Персоналий по социальной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 08:29, реферат

Описание работы

Дисциплина социальная психология. Около 30 авторов по этой дисциплине, их биография и работы.

Работа содержит 1 файл

словарь персоналий.docx

— 45.60 Кб (Скачать)

При медленности  общественных изменений прогресс более  надежен, чем при их быстроте, эволюцию надо предпочитать революции; прогресс желателен только под условием сохранения порядка.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BC_%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 

12. Лебон Г. (Le Bon) Гюстав (1841—1931) — французский психолог, социолог, антрополог. Создал ряд концепций и теорий, объяснявших различные явления общественной жизнедеятельности с позиций социологического психологизма. Показал значение и возможности психологии для изучения и понимания истории. Стремился установить психологические законы истории и роль различных психических факторов (чувств, верований и др.) в историческом процессе. Исследовал психологические детерминанты этнических конфликтов и циклический характер развития цивилизации. Оказал влияние на формирование и развитие социальной психологии. Охарактеризовал конец XIX — начало XX в. как "эру толпы" и предсказал связанный с этим упадок культуры и цивилизации. Отмечая и подчеркивая антиинтеллектуализм любой толпы, считал, что управление ею (и обществом) осуществляется посредством идей и, главным образом, чувств, внушаемых "вожаками", использующими методы утверждения, повторения и заражения. Эти идеи инициировали создание ряда различных теорий "толпы", "массового общества" и др. и были использованы З. Фрейдом при разработке психоаналитической версии психологии масс.

http://slovari.yandex.ru/%D0%9B%D0%B5%D0%B1%D0%BE%D0%BD%20%D0%93./%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8/%D0%9B%D0%B5%D0%B1%D0%BE%D0%BD/ 

13. Левин К. (нем. Kurt Zadek Lewin; 9 сентября 1890 — 12 февраля 1947) — немецкий, а затем американский психолог, чьи идеи оказали большое влияние на американскую социальную психологию и многие другие школы и направления. Многие вопросы, которыми он занимался, стали основополагающими для психологов — уровень притязаний, групповая динамика, социальная перцепция, игровые ситуации, стремление к успеху и избегание неудач, теория поля, временная перспектива.

Теория поля (психология)

Человек, писал  К. Левин, живет и развивается  в «психологическом поле» окружающих его предметов. Каждый предмет имеет  для человека свою валентность —  своего рода энергетический заряд, вызывающий у человека специфическое напряжение, требующее разрядки. Поведение человека делится на волевое и полевое. Волевое — вызвано внутренними потребностями и мотивами, а полевое — влиянием внешних объектов. Вот описание эксперимента, показывающего, как выглядит наиболее яркое полевое поведение, не зависящее от внутреннего мира человека[1]

Работы Левина оказали большое влияние на социальную психологию, технологию разрешения конфликтов, ему принадлежит идея проведения групповых тренингов для изменения  тех или иных особенностей поведения. «Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности».

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D0%BD_%D0%9A. 

14. Леонтьев А.Н. (5 февраля 1903, Москва — 21 января 1979, Москва) — советский психолог, занимавшийся проблемами сознания и деятельности. При активном участии Леонтьева прошёл ряд психологических дискуссий, в которых он отстаивал точку зрения, что психика формируется в основном внешними факторами.

Критики отмечают тот факт, что Леонтьев был одним  из наиболее последовательных сторонников  идеологизации советской психологии. Во всех своих работах, в том числе в программной книге «Деятельность, сознание, личность» (1975), он последовательно проводил тезис: «В современном мире психология выполняет идеологическую функцию и служит классовым интересам; не считаться с этим невозможно». В 1976 году открыл лабораторию психологии восприятия, которая действует и по сей день.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B2_%D0%90._%D0%9D. 

15. Майерс Д.  Д. Майерс выделяет три основных группы такого рода факторов: близость, сходство и физическую привлекательность.

