Персоналий по социальной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 08:29, реферат

Описание работы

Дисциплина социальная психология. Около 30 авторов по этой дисциплине, их биография и работы.

Работа содержит 1 файл

словарь персоналий.docx

— 45.60 Кб (Скачать)

В начальный  период своей деятельности Пиаже  описал особенности представлений  детей о мире:

§ неразделенность мира и собственного Я,

§ анимизм (вера в существование души и духов и в одушевлённость всей природы),

§ артификализм (восприятие мира как созданного руками человека).

Для их объяснения использовал понятие эгоцентризма, под которым понимал определенную позицию по отношению к окружающему  миру, преодолеваемую за счет процесса социализации и влияющую на конструкции  детской логики: синкретизм (связывание всего со всем), невосприятие противоречий, игнорирование общего при анализе частного, непонимание относительности некоторых понятий. Все эти феномены находят наиболее яркое выражение в эгоцентрической речи.

Пиаже выделял  следующие стадии развития интеллекта.

[править]Сенсо-моторный интеллект (0—2 года)

На протяжении периода сенсо-моторного интеллекта постепенно развивается организация перцептивных и двигательных взаимодействий с внешним миром. Это развитие идёт от ограниченности врождёнными рефлексами к связанной организации сенсо-моторных действий по отношению к непосредственному окружению. На этой стадии возможны только непосредственные манипуляции с вещами, но не действия с символами, представлениями во внутреннем плане.

[править]Подготовка и организация конкретных операций (2—11 лет)

[править]Подпериод дооперациональных представлений (2—7 лет)

На стадии дооперациональных представлений совершается переход от сенсо-моторных функций к внутренним — символическим, то есть к действиям с представлениями, а не с внешними объектами.

Эта стадия развития интеллекта характеризуется доминированием предпонятий и трансдуктивного рассуждения; эгоцентризмом; центрацией на бросающейся в глаза особенности предмета и пренебрежением в рассуждении остальными его признаками; сосредоточением внимания на состояниях вещи и невниманием к её преобразованиям.

[править]Подпериод конкретных операций (7—11 лет)

На стадии конкретных операций действия с представлениями  начинают объединяться, координироваться друг с другом, образуя системы  интегрированных действий, называемые операциями. У ребёнка появляются особые познавательные структуры, называемые группировками (например, классификация), благодаря которым ребёнок приобретает  способность совершать операции с классами и устанавливать логические отношения между классами, объединяя  их в иерархии, тогда как раньше его возможности были ограничены трансдукцией и установлением ассоциативных  связей.

Ограниченность  этой стадии состоит в том, что  операции могут совершаться только с конкретными объектами, но не с  высказываниями. Операции логически  структурируют совершаемые внешние  действия, но аналогичным образом  структурировать словесное рассуждение  они ещё не могут.

[править]Формальные операции (11—15 лет)

Основная способность, появляющаяся на стадии формальных операций (от 11 приблизительно до 15 лет), — способность  иметь дело с возможным, с гипотетическим, а внешнюю действительность воспринимать как частный случай того, что возможно, что могло бы быть. Познание становится гипотетико-дедуктивным. Ребёнок приобретает способность мыслить предложениями и устанавливать формальные отношения (включение, конъюнкция, дизъюнкция и т. п.) между ними. Ребёнок на этой стадии также способен систематически выделить все переменные, существенные для решения задачи, и систематически перебрать все возможные комбинации этих переменных.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B8%D0%B0%D0%B6%D0%B5,_%D0%96%D0%B0%D0%BD 

25. Роджерс К. Роджерс Карл Рэнсом (1902- 1987) - американский психолог, один из лидеров гуманистической психологии. Фундаментальным компонентом структуры личности считал Я-концепцию, формирующуюся в процессе взаимодействия субъекта с окружающей (прежде всего социальной) средой и являющуюся интегральным механизмом саморегуляции его поведения. Рассогласование между Я-концепцией и представлением об идеальном 'Я', а также нарушение соответствия между непосредственным, реальным опытом и Я-концепцией (в частности, фрустрация свойственной личности потребности в позитивном отношении к себе и самоуважении) вызывают попытки ограждения Я-концепции от угрозы дезорганизации путем ввода в действие механизмов психологической защиты, проявляющейся в виде либо перцептивного искажения (или селективности восприятия) опыта, либо его игнорирования, что, однако, не обеспечивает полной гармонизации личности, а в ряде случаев приводит к ее серьезной психологической дезадаптации. Важнейшая характеристика психологически зрелой, 'полностью функционирующей' личности - ее открытость для опыта, соответствие которого Я-концепции обеспечивается гибкостью, непрерывным изменением, совершенствованием человеческого Я. Разработанная Роджерсом система психотерапии, получившая название индерективной, центрированной на клиенте, призвана обеспечить устранение диссонанса между реальным опытом и Я-концепцией, способствуя достижению их соответствия. Доверительная обстановка беседы с психотерапевтом, эмпатия и искреннее выражение позитивного отношения к клиенту ослабляют, а в дальнейшем нивелируют защитные механизмы, отгораживающие личность от реальности. Тем самым достигается возможность формирования у клиента 'внутреннего локуса оценки', лежащего в основе самостоятельного осмысления и реконструкции им собственной Я-концепции в соответствии с реальным жизненным опытом ('Центрированная на клиенте терапия', 1954).

http://psy.rin.ru/cgi-bin/article.pl?id=1151 

26. Скиннер Б. (англ. Burrhus Frederic Skinner; 20 марта 1904 — 18 августа 1990) — американский психолог, изобретатель и писатель.

