Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 17:51, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть роль инновационной мотивации персонала в инновационной активности организации.
Цель исследования определила следующие его задачи:
Рассмотреть основные подходы к изучению мотивации труда;
Выявить сущность, функции мотивации труда;
Сравнить системы мотивации и стимулирования труда;
Определить понятия инновационной деятельности и инновационного процесса;
Выявить принципы построения систем мотивирования и стимулирования инновационной деятельности организации;
Сравнить системы мотивирования инновационной деятельности двух стран на примере России и Японии.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ
МОТИВАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ………………………………5
1.1. Основные подходы к изучению мотивации ……………………….5
1.2. Сущность и функции мотивации труда ……………………………12
1.3. Системы трудовой мотивации и стимулирования труда …………15
ГЛАВА 2. МОТИВАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ……….19
2.1. Понятие инновационной деятельности,
инновационного процесса ……………………………………………….19
2.2. Роль мотивации инновационной деятельности
организации ……………………………………………………………….22
2.3. Принципы построения системы мотивирования
и стимулирования инновационной активности ………………………...24
2.4. Проблемы стимулирования инновационной
деятельности в России …………………………………………………...32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………………..40
В отличие от мотивации, система стимулирования труда предполагает комплекс мер, направленных на повышение трудовой активности людей и как следствие повышение эффективности труда и его качества. Процесс использования различных стимулов для мотивирования людей называется процессом стимулирования. Стимулирование имеет различные формы. В практике управления одной из самых распространенных его форм является материальное стимулирование. Стимулирование принципиально отличается от мотивирования. Суть этого отличия состоит в том, что стимулирование – это одно из средств, с помощью которого может осуществляться мотивирование. При этом, чем выше уровень развития отношений в организации, тем реже в качестве средств управления людьми применяется стимулирование. Это связано с тем, что воспитание и обучение как один из методов мотивирования людей приводит к тому, что члены организации сами проявляют заинтересованное участие в делах организации, не дожидаясь или же вообще не получая соответствующего стимулирующего воздействия [25, c. 98].
Как известно, существует две системы стимулирования труда: материального стимулирования и морального стимулирования.
Система морального и материального стимулирования труда на предприятиях предполагает комплекс мер, направленных на повышение трудовой активности работающих и как следствие повышение эффективности труда, его качества[14, c. 133].
Система материального стимулирования включает оплату труда, социальные выплаты и льготы, системы участия в прибылях.
Система морального стимулирования включает гарантии занятости, предоставление возможность повышения квалификации, должностное продвижение работника, предоставление определенной самостоятельности в выполнении возложенных функций или производственных заданий, содержательную работу, участие в принятии решений на более высоких ступенях управления.
Заработная
плата – важнейшая часть
Основные формы стимулирования труда персонала предприятия представлены на рисунке [20, c. 141]. Среди форм материального стимулирования кроме заработной платы можно отметить бонусы, которые постепенно входят в практику предприятий, заменяя ранее тринадцатую зарплату. Бонусу в отличие от зарплаты предшествует оценка, или аттестация, персонала.
Всевозрастающее значение в формировании дохода приобретают такие формы, как участие в прибылях и в акционерном капитале. Возрастающее значение нематериальных стимулов можно объяснить не только стремлением к социальной гармонии, но и возможностью ухода от налогов, которые приобретает в рыночной экономике все более возрастающее значение и толкает работодателей на поиски возможностей их неуплаты.
Рассмотрение
форм и систем заработной платы с
точки зрения мотивации труда говорит
о том, что эффективное управление материальным
стимулированием должно включать исследование
его мотивационных аспектов и в практике
управления организацией труда, и в частности
нормированием труда, и с точки зрения
соответствия форм заработной платы производственным
условиям, и самого уровня заработной
платы [14, с. 133].
Формы стимулирования труда персонала
Материальное вознаграждение: дополнительные стимулы:
Заработная плата оплата транспортных расходов
Бонусы медицинское обслуживание
Участие в прибылях помощь в обучении
Участие
в акционерном капитале
Дополнительные выплаты пенсии
Отсроченные платежи отпуск
Рис. Формы стимулирования труда персонала предприятия [2]
Работники очень чутко чувствуют, что они вкладывают в работу и что получают за нее. Практика показывает, что, если работники получают повременную оплату и считают, что им переплачивают, они стремятся повысить качество работы и увеличить ее объём, чтобы сократить разрыв на «входе и выходе». И наоборот, если работники считают, что оплачиваются ниже того уровня, на который они претендуют, количество и качество их работы уменьшается и ухудшается.
Что же касается сдельной заработной платы, то мотивационный эффект зависит от условий ее применения. Если ужесточение норм или снижение сдельных расценок сводят на нет повышение затрат трудовых усилий, это приводит к деформационному эффекту сдельной заработной платы. Если при сдельной заработной плате рабочие резко повысят выработку, что приведет к тому, что сдельные расценки будут уменьшены, рабочие будут работать так, чтобы выработать определенный размер заработной платы, но чтобы нормы не были бы урезаны, а ставки занижены [16, c.439].
Правильный выбор форм и систем заработной платы в конкретных производственных условиях, соответствие уровня заработной платы выполняемой работе играет важную роль в повышении качества труда работников.
Таким образом, системы мотивации и стимулирования труда используются как инструмент в определении поведения работников на производстве, его ценностных установок, в конечном итоге для отбора работников по личностным характеристикам.
ГЛАВА 2. Мотивация
инновационной деятельности
Инновационную
деятельность необходимо рассматривать
как объект инновационного менеджмента.
Вследствие этого результатом
2.1.
Понятие инновационной
деятельности, инновационного
процесса
Инновационная
деятельность рассматривается как
вид деятельности, связанный с
трансформацией идей в технологические
инновации – новые или
Существуют многочисленные определения инновации. В самом общем виде инновация – это процесс использования знания и информации для создания и внедрения чего-либо нового и полезного.
