Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 21:54, реферат
Пенсионная система России находится в кризисном состоянии. Причем кризис этот проявляется в двух основных аспектах. С одной стороны, уже сегодня средний размер пенсии россиянина явно оставляет желать лучшего. В долгосрочной же перспективе ситуация должна ухудшиться настолько, что даже сегодняшний уровень благосостояния будет по объективным причинам недосягаем для пенсионера. С другой же стороны, сегодняшние пенсии не обеспечивают достаточной зависимости между трудовым вкладом работника, имевшим место в период его активной трудовой жизни, и объемом материального вознаграждения в старости.
Введение………………………………………………………………… 3
Пенсионная система России…………………………………………… 4
Реформирование российской системы пенсионного обеспечения…. 8
Основные различия между старой пенсионной системой и новой…. 11
Российская пенсионная реформа в контексте мирового опыта…….. 13
Заключение……………………………………………………………… 19
Литература…………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию | |||||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | |||||
«Алтайский государственный | |||||
Кафедра «Социальная работа» | |||||
|
Реферат защищен с оценкой ___________ | ||||
Преподаватель_____________ | |||||
«_____»____________2011г. | |||||
РЕФЕРАТ По дисциплине «Экономические основы социальной работы» Тема: «Перспективы реформирования пенсионной системы» | |||||
Студентка группы
Г(з) - СР-91 | |||||
|
подпись |
и.о.,фамилия | |||
Преподаватель | |||||
|
и.о.,фамилия |
Гальбштадт 2011
ПЛАН:
Введение…………………………………………………………
Пенсионная система России……………
Реформирование российской системы пенсионного обеспечения…. 8
Основные различия между старой пенсионной системой и новой…. 11
Российская пенсионная реформа в контексте мирового опыта…….. 13
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Осуществление пенсионной реформы является одной из важнейших задач, стоящих на данный момент перед нашей страной. Причем от того, как будет решена эта задача, зависит не, только решение комплекса социальных проблем. Пенсионная реформа может иметь гораздо более широкое воздействие на жизнь страны. В частности, воздействие макроэкономического плана.
Пенсионная система России находится
в кризисном состоянии. Причем кризис
этот проявляется в двух основных
аспектах. С одной стороны, уже
сегодня средний размер пенсии россиянина
явно оставляет желать лучшего. В
долгосрочной же перспективе ситуация
должна ухудшиться настолько, что даже
сегодняшний уровень
До реформы пенсионная система
России была построена по так называемому
распределительному принципу, основанному
на солидарности поколений. Долгое время
представлялось, что распределительной
системе практически нет
Однако в последнее
ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА РОССИИ
Пенсионеров в Российской Федерации почти 39 млн. Большинство из них (примерно 95%) получают «страховую» пенсию. Пенсия почти для всех из них является основным, а зачастую и единственным источником средств к существованию. Всё это предопределяет повышенную значимость пенсионной системы. С 1990г. законодательство о пенсионном обеспечении в России полностью обновилось. Эта часть социального законодательства претерпела кардинальные изменения, как по существу, так и по форме. Новая пенсионная система состоит из двух подсистем: страховой и бюджетной. Они подразделяются в зависимости от тех источников, за счёт которых выплачиваются пенсии. Первая из них финансируется за счёт обособленного страхового пенсионного фонда, в орбите её действия находятся главным образом наёмные работники и некоторые другие категории занятого населения, охваченные обязательным пенсионным страхованием, и их семьи. Вторая финансируется за счёт бюджета страны, ею охватываются в основном отдельные категории государственных служащих их семьи, а также те граждане, которые по каким-либо причинам не заработали пенсию своим трудом, службой. Бюджетная пенсионная система слагается, таким образом, как бы из двух неравнозначных частей: одна часть - «возвышается» над всеми, она для тех, кто служит власти, другая часть подсистемы, наоборот, для тех, кто вообще не трудился. Иногда эти две подсистемы переплетаются - к страховой пенсии производится бюджетная доплата. Обновление пенсионного законодательства началось в конце 1990 г., был принят Закон «О государственных пенсиях в РСФСР». Этим законом вводилась подлинная система пенсионного обеспечения на основе обязательного пенсионного страхования наёмных работников. Что побудило тогда Россию приступить к