К первой группе следует отнести, прежде всего, пространственную близость. Хорошо известно, что в  начальной школе дружеские отношения  чаще всего завязываются между одноклассниками, живущими по соседству. В дальнейшем "площадкой" для завязывания  дружеских отношений становится весь класс. И лишь в старшей школе, да и то относительно редко наблюдаются  тесные дружеские связи между  учащимися разных классов. В этой динамике проявляется так называемый эффект простого нахождения в поле зрения, или эффект присутствия. Данный эффект отражает присущую большинству  людей склонность "испытывать большую  расположенность и давать более  позитивную оценку ранее незнакомым раздражителям после их неоднократного появления в поле зрения оценивающего"139. Попросту говоря, чем больше люди находятся рядом друг с другом, тем выше вероятность возникновения между ними аттракции, постепенно переходящей в дружеские отношения.

http://slovari.yandex.ru/%D0%9C%D0%B0%D0%B9%D0%B5%D1%80%D1%81%20%D0%94./%D0%90%D0%B7%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B0%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0/%D0%94%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B1%D0%B0/

16. Макдугалл В. (1871- 1938) - англо-американский психолог. Автор 'гормической' концепции, согласно которой инстинктивное стремление к цели изначально заложено в природе живого. Исходя из своей теории, Макдугалл объяснял социальное поведение людей, отстаивал на ее основании превосходство 'нордической расы'. Он выступал с критикой бихевиоризма и фрейдизма, обвиняя их в отрицании души как самостоятельной сущности; пытался доказать в противовес научной генетике, что приобретенные признаки передаются по наследству. Выдвинул ряд психофизиологических гипотез, в частности о торможении как 'дренаже', вызывающем отток нервной энергии.

http://psy.rin.ru/cgi-bin/article.pl?id=1031 

17. МакДэвид Дж.

18. Маслоу А. А́брахам Масло́у (англ. Abraham Maslow; 1 апреля 1908, Нью-Йорк — 8 июня 1970) — видный американский психолог.

Широко известна иногда приписываемая Маслоу так называемая «Пирамида Маслоу» — диаграмма, иерархическипредставляющая человеческие потребности.

Иерархия человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу.

Ступени (снизу  вверх):

1. Физиологические

2. Безопасность

3. Любовь/Принадлежность  к чему-либо

4. Уважение

5. Познание

6. Эстетические

7. Самоактуализация

Самоактуализация — это непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т. п., как более полное познание и, стало быть, принятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%BE%D1%83,_%D0%90%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%B0%D0%BC_%D0%A5%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B4 

19. Мид Г. (1863–1931) – американский философ, социолог и социальный психолог, заложивший основы символического интеракционизма.

Главным объектом научных интересов Мида было изучение социальных действий – поступков, которые приобретают определенный смысл только в обществе, связаны с исполнением социальных ролей (параллельно с ним этой же проблемой активно занимался М.Вебер). Концепцию Мида называют «символическим интеракционизмом», поскольку она рассматривает символические элементы взаимодействия людей в обществе. Создавая свою концепцию, он полемизировал с популярными на рубеже 19–20 вв. дарвинистскими теориями (их сторонники назывались «радикальными бихевиористами»), которые сводили закономерности поведения людей к чисто биологическим. Самость – чисто социальное качество. Оно не только отсутствует у животных, но не является врожденным и у самих людей. Развитие самости у ребенка, по Миду, проходит две стадии (см. рис.).

1. Стадия ролевых  игр (Play). В отличие от животных, которые тоже способны играть, человеческий ребенок, подрастая, начинает в играх воспроизводить самые разные социальные роли, изображать разных людей (мать, учителя, продавца, военного и т.д.). В процессе всех этих игр ребенок учиться оценивать себя с точки зрения конкретных других людей.

