Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 13:58, курсовая работа
Зачастую лучший (а подчас и единственный) способ узнать, о чем люди думают и как они поступают, состоит в том, чтобы просто спросить их об этом. Признание этого факта привело к тому, что одним из наиболее распространенных методов в социальных науках стал опрос1. Овладение опросной методикой необходимо для понимания того, как развивалась политология в 30–80-х годах.
Введение
Почтовый опрос как метод сбора социологической информации
Социологическое исследование методом почтового опроса
Методологический раздел программы
Методический раздел программы
Заключение
Список литературы
Экспертный опрос. Опрос специалистов — особая разновидность метода, где многие требования, применимые в массовых опросах, неприемлемы [301; 106. С. 122—127]. Эти опросы не анонимны, исключают "ловушки", так как предполагают активное сотрудничество опрашиваемого в выяснении поставленных проблем.
Как правило, экспертный опрос нацелен на уточнение гипотез, разработку прогноза и пополнение интерпретации определенных социальных явлений и процессов. В таких опросах доминируют открытые формулировки, а закрытые вопросы предназначены лишь для оценки уровня уверенности, меры согласия или несогласия с уже высказанными позициями других специалистов.
Важный момент: отбор экспертов прежде всего по уровню их компетентности, (численность и представительность группы экспертов здесь оценивается не столько статистическими, сколько качественными показателями) и далее — предоставление возможности эксперту достаточно свободно высказать свои мнения и аргументы в их пользу.
Тема опроса четко обозначается в строгих формулировках, задачи исследования также должны быть ясно сформулированы, подчеркивается важность именно персонального мнения специалистов (в массовых опросах, напротив, подчеркивают, что мнение опрашиваемого учитывается в рамках общей статистики). Для ответа на каждый вопрос оставляется достаточно пространное поле, анализ данных скорее качественных, чем количественных.
Один из вариантов техники экспертного опроса ("метод Дельфы") — неоднократное обращение к экспертам, вначале — для выявления существа позиций, а затем — для оценки уровня согласованности мнений по наиболее важным пунктам. После первой экспертизы высказанные оценки предлагаются для упорядочения по уровню правдоподобности, вероятности, достоверности, приоритетности.
Типичная логика развертывания экспертного опроса такова: (1) указание существа изучаемой проблемы и мотивов обращения к данному лицу в качестве специалиста; (2) сведения, подтверждающие компетентность эксперта: область занятий, стаж в этой области, квалификация; (3) информация о порядке (содержании) предлагаемых вопросов в полном их объеме; (4) формулировка каждого проблемного вопроса, предлагающая либо свободные высказывания и комментарии с просьбой указать упущения, слабые места, сомнительные пункты в аргументации, либо обоснование постановки иной проблемы; (5) оценка уверенности в заключении (мнении) эксперта; (6) дополнительные замечания, комментарии, предложения.
Метод исследования — почтовый опрос — также имеет ошибку. Вероятность возврата вопросника по почте была и остается намного выше у людей с высоким образованием и доходами выше среднего, а те, кто не возвратил заполненный вопросник, как правило, принадлежали к низшим классам. Поэтому, если бы даже поллстеры из «Литерэри Дайджест» использовали списки избирателей, а не телефонные справочники, выборка все равно оказалась бы смещенной в сторону богатых и образованных.
Против «Литерэри Дайджест» работал и фактор времени. Состоятельные и более образованные люди обычно определяют «своего» кандидата на президентских выборах еще летом и, вообще, заранее имеют по этому поводу обоснованную позицию, а «простые» люди ничего заранее не умышляют. «Литерэри Дайджест» опрашивал миллионы преуспевающих американцев как раз в начале сентября, когда богатые уже определились в своем выборе, а бедные еще нет. Ошибочно предполагалось, что полученная картина сохранится до ноября, в том числе сохранится и доля тех, кто не мог сказать ничего определенного. К осени ситуация стала меняться. Количество определившихся в своем «нет» Рузвельту осталось относительно стабильным, зато подгруппа не имеющих мнения начала резко сокращаться и перетекать в «да» Рузвельту. Так величайшая по объему выборка в истории массовых опросов оказалась ошибочной, и инцидент показал, что главное для репрезентативности — не объем, а хорошее размещение единиц отбора.
«Каждая единица имеет равный шанс попасть в выборку» — первый принцип выборочной процедуры. Тогда же, в июле 1936 г., молодые и еще неизвестные поллстеры (так стали называть тех, кто проводит массовые опросы, в отличие от социологов), опросив несколько тысяч человек, точно предсказали победу Рузвельту. С этого времени начался институциональный период в истории обследований общественного мнения. Институты Гэллапа, Роупера и Харриса к началу 1960-х гг. уже были международными корпорациями.
Социологическое исследование методом почтового опроса
Методологический раздел программы
1. Формулировка и обоснование выбора темы социологического исследования.
Сейчас очень быстро развивается сфера высоких технологий, и сотовая связь стала теперь не роскошью, а средством общения. Я решила выяснить, чем же руководствуются люди при выборе оператора сотовой связи.
