Персоналий по социальной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 08:29, реферат

Описание работы

Дисциплина социальная психология. Около 30 авторов по этой дисциплине, их биография и работы.

Работа содержит 1 файл

словарь персоналий.docx

— 45.60 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

Кафедра СПП

Курс: Социальная психология 
 
 

«Словарь  персоналий» 

по социальной психологии. 
 
 
 
 
 
 

. 
 
 
 
 
 
 

Новосибирск 2011

1. Адорно Т. (нем. Theodor Ludwig Wiesengrund Adorno; 11 сентября 1903, Франкфурт-на-Майне,Германская империя — 6 августа 1969, Висп, Швейцария) — немецкий философ еврейского происхождения, социолог и теоретик музыки. Представитель Франкфуртской критической школы. Критика культуры и общества, развитая Адорно совместно с Хоркхаймером («Диалектика просвещения», 1947), сложилась в руслегегелевской диалектики, отчасти — психоанализа Фрейда, социологической критики товарного фетишизма и овеществления. В центре внимания Адорно — рецессивные социально-антропологические изменения (отмирание рефлексии, замена её стереотипными реакциями и мысленными клише и т. п.), связанные с развитием массовой «индустрии культуры», со стандартизацией отношений в монополистическом «управляемом обществе». В период пребывания в США Адорно и его сотрудниками было проведено социологическое и психоаналитическое исследование разных типов личности с точки зрения предрасположенности к принятию «демократического» или «авторитарного» руководства («Авторитарная личность», 1950).

В ряде работ  выступил с критикой феноменологии, экзистенциализма и неопозитивизма. Развил идеи антисистематической «отрицательной диалектики», в которой сливаются теоретико-познавательные и социально-критические мотивы: отрицание (которое, в отличие от гегелевского, перестаёт быть моментом перехода к какому-либо новому синтезу) выступает и как релятивирование всякой замкнутой системы понятий, и как отрицание наличной действительности во имя конкретной возможности «утопии», не формулируемой в виде какой-либо позитивной модели.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%BE 

2. Ананьев Б.Г. (1907, Владикавказ—1972) — советский психолог, создатель и лидер Петербургской научной школы психологов. Его учениками были, например, известные отечественные психологи Б. Ф. Ломов, А. Г. Ковалёв и др.

Он выделял  иерархически соподчинённые уровни организации человека: индивид, личность, индивидуальность. Он считал, что индивидуальность складывается на основе взаимосвязи  особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые  обусловлены природными свойствами человека как индивида. Б. Г. Ананьев  известен также своими трудами в  области чувственного восприятия, а  также возрастной и дифференциальной психологии, исследованиями по психологии общения, проблемами восстановления работоспособности раненых во время Великой Отечественной войны. Одним из первых в СССР организовал психологическую службу на основе средней школы в Выборгском районе Ленинграда.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%8C%D0%B5%D0%B2_%D0%91. 

3. Андреева Г.М. р. 13 июня 1924, Казань) — советский психолог, советский социальный психолог.

Окончила философский  факультет МГУ им. М. В. Ломоносова (1950). Кандидатская диссертация была посвящена проблемам воспитания в духе коммунистической идеологии. В 1965 году защитила докторскую диссертацию  по методологическим проблемам конкретного  социального исследования. В 1969 году создала на философском факультете МГУ кафедру методики конкретных социальных исследований. В 1971 году перешла  на работу на факультет психологии МГУ, где в 1972 году организовала и  возглавила кафедру социальной психологии.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B0_%D0%93._%D0%9C. 

4. Бехтерев В.М. (родился 1 февраля, 20 января по старому стилю, 1857 года в селе Сорали Вятской губернии, ныне село Бехтерево Елабужского района Татарстана; умер 24 декабря 1927 в Москве) - крупнейший учёный: врач, невропатолог, психиатр, психолог, физиолог и морфолог. Предметом изучения стало устройство мозга и нервной ткани. В 1885 году Бехтерев описал важнейшее клеточное скопление, входящее в состав вестибулярной системы.

В работах 1887-1892 гг. открыл и описал проводящие пути спинного и головного мозга, показал  связь между отдельными участками  коры больших полушарий и определнными внутренними органами и тканями – эта работа принесла ему мировую известность.

