Подходы к построению эффективной системы стимулирования труда в условиях инновационной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть роль инновационной мотивации персонала в инновационной активности организации.

Цель исследования определила следующие его задачи:

Рассмотреть основные подходы к изучению мотивации труда;
Выявить сущность, функции мотивации труда;
Сравнить системы мотивации и стимулирования труда;
Определить понятия инновационной деятельности и инновационного процесса;
Выявить принципы построения систем мотивирования и стимулирования инновационной деятельности организации;
Сравнить системы мотивирования инновационной деятельности двух стран на примере России и Японии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ

МОТИВАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ………………………………5

1.1. Основные подходы к изучению мотивации ……………………….5

1.2. Сущность и функции мотивации труда ……………………………12

1.3. Системы трудовой мотивации и стимулирования труда …………15

ГЛАВА 2. МОТИВАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ……….19

2.1. Понятие инновационной деятельности,

инновационного процесса ……………………………………………….19

2.2. Роль мотивации инновационной деятельности

организации ……………………………………………………………….22

2.3. Принципы построения системы мотивирования

и стимулирования инновационной активности ………………………...24

2.4. Проблемы стимулирования инновационной

деятельности в России …………………………………………………...32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И

ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………………..40

Работа содержит 1 файл

Курсовая_по_мотвации инноваций[1].doc

— 197.50 Кб (Скачать)

     По  К. Альдерферу движение от потребности к потребности идет вверх и вниз. В случае неудовлетворенности потребности верхнего уровня, усиливается степень влияния потребности более низкого уровня и человек переключает внимание на этот уровень.

     Ш. Ричи и П. Мартин выделили двенадцать основных потребностей работника, которые могут быть использованы как мотиваторы в условиях трудовых коллективов. Для определения индивидуального сочетания наиболее и наименее актуальных для конкретного человека потребностей составляется индивидуальный мотивационный профиль, состоящий из следующих мотивационных факторов:

  • Потребность в высокой заработной плате и материальном вознаграждении.
  • Потребность в хороших условиях работы и комфортной окружающей обстановке.
  • Потребность в четком структурировании работы, наличии обратной связи и информации, позволяющей судить о результатах своей работы, потребность в снижении неопределенности и установлении правил и директив выполнения работы.
  • Потребность в социальных контактах: в общении с широким кругом людей, легкой степени доверительности, связей с коллегами, партнерами и клиентами.
  • Потребность формировать и поддерживать долгосрочные, стабильные взаимоотношения, предполагающая значительную степень близости взаимоотношений, доверительности.
  • Потребность в завоевании признания со стороны других людей, в том, чтобы окружающие ценили заслуги, достижения и успехи индивидуума.
  • Потребность ставить для себя дерзновенные, сложные цели и достигать их.
  • Потребность во влиятельности и власти, стремление руководить другими — показатель конкурентной напористости, поскольку предусматривает обязательное сравнение с другими людьми и оказание на них влияния.
  • Потребность в разнообразии, переменах и стимуляции, стремление избегать рутины.
  • Потребность быть креативным, анализирующим, думающим работником, открытым для новых идей.
  • Потребность в самосовершенствовании, росте и развитии как личности.
  • Потребность в интересной, общественно полезной работе [2].

     Односторонность содержательных теорий мотивации призваны преодолеть авторы процессуальных (или процессных) теорий мотивации. Это теории мотивации трудовой деятельности, которые исходят из поведения людей с учетом их восприятия и познания. Процессуальные теории исходят из того, что индивиды оценивают различные виды поведения через полученные результаты, которые можно измерить. К процессуальным теориям мотивации относятся теория ожидания Врума, теория справедливости (равенства) С. Адамса, модель Портера-Лоулера, теория постановки целей Э. Локка, концепция партисипативного управления.

     В соответствии с теорией ожидания Врума мотивация равна ожидаемым результатам работы помноженные на ожидаемое вознаграждение за работу и на значимость результата работы (валентность). Валентность положительна, если результаты высоко ценятся работником, валентность отрицательна, если результаты отрицаются работником, валентность равна нулю, если работник безразличен к этому результату.

     Входящие в формулу переменные могут быть оценены с помощью баллов.

