалистов, рассматривающих каждое индивидуальное как самоопределяющееся и независимое  от общества; с другой стороны, он думает, что человек – нечто большее, чем социальное животное, существующее только ради группы. Согласно Соловьеву, индивидуальность человека – потенциал  для реализации неограниченных способностей. Он – уникальная форма бесконечного содержания. Возможностями человека, отделяющими его от других животных, являются три специфические психические  характеристики, религия, чувство жалости  и чувство стыда. Это посылки, на которых строится этическая и  социологическая система Соловьева.

Общество – это ничто  иное, как объективно реализованное  содержание индивидуального. Согласно этой действительной цели, общество –  не внешняя граница индивидуума, а его завершение; объединение  многообразия индивидов в общество – не арифметическая сумма или  механическая конструкция. Это неделимый  союз жизни, который частично уже  реализован и сохранен в прочных  социальных традициях, а частично реализующийся  в настоящем в способах социальной деятельности, и, наконец, переходящий  через лучшее знание общественного идеала к будущему завершенному пониманию.

В процессе исторического  развития эти три прежние принципиальные характеристики общественно-индивидуальной жизни – религия, политика и пророчество  – соотносятся со следующими стадиями человеческого сознания и социальной структуры: "1 Племенная, принадлежащая  к прошлому и сохраненная в  семье, изменив только внешнюю форму, 2 национально-правительственный порядок, который доминирует сейчас, 3 универсальной общество как идеал будущего".8 Такое общество – добавленное, или расширенное, индивидуальное, а индивидуальное – сжатое, или концентрированное, общество. Моральная историческая проблема состоит не в создании общественно-индивидуальной общности (так как это потенциально существует), а возвышении его в сознании, превращении его из невольной в добровольную организацию, которую каждый мог бы понять и принять, выполнял бы общее задание, как личное. Сначала человек появился, чтобы быть общественно- индивидуальным существом, на протяжении всей истории был углублением, подъемом и расширением двусторонней жизни. Вне этого два неделимых и связанных понятия: индивидуальное – движение, динамическая сила и общество – косвенно контролируемый статический базис истории. Между индивидуальностью и обществом нет необходимой борьбы; существует конфликт между новыми и предыдущими стадиями социо-индивидуального развития, возникающий по индивидуальной инициативе.

Прогресс в моральном  или историческом смысле состоит  в "органическом и неделимом объединении  высоко индивидуального человека и  социального контроля", то есть прогресс – отождествление человека индивидуализированного и человека социализированного. Это  продолжающееся и улучшающееся выполнение обязанностей, которое вырастает из прошлого, но продолжает служить как новая сила, движущая к высшей цели.

"Организация в общем  смысле – соотнесение многих  средств и орудий низшего порядка  для достижения одной общей  цели – высшего порядка". Моральная  организация человечества – неделимая  триединая задача.9 Ее абсолютная цель определяется церковью как благочестие, коллективно принимаемое божественное влияние; ее формальные средства и орудия даны исключительно человеческим добровольным началом сострадания или симпатии, коллективно организованных в государстве; и только конечное основание, или материал божественного человеческого организма, заложено в сфере экономической жизни, которая контролируется принципом ограничения.

Следует отметить, что Соловьев начал с посылки о существовании  трех главных психических характеристик, присущих человеческим видам. Чувства  набожности, жалости, стыда отвечают трем логически возможным стадиям: высшей, средней и низшей. Благодаря  этим особенностям человек – больше, чем социальное животное. Он социо-индивидуальное существо. Его прогресс через различные  исторические стадии от примитивной  этической группы к цивилизованному  обществу состоит в одновременном  развитии и объединении индивидуальных интересов и стремлений с групповыми. Его высшее развитие – Католическая церковь, как часть Христианского  братства, которая представляет организованное объединение. Государство, защищающее общество, – организованное сострадание  и, наконец, человеческая экономическая  поддержка, гарантированная организованным ограничением – третья особенная  психическая характеристика человека.

Николай Александрович Бердяев (1874-1948), с одной стороны, утверждает, что единственный путь спасения, преодоления  социологической раздробленности, частичности человека, ухода от бед, которые нас преследуют в истории, это возвращение к Богу, мистическое с ним соединение в любви и интеллигентности. Здесь вроде бы утверждается, что по природе всякий человек, если его как следует поскрести, поставить на край бытия, религиозен и в состоянии сделать шаг к Богу, преобразиться и обужиться, как говорят исихасты.

Но, с другой стороны, Бердяев  утверждает, что наш мир оставлен Богом, и что истинная Вера и религиозность  на земле так же редки, как ангелы и херувимы. В чем же тут дело? Религиозен и интеллигентен человек  по своей природе, или нет, с Богом  он или без Бога?

Информация о работе Позитивизм в русской социологии