Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 21:54, реферат
Пенсионная система России находится в кризисном состоянии. Причем кризис этот проявляется в двух основных аспектах. С одной стороны, уже сегодня средний размер пенсии россиянина явно оставляет желать лучшего. В долгосрочной же перспективе ситуация должна ухудшиться настолько, что даже сегодняшний уровень благосостояния будет по объективным причинам недосягаем для пенсионера. С другой же стороны, сегодняшние пенсии не обеспечивают достаточной зависимости между трудовым вкладом работника, имевшим место в период его активной трудовой жизни, и объемом материального вознаграждения в старости.
Введение………………………………………………………………… 3
Пенсионная система России…………………………………………… 4
Реформирование российской системы пенсионного обеспечения…. 8
Основные различия между старой пенсионной системой и новой…. 11
Российская пенсионная реформа в контексте мирового опыта…….. 13
Заключение……………………………………………………………… 19
Литература…………
В накопительной системе с начала пенсионной реформы не участвовали мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше, то есть те, кто должен был выйти на пенсию в течение десяти лет после начала реформы. А граждане, родившиеся раньше 1967 года, до 1 января 2005 года, участвуют в ней в ограниченном объеме - их накопительные поступления составляют пока 2 процента от размера легальной заработной платы, а с января 2006 года этот платеж возвращается в страховую часть. Сами же средства, перечисленные на специальную (накопительную) часть их лицевых счетов останутся в их распоряжении до достижения ими пенсионного возраста.
Система начисления пенсий, основанная
на накопительной составляющей, достаточно
широко распространена в мире. Ее избрали
Швеция, Италия, Латвия, Польша. Одним
из факторов, говорящих в пользу
выбора в данной системы, является необходимость
преодоления возможных
ОСНОВНЫЕ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ СТАРОЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМОЙ И НОВОЙ
В новой модели расчета пенсий заработная плата работника учитывается в полном объеме и на протяжении всего трудового стажа. Новая модель, оставаясь распределительной, включает в себя персонифицированный учет, накопление пенсионных прав гражданина и пенсионные обязательства государства. Старая система в основе своей являлась не столько распределительной, сколько перераспределительной - между группами с различным уровнем дохода. Новая пенсионная модель в большей мере является страховой моделью, в которой размер пенсии зависит от размера заработной платы. Новая модель, так же как и старая, основана на принципе солидарности поколений. Но в отличие от старой системы она основана на персонифицированном учете обязательств государства перед будущим пенсионером. При этом на счетах граждан накапливаются не средства, а обязательства государства перед гражданами. Платежи за работающих будут поступать в Пенсионный фонд России, и фиксироваться на лицевых счетах, но деньги, как и раньше, направляться на выплаты пенсий нынешним пенсионерам.
Новым пенсионным законодательством установлены и новые нормы по трудовому стажу. Минимальный стаж для получения базовой пенсии составляет 5 лет. В старой модели отработанными годами определялось, какой процент от учитываемой зарплаты может получить в виде пенсии работник. Согласно новой модели основным показателем, который определяет размер пенсии, является сумма рублей на лицевом счете. Сумма эта во многом зависеть от количества отработанных лет. Чем больше лет, тем больше пенсионный капитал, тем больше пенсия.
В новой пенсионной модели предложена
принципиально новая схема
Благодаря вышеобозначенным новеллам пенсионная реформа положительно скажется на состоянии экономики в целом, а также позволит привлечь значительные капиталы на финансовые рынки страны.
Одна из основных задач, которую
должна решить реформа, - обеспечить прозрачность
пенсионной системы. Каждый работник ежегодно
получает отчет о состоянии заработанных
им пенсионных прав: общий объем
перечисленных работодателем
Для обеспечения финансовой устойчивости
системы обязательного
РОССИЙСКАЯ ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В КОНТЕКСТЕ МИРОВОГО ОПЫТА
Проблемы пенсионного
- пенсионная система, полностью
перешедшая на накопительную
основу, увеличивает совокупные
национальные накопления и
- воздействие конкуренции и
независимость от
- накопительная пенсионная
- система дает свободу выбора и обеспечивает дифференциацию размеров пенсии в зависимости от заработка и эффективности использования накоплений.