     Сущность  теории справедливости Стейси Адамса заключается в следующем: люди субъективно ощущают справедливость вознаграждения за труд, сравнивают свои и чужие затраты и вознаграждение; поэтому важно так оплачивать труд, чтобы мотивировать работников к труду и добиться сглаживания возникающих между ними негативных ощущений [12].

     С. Адамс выделяет шесть возможных  реакций человека на несправедливость.

     1. Сокращение собственных затрат  энергии («Я не намерен полностью выкладываться за такую зарплату»).

     2. Попытка увеличения вознаграждения  за свой труд (требования, шантаж и т.д.).

     3. Переоценка своих возможностей (понижение  уверенности в себе).

     4. Попытка повлиять на организацию  или на руководителя с целью изменить оплату или нагрузку других сотрудников.

     5. Выбор другого объекта сравнения  («Мне с ними не равняться»).

     6. Попытка перейти в другое подразделение  или другую организацию.

     Опытный менеджер должен чувствовать реакции  подчиненных и по возможности  сглаживать возникающие противоречия [2].

     Школа представленная Кэмпбелом и др., рассматривает фактор удовлетворенности трудом не с точки зрения содержания труда, а с точки зрения самого процесса формирования удовлетворенности трудом у работников на основе переменных сопоставительных показателей (уверенность в том, что затраченные трудовые усилия будут вознаграждены полностью) [13 , c.123].

     Школа, представленная Грюнбергом, исходит  из того, что трудовая мотивация формируется до того, как человек вступает на рынок труда, то есть за пределами работы. Объективно условия труда могут быть одинаковыми для двух людей: они могут работать на одном и том же рабочем месте, выполнять одинаковую работу, получать одинаковую заработную плату. Но один может быть не удовлетворен работой, другой – удовлетворён, один может давать низкую производительность труда, другой – высокую [14, c. 131].

     Каждый  индивидуум имеет различную максимальную возможность делать ту или иную работу.

     Первой  теорией, предусматривающей учет потребностей работников через конкретные производственные решения и воздействия их на поведение в трудовом процессе с целью более использования человеческого потенциала, была теория «гуманизации труда», предусматривающая комплекс мер по реализации творческих начал у работников [14,c . 132].

     Вслед за поведенческими теориями появилась  теория «качества трудовой жизни» Её связь с поведенческими теориями заключалась в изучении ценностных установок личности работников предприятия, и, прежде всего степени ее ориентации на работу: воздействие на личность работников окружающей среды, его жизни вне работы и, наоборот, воздействие работы на его личную жизнь, и ценностные установки[14, с. 132].

     Что касается содержательных условий труда, то факторы, составляющие основу этих теорий, нашли отражение в наборе элементов, по которым определяется качество трудовой жизни. Они включают: физические условия труда; социальные условия труда; характер системы и методы управления на предприятии; отношение между трудовой жизнью и жизнью вне работы. 
 

     1.2. Сущность и функции мотивации труда 

     В управлении персоналом мотивация рассматривается  как процесс активизации мотивов работников (внутренняя мотивация) и создания стимулов (внешняя мотивация) для их побуждения к эффективному труду. В этой связи как синонимичные термину мотивация используются также термины стимулирование и мотивирование [24 c. 126.]. Целью мотивации является формирование комплекса условий, побуждающих человека к осуществлению действий, направленных на достижение цели с максимальным эффектом.

     Представления о возможностях мотивации труда  работников претерпели большие изменения в практике управления. Долгое время считалось, что единственным и достаточным стимулом для побуждения работника к эффективному труду является материальное вознаграждение. Тейлор, основатель школы научного менеджмента, разработал свою систему организации труда работников, убедительно доказывающую связь между производительностью труда и его оплатой. Однако эксперименты Мэйо в Хоторне обнаружили значительное влияние на производительность труда других факторов – психологических. Со временем появились различные психологические теории мотивации, пытающиеся с разных позиций рассмотреть определяющие факторы и структуру мотивационного процесса. В результате так называемая политика «кнута и пряника» сменилась выработкой более сложных систем стимулирования мотивации работников к труду, базирующихся на результатах ее теоретического изучения [12].

     В основе современных теоретических  подходов к мотивации лежат представления, сформулированные психологической наукой, исследующей причины и механизмы целенаправленного поведения человека. С этих позиций мотивация определяется как движущая сила человеческого поведения, в основе которой находится взаимосвязь потребностей, мотивов и целей человека.