Я провела опрос, с помощью социальной сети ВКонтакте.
2. Определение объекта и предмета исследования.
Объект: абоненты сотовых операторов города Ижевска.
Предмет: факторы, влияющие на выбор того или иного оператора сотовой связи.
3. Определение цели исследования.
Целью данного исследования является изучение факторов, которыми руководствуются люди при выборе того или иного оператора сотовой связи.
4. Формулировка и постановка гипотез.
1. На выбор оператора сотовой связи влияет длительность пользования.
2. На выбор оказывает влияние реклама.
3. На выбор влияет стоимость, качество и наличие дополнительных услуг (GPRS, MMS, WAP,3G)..
4. Бонусы и акции от оператора оказывают влияние на выбор.
5. Оказали влияние на выбор советы близких, продавцов-консультантов.
Методический раздел программы
5. Определение выборочной совокупности.
Генеральной совокупностью данного исследовательского проекта являются абоненты операторов сотовой связи.
В качестве выборки для данного исследования использовался метод «снежного кома».
Выборка – 40 человек, являющихся абонентами сотовой связи.
6. Характеристика методов сбора социологической информации
Для сбора первичной социологической информации применяется метод анкетного опроса. Анкетирование – письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, то есть без прямого и непосредственного контакта анкетера с респондентом. В данном случае этот метод целесообразен по трем причинам:
1) нужно провести опрос за относительно короткое время;
2) опрос проводит один анкетер;
3) респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник.
7. Логическая структура инструментария
Анкета – вид социологического инструментария, представляет совокупность определенным образом структурированных вопросов, логически связанных между собой, с задачами и целями исследования.
Познавательные возможности этого метода реализуются в вопросно–ответном общении социолога и респондента. Поэтому вопрос выступает главным познавательным инструментом опроса.
Самый сложный этап составления анкеты – формулировка вопросов, которой предшествует процедура эмпирического определения основных понятий исследования и отбора эмпирических индикаторов, каждому из которых соответствует один или несколько вопросов анкеты.
8. Обработка социологической информации
Обработка полученной информации производилась вручную.
В анкете используются закрытые вопросы и 1 открытый вопрос.
1. Услугами какого оператора сотовой связи вы пользуетесь в данное время?
А. Мегафон 12%
Б. МТС 25%
В. Билайн 23%
Г. Теле-2 40%
Большая часть опрошенных предпочитает пользоваться оператором сотовой связи Теле-2, примерно равная доля опрошенных предпочитает МТС и Билайн, и меньшая часть пользуется оператором Мегафон.
2. Как долго вы пользуетесь вашим оператором сотовой связи?
А. Менее полугода
Б. От полугода до года 15%
В. От года до 2х лет 23%
Г. Более 2х лет
Д. Ни разу не менял(а) оператора 15%
Почти половина опрошенных пользуется одним оператором сотовой связи более 2х лет, и 15% ни разу не сменили оператора, что говорит о том, что большинство абонентов привыкает к одному конкретному оператору и поэтому пользуются на протяжении долгого времени.
3. Реклама какого оператора сотовой связи кажется вам наиболее убедительной?
А. Мегафон 12%
Б. МТС 38%
В. Билайн 42%
Г. Теле-2 8%
Опрошенные посчитали, что самая убедительная реклама у операторов МТС и Билайн, самая неубедительная – Теле-2. Таким образом, реклама на выбор оператора не оказала большого влияния.
4. Что для вас важнее: стоимость или качество сотовой связи?
А. Стоимость
Б. Качество
В. Среднее качество и средняя цена 42%
Большее предпочтение респонденты отдали соотношению средней цены и среднего качества.
5. Повлияло ли на ваш выбор то, какими операторами сотовой связи пользуются ваши близкие?
А. Да, это имело решающее значение при выборе оператора 10%
Б. Да, но это не главное
В. Нет, никак не повлияло
При выборе оператора большее число опрошенных не учитывала, каким оператором пользуются их родные и близкие.
6. Имеют ли для вас значение специальные бонусы, акции от оператора сотовой связи?
А. Да, это немаловажно для меня 5%
Б. Да, но можно обойтись и без них 60%
В. Нет, не имеют никакого значения 35%
Преобладающая часть опрошенных указала, что специальные бонусы и акции от оператора сотовой связи для них имеют значение, но они могут обойтись и без них, для 35% опрошенных бонусы и акции не имеют никакого значения.
7. Часто ли вы пользуетесь дополнительными услугами, такими как MMS, GPRS, WAP?
А. Часто
Б. Время от времени 17%
В. Почти не пользуюсь 22%
Г. Вообще не пользуюсь 13%
Большая часть опрошенных довольно часто пользуются такими услугами, как MMS, GPRS, WAP. Таким образом, немаловажно, чтобы эти услуги имели невысокую стоимость.
8. Как часто вы рассматриваете новые предложения от других операторов?
А. Часто 2%
Б. Иногда 55%
В. Никогда 43%
Практически все опрошенные мало или вообще не интересуются предложениями других операторов.
