Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 15:41, реферат
Официальное установление или признание норм позитивного права,
выраженного в законах и иных официальных источниках, происходит на базе
возникновения сложившихся условий жизни общества и деятельности
государства, возникающих при этом социальных потребностей, целей, ожиданий
членов общества, организаций людей, органов государства, постепенного
накопления опыта их удовлетворения, реализации и разрешения возникающих
противоречий и т. п.
нормы естественного права, требует защиты со стороны государства. Поэтому
публичное право,
в известной степени
субсидиальный характер в том смысле, что оно должно было создать условия
для действия права частного, легализировать и ограничить само государство
как средоточие реальной политической власти, могущей использоваться как во
благо, так и во вред обществу. Таким образом, и общество, и государство
воспринимаются
как правовые феномены.
Прагматические основы существования
позитивного права.
Под позитивным правом имеется в виду действующие в данном
обществе право, рассматриваемое в аспекте его конкретно-определённого
содержания и формы, т. е. таким, каким оно непосредственно выступает в
качестве регулятора поведения людей, объединённых в единое государство или
протогосударственное общество: сельскую общину, орду кочевников-скотоводов,
раннегреческий полис, древневосточное царство и т. п. В данном аспекте
право выступает как фактически существующий в обществе антологический
феномен бытия, определяющий порядок повеведения граждан или подданных
государства либо населения протогосударственных образований. Однако в
основе государственного порядка лежат, как правило, аксиологические
принципы, выработанные практикой общения, прежде всего разрешения
противоречий, споров, возмещения «обид», восходящие к единым религиозным
или иным идеологическим убеждениям, которые выражают интересы различных
классов, страт или групп населения, делящегося по видам занятий, и лежат в
основе существования членов данной социальной группы, класса и, в конечном
счёте, единого общества и государства.
В процессе создания и использования права его сущность познаётся
людьми значительно позже, чем возникают и упрочиваются практически
необходимые правила поведения. Само же право выступает именно в виде
признанных и единых, обязательных для всего общества правил поведения,
влекущих за собой упрочение социальных обязанностей, повинностей, а также
притязаний членов общества на предоставление им известных прав, привилегий,
доли общественного достояния, или плодов собственного производительного
труда, или деятельности по обмену товарами, роли в семейном хозяйстве и
бытовых отношениях.
Таким образом, право
стремлений людей в сфере их практической деятельности, взаимодействия людей
в различных обществах, перешедших или совершающих переход от родо-
племенного строя к разноплеменным обществам.
При этом, естественно, такое общество, объединяющее население
определённой территории либо сплочённое едиными формами и средствами
существования, должно руководствоваться едиными для всех идеями,
представлениями
о порядке взаимоотношений
Такими представлениями служили на ранних этапах становления
государств религиозные заповеди древних народов, переходящих к производящим
формам хозяйства, какими явились земледелие, скотоводство, ремёсла и
обусловленные ими формы семьи, управления общими делами, хозяйством, нужды
военной защиты и завоевания новых территорий. Примером могут служить
заповеди Библии и христианства.
Лишь позднее эти религиозные
государственности и наукой. Такие светские дополнения, отнюдь не порывавшие
с теологическими воззрениями о праве, наиболее известны нам с эпохи
античных государств Древней Греции и Рима.
Но и глубокое познание сущности права философскими учениями
античности, а затем средних веков и Нового времени не могло отрываться от
практических
требований
жизни людей современной им эпохи. Ведь право должно было всегда давать
ответ на вопросы о реальном поведении людей, вытекать из потребностей их
повседневной жизни: из форм присвоения результатов производства, отношений
по труду, обмена средствами существования и продуктами труда; из
складывающихся форм управления делами общины, государства; из сложившихся
форм семьи и отношений между её членами и родственных связей; из
представлений о правильном, допустимом, о наказаниях за преступления и т. п
.