формированию своей пенсионной системы, с собственной независимой финансовой базой, обособленной от государственного бюджета и российским пенсионным страховым фондом. Причин было несколько. Первая причина состояла в объективной потребности пересмотреть укоренившуюся в обществе идеологию самой природы обязательного пенсионного страхования трудящихся. В недалёком прошлом в течение десятилетий нашим соотечественникам навязывался постулат в том, что государственное социальное страхование (а пенсионное - часть его) осуществляется якобы за счёт государства. Внедрённая в сознание людей, эта идея использовалась при формировании управленческих решений и получила даже законодательное выражение. Определяя в централизованном порядке крайне низкую оплату труда практически для всех работников, изымая львиную долю того, что создавалось их трудом, государство вместе с тем декларировало полное освобождение трудящихся от уплаты страховых взносов из их заработка, выдавая это заодно из величайших завоеваний. Средства социального страхования практически слились с налоговыми платежами и аккумулировались в государственном бюджете вместе с иными бюджетными доходами. Расходы на выплату пенсий ввиду низких страховых взносов финансировались в основном за счёт государственной дотации. Всё это приводило к искажению реальной стоимости рабочей силы, создавало иллюзию, что пенсионеров содержит государство, а не те, кто трудится и создаёт богатства общества. Первая основополагающая идея российского пенсионного Закона 1990г. состояла в том, чтобы в стране укоренилась подлинная система обязательного пенсионного страхования. Её принципиальное содержание определяется следующими основными критериями, хотя конкретное их проявление в разных странах может несколько различаться. Экономический критерий обязательного пенсионного страхования, определяющий его сущность, коренится в производственных отношениях, реальной стоимости рабочей силы. Вполне очевидно, что стоимость рабочей силы не может определяться и в развитых странах давно уже не определяется ценой «живого» труда непосредственно в процессе производства. Она включает в себя и другие оплачиваемые периоды, прежде всего пенсионный период жизни человека, когда ему выплачивается заработанная им пенсия. Социальный критерий обязательного пенсионного страхования, определяющий его сущность, заключается в солидарности всех застрахованных и работодателей, работающих в различных регионах, в разных отраслях и организациях и, главное, в солидарности поколений, трудоспособных и нетрудоспособных людей. Реализуются эти сущностные критерии через систему соответствующих страховых платежей, которые в обязательном порядке уплачиваются работодателями (независимо от формы собственности) и наёмными работниками, независимо от их желания. Другими словами, эта система принудительная. Принуждение осуществляется государством, в связи, с чем в отдельных странах, в том числе и в России, подобная система называется государственной. Обычно страховые взносы уплачиваются примерно в равных долях (в процентах к заработку) или в несколько большем объёме работодателем. Однако надо иметь в виду, что, в конечном счете, страхование осуществляется за счёт самих работников, поскольку доходы работодателя образуются в основном в результате труда застрахованных. В связи с этим распределение платежей между работниками и работодателями не имеет существенного значения. Страховые взносы аккумулируются в централизованном фонде, который обычно именуется фондом обязательного пенсионного страхования (в России - это Пенсионный фонд РФ). Его средства не должны сливаться с государственным бюджетом, они предназначены только на пенсионное обеспечение застрахованных, их семей и ни при каких обстоятельствах не могут изыматься на иные цели. Управление таким фондом осуществляется застрахованными и работодателями (их представителями) под контролем государства. Все условия и нормы уплаты страховых пенсионных взносов, а также нормы пенсионного обеспечения (уровень пенсий в процентах к заработку, требуемый для получения пенсии стаж, порядок подсчёта стажа и заработка, минимальные и предельные размеры пенсии и т. д.) определяются законом. Уровень страхового пенсионного обеспечения, в конечном счете, определяется, во-первых, тем, сколько лет трудился человек, или, иначе говоря, сколько лет им и его работодателями уплачивались в эти годы страховые взносы. Эти два показателя определяют в основном уровень пенсионного обеспечения конкретного наёмного работника и дифференциацию в размерах пенсий застрахованных, их семей.
