Плодовитость и естественная рождаемость

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Базовой компонентой динамики населения является рождаемость, её уровень и тенденции во многом определяют характер режима воспроизводства населения. Радикально решить проблему депопуляции в России может только пересмотр установок населения в пользу двух-трехдетной семьи.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является выявление особенностей репродуктивного поведения и рождаемости.

Работа содержит 1 файл

рождаемость и репродуктивное поведение.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

 

 
Введение

Современная демографическая  ситуация в России характеризуется  тем, что в конце XX века Россия вступила в длительную полосу депопуляции, вызванную не конъюнктурными временными факторами, а фундаментальными долгосрочными процессами, поэтому надежды на автоматический выход из нее по мере улучшения социально-экономической ситуации малоосновательны. Развитие депопуляции в России формируется, с одной стороны, в результате крайне низкой рождаемости, с другой стороны, не имеющим аналогов в развитых странах уровнем смертности.

Проводимая в настоящее  время демографическая политика в России направлена на увеличение рождаемости и продолжительности  жизни населения, сокращение уровня смертности, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране в целом и в её регионах.

Базовой компонентой  динамики населения является рождаемость, её уровень и тенденции во многом определяют характер режима воспроизводства населения. Радикально решить проблему депопуляции в России может только пересмотр установок населения в пользу двух-трехдетной семьи.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является выявление  особенностей репродуктивного поведения и рождаемости.

 

 

 

 

 

 

 

1. Плодовитость и естественная рождаемость

 

 Рождаемость представляет собой сложный демографический  феномен, имеющий биологическую  природу и жесткую социально-экономическую  регламентацию (детерминацию). В демографии под рождаемостью понимается процесс  деторождения в некоторой совокупности людей, составляющих поколение или группу поколений, имеющий определенную интенсивность и ограниченный определенными нормами социального поведения. В современных условиях при достаточно низкой смертности рождаемость выступает ведущей компонентой воспроизводства населения, определяет его режим (суженый, простой, расширенный) и общее направление эволюции населения и его возрастно-полового состава. 

Соотношение социальных и биологических факторов в детерминации уровня рождаемости не постоянно и изменяется в процессе развития общества, его структуры, социальных институтов и института семьи и брака, в частности. Генеральным вектором эволюции рождаемости является неуклонное снижение роли биологической компоненты в ее детерминации и нарастание роли компоненты социальной регуляции.  

Биологической основой рождаемости является способность  человека как биологического вида к  размножению (оплодотворению, зачатию  и вынашиванию плода), описываемая  понятием плодовитость или видовая  плодовитость. В конкретном уровне рождаемости данной совокупности населения плодовитость реализуется через определенное репродуктивное поведение (совокупность норм, установок поведения в сфере принятия решений о рождении детей вообще и конкретного ребенка, в частности). Репродуктивное поведение тесно связано с другими видами поведения человека в обществе и зависит от особенностей функционирования социальных институтов, уклада экономики, политической ситуации и т.п.

Одной из важнейших  детерминант репродуктивного поведения и уровня рождаемости является специфика доминирующих норм брачно-семейного поведения, детности (числа детей в семье), так как в любом обществе число детей в семье выступает как один из важнейших компонентов образа жизни личности, семьи, в рамках которого дети выполняют определенные социальные роли, важные для экономического и социального функционирования семьи, психологического взаимодействия всех ее членов. В свою очередь, образ жизни, структура и функции семьи тесно связаны с социально-экономическим устройством общества и изменяются в ходе его исторической эволюции. Модернизация общества приводит к изменению всего комплекса социальных норм поведения, в том числе матримониального и репродуктивного, которое на любом этапе развития человеческой цивилизации ориентировано на максимальное приспособление семьи к меняющейся внешней среде. Таким образом, репродуктивные установки и потребность семьи в детях оказываются такими, которые обеспечивают максимально эффективное и комфортное функционирование семьи в обществе.

Процесс приспособления семьи к меняющимся условиям жизнедеятельности  и пересмотр репродуктивных установок  проявляется в постоянном понижении  интенсивности и как результат  – в смене исторических типов  рождаемости. Основа рождаемости и воспроизводства населения – плодовитость. Она представляет собой биологическую (физиологическую) способностью к зачатию и рождению определенного числа детей. Традиционно плодовитость измеряется числом потенциально возможных живорождений у женщины, которое зависит от генетических качеств и состояния здоровья обоих супругов, а также – сочетания их биологических свойств (биологической или генетической совместимости). Теоретически число рождений в одноплодных родах может варьировать в весьма больших пределах – от 0 до 35, однако максимум плодовитости редко реализуется в полном объеме из-за причин естественного (послеродовая стерильность) и приобретенного характера (утрата состояния здоровья в связи с частыми, осложненными родами, абортами и т.п.).

