Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 08:29, реферат
Дисциплина социальная психология. Около 30 авторов по этой дисциплине, их биография и работы.
При медленности общественных изменений прогресс более надежен, чем при их быстроте, эволюцию надо предпочитать революции; прогресс желателен только под условием сохранения порядка.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%
12. Лебон Г. (Le Bon) Гюстав (1841—1931) — французский психолог, социолог, антрополог. Создал ряд концепций и теорий, объяснявших различные явления общественной жизнедеятельности с позиций социологического психологизма. Показал значение и возможности психологии для изучения и понимания истории. Стремился установить психологические законы истории и роль различных психических факторов (чувств, верований и др.) в историческом процессе. Исследовал психологические детерминанты этнических конфликтов и циклический характер развития цивилизации. Оказал влияние на формирование и развитие социальной психологии. Охарактеризовал конец XIX — начало XX в. как "эру толпы" и предсказал связанный с этим упадок культуры и цивилизации. Отмечая и подчеркивая антиинтеллектуализм любой толпы, считал, что управление ею (и обществом) осуществляется посредством идей и, главным образом, чувств, внушаемых "вожаками", использующими методы утверждения, повторения и заражения. Эти идеи инициировали создание ряда различных теорий "толпы", "массового общества" и др. и были использованы З. Фрейдом при разработке психоаналитической версии психологии масс.
http://slovari.yandex.ru/%D0%
13. Левин К. (нем. Kurt Zadek Lewin; 9 сентября 1890 — 12 февраля 1947) — немецкий, а затем американский психолог, чьи идеи оказали большое влияние на американскую социальную психологию и многие другие школы и направления. Многие вопросы, которыми он занимался, стали основополагающими для психологов — уровень притязаний, групповая динамика, социальная перцепция, игровые ситуации, стремление к успеху и избегание неудач, теория поля, временная перспектива.
Теория поля (психология)
Человек, писал К. Левин, живет и развивается в «психологическом поле» окружающих его предметов. Каждый предмет имеет для человека свою валентность — своего рода энергетический заряд, вызывающий у человека специфическое напряжение, требующее разрядки. Поведение человека делится на волевое и полевое. Волевое — вызвано внутренними потребностями и мотивами, а полевое — влиянием внешних объектов. Вот описание эксперимента, показывающего, как выглядит наиболее яркое полевое поведение, не зависящее от внутреннего мира человека[1]
Работы Левина
оказали большое влияние на социальную
психологию, технологию разрешения конфликтов,
ему принадлежит идея проведения
групповых тренингов для
http://ru.wikipedia.org/wiki/%
14. Леонтьев А.Н. (5 февраля 1903, Москва — 21 января 1979, Москва) — советский психолог, занимавшийся проблемами сознания и деятельности. При активном участии Леонтьева прошёл ряд психологических дискуссий, в которых он отстаивал точку зрения, что психика формируется в основном внешними факторами.
Критики отмечают тот факт, что Леонтьев был одним из наиболее последовательных сторонников идеологизации советской психологии. Во всех своих работах, в том числе в программной книге «Деятельность, сознание, личность» (1975), он последовательно проводил тезис: «В современном мире психология выполняет идеологическую функцию и служит классовым интересам; не считаться с этим невозможно». В 1976 году открыл лабораторию психологии восприятия, которая действует и по сей день.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%
15. Майерс Д. Д. Майерс выделяет три основных группы такого рода факторов: близость, сходство и физическую привлекательность.
К первой группе
следует отнести, прежде всего, пространственную
близость. Хорошо известно, что в
начальной школе дружеские
http://slovari.yandex.ru/%D0%
16. Макдугалл В. (1871- 1938) - англо-американский психолог. Автор 'гормической' концепции, согласно которой инстинктивное стремление к цели изначально заложено в природе живого. Исходя из своей теории, Макдугалл объяснял социальное поведение людей, отстаивал на ее основании превосходство 'нордической расы'. Он выступал с критикой бихевиоризма и фрейдизма, обвиняя их в отрицании души как самостоятельной сущности; пытался доказать в противовес научной генетике, что приобретенные признаки передаются по наследству. Выдвинул ряд психофизиологических гипотез, в частности о торможении как 'дренаже', вызывающем отток нервной энергии.
http://psy.rin.ru/cgi-bin/
17. МакДэвид Дж.
18. Маслоу А. А́брахам Масло́у (англ. Abraham Maslow; 1 апреля 1908, Нью-Йорк — 8 июня 1970) — видный американский психолог.
Широко известна иногда приписываемая Маслоу так называемая «Пирамида Маслоу» — диаграмма, иерархическипредставляющая человеческие потребности.
Иерархия человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу.
Ступени (снизу вверх):
1. Физиологические
2. Безопасность
3. Любовь/Принадлежность к чему-либо
4. Уважение
5. Познание
6. Эстетические
7. Самоактуализация
Самоактуализация — это непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т. п., как более полное познание и, стало быть, принятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%
19. Мид Г. (1863–1931) – американский философ, социолог и социальный психолог, заложивший основы символического интеракционизма.