Поэтому результатом
философских теорий о праве, его значении и сущности в том или ином обществе
должны были быть и всегда являлись представления о содержании и формах
правовых, обязательных, признанных и защищаемых государством норм, правил
поведения людей; о формах и средствах управления общими делами; о правах и
обязанностях каждого человека и образуемых людьми групп, кланов, классов,
общин, каст и иных сообществ.
Вот такие представления, идеи и целые учения о праве, реально
существующие и
действующие в том или ином цивилизованном обществе, и дают основу
позитивному праву как реальному средству регулирования поведения людей,
составляющих, в конечном счёте, подобное общество.
Структура содержания норм позитивного права исторически
обогащалась: от простейшего выражения и накопления отдельных разрозненных
«приказов», «приговоров»,выносившихся верховной властью, судами по разным
вопросам, до закрепления различных общих положений, принципов правового
поведения граждан, власти и чиновников государства. Как в современном мире,
так и в прежние эпохи человеческой истории позитивным правом признавались и
презюмировались некие общие положения, принципы, сложившиеся обычаи,
традиции, как бы лежащие в основе
конкретных государственных правовых норм. В прежние времена эту роль
выполняли религиозные заповеди и постулаты Библии, Корана, источников
различных иных вероучений.
В древнем Китае, Японии такими общими постулатами признавались
нравственные учения. В современном мире религиозные нормы поведения также
не утратили значения общих принципов и постулатов для правового поведения
людей.
В международном праве
служат основой не только общих норм, но и для разрешения конкретных споров
и конфликтов. Общие принципы права рассматриваются в качестве источника
прецедентного
права в англосаксонских
Наконец, в современном мире на основе международного признания
сложились и
всё более упрочиваются принципы и нормы о правах человека, которые
признаются обязательными для государств – членов ООН и иных международных
организаций.
Поэтому права человека, их осуществление и защита не только служат общим
идеологическим принципом, нравственной основой права, но также входят через
международные пакты, конституции современных государств в состав
действующего позитивного права, признанного и защищаемого государствами –
членами мирового и регионального сообществ.
В состав действующего позитивного права входят также права,
обязанности и ответственность, вытекающие из конкретных договоров, а также
обычаев, не противоречащих закону, допускающему правоотношения по
свободному волеизъявлению сторон. Такие конкретные, принятые на себя
сторонами обязательства
в современном мире имеют важное значение для осуществления принципа
индивидуальной свободы, являющейся основой демократического строя. К ним
относятся свобода гражданского правового и трудового договоров, а также
договорные обязательства публичного права между центральными органами
федерации как единого
государства в целом и членами федерации или между автономными образованиями
и центральной властью.
Таковы наиболее важные основы и состав позитивного права
современных государств и международного общения между ними, а также между
организациями и гражданами различных государств, сложившиеся в ходе
мировой истории.
«Отцы» социологии О. Конт, Э. Дюркгейм пытаются объяснить
поведение человека, группы, масс законами, аналогичными законам физики,
механики[7]. На человека можно воздействовать извне, изменять поведение.
Включение человека в систему разнообразных социальных связей назвали
социализацией.
Таким образом, человек, в соответствии с этой теорией,
превратился в объект воздействия на него внешней среды, стал «результатом»
математического уравнения, в котором все составляющие величины могут быть
просчитаны и учтены. Так возникло представление о социальных требованиях к
человеку, или социальных нормах.
Казалось, что в рождающемся массовидном обществе второй половине
XIX – начала ХХ веков (нового типа общества, где развивается крупное
производство, используется массовый труд, и развиваются столь же массовые
формы досуга, образования, развлечений и т. п.) социальные нормы –
гарантия упорядоченности. Так называемое нормирование стало проникать
всюду: норма труда, норма необходимого потребления, норма здоровья,
нормативы в проектировании массовых жилищ, городов, вокзалов, больниц,
школ. Возникла иллюзия, что норма – основа цивилизации.
Информация о работе Понятие социального процесса формирования позитивного права