Перспективы реформирования пенсионной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 21:54, реферат

Описание работы

Пенсионная система России находится в кризисном состоянии. Причем кризис этот проявляется в двух основных аспектах. С одной стороны, уже сегодня средний размер пенсии россиянина явно оставляет желать лучшего. В долгосрочной же перспективе ситуация должна ухудшиться настолько, что даже сегодняшний уровень благосостояния будет по объективным причинам недосягаем для пенсионера. С другой же стороны, сегодняшние пенсии не обеспечивают достаточной зависимости между трудовым вкладом работника, имевшим место в период его активной трудовой жизни, и объемом материального вознаграждения в старости.

Содержание

Введение………………………………………………………………… 3
Пенсионная система России…………………………………………… 4
Реформирование российской системы пенсионного обеспечения…. 8
Основные различия между старой пенсионной системой и новой…. 11
Российская пенсионная реформа в контексте мирового опыта…….. 13
Заключение……………………………………………………………… 19
Литература…………

Работа содержит 1 файл

Экономические основы соц. работы Ситникова.docx

— 42.45 Кб (Скачать)

В накопительной системе с начала пенсионной реформы не участвовали  мужчины 1952 года рождения и старше и  женщины 1956 года рождения и старше, то есть те, кто должен был выйти  на пенсию в течение десяти лет  после начала реформы. А граждане, родившиеся раньше 1967 года, до 1 января 2005 года, участвуют в ней в ограниченном объеме - их накопительные поступления  составляют пока 2 процента от размера  легальной заработной платы, а с  января 2006 года этот платеж возвращается в страховую часть. Сами же средства, перечисленные на специальную (накопительную) часть их лицевых счетов останутся в их распоряжении до достижения ими пенсионного возраста.

Система начисления пенсий, основанная на накопительной составляющей, достаточно широко распространена в мире. Ее избрали  Швеция, Италия, Латвия, Польша. Одним  из факторов, говорящих в пользу выбора в данной системы, является необходимость  преодоления возможных негативных демографических аспектов для пенсионных систем, когда перераспределение  средств от двух-трех работающих к  одному пенсионеру становится невозможным. Пенсионной системе приходится выполнять обязательства перед каждым пенсионером индивидуально.

 

ОСНОВНЫЕ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ  СТАРОЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМОЙ И НОВОЙ

В новой модели расчета пенсий заработная плата работника учитывается  в полном объеме и на протяжении всего трудового стажа. Новая  модель, оставаясь распределительной, включает в себя персонифицированный  учет, накопление пенсионных прав гражданина и пенсионные обязательства государства. Старая система в основе своей  являлась не столько распределительной, сколько перераспределительной - между  группами с различным уровнем дохода. Новая пенсионная модель в большей мере является страховой моделью, в которой размер пенсии зависит от размера заработной платы. Новая модель, так же как и старая, основана на принципе солидарности поколений. Но в отличие от старой системы она основана на персонифицированном учете обязательств государства перед будущим пенсионером. При этом на счетах граждан накапливаются не средства, а обязательства государства перед гражданами. Платежи за работающих будут поступать в Пенсионный фонд России, и фиксироваться на лицевых счетах, но деньги, как и раньше, направляться на выплаты пенсий нынешним пенсионерам.

Новым пенсионным законодательством  установлены и новые нормы  по трудовому стажу. Минимальный  стаж для получения базовой пенсии составляет 5 лет. В старой модели отработанными  годами определялось, какой процент  от учитываемой зарплаты может получить в виде пенсии работник. Согласно новой модели основным показателем, который определяет размер пенсии, является сумма рублей на лицевом счете. Сумма эта во многом зависеть от количества отработанных лет. Чем больше лет, тем больше пенсионный капитал, тем больше пенсия.

В новой пенсионной модели предложена принципиально новая схема индексации пенсий. В основе ее - прогноз темпов инфляции и роста заработной платы  на планируемый год. По этим показателям  и с учетом прогнозируемых доходов  пенсионной системы и будет определяться размер индексации на год, утверждаемый в бюджете ПФР.

Благодаря вышеобозначенным новеллам пенсионная реформа положительно скажется на состоянии экономики в целом, а также позволит привлечь значительные капиталы на финансовые рынки страны.

Одна из основных задач, которую  должна решить реформа, - обеспечить прозрачность пенсионной системы. Каждый работник ежегодно получает отчет о состоянии заработанных им пенсионных прав: общий объем  перечисленных работодателем взносов, общий объем пенсионного капитала. Размер базовой и страховой части  пенсии индексируется ежегодно с  учетом темпов инфляции.