Одним из первых Бехтерев применил научный подход к  воспитанию детей раннего возраста: на основе изучения движений грудных  детей показал, что формирование личности начинается уже в первые месяцы жизни.

В конце 1890-х  годов Бехтерев начал работу в  области, которую назвал «объективная психология». Он пытался объяснить  психические явления рефлексами, приобретенными в индивидуальном опыте. Бехтерев многое сделал для внедрения  теории условных рефлексовИ.П. Павлова 1 в клиническую практику.

http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title=%D0%91%D0%B5%D1%85%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2,_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 

5. Блонский П.П. (14 мая (26 мая) 1884, Киев — 15 февраля 1941, Москва) — философ, педагог и психолог.

Его взгляды  всё больше расходятся с взглядами  Челпанова, поскольку Блонский стремится к перестройке психологии на основе материалистического мировоззрения[2]. Блонский был не столько материалистом, сколько противником интроспекционизма, который к тому времени уже давно утратил позиции на Западе под натиском бихевиоризма, однако сохранял позиции в России, где у него были такие известные сторонники, как Г. И. Челпанов,Н. О. Лосский, С. Л. Франк и др. Противопоставляет интроспекционизму естественнонаучный подход. Рассматривая психологию как науку о поведении, повторяет постулаты бихевиоризма. Круг исследуемых им проблем был чрезвычайно широк. В частности, разрабатывал проблемы, смежные для психологии и педагогики. Сформулировал генетическую (стадиальную) теорию памяти, согласно которой различные виды памяти — моторная, аффективная, образная и вербальная — описываются как этапы развития человека, его речи и мышления, изменения им окружающей действительности.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BB_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 

6. Бурдье Р.  (фр. Pierre Bourdieu, 1 августа 1930 — 23 января 2002) — французский социолог и философ, представительпостструктуралистского направления социальной теории, создатель теории социального поля (фр. champ), теории габитуса.

В определении  и изучении сути социальных отношений  Бурдьё предложил использовать одновременно два принципиальных подхода:

      1) структурализм — в социальной  системе существуют объективные  структуры, не зависящие от  сознания и воли людей, но  способные стимулировать те или  иные их действия и стремления;

      2) конструктивизм — действия людей,  обусловленные жизненным опытом, процессом социализации, «формируют  социального агента как истинно  практического оператора конструирования  объектов».

Теория Бурдьё считается интегральной социологической теорией и представляет собой попытку преодоления противоречий между макро- и микро- анализом, агентом и структурой, которое порождает так называемые «парные понятия»

В основании  теории Бурдьё лежат, в первую очередь, фундаментальные идеи классиков, выражающие два противоположных подхода к определению объекта социологии: это исследовательская программа Маркса, исходным пунктом которой полагается широко понимаемая структура (общественно-экономическая формация), и программа Вебера, который исходит из концепта социального действия. Постольку, поскольку агент и структура связаны диалектически, Бурдьё пытается снять противоречие между ними и вводит ряд своих концептов.

По Бурдьё, объективная социальная среда производит габитус — «систему прочных приобретенных предрасположенностей»; в дальнейшем они используются индивидами как исходные установки, которые порождают конкретные социальные практики индивидов.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D1%80%D0%B4%D1%8C%D0%B5 

7. Вебер М.  (Макс Ве́бер нем. Max Weber; 21 апреля 1864, Эрфурт — 14 июня 1920, Мюнхен) — немецкийсоциолог, историк и экономист.

Основные категории  понимающей социологии — это поведение, действие и социальное действие.

То есть Вебер  выделяет 2 признака социального действия:

1. осмысленный хар-р;

2. ориентация на ожидаемую реакцию других лиц. 

Вебер выделяет четыре типа социального действия в  порядке убывания их осмысленности  и осмысляемости:

1. целерациональное — когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей. Субъект точно представляет цель и выбирает оптимальный вариант ее достижения. Это чистая модель формально-инструментальной жизненной ориентации, такие действия чаще всего встречаются в сфере экономической практики.