Уровень пенсионного обеспечения
- один из существенных показателей, характеризующих
пенсионную систему и её состояние
в каждый период времени. Необходимо
различать относительный и
Вторая причина, побудившая Россию
приступить к формированию новой
пенсионной системы, состояла в необходимости
повысить реальный уровень доходов
основной части пенсионеров, живущих,
как правило, на пенсию. За последние
годы в СССР существенно снизился
как относительный, так и абсолютный
уровень пенсионного
Ранее зачастую пенсии граждан, инвалидность которых наступила вследствие военной травмы, оказывались по своему уровню ниже пенсий по инвалидности вследствие общего заболевания и пенсий по старости. Закон устранил эту явную социальную несправедливость. То же касалось и пенсии по случаю потери кормильца, умершего вследствие военной травмы. С введением в действие с 1 февраля 1993 г. Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» завершилось создание достаточно развитой и «возвышенной» системы пенсионного обеспечения всех категорий военнослужащих и приравненных к ним других категорий граждан и их семей. «Возвышенная». Особые пенсии для таких граждан были и в СССР. Общие тенденции развития двух российских пенсионных подсистем очевидны. Они характеризуются, с одной стороны, резким, постоянно нарастающим снижением относительного и абсолютного уровня пенсионного обеспечения практически всех, без какого-либо исключения, пенсионеров, получающих пенсию в соответствии с Законом 1990года. С другой стороны - введением значительно более высоких пенсий для сотрудников властных, силовых структур, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Эти тенденции явно противоречат тем целям, которые определены в Законе 1990 г.
РЕФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ
СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО
Сегодня в обществе активно обсуждается
будущее пенсионной системы России.
Кризисное состояние
Суть реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работников за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника.
Существовавшая ранее система назначения пенсий не давала работнику возможности заработать нормальную пенсию. Она лишь перераспределяла средства между группами с различным уровнем доходов и из одних регионов в другие, тогда как новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов. Распределительная система может успешно работать только тогда, когда доля пенсионеров в общей численности населения невелика - в этом случае одного пенсионера «содержат» несколько работников. Когда на одного пенсионера приходится 4-5 работающих граждан, проблем не возникает. Однако в России происходит относительное старение населения: доля пенсионеров в структуре населения растет, а доля работающих граждан падает. Сейчас в России 39 миллионов пенсионеров при 64 миллионах занятых в экономике, причем из этих 64 миллионов только 52 миллиона являются плательщиками пенсионных взносов. Иначе говоря, на 1 пенсионера приходится только 1,68 работающих граждан и только 1,37 плательщика взносов.
В этой ситуации приходится либо повышать
пенсионный возраст (что непопулярно
в народе), либо повышать налоги (но
усиливается уклонение от налогов,
и общая сумма собранных
Если же ничего не делать, то лет через 10-15 государственная пенсионная система просто обанкротится, либо пенсии станут совсем ничтожными.
Для работающих пенсионеров предусмотрено улучшение их благосостояния. С 1 января 2002 года они получают пенсию в полном объеме. Для людей предпенсионного возраста реформа эквивалентно учитывает пенсионные права, которые граждане приобрели в старой и новой пенсионной системах. Потому для этой категории населения произведен специальный перерасчет их условных накоплений с использованием сведений о совокупном трудовом стаже. Ряд категорий пенсионеров этой группы также получают надбавки к пенсии за выслугу лет. Это относится к работникам сферы образования, здравоохранения и культуры.
Согласно новой пенсионной модели взносы в ПФР, которые составляют в совокупности 28%, разделены на три части: 14% направляются в федеральный бюджет и используются для выплаты базовой части пенсии 8-12% от оплаты труда являются страховой частью трудовой пенсии и перечисляются в ПФР и от 2 до 6% направляются в фонд для формирования «накопительной составляющей трудовой пенсии». Накопительная составляющая формируется за счет части единого социального налога (ЕСН), уплачиваемого работодателем, а ее размер привязан к заработной плате и, соответственно, к объему накопительных на индивидуальном счете гражданина средств.
Информация о работе Перспективы реформирования пенсионной системы