Прямых методов  оценки реальной плодовитости не существует. Она оценивается косвенно: или через вероятность зачатия – оплодотворяемость, или через уровень естественной рождаемости, то есть такой рождаемости женщин, состоящих в браке, который определяется исключительно плодовитостью супругов и их состоянием здоровья в целом, при полном отсутствии намеренного ограничения рождаемости посредством средств предупреждения зачатия (контрацепции) или рождения ребенка (абортов). В этом смысле естественная рождаемость может рассматриваться как один из вариантов репродуктивного поведения. По имеющимся оценкам средняя плодовитость человека колеблется от 13 до 17 рождений за весь период плодовитости женщины, если она будет все это время состоять в браке и у нее не будет ни естественных, ни искусственных препятствий для зачатия ребенка. Эти условия идеальны и никогда не реализуются в реальной жизни (например, из-за мужской сверхсмертности), поэтому более осторожная оценка составляет 10-12 живорождений за всю жизнь или 12-15 зачатий (с учетом мертворождений и самопроизвольных абортов). Этими пределами ограничивается биологическая граница естественной рождаемости.

Плодовитость  имеет выраженные различия в рамках репродуктивного возраста, который  условно ограничен границами  от 15 до 50 лет (в реальности способность к зачатию появляется как у мужчин, так и у женщин раньше, а исчерпывается полностью, соответственно, позже указанных возрастных пределов). Максимальных параметров плодовитость достигает в возрасте от 20 до 30 лет, а затем начинает убывать.

При отсутствии практики внутрисемейного ограничения рождаемости пределы естественной рождаемости регулируются социальными нормами брачности (возрастом вступления в первый брак, распространенностью повторной брачности и т.п.), нормами поведения в браке, соотношением полов в основных бракоспособных и репродуктивных возрастах (15-50 лет), а также уровнями смертности этих групп населения. При благоприятном соотношении всех этих параметров реально достижимым уровнем рождаемости является примерно 8 живорождений в среднем на один эффективный брак.

Плодовитость  рассматривается как один из факторов репродуктивного поведения, прежде всего – репродуктивного здоровья. В условиях ориентации населения  на малодетную модель семьи существующая видовая плодовитость крайне избыточна, что становится мощным стимулом все большего распространения практики внутрисемейного регулирования рождаемости (числа детей в семье).

С этих позиций  концепция естественной рождаемости  выступает в качестве некоей гипотетической модели репродуктивного поведения, альтернативной тому, который присущ населению развитых стран. Сам термин «естественная рождаемость» был введен в научный оборот французским демографом Л.Анри в 1961 г. в качестве альтернативы так называемой контролируемой рождаемости, присущей современному обществу, для которого характерен высокий уровень ее внутрисемейного регулирования посредством сознательного определения не только числа, но и сроков рождения детей.

В силу этого  в практике анализа тенденций  и уровней рождаемости концепция  естественной рождаемости используется для приближенной оценки степени внутрисемейного ограничения рождаемости. Основным подходом к определению уровня естественной рождаемости в современных условиях является приравнивание ее гипотетического уровня к уровням рождаемости какого-либо населения, не практикующего применения контрацепции и абортов, не подверженного массовым заболеваниям, снижающим плодовитость, не имеющего традиций безбрачия или поздних браков. По сути уровни рождаемости такого населения выступают в качестве некоего стандарта рождаемости, а сопоставление уровней естественной рождаемости с реально наблюдаемыми ее уровнями в конкретном населении представляют собой один из вариантов стандартизации демографических коэффициентов.

В качестве модели естественной рождаемости используется модель рождаемости гуттеритов – небольшой секты лиц европейского происхождения, поживающей в Северной Америке, члены которой по религиозным соображениям не применяют какие-либо способы регулирования деторождения и имеют традиции универсальной ранней брачности. Используя этот подход, американский демограф Э.Коул построил систему индексов, позволяющих сравнить колебания брачности и рождаемости, происходящие в любом фактическом населении, с показателями для гуттеритов и измерить тем самым масштабы внутрисемейного контроля над рождаемостью.