2. ценностно-рациональное — определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха, совершается во имя какой-либо ценности, причем ее достижение оказывается важнее побочных последствий (например, капитан последним покидает тонущий корабль);

3. традиционное — определяется традицией или привычкой. Индивид просто воспроизводит тот шаблон социальной активности, который использовался в подобных ситуациях ранее им или окружающими (крестьянин едет на ярмарку в то же время, что и его отцы и деды).

4. аффективное — определяется эмоциями;

В социологии власти Вебер также следует своему методу. В соответствии с ним выделяется три типа легитимации власти (господства):

1. рациональный, основанный на вере в законность существующих порядков и законное право властвующих на отдачу приказаний;

2. традиционный, основанный на вере в святость традиций и право властвовать тех, кто получил власть в соответствии с этой традицией;

3. харизматический, основанный на вере в сверхъестественную святость, героизм, гениальность. или какое-то иное достоинство властителя и его власти, не подлежащее точному определению или понятному объяснению.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D1%80_%D0%9C. 

8. Вундт В. (нем. Wilhelm Maximilian Wundt; 16 августа 1832, Некарау, ныне в составе Мангейма — 31 августа 1920, Лейпциг) — немецкий физиолог и психолог. В основном известен как основатель экспериментальной психологии[1].  Вундт пытался понять человеческий разум, изучая составные части человеческого сознания, также как при изучении сложного химического вещества его разбивают на составные элементы. Таким образом, Вундт представлял психологию наукой, схожей с физикой и химией, в которой сознание есть набор разделяемых и опознаваемых частей. Эти идеи Вундта были развиты Эдвардом Титченером, бывшим одно время студентом Вундта. Титченер развил систему Вундта, его идеи легли в основу концепцииструктурализма в психологии. Структурализм не смог конкурировать в англо-американском научном сообществе с более естественным для американской наукифункционализмом, созданным на основе идей Уильяма Джемса, и в настоящее время распространён, в основном, в европейской науке.

Хотя Вундт  полагался в своих исследованиях  на научный и физиологический  методы, он часто использовал и  метод интроспекции, который сегодня  не рассматривается как научный, так как он не является эмпирическим и не дает воспроизводимые результаты.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%83%D0%BD%D0%B4%D1%82 

9. Выготский Л.С. (первоначальное имя — Лев Симхович Выгодский;[1][2] 5 (17) ноября 1896, Орша, Российская империя — 11 июня 1934, Москва) — советский психолог, основатель культурно-исторической школы в психологии. Исследуя речевое мышление, Выготский по-новому решает проблему локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга. Изучая развитие и распад высших психических функций на материале детской психологии, дефектологии и психиатрии, Выготский приходит к выводу, что структура сознания — это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных волевых и интеллектуальных процессов. В последние годы жизни Выготский основное внимание уделял изучению отношения мысли и слова в структуре сознания. Его работа «Мышление и речь» (1934), посвященная исследованию этой проблемы, является основополагающей для отечественной психолингвистики.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8B%D0%B3%D0%BE%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 

10. Зимбардо Ф. (р. 23 марта 1933) — американский социальный психолог, автор знаменитого Стэнфордского тюремного эксперимента. В ходе проведённого им Стэнфордского тюремного эксперимента 24 обычных студента колледжа были случайным образом распределены на группы «заключённых» и «надзирателей» в оборудованной в подвале факультета психологии имитации тюрьмы. Было обнаружено, что участники игры очень быстро вживаются в свои роли, надзиратели начинают испытывать садистские эмоции и намерения, а заключённые — депрессию и безнадёжность. Хотя эксперимент был запланирован на две недели, он был прекращён досрочно, через шесть дней, по этическим соображениям.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B8%D0%BC%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%BE 

11. Ковалевский М.М.  (27 августа (8 сентября) 1851, Харьков[1] — 23 марта (5 апреля) 1916, Петроград) — русский учёный, историк, юрист, социолог эволюционистского направления и общественный деятель. Исторической закономерностью является необходимость продвижения каждого общества от низшей к более высокой стадии. Однако этому прогрессу противоречит "противопоставление бедности и богатства, рознь между имущими и неимущими". Для преодоления этого противоречия он полагал необходимым вмешательство государства в распоряжение собственностью в интересах земледельцев и рабочих, юридическое закрепление права на труд, свободную деятельность профсоюзов, их борьбу за социальные права.

Информация о работе Персоналий по социальной психологии