9. Хотели бы вы в ближайшее время сменить оператора сотовой связи?
А. Да, т.к. меня не устраивает тот оператор, которым я пользуюсь в данное время 0%
Б. Да, если у другого оператора появится выгодное предложение 30%
В. Нет, меня все устраивает
Г. Нет, я вообще не собираюсь менять оператора
Большую часть опрошенных устраивает тот оператор, которым они пользуются в данное время. 30% сменят оператора в случае, если другой оператор предложит им более выгодные условия.
10. Устраивает ли вас оператор сотовой связи, которым вы пользуетесь в данное время?
А. Да, меня все устраивает
Б. Да, в целом устраивает, но есть некоторые недочеты
В. Нет, не устраивает, но менять оператора я не собираюсь
Г. Нет, не устраивает, собираюсь в ближайшее время сменить оператора 0%
Большинство опрошенных (90%) удовлетворены тем оператором сотовой связи, которым они пользуются, но 55% все-таки указали на недочеты.
11. Оказали ли на вас влияние советы ваших близких, продавца-консультанта при выборе оператора сотовой связи?
А. Да, оказали 35%
Б. Нет, выбирал(а) сам(а) 65%
Советы близких и продавцов-консультантов оказали влияние всего лишь на 35% опрошенных, остальные указали, что выбор их собственный.
12. Какие еще факторы оказали на вас влияние при выборе сотового оператора?
Опрошенные так же указали такие факторы, как: бесплатное подключение, бесплатные звонки внутри сети, изучение тарифов, уникальное предложение, большая зона охвата сети, близкое расположение офиса к дому, привлекательный номер телефона, условия подключения, низкая стоимость GPRS, подключение без паспорта.
Таким образом, на выбор оператора влияет длительность пользования оператором сотовой связи, некоторое влияние оказывает реклама, соотношение цена-качество, наличие дополнительных услуг, незначительное влияние оказывает наличие бонусов и акций.
Отчет
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1 | Г | Д | Г | А | Б | А | В | В | В | Б | А |
2 | Г | В | В | В | В | Б | А | Б | В | Б | Б |
3 | Б | В | Б | Б | Б | Б | В | В | В | А | Б |
4 | А | В | Б | В | В | Б | В | В | В | А | Б |
5 | В | Д | А | Б | В | Б | Б | Б | В | А | Б |
6 | Г | Г | В | Б | А | Б | А | Б | Б | Б | А |
7 | В | Б | В | В | А | В | Г | В | В | А | А |
8 | Б | Б | Б | А | Б | Б | А | В | В | Б | А |
9 | В | Г | Г | А | В | В | Б | Б | Б | Б | Б |
10 | Б | Г | Б | Б | Б | Б | А | В | Г | А | А |
11 | В | Д | А | Б | Б | В | А | В | Б | Б | А |
12 | Г | Г | В | А | В | Б | А | Б | В | В | Б |
13 | Г | Г | А | А | Б | В | Г | В | В | А | Б |
14 | Г | В | В | В | В | В | Г | Б | В | А | Б |
15 | Б | Г | Б | А | В | Б | Б | В | В | Б | А |
16 | В | Г | В | В | В | В | В | Б | В | Б | Б |
17 | Г | Г | В | А | А | В | В | Б | В | В | Б |
18 | Б | Г | Б | Б | В | Б | А | В | В | Б | Б |
19 | Г | Г | В | В | В | Б | А | Б | Б | Б | Б |
20 | Б | Г | Б | Б | Б | Б | А | В | В | А | Б |
21 | В | Д | В | В | В | Б | Б | Б | В | А | Б |
22 | А | Б | В | В | В | Б | А | Б | Б | Б | А |
23 | Б | Б | Б | В | Б | Б | А | Б | Б | Б | А |
24 | Г | Г | Б | А | В | В | В | Б | Б | В | Б |
25 | А | В | Б | В | Б | Б | Б | Б | В | Б | А |
26 | Г | В | В | В | В | В | А | Б | Г | Б | Б |
27 | Г | Г | Б | А | Б | В | Г | В | В | А | Б |
28 | Г | А | В | А | В | Б | Б | А | Г | А | А |
29 | А | В | В | Б | Б | В | В | Б | Б | Б | Б |
30 | В | Г | А | В | А | Б | А | Б | В | А | Б |
31 | В | Б | Б | В | В | Б | А | В | В | Б | Б |
32 | Г | Г | В | Б | В | Б | А | Б | Б | Б | Б |
33 | А | В | Б | В | В | В | А | В | В | А | А |
34 | Г | Б | В | В | Б | А | Б | В | Б | В | Б |
35 | Б | Г | А | Б | В | В | Г | Б | В | Б | Б |
36 | Б | Г | Б | А | В | Б | В | Б | В | Б | Б |
37 | Г | Д | В | В | В | Б | А | В | В | Б | А |
38 | Б | Д | Б | Б | Б | В | А | Б | Б | Б | Б |
39 | В | В | В | А | В | Б | А | В | В | Б | А |
40 | Г | Г | Г | В | Б | В | В | Б | В | А | Б |