Общей целью инновационной деятельности фирмы является выживание и развитие компании путем выпуска новых или улучшенных видов продукции и совершенствования методов её производства, доставки и реализации.
Инновационная деятельность фирмы может включать значительный спектр задач, такие как:
Инновационный процесс – это процесс создания, распространения и использования новшества (т.е. совокупности новых идей и предложений, которые потенциально могут быть осуществлены и при условии масштабности их использования и эффективности результатов могут стать основой любого нововведения). Это преобразование новых видов и способов человеческой жизнедеятельности (нововведений) в социально-культурные нормы и образцы, обеспечивающие их институциональное оформление, интеграцию и закрепление в культуре общества.
Инновационные процессы выражают суть процессов социальных изменений, характеризуют источник развития общества. Эти процессы носят дискретный, обычно циклический характер, тесно связанный с жизненным циклом нововведения и направленный не на сохранение уже имеющегося, а на его трансформацию, на переход в иное качество, с неизбежным риском неоптимальности или даже нежизнеспособности предлагаемого, с ревизией устаревших норм и ролей, а нередко и с их заменой. Это одна из основных социокультурных предпосылок развития общественной практики, обогащения ее новыми познавательными, технологическими, эстетическими и всеми другими формами человеческого опыта.
Инновационный
процесс определяется двойственной природой
нововведения: как непосредственного
опыта, формирующегося в рамках конкретного
вида деятельности (научно-исследовательской,
производственной, бытовой и др.), с одной
стороны, и как нового опыта, получившего
общесоциальное и общекультурное значение
в качестве устойчиво воспроизводимого
элемента общественной практики, явления,
факта культуры - с другой. Таким образом,
инновационный процесс представляет собой
механизм перевода нововведений из сферы
непосредственного опыта в сферу опыта
общественно-исторического. Такой переход
осуществляется в различных формах. Инновационный
процесс может выступать в форме прагматизации
новых продуктов духовного производства,
в результате которой они переводятся,
переоформляются в нормы практической
деятельности. Новое знание, возникающее
как непосредственный опыт в рамках работы
исследовательского характера, выводится
из сферы познавательного процесса и переоформляется
в инновационный процесс в новых системах
технологической деятельности. В свою
очередь, наука выступает как механизм.
Инновационный процесс по отношению к
различным формам практической деятельности,
тогда как она делает своим объектом эмпирически
возникающие новшества, становящиеся
в последствии нововведениями, дает им
рациональную интерпретацию, превращает
их в формы теоретического знания. Наряду
с прагматизацией и идеализацией важной
формой инновационного процесса выступает
трансляция нововведений в систему культурных
норм и образцов, подлежащих воспроизводству
в процессе их освоения новыми поколениями
людей. В связи с этим в инновационный
процесс в современных условиях возрастает
роль таких общественных институтов, как
образование, средства массовой информации
и коммуникации и т.д., которые обеспечивают
динамику культуры, ускоренное обращение
нового опыта в различных сферах общественной
практики [11].
2.2.
Роль мотивации инновационной
деятельности организации
Движение по инновационному пути развития возможно только при наличии благоприятных условий для эффективной реализации накопленного инновационного потенциала страны и его дальнейшего наращивания, построения действенного механизма управления инновационными процессами. При этом следует указать на немаловажное, и даже в какой то степени определяющее, значение глубокого познания действительных мотивов инновационной активности различных субъектов. Поэтому всесторонняя проработка аспектов мотивации, выступающей решающим причинным фактором результативности инновационной деятельности, и построение, адекватного специфике современных условий, мотивационного механизма особенно актуализируется сегодня.
Мотивация инновационной деятельности, безусловно, должна рассматриваться как постоянно осуществляемый процесс, который может быть представлен в виде совокупности взаимосвязанных элементов, взаимообуславливающих друг друга и вцелом характеризующих мотивационный механизм инновационной деятельности. Любой механизм предполагает наличие составных частей (элементов, звеньев), определенным образом связанных между собой и влияющих друг на друга.
По мере развития научно-технического прогресса управлять человеком извне становится все сложнее. Результат деятельности все в большей степени начинает зависеть от воли и возможностей работника, определяемых его квалификацией. В этих условиях каждый человек сам должен определять свое поведение. Мотивация и квалификация становятся основной, центральной проблемой управления персоналом, а создание условий для более полного выявления его трудового потенциала приобретает ключевое значение для жизнеспособности организаций.
Вопросы мотивации для лиц, занятых инновационной деятельностью, играют значительно большую роль, чем для других работников. В инновационной организации возрастает роль мотивации персонала, который в процессе творческой деятельности становится саморегулируемой системой, что ставит дополнительные проблемы перед службой управления персоналом: влиять на работников можно только косвенно, заменяя традиционное администрирование реализацией стилей руководства, предполагающих соучастие, признание личных заслуг конкретных специалистов, гласность результатов деятельности, предоставление информации для самооценки. Снижается роль материальной мотивации, а потребность в самореализации, всеобщем признании, успехе и саморазвитии для специалиста, занятого инновационной деятельностью, выходят на первый план. Порой публичное признание достижений специалиста-новатора значат для него больше, чем денежная премия. Впрочем, естественно, роль денег не стоит недооценивать – в России остаётся всё меньше специалистов, ученых-энтузиастов, готовых работать лишь за идею. Серьёзной проблемой является тот факт, что труд работников, занятых инновационной деятельностью, сложно нормировать, а также практически невозможно учесть личный вклад каждого работника в успех (неуспех) дела. Это является преградой для адекватной оценки их труда и, соответственно, справедливого вознаграждения.