Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:55, контрольная работа
Вопросы пола, брака и семьи всегда были, есть и будут наиболее острыми и важными в жизни каждого человека, а так же в социологии, поскольку все мы знаем, что семья – это основная ячейка общества, а общество – один из предметов изучения социологии.
В первой части нашей работы мы рассмотрим вопросы положения мужчины и женщины в современном обществе. Всем известно из школьного курса обществознания и истории о рабском и унизительном положении женщин еще несколько веков назад и по сей день в некоторых странах третьего мира, однако на сегодняшний день общемировой стандарт таков, что права женщины уравниваются с правами мужчины.
Введение……………………………………………………………………..
Социальное положение мужчины и женщины в современном обществе…………………………………………………………………….
Институты брака и семьи в современном социуме, распределение ролей в семье…………………………………………………………………………
Основные тенденции развития брачно-семейных отношений в современной России, семейная политика государства…………………..
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………
Как показывает опыт, образцы брачных связей более этноцентричны, чем все другие культурные образцы общества. Нам, например, может казаться противоестественным практикуемое в некоторых современных обществах заключение брака по сговору, когда будущие супруги практически заранее не встречаются. Как они могут знать, нравятся ли они друг другу или нет? Почему никто не интересуется их чувствами и симпатиями? Однако наша реакция, когда мы считаем, что люди с другой культурой думают и чувствуют как и мы, является обычной ошибкой этноцентризма. В нашем обществе рассматривают начальную стадию создания супружеской пары как романтическое приключение, через которое люди приходят к любви. Однако девушка в классическом Китае или современной Японии, например, считает странным выходить замуж за человека, не выбранного ее родителями. Стоя на позициях этноцентризма, мы жалеем молодых людей в других обществах потому, что при выборе партнера они не имеют свободы, а они жалеют наших молодых людей, лишенных родительской опеки. Но и те, и другие молодые люди не чувствуют себя нуждающимися в жалости.
Каждое общество ограничивает выбор партнера в браке тем, что разрешает выбирать его только вне определенной узкой группы. Это явление называется экзогамией. В нашем обществе это ограничение применяется для избежания кровосмесительных связей. Так, нравственные нормы запрещают нам жениться на сестрах, двоюродных сестрах и некоторых других близких родственниках. Во многих обществах запрещено выбирать супруга внутри своего клана, деревни, а иногда даже племени.
На практике встречаются также противоположные требования, когда выбор партнера в браке возможен лишь в пределах своей группы. Такой культурный образец называется эндогамией. Клановая, деревенская или племенная эндогамия очень часто встречается в примитивных обществах. В современных обществах широко распространена расовая эндогамия или эндогамия сословная (когда запрещается выбирать партнера из низших слоев общества). Эндогамия в чистом виде характерна для закрытых групп типа каст, где путем эндогамных браков поддерживается их закрытость.
Для россиян, англичан или американцев существует только один вид цивилизованной формы супружества - моногамия, т.е. брак одного мужчины с одной женщиной (в одно время). Однако в развитии большинства обществ практиковалась полигамия, т.е. формы брака, при которых существует более одного партнер в супружестве. Теоретически возможны три формы полигамии. Во-первых, групповой брак, при котором несколько мужчин и несколько женщин находятся одновременно между собой в брачных отношениях. Еще сравнительно недавно эта форма брака была широко распространена, она существует и сейчас, например, на Маркизских островах. Очень редкой формой полигамного брака является полиандрия, когда женщина имеет несколько мужей. Одним из таких редких примеров служат некоторые общества Южной Индии и Тибета. Здесь считается нормальным, когда женщина, выходя замуж, автоматически становится женой всех братьев своего мужа и они живут вместе. Полиандрия в семьях Южной Индии стала понятной, когда в результате анализа демографической ситуации выяснилось, что в этих регионах мужское население значительно превосходит по своей численности женское.
Наиболее распространенной формой полигамного брака является полигиния, или многоженство. Мнение представителей современной Европы и Северной Америки о многоженстве также в значительно степени этноцентрично. Многие в нашем обществе, например, считают, что культивирование такой формы брака ведет к деградации женщины, к превращению ее в рабыню. Это считается неслыханной жестокостью и вызывает возмущение. Однако факты говорят об обратном. Трудно сказать, в каком обществе женщина имеет более высокий статус - в обществе с полигамной или моногамной формой брака. Во-первых, даже в обществах, где широко распространена полигамная семья, браки обычно являются моногамными. Только наиболее преуспевающие люди с высоким статусом могут позволить себе иметь более одной жены. Во-вторых, обязанности между женами четко распределены, а первая жена очень часто оказывает решающее влияние на поведение мужа. Жизнь всех жен в достаточной степени обеспечена, и они, как правило, не желают для себя другой доли.
Итак, брак – институт, регулирующий отношения только супругов, а семья – институт, регулирующий, кроме того, еще и отношения между родителями и детьми.