Для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного  страхования предусматривается  создание Пенсионным фондом России резерва, который должен обеспечить безусловное  выполнение обязательств по выплате  пенсий перед нынешними пенсионерами. По Закону «Об обязательном пенсионном страховании» государство несет  полную ответственность за выплату  пенсий гражданам, в том числе  субсидиарную ответственность за деятельность Пенсионного фонда России, и отвечает по его обязательствам перед застрахованными  лицами.

 

 

 

РОССИЙСКАЯ ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В КОНТЕКСТЕ МИРОВОГО ОПЫТА

Проблемы пенсионного обеспечения  в 80-90-е годы истекшего столетия оказались  в центре научных и общественных дискуссий и политики во всех странах  мира. Практически везде была поставлена под сомнение действенность сложившихся  крупных государственных распределительных  пенсионных систем. Причины следует  искать в совокупном действии демографических, экономических, социальных и морально-психологических  факторов. Действие других факторов обусловлено сдвигами на рынке труда, изменениями в масштабах, структуре и характере занятости населения (высокая безработица, распространение неформальной и неполной занятости, работы на дому и самозанятости). В результате уменьшается численность работников, взносы которых являются финансовой основой обязательной системой пенсионного обеспечения. В концептуальном плане возможны два различных подхода к реформированию пенсионного обеспечения. Первый основан на обязанности каждого члена общества, наряду с собственной ответственностью, участвовать в основанном на принципах солидарности коллективном страховании на случай рисков, угрожающих человеку (безработицы, старости, болезни, инвалидности). В данном случае общество противостоит рискам на основе законодательно оформленной системы обязательного страхования. Второй подход исходит из другой философии - только сам человек ответственен за формирование условий собственной жизни. Эта философия предполагает замену государственной пенсионной системы частными структурами обязательного накопления, построенными на принципе индивидуального финансирования пенсии самим работникам за счет процента заработной платы и инвестиционного дохода. Для ее обоснования приводятся следующие аргументы:

- пенсионная система, полностью  перешедшая на накопительную  основу, увеличивает совокупные  национальные накопления и приводит  к увеличению инвестиций и  к экономическому росту;

- воздействие конкуренции и  независимость от политического  вмешательства повышают эффективность  пенсионной системы, находящаяся  в частном управлении, она становится  эффективней государственной;

- накопительная пенсионная система  не зависит от демографических  проблем, угрожающих практически  во всем мире существованию  распределительных схем;

- система дает свободу выбора  и обеспечивает дифференциацию  размеров пенсии в зависимости  от заработка и эффективности  использования накоплений.

Распределительная и накопительная  системы имеют свои недостатки и  преимущества, последние как той, так и другой не всегда бесспорны. Ни одну из систем нельзя однозначно признать эффективной в достижении основных целей пенсионной политики в современных  условиях.

Выход был найден в диверсификации пенсионного обеспечения, в сочетании  обеих моделей, в создании многоуровневой системы, включающей:

- обязательную государственную систему с внутри- и межпоколенческим перераспределением. Ее цель - предотвращение и сокращение бедности среди пенсионеров.

- обязательную накопительную систему, в которой пенсия зависит от средств, накопленных на индивидуальных счетах пенсионеров, и инвестиционных доходов. Она может быть централизованной и управляемой государством или представлять собой систему индивидуальных счетов, находящихся в частном управлении;

- добровольное частное пенсионное страхование.

Многоуровневая система страхует от многих рисков - особенно от общего, обусловленного неопределенностью  в экономике и политике (правительственные  или рыночные кризисы, изменения  относительных ценах труда и  капитала) - с помощью диверсификации типов управления (государственные  и частные), источников финансирования (капитал и труд) и инвестиционных стратегий (акции и облигации, международные  и внутренние инвестиции).

Теоретически существуют 4 пути предупреждения финансового кризиса крупных  распределительных пенсионных схем:

- соответствие параметров таких  структурных характеристик распределительной  схемы, как уровень взносов,  пенсионный возраст или формула  индексации пенсий финансовым  возможностям;

- системные реформы, в основном  путем развития накопительной  части (внутри или вне) распределительной  схемы;

- более широкое финансовое обеспечение,  а именно, повышение общих налогов  и сокращение социальных расходов, не связанных с пенсиями;

- макроэкономические модификации,  например, поощрение более высокого  уровня занятости или иммиграции  для изменения величины рабочей  силы, а следовательно, и выплачиваемых  взносов.