Главным объектом научных интересов Мида было изучение социальных действий – поступков, которые приобретают определенный смысл только в обществе, связаны с исполнением социальных ролей (параллельно с ним этой же проблемой активно занимался М.Вебер). Концепцию Мида называют «символическим интеракционизмом», поскольку она рассматривает символические элементы взаимодействия людей в обществе. Создавая свою концепцию, он полемизировал с популярными на рубеже 19–20 вв. дарвинистскими теориями (их сторонники назывались «радикальными бихевиористами»), которые сводили закономерности поведения людей к чисто биологическим. Самость – чисто социальное качество. Оно не только отсутствует у животных, но не является врожденным и у самих людей. Развитие самости у ребенка, по Миду, проходит две стадии (см. рис.).
1. Стадия ролевых игр (Play). В отличие от животных, которые тоже способны играть, человеческий ребенок, подрастая, начинает в играх воспроизводить самые разные социальные роли, изображать разных людей (мать, учителя, продавца, военного и т.д.). В процессе всех этих игр ребенок учиться оценивать себя с точки зрения конкретных других людей.
2. Стадия коллективных игр (Game). Если раньше ребенок примерял на себя роли отдельных людей, то в групповых играх ему приходится ставить себя на место каждого участника игры. Такого рода игры развивают в ребенке способность действовать в организованной группе. К таким играм можно отнести футбол, прятки и т.д. Ребенок учится оценивать себя не просто глазами отдельного человека, а с точки зрения обобщенного другого, то есть целого сообщества. Эта стадия самости подразумевает, что ребенок становится членом некоего сообщества и руководствуется общими для этого сообщества установками.
http://www.krugosvet.ru/enc/
20. Московиси С. Серж Московичи (наст. имя Срул-Эрш Москович; p. 14 июня1925) — французский психолог, автор работ в области социальной психологии; глава лаборатории социально-психологических исследований в Высшей школе социальных исследований при Парижском университете. родился под именем Срул-Эрш Москович в валашском городе Брэила в семье торговца зерном. Вырос в Кагулена юге соседней Бессарабии, которую впоследствии считал своей родиной [1]. В середине 1930-х годов семья переехала в Галац, а затем в Бухарест, где исключённый в 1938 году из лицея в силу нововведённых антисемитских законов Москович поступил учиться на механика в профессиональное училище «Ciocanul».
В 1939 году стал членом Румынской коммунистической партии. Во время войны как еврей был интернирован в лагерь на принудительные строительные работы, с 1944 года(после освобождения) работал сварщиком на бухарестском заводе «Malaxa». В следующем году был арестован в Араде по подозрению в участии в подпольной сионистскойорганизации, переведён для суда в Тимишоару. В 1947 году Москович нелегально покинул Румынию и после кратковременного пребывания в лагере для беженцев в Италиипоселился в Париже, где окончил Сорбонский университет.
Сын Сержа Московичи,
Пьер Московичи (р. 1957) — министр
по европейским делам в
http://ru.wikipedia.org/wiki/%
21. Мясищев В.Н. Мясищев Владимир Николаевич (1892-1973) - советский психолог. Разрабатывал концепцию отношений личности, восходящую своими корнями к воззрениям А. Ф. Лазурского и являющуюся конкретно-научным воплощением марксистского понимания сущности человека. Ядро личности, по Мясищеву, составляет система ее отношений к внешнему миру и к самому себе, которая формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности, являясь одной из форм этого отражения. Данная теория составляла основу исследований Мясищева в области медицинской психологии ('Личность и неврозы', 1960).
http://psy.rin.ru/cgi-bin/
22. Парыгин Б.Д. Борис Дмитриевич Парыгин (р. 19 июня 1930, Ленинград) — советский и российский философ, социолог и один из основоположников социальной психологии. Доктор философских наук, профессор.
Парыгин автор 10 крупных монографий и более чем 400 статей.
§ Разработана теория социальной психологии как самодостаточной системы научного знания, её методологии, предмета и области, структуры, функций и статуса в поле гуманитарного и естественнонаучного знания (1960—1964).
§ Разработана концепция сущности, динамики и роли общественного настроения в жизнедеятельности социума (1964—1966).
§ Заложены и аргументированы основы общей социально-психологической теории, представленной двумя фундаментальными категориями — личности и общения (1960—1971).
§ Разработаны методы диагностики, прогнозирования и регуляции социально-психологического климата коллектива (1976—1981).
§ Разработана концепция и методы оценки психологической готовности власти к территориальному управлению в условиях социальной трансформации (1986—1992).
§ Разработан инструментарий тренинга постдиагностической коррекции внутригрупповых отношений (1992—1994).
§ Определена специфика феноменологии руководства и лидерства и методы их классификации (1973—1999).
§ Сформулирован и апробирован структурно-динамический подход к моделированию социально-психологических явлений (1999).
http://ru.wikipedia.org/wiki/%
23. Петровский А.В.
24. Пиаже Ж. 19 августа 1896, Нёвшатель, Швейцария — 16 сентября 1980, Женева, Швейцария) — швейцарский психолог и философ, известен работами по изучению психологии детей, создатель теории когнитивного развития и философско-психологической школы генетической психологии (другое название — генетическая эпистемология).