Внёс огромный вклад в развитие и пропаганду бихевиоризма — школы психологии, рассматривающей поведение человека как результат предшествующих воздействий  окружающей среды. Скиннер наиболее известен своей теорией оперантного научения, в меньшей степени — благодаря художественным и публицистическим произведениям, в которых он продвигал идеи широкого применения развиваемых в бихевиоризме техник модификации поведения (например, программированного обучения) для улучшения общества и осчастливливания людей, как форму социальной инженерии.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%B5%D1%80,_%D0%91%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%B5%D1%81_%D0%A4%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BA 

27. Фромм Э. (нем. Erich Seligmann Fromm; 23 марта 1900, Франкфурт-на-Майне — 18 марта 1980, Локарно) — немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик, представитель Франкфуртской школы, один из основателейнеофрейдизма и фрейдомарксизма. 

Для Фромма неврозы — это симптомы морального поражения человека в его жизнедеятельности, в том числе в борьбе за свободу. Невроз можно понять как неудачную попытку разрешения конфликта между непреодолимой внутренней зависимостью и стремлением к свободе, конфликта, который имеет моральную подоплеку. Основная моральная проблема современности, как она представлялась Фромму, — это безразличие человека к самому себе. Задача гуманистического психоанализа заключается в раскрытии человеком правды о самом себе, в выявлении тех психологических ориентаций в мире, благодаря которым формируется его социальный характер (промежуточное звено между социально-экономической структурой и господствующими в обществе идеями, идеалами), в осмыслении нравственных проблем, способствующих пониманию того, что человек является единственным существом, наделенным совестью.

В контексте  обсуждаемых Фроммом проблем гуманистический психоанализ представляет собой такую терапию, которая нацелена не столько на приспособление человека к существующей культуре и социальной реальности, сколько на оптимальное развитие его способностей и задатков, реализацию его индивидуальности. Психоаналитик выступает не в роли наставника по приспособлению, а в качестве «целителя души».

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%BC,_%D0%AD%D1%80%D0%B8%D1%85 

28. Шибутани Т.

29. Шутц В. (р. 1925) — американский психолог и психотерапевт. Автор психоаналитически ориентированной теории FIRO.

Ш. представил конвергенцию основных подходов к человеческому  поведению (психологического, духовного, физического и энергетического) и описал семь принципов, с которыми эти подходы в большей или  меньшей степени согласуются: 1) Правда (радость увеличивается, если говорится  правда); 2) Выбор (мы выбираем свою жизнь); 3) Простота (наиболее глубокие решения  просты); 4) Безграничность (человеческие существа не имеют границ); 5) Холизм (все связано со всем); 6) Завершение (радость увеличивается при завершении каждого действия); 7) Измерения (основными измерениями человеческой жизни являются присоединение, контроль и открытость).

http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8/%D0%A8%D1%83%D1%82%D1%86/ 

30. Эриксон Э.  15 июня 1902, Франкфурт-на-Майне — 12 мая 1994, Харвич,Массачусетс) был психологом в сфере психологии развития и психоаналитиком. Известен, прежде всего, своей теорией стадий психосоциального развития, а также как автор термина кризис идентичности.

Хотя Эриксон  всегда настаивал, что является фрейдистом, критики считали его «Эго-психологом», поскольку, в то время как консервативный фрейдизм в центр внимания ставил Ид, Эриксон акцентировал важность Эго. Если теория развития Фрейда ограничивается только детством, то по мнению Эриксона развитие продолжается всю жизнь, причём каждая из стадий развития отмечается специфичным для неё конфликтом, благоприятное разрешение которого приводит к переходу на новый этап:

1. Первый этап — от рождения до года, конфликт между доверием и недоверием;

2. Второй этап — от года до двух, конфликт между автономией и сомнением;

3. Третий этап — от трёх до шести лет, конфликт между предприимчивостью и неадекватностью;

4. Четвёртый этап — соответствует фрейдовскому «латентному периоду», конфликт между творчеством и комплексом неполноценности;

5. Пятый этап — юность, идентификация личности и путаница ролей;

6. Шестой этап — ранний взрослый период, конфликт между близостью и одиночеством;

7. Седьмой этап — поздний взрослый период, конфликт производительности и застоя;

8. Восьмой этап — конфликт цельности и безнадежности.

Благоприятные разрешения конфликтов называются «Добродетелями» («virtues»). Названия добродетелей в порядке их поэтапного приобретения: надежда, воля, цель, уверенность, верность, любовь, забота и мудрость.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%80%D0%B8%D0%BA%D1%81%D0%BE%D0%BD,_%D0%AD%D1%80%D0%B8%D0%BA_%D0%A5%D0%BE%D0%BC%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B5%D1%80 
 

Информация о работе Персоналий по социальной психологии