Большинство развитых государств в  основном выбрало так называемый параметрический подход к пенсионным реформам, т.е. проведение корректирующих мер, которые меняют, иногда весьма существенно, характеристики действующей  системы. Это не исключало, естественно, использования и других подходов.

В новой системе пенсионные взносы работников и работодателей, равные 18,5% фонда заработной платы, делятся  на две части: 16,5% используется для  финансирования выплачиваемых в  этом же году на распределительной  основе пенсий. Однако при этом вводится персонифицированный учет взносов, т.е. каждому застрахованному открывается  индивидуальный счет, на котором отражаются его взносы в пенсионную систему  или его пенсионные права (система  условно накопительных счетов). Оставшаяся часть взносов (2%) поступает на специальный  индивидуальный накопительный счет. Средства по выбору застрахованного  лица поступают в один из частных  фондов, действующих на конкурсной основе, или в фонд, находящийся  в государственном управлении. При  выходе на пенсию индивид получит  свои капитализированные сбережения.

Национальная базовая пенсия заменяется новой гарантированной, финансируемой  из государственного бюджета. Она выплачивается  тем, кто не заработал пенсии по старости или заработал ее в очень низком размере.

По существу в Швеции традиционная распределительная система заменяется смешенной, распределительно-накопительной  с условно накопительными счетами  в ее распределительной части. При  этом переход на новую систему  обязателен для лиц, родившихся в 1954 г. и позже, родившимся до 1934 г., пенсия будет выплачиваться по старым правилам, лица 1935-1953 гг. рождения одну часть пенсии получат по новым, другую по старым правилам.

В ходе пенсионной реформы в развитых государствах возникла такая новация, как условно-накопительные счета, они положены в основу и российской реформы.

Система условно-накопительных счетов позволяет ослабить воздействие  на пенсионную систему демографического фактора - увеличения продолжительности  жизни (пособие исчисляется на основе актуарных расчетов, исходя из ожидаемой  продолжительности жизни в стране на момент выхода индивида на пенсию) и  досрочного выхода на пенсию. Последнее  крайне важно для развитых государств, поскольку, как уже отмечалось, повышение  уровня благосостояния и система  налогообложения стимулируют выход  на пенсию ранее законодательно установленного срока.

Несмотря на то, что переход к  накопительным схемам не стал целью  реформ в подавляющем большинстве  стран, наблюдается тенденция к  осторожному и постепенному введению накопительных элементов и возрастанию  роли негосударственных (частных) пенсий в доходах пенсионеров. Пенсионные системы все более индивидуализируются, усиливается связь пособия с  уровнем и продолжительностью страховых  взносов. Предусматривается дальнейшее развитие этих тенденций. Так, в официальных  документах ЕС установлены конкретные цели перехода к новым пенсионным схемам в период с 1998 по 2020г. Предполагается, что за этот период доля распределительной системы в пенсионных выплатах снизится с 84 до 64%; на много возрастает накопительный элемент - с 12 до 29%, а незначительная сегодня доля добровольного частного пенсионного страхования утроится - с 1,5 до 4,5%.

В постсоциалистических странах к  общим для всех стран мира причинам реформирования пенсионных систем добавились и специфические, обусловленные  особенностями переходного периода:

- заметно снизившаяся способность  государства собирать страховые  платежи;

- низкий уровень дохода населения;

- сохранение большого количества  пенсионных льгот с невысокими  критериями, дающими право на  их получение;

- слишком обширные системы социального  обеспечения, не соответствующие  уровню экономического развития.

Мировой опыт показывает, что решение  финансовых проблем пенсионных систем возможно по 3-м направлениям:

- сохранение в несколько реформированном виде государственной распределительной пенсионной системы и одновременно стимулирование развития добровольных частных пенсионных программ;

- введение многоуровневой распределительно-накопительной пенсионной схемы, финансируемой из различных источников;

- переход к полностью накопительной схеме.

В практике пенсионного реформирования в постсоциалистических странах  присутствуют все 3 направления.

Начат или планируется переход  к многоуровневым схемам в Болгарии, Хорватии, Румынии, Словакии и Македонии.

На постсоветском пространстве первой страной, преобразовавшей в 1996 г. Распределительную схему по принципу условно накопительных  счетов, была Латвия. В 2000-2001гг. пенсионные реформы были продолжены, введен накопительный  уровень, обязательный для лиц моложе 30 лет и свободный для работников в возрасте 30-50 лет. Уже с 2001 года взносы в пенсионную систему, равные 20% фонда заработной платы, делятся  поровну между распределительным  и накопительным уровнями.

Информация о работе Перспективы реформирования пенсионной системы