Распределительная и накопительная системы имеют свои недостатки и преимущества, последние как той, так и другой не всегда бесспорны. Ни одну из систем нельзя однозначно признать эффективной в достижении основных целей пенсионной политики в современных условиях.
Выход был найден в диверсификации пенсионного обеспечения, в сочетании обеих моделей, в создании многоуровневой системы, включающей:
- обязательную государственную систему с внутри- и межпоколенческим перераспределением. Ее цель - предотвращение и сокращение бедности среди пенсионеров.
- обязательную накопительную систему, в которой пенсия зависит от средств, накопленных на индивидуальных счетах пенсионеров, и инвестиционных доходов. Она может быть централизованной и управляемой государством или представлять собой систему индивидуальных счетов, находящихся в частном управлении;
- добровольное частное пенсионное страхование.
Многоуровневая система
Теоретически существуют 4 пути предупреждения финансового кризиса крупных распределительных пенсионных схем:
- соответствие параметров таких
структурных характеристик
- системные реформы, в основном
путем развития накопительной
части (внутри или вне)
- более широкое финансовое
- макроэкономические
Большинство развитых государств в основном выбрало так называемый параметрический подход к пенсионным реформам, т.е. проведение корректирующих мер, которые меняют, иногда весьма существенно, характеристики действующей системы. Это не исключало, естественно, использования и других подходов.
В новой системе пенсионные взносы
работников и работодателей, равные
18,5% фонда заработной платы, делятся
на две части: 16,5% используется для
финансирования выплачиваемых в
этом же году на распределительной
основе пенсий. Однако при этом вводится
персонифицированный учет взносов,
т.е. каждому застрахованному
Национальная базовая пенсия заменяется новой гарантированной, финансируемой из государственного бюджета. Она выплачивается тем, кто не заработал пенсии по старости или заработал ее в очень низком размере.
По существу в Швеции традиционная
распределительная система
В ходе пенсионной реформы в развитых
государствах возникла такая новация,
как условно-накопительные
Система условно-накопительных счетов
позволяет ослабить воздействие
на пенсионную систему демографического
фактора - увеличения продолжительности
жизни (пособие исчисляется на основе
актуарных расчетов, исходя из ожидаемой
продолжительности жизни в
Несмотря на то, что переход к
накопительным схемам не стал целью
реформ в подавляющем большинстве
стран, наблюдается тенденция к
осторожному и постепенному введению
накопительных элементов и
В постсоциалистических странах к
общим для всех стран мира причинам
реформирования пенсионных систем добавились
и специфические, обусловленные
особенностями переходного
- заметно снизившаяся
- низкий уровень дохода
- сохранение большого
- слишком обширные системы
Мировой опыт показывает, что решение финансовых проблем пенсионных систем возможно по 3-м направлениям:
- сохранение в несколько реформированном виде государственной распределительной пенсионной системы и одновременно стимулирование развития добровольных частных пенсионных программ;
- введение многоуровневой распределительно-накопительной пенсионной схемы, финансируемой из различных источников;
- переход к полностью накопительной схеме.
В практике пенсионного реформирования в постсоциалистических странах присутствуют все 3 направления.
Начат или планируется переход к многоуровневым схемам в Болгарии, Хорватии, Румынии, Словакии и Македонии.
На постсоветском пространстве
первой страной, преобразовавшей в
1996 г. Распределительную схему по
принципу условно накопительных
счетов, была Латвия. В 2000-2001гг. пенсионные
реформы были продолжены, введен накопительный
уровень, обязательный для лиц моложе
30 лет и свободный для работников
в возрасте 30-50 лет. Уже с 2001 года
взносы в пенсионную систему, равные
20% фонда заработной платы, делятся
поровну между
Информация о работе Перспективы реформирования пенсионной системы