Для понимания семьи как
Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как: 1) конфликт ролевых образцов, что связано с неправильным их формированием у одного или нескольких членов семьи; 2) межролевой конфликт, при котором противоречие заложено в противоположности ролевых ожиданий, исходящих из разных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенных семьях, где супруги второго поколения одновременно являются и детьми и родителями и должны соответственно сочетать противоположные роли; 3) внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себя противоречивые требования. В современной семье такого рода проблемы бывают чаще всего присущи женской роли. Это относится к случаям, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье (хозяйки, воспитательницы детей и т.д.) с современной ролью, предполагающей равное участие супругов в обеспечении семьи материальными средствами.
Конфликт может углубиться, если жена занимает более высокий статус в социальной или профессиональной сфере и переносит ролевые функции своего статуса во внутрисемейные отношения. В подобных случаях очень важна способность супругов к гибкому переключению ролей. Особое место среди предпосылок ролевого конфликта занимают трудности с психологическим освоением роли, связанные с такими особенностями личностей супругов, как недостаточная моральная и эмоциональная зрелость, неподготовленность к исполнению супружеских и, в особенности, родительских ролей.
В современном обществе
наблюдается процесс ослабления
семьи как социального
Таким образом, исходя из анализа литературы по вопросам семейной ролевой структуры и социального доминирования, мы приходим мнению, что какая-либо конкретная форма ролевой структуры не является объективно «лучшей» по сравнению с другими.
3. Основные тенденции
развития брачно-семейных
Семья и брачно-семейные отношения, жизнедеятельность которых определяется закономерностями развития общества, выступают одним из древнейших и непрерывно развивающихся социальных явлений, а исследование семейной проблематики является приоритетным и динамично развивающимся в социологии и других науках об обществе, что обусловлено исключительной важностью функций семьи по отношению к обществу в целом и индивидам, ее составляющим6.
Сегодня российская семья
переживает противоречивое и сложное состояние.
Статистические обследования населения,
выборочные социологические и социально-демографические
исследования вскрыли кризисные тенденции
в развитии брачно-семейных отношений,
наиболее существенными из которых являются
начавшаяся с 1992 года убыль населения
нашей страны, рост числа разводов, интенсификация
внебрачных половых связей, падение уровня
рождаемости, высокое число внебрачных
рождений. Данные большинства исследований
выявляют существенное неблагополучие
современной семьи, что проявляется дисфункциями
семьи как по отношению к индивидам ее
составляющим, так и по отношению к обществу
в целом.
Основные направления сегодняшней социальной политики государства преимущественно ориентированы на поддержание различных видов неблагополучных, малообеспеченных и неполных семей, стремясь минимизировать последствия их тяжелого материально-финансового положения7. При этом нередко упускается из виду, что кризисные явления в сфере брачно-семейных отношений вызваны не только экономическим кризисом современного российского общества, но и кризисом в культурной сфере общества, в смене традиционных ценностей семьи под влиянием западной, в частности американской, культуры. Данная культура становится для нашей страны примером для подражания.
Развитие института семьи в России на современном этапе частично повторяет путь развитых в экономическом отношении стран: увеличение количества разводов, внебрачных рождений, развитие альтернативных форм семьи (монородительские семьи, незарегистрированный брак), уменьшение количества детей в семьях, эмансипация женщин и детей. Эти процессы на сегодняшний день характеризуют развитие института семьи в большинстве стран мира. В нашей стране ситуация осложняется тяжелым экономическим положением многих семей, а также трудностями политического, социального и нравственного порядка.
Опросы общественного мнения на Западе, в России показывают, что семья воспринимается в качестве одной из главных жизненных ценностей и как условие счастливой жизни. Более того, стабильность или нестабильность общественной жизни, здоровье нации напрямую ставится в зависимость от состояния семьи. Разрушающаяся семья — одно из условий деградации общества. В условиях экономической трансформации общества за два последних десятилетия большинство российских семей оказались социально не защищенными государством. Наиболее уязвимыми оказались семьи с детьми, а также слабо-защищенные категории семей (многодетные семьи, семьи с детьми-инвалидами, монородительские семьи). Стрессы, связанные с падением жизненного уровня и имущественной дифференциацией, переменой места жительства, сказались на семейном благополучии, стали новыми причинами семейных конфликтов между супругами и представителями различных поколений. Такая ситуация отрицательно влияет на качество семейной жизни, что отражается на процессе развития брачно-семейных отношений.
Современные законодательство и практика отчуждают отца от семьи. Система льгот в связи с рождением ребенка, ухода за ним, воспитанием предоставляется только матерям, а отцам — лишь в случае смерти матери, ее длительного отъезда или болезни. В случае развода, как правило, ребенок остается с матерью. У мужчин складывается представление о том, что ребенок – это, прежде всего проблема женская.
В силу экономической независимости, которую обрела женщина на рубеже XX-XXI вв., изменился ее статус в семье. Структура семьи стала двух- либо одноглавой, но, как и во времена матриархата, главенствующую роль занимает женщина. Мужчина утрачивает свои доминирующие функции в области обеспечения ресурсами, принятия решений и приобщения детей к социуму.
По мере развития общества
центр тяжести в сфере
Социальные потрясения, женская эмансипация, снижение потребности в детях на протяжении XX в. и ряд других причин привели к изменениям мотивации деторождения и формирования в России нового типа рождаемости, основанного на малодетности, позднем вступлении в брак или осознанном безбрачии и ослаблении чадолюбия.