     Общую характеристику процесса мотивации  можно представить, если определить используемые для его объяснения понятия: потребности, мотивы, цели.

     Потребности – это состояние человека, испытывающего нужду в объекте, необходимом для его существования. Потребности являются источником активности человека, причиной его целенаправленных действий.

     Мотивы – это побуждения человека к действию, направленные на результат (цель).

     Цели – это желаемый объект или его состояние, к обладанию которым стремится человек.

     Мотивы, движущие человеком, чрезвычайно сложны, подвержены частым переменам и формируются под воздействием целого комплекса внешних и внутренних факторов - способностей, образования, социального положения, материального благосостояния, общественного мнения и т.п. Поэтому прогнозирование поведения членов коллектива в ответ на разные системы мотивации весьма затруднительно.

     Можно выделить достаточно широкий круг потребностей, лежащих в основе трудовой мотивации  и оказывающих влияние на организационное  поведение и работу человека.

     Мотивация как функция управления реализуется  через систему стимулов, т.е. любые действия подчиненного должны иметь для него положительные или отрицательные последствия с точки зрения удовлетворения его потребностей или достижения его целей. Изучение коллектива может позволить руководителю создать мотивационную структуру, с помощью которой он осуществит воспитание коллектива в нужном направлении.

     Главные рычаги мотивации – стимулы и  мотивы. Под стимулом обычно подразумевается материальная награда определенной формы, например, заработная плата. В отличие от стимула мотив является внутренней побудительной силой: желание, влечение, ориентация, внутренние целевые установки и др.

     Данная  функция носит универсальный  характер, т.к. исполняется в рамках всех прочих управленческих функций. Мотивацией обуславливается сама человеческая деятельность, даже вхождение человека в состав организации мотивируется целями этой организации.

     В настоящее время организация  эффективной системы стимулирования персонала является одной из наиболее сложных практических проблем менеджмента. Типичными проблемами в организациях, связанными с низкой мотивацией персонала являются [23]: высокая текучесть кадров, высокая конфликтность, низкий уровень исполнительской дисциплины, некачественный труд (брак), нерациональность мотивов поведения исполнителей, слабая связь результатов труда исполнителей и поощрения, халатное отношение к труду, отсутствие условий для самореализации потенциалов сотрудников, проблемы “общественного сотрудничества” в деятельности фирмы, низкая эффективность воздействия руководителей на подчиненных, низкий уровень межличностных коммуникаций, сбои в производственном процессе. Также могут возникать проблемы при создании согласованной команды, слабая перспектива карьерного роста, отражающаяся на рабочем тонусе сотрудников, противоречия в отношениях между предпринимателем и работником, низкая эффективность методов нормативного описания труда, неудовлетворенность работой сотрудников, низкий профессиональный уровень персонала. Низкая мотивация может вызвать безынициативность сотрудников, деятельность руководства негативно оценивается персоналом, неудовлетворительный морально психологический климат, недостаточное оснащение рабочих мест, организационная неразбериха, недостаточное внимание к учебе и стажировке резерва, неразвитость соцкультбыта предприятия, нежелание сотрудников повышать свою квалификацию. Более того, низкая мотивация труда может повлечь за собой неналаженность системы стимулирования труда, несоответствие между реальным поведением исполнителя и ожиданиями от него начальником, низкий моральный дух в коллективе, проблемы в управлении персоналом, склонных к честолюбию, карьерному росту и многие другие. 
 

     1.3. Системы трудовой мотивации и стимулирования труда 

     Мотивация – это то, что заставляет людей действовать. Говоря иначе – это то, что заставляет их вкладывать усилия и энергию в то, что они делают. Позитивная мотивация возникает, когда к человеку обращаются с просьбой, но она исчезает, когда людей "принуждают" подчиниться требованию. По своей природе и проявлению мотивация сугубо индивидуальна для каждого человека, и все зависит от совокупности обстоятельств в определенный момент.

     На  основе систем мотивации труда строятся системы стимулирования труда, привлечение работников к высокопроизводительному труду, вовлечение их в процессы совершенствования организации производства и труда, участие в рационализаторской деятельности предприятия. Стимулирование труда – способ вознаграждения работников за участие в производстве, основанный на сопоставлении эффективности труда и требований технологий [1, c. 356].

Информация о работе Подходы к построению эффективной системы стимулирования труда в условиях инновационной экономики