Другой подход был предложен Л.Анри. Он основан  на подборе повозрастных коэффициентов  брачной рождаемости для ряда совокупностей населения, не практикующих ограничения рождаемости, и вычисления средних показателей для этой группы совокупностей. Частично данный подход был использован В.А.Борисовым для построения гипотетического минимума естественной рождаемости (индекс ГМЕР), который позволяет давать более осторожные оценки современного уровня контрацептивно-абортивной практики.

 
2. Репродуктивное поведение

Репродуктивное  поведение представляет собой целостную  систему действий, отношений и  психических состояний личности, направленных на рождение или отказ  от рождения ребенка любой очередности, в браке и вне брака. Иногда включают в понятие РП также процесс социализации ребенка (обучение, воспитание, приобретение определенных социальных качеств и т.п.). Наряду с термином «репродуктивное поведение» в литературе используются также термины «прокреативное поведение» и «генеративное поведение».

Данный вид  поведения не является изолированным  элементом поведения личности и  должен рассматриваться в общем  контексте ее ценностных ориентаций, установок, потребностей и т.п., а  также – с точки зрения той  социальной нормативной среды, в которой существует индивид. Репродуктивное поведение присуще не только конкретной личности, но и большим (этносы, территориальные совокупности населения и т.п.) и малым социальным группам, среди которых одной из основных выступает семья, населению в целом.

Структурно  в рамках репродуктивного поведения  выделяют: (1) совокупность поведенческих  актов и решений, непосредственно  направленных на рождение ребенка или  собственно репродуктивное поведение; (2) контрацептивное поведение, то есть действия, направленные на предотвращение зачатия; (3) абортивное поведение, то есть действия, имеющие целью предотвратить нежелательное рождение. Все три варианта поведения регулируются относительно самостоятельными установками и мотивами.

Собственно  репродуктивное поведение направлено на реализацию полного репродуктивного цикла – от момента принятия решения о зачатии ребенка до его рождения. Внешне контрацептивное и абортивное поведение служат инструментами регулирования каждого конкретного репродуктивного цикла (предотвращение зачатия, прерывание беременности при помощи искусственного аборта). Однако в действительности их роль значительно шире. В зависимости от установок контрацептивного и абортивного поведения личности (супругов) происходит формирование всего репродуктивного цикла семьи. Под ним понимается, во-первых, определение оптимального срока рождения первого ребенка. Период времени между вступлением в брак (началом сожительства) и рождением первого ребенка носит название протогенетического интервала. Во-вторых, контрацептивные и абортивные установки определяют продолжительность интергенетических интервалов. Интергенетический интервал – это период времени между рождениями первого и второго, а также всех последующих детей, соответственно. Наконец, в зависимости от соотношения собственно репродуктивных и абортивно-контрацептивных установок зависит срок завершения формирования семьи и стратегии поведения супругов после достижения желаемого числа детей (использование контрацепции, абортов, стерилизация).

Репродуктивное поведение предполагает наличие обязательного условия – плодовитости, то есть физиологической способности к зачатию. В случае бесплодия одного или обоих супругов и при наличии неудовлетворенной потребности в детях формирование данной семьи либо прекращается (например, посредством развода), либо осуществляется путем усыновления (удочерения) желаемого числа детей.

Соотношение полных и неполных репродуктивных циклов в  семьях одинакового социально-экономического статуса, обладающих одинаковыми этно-демографическими характеристиками и не имеющих нарушений плодовитости определяется репродуктивными установками супругов, то есть их психической предрасположенностью (положительным или отрицательным отношением) к рождению определенного числа детей (нередко – определенного числа сыновей и дочерей). Репродуктивные установки делятся на две основные группы: установки, непосредственно связанные с деторождением, и установки, определяющие масштабы и способы регулирования процесса деторождения (абортивно-контрацептивные установки). В рамках взаимодействия этих установок осуществляется процесс удовлетворения потребности в детях. 

Выделяют три типа репродуктивного поведения: многодетное (с потребностью в 5 и более детях); среднедетное (с потребностью в 3-4 детях) и малодетное (потребность в 1-2 детях). Многодетный тип репродуктивного поведения предполагает полное доминирование установок на деторождение, а рождаемость может рассматриваться как приближающаяся или полностью соответствующая естественной. В этом случае наличие неполных репродуктивных циклов детерминируется особенностями плодовитости супругов, спонтанными абортами, длительностью периодов послеродовой стерильности и лактации.

Информация о работе Плодовитость и естественная рождаемость