Понятие социального процесса формирования позитивного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 15:41, реферат

Описание работы

Официальное установление или признание норм позитивного права,
выраженного в законах и иных официальных источниках, происходит на базе
возникновения сложившихся условий жизни общества и деятельности
государства, возникающих при этом социальных потребностей, целей, ожиданий
членов общества, организаций людей, органов государства, постепенного
накопления опыта их удовлетворения, реализации и разрешения возникающих
противоречий и т. п.

Работа содержит 1 файл

позитивное право.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

нормы естественного  права, требует защиты со  стороны  государства.  Поэтому

публичное право, в известной степени отождествляемое  с государством,  носило

субсидиальный характер в том смысле, что оно  должно  было  создать  условия

для действия права  частного, легализировать и  ограничить  само  государство

как средоточие реальной политической власти, могущей  использоваться  как  во

благо, так и  во вред обществу. Таким  образом,  и  общество,  и  государство

воспринимаются  как правовые феномены. 
 
 

           Прагматические основы существования позитивного права. 
 

           Под  позитивным  правом  имеется   в  виду  действующие  в   данном

обществе  право,  рассматриваемое  в  аспекте  его   конкретно-определённого

содержания и  формы, т. е.  таким,  каким  оно  непосредственно  выступает  в

качестве регулятора поведения людей, объединённых в  единое  государство  или

протогосударственное  общество: сельскую общину, орду  кочевников-скотоводов,

раннегреческий  полис, древневосточное царство  и  т.  п.  В  данном аспекте

право  выступает  как  фактически  существующий  в  обществе  антологический

феномен  бытия,  определяющий  порядок  повеведения  граждан  или  подданных

государства  либо  населения  протогосударственных  образований.  Однако   в

основе  государственного  порядка  лежат,   как   правило,   аксиологические

принципы,  выработанные   практикой   общения,   прежде   всего   разрешения

противоречий, споров, возмещения «обид»,  восходящие  к  единым  религиозным

или иным идеологическим  убеждениям,  которые  выражают  интересы  различных

классов, страт  или групп населения, делящегося  по видам занятий, и лежат  в

основе существования  членов данной социальной группы, класса и,  в  конечном

счёте, единого  общества и государства.

          В процессе создания и использования права его  сущность  познаётся

людьми  значительно  позже,  чем  возникают   и   упрочиваются   практически

необходимые правила  поведения.  Само  же  право  выступает  именно  в  виде

признанных и  единых,  обязательных  для  всего  общества  правил  поведения,

влекущих за собой упрочение социальных обязанностей,  повинностей,  а  также

притязаний членов общества на предоставление им известных  прав,  привилегий,

доли общественного  достояния,  или  плодов  собственного  производительного

труда, или деятельности по обмену товарами,  роли  в  семейном  хозяйстве  и

бытовых отношениях.

          Таким образом, право  возникает   на  основе  убеждений,  оценок  и

стремлений людей  в сфере их практической деятельности, взаимодействия  людей

в  различных  обществах,  перешедших  или  совершающих  переход   от   родо-

племенного строя  к разноплеменным обществам.

          При этом,  естественно,  такое   общество,  объединяющее  население

определённой  территории  либо  сплочённое  едиными  формами  и   средствами

существования,   должно   руководствоваться   едиными   для   всех   идеями,

представлениями о порядке взаимоотношений между  членами общества.

           Такими  представлениями  служили   на  ранних  этапах  становления

государств религиозные заповеди древних народов, переходящих к  производящим

формам  хозяйства,  какими  явились  земледелие,  скотоводство,  ремёсла   и

обусловленные ими формы семьи, управления общими делами,  хозяйством,  нужды

военной  защиты  и  завоевания  новых  территорий.  Примером  могут  служить

заповеди Библии и христианства.

          Лишь позднее эти  религиозные   основы  права  дополнились   нормами

государственности и наукой. Такие светские дополнения, отнюдь не  порывавшие

с  теологическими  воззрениями  о  праве,  наиболее  известны  нам  с  эпохи

античных государств Древней Греции и Рима.

          Но  и  глубокое  познание  сущности  права  философскими  учениями

античности, а  затем средних веков и Нового времени не  могло  отрываться  от

практических  требований 

жизни людей  современной им эпохи.  Ведь  право  должно  было  всегда  давать

ответ на вопросы  о реальном поведении людей,  вытекать  из  потребностей  их

повседневной  жизни: из форм присвоения результатов  производства,  отношений

по  труду,  обмена  средствами  существования   и   продуктами   труда;   из

складывающихся  форм управления делами общины,  государства;  из  сложившихся

форм  семьи  и  отношений  между  её  членами  и  родственных   связей;   из

представлений о правильном, допустимом, о наказаниях за преступления и т.  п

.

           Поэтому  результатом  религиозных,  идеологических,   научных   и

философских теорий о праве, его значении и сущности в том или ином  обществе

 должны были  быть и всегда являлись  представления   о  содержании  и  формах

правовых, обязательных, признанных и защищаемых  государством  норм,  правил

поведения людей; о формах и средствах управления общими делами; о  правах  и

обязанностях  каждого человека и образуемых людьми  групп,  кланов,  классов,

общин, каст и  иных сообществ.

          Вот такие представления, идеи  и  целые  учения  о   праве,  реально

      существующие и

действующие  в  том  или  ином  цивилизованном  обществе,  и   дают   основу

позитивному праву  как  реальному  средству  регулирования  поведения  людей,

составляющих, в  конечном счёте, подобное общество.

           Структура  содержания   норм   позитивного   права    исторически

обогащалась: от простейшего выражения и  накопления  отдельных  разрозненных

«приказов», «приговоров»,выносившихся верховной властью,  судами  по  разным

вопросам, до закрепления  различных  общих  положений,  принципов  правового

поведения граждан, власти и чиновников государства. Как  в современном  мире,

так и в прежние  эпохи человеческой истории позитивным правом признавались  и

презюмировались  некие  общие  положения,  принципы,   сложившиеся   обычаи,

традиции, как  бы лежащие в основе

конкретных  государственных  правовых  норм.  В  прежние  времена  эту  роль

выполняли  религиозные  заповеди  и  постулаты  Библии,  Корана,  источников

различных иных вероучений.

          В древнем Китае, Японии  такими  общими  постулатами  признавались

нравственные  учения. В современном мире религиозные  нормы  поведения  также

не утратили значения общих принципов и постулатов  для  правового  поведения

людей.

          В международном праве общепризнанные  принципы  и  нормы  договоров

служат основой  не только общих норм, но и для  разрешения  конкретных  споров

и  конфликтов. Общие принципы права  рассматриваются  в  качестве  источника

прецедентного права в англосаксонских странах.

          Наконец, в современном мире  на  основе  международного  признания

      сложились и

всё  более  упрочиваются  принципы  и  нормы  о  правах  человека,   которые

признаются обязательными  для государств – членов ООН  и  иных  международных

организаций.

Поэтому права  человека, их осуществление и защита  не  только  служат  общим

идеологическим  принципом, нравственной основой права, но также входят  через

международные   пакты,   конституции   современных   государств   в   состав

действующего  позитивного права, признанного  и  защищаемого  государствами  –

членами мирового и регионального сообществ.

          В  состав  действующего  позитивного   права  входят  также  права,

обязанности и  ответственность, вытекающие из конкретных договоров,  а  также

обычаев,  не   противоречащих   закону,   допускающему   правоотношения   по

свободному  волеизъявлению  сторон.  Такие  конкретные,  принятые  на   себя

сторонами обязательства

в  современном  мире  имеют  важное  значение  для осуществления   принципа

индивидуальной  свободы, являющейся основой  демократического  строя.  К  ним

относятся свобода  гражданского правового  и  трудового  договоров,  а  также

договорные  обязательства  публичного  права  между  центральными   органами

федерации как  единого

государства в  целом и членами федерации  или между автономными  образованиями

и центральной  властью.

           Таковы  наиболее  важные  основы  и  состав   позитивного   права

современных государств и международного общения между ними,  а  также  между

организациями   и  гражданами  различных  государств,  сложившиеся  в   ходе

мировой истории. 
 
 

                                 Заключение. 
 
 

           «Отцы»  социологии  О.  Конт,  Э.  Дюркгейм  пытаются   объяснить

поведение человека, группы,  масс  законами,  аналогичными  законам  физики,

механики[7]. На человека можно  воздействовать  извне,  изменять  поведение.

Включение  человека  в  систему  разнообразных  социальных  связей   назвали

социализацией.

           Таким  образом,  человек,  в   соответствии   с   этой   теорией,

превратился в  объект воздействия на него внешней  среды, стал   «результатом»

математического уравнения, в котором все составляющие  величины  могут  быть

просчитаны и  учтены. Так возникло представление о социальных  требованиях  к

человеку, или  социальных нормах.

          Казалось, что в рождающемся массовидном  обществе  второй  половине

XIX – начала  ХХ веков  (нового  типа  общества,  где  развивается  крупное

производство, используется массовый труд, и развиваются столь же  массовые

формы досуга,  образования,  развлечений  и  т.  п.)  социальные  нормы –

гарантия  упорядоченности.  Так  называемое  нормирование  стало   проникать

всюду:  норма  труда,  норма  необходимого  потребления,   норма   здоровья,

нормативы в  проектировании  массовых  жилищ,  городов,  вокзалов,  больниц,

школ. Возникла иллюзия, что норма – основа цивилизации.

Информация о работе Понятие социального процесса формирования позитивного права