2. Стадия коллективных  игр (Game). Если раньше ребенок примерял на себя роли отдельных людей, то в групповых играх ему приходится ставить себя на место каждого участника игры. Такого рода игры развивают в ребенке способность действовать в организованной группе. К таким играм можно отнести футбол, прятки и т.д. Ребенок учится оценивать себя не просто глазами отдельного человека, а с точки зрения обобщенного другого, то есть целого сообщества. Эта стадия самости подразумевает, что ребенок становится членом некоего сообщества и руководствуется общими для этого сообщества установками.

http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/sociologiya/MID_DZHORDZH_GERBERT.html?page=0,1 

20. Московиси С. Серж Московичи (наст. имя Срул-Эрш Москович; p. 14 июня1925) — французский психолог, автор работ в области социальной психологии; глава лаборатории социально-психологических исследований в Высшей школе социальных исследований при Парижском университете. родился под именем Срул-Эрш Москович в валашском городе Брэила в семье торговца зерном. Вырос в Кагулена юге соседней Бессарабии, которую впоследствии считал своей родиной [1]. В середине 1930-х годов семья переехала в Галац, а затем в Бухарест, где исключённый в 1938 году из лицея в силу нововведённых антисемитских законов Москович поступил учиться на механика в профессиональное училище «Ciocanul».

В 1939 году стал членом Румынской коммунистической партии. Во время войны как еврей был  интернирован в лагерь на принудительные строительные работы, с 1944 года(после освобождения) работал сварщиком на бухарестском заводе «Malaxa». В следующем году был арестован в Араде по подозрению в участии в подпольной сионистскойорганизации, переведён для суда в Тимишоару. В 1947 году Москович нелегально покинул Румынию и после кратковременного пребывания в лагере для беженцев в Италиипоселился в Париже, где окончил Сорбонский университет.

Сын Сержа Московичи, Пьер Московичи (р. 1957) — министр  по европейским делам в правительстве  Лионеля Жоспена, вице-президент  европейского парламента (с 2004 года).

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87%D0%B8,_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B6 

21. Мясищев В.Н. Мясищев Владимир Николаевич (1892-1973) - советский психолог. Разрабатывал концепцию отношений личности, восходящую своими корнями к воззрениям А. Ф. Лазурского и являющуюся конкретно-научным воплощением марксистского понимания сущности человека. Ядро личности, по Мясищеву, составляет система ее отношений к внешнему миру и к самому себе, которая формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности, являясь одной из форм этого отражения. Данная теория составляла основу исследований Мясищева в области медицинской психологии ('Личность и неврозы', 1960).

http://psy.rin.ru/cgi-bin/article.pl?id=1050 

22. Парыгин Б.Д. Борис Дмитриевич Парыгин (р. 19 июня 1930, Ленинград) — советский и российский философ, социолог и один из основоположников социальной психологии. Доктор философских наук, профессор.

Парыгин автор 10 крупных монографий и более чем 400 статей.

§ Разработана теория социальной психологии как самодостаточной системы научного знания, её методологии, предмета и области, структуры, функций и статуса в поле гуманитарного и естественнонаучного знания (1960—1964).

§ Разработана концепция сущности, динамики и роли общественного настроения в жизнедеятельности социума (1964—1966).

§ Заложены и аргументированы основы общей социально-психологической теории, представленной двумя фундаментальными категориями — личности и общения (1960—1971).

§ Разработаны методы диагностики, прогнозирования и регуляции социально-психологического климата коллектива (1976—1981).

§ Разработана концепция и методы оценки психологической готовности власти к территориальному управлению в условиях социальной трансформации (1986—1992).

§ Разработан инструментарий тренинга постдиагностической коррекции внутригрупповых отношений (1992—1994).

§ Определена специфика феноменологии руководства и лидерства и методы их классификации (1973—1999).

§ Сформулирован и апробирован структурно-динамический подход к моделированию социально-психологических явлений (1999).

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D1%8B%D0%B3%D0%B8%D0%BD,_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81_%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 

23. Петровский А.В.

24. Пиаже Ж. 19 августа 1896, Нёвшатель, Швейцария — 16 сентября 1980, Женева, Швейцария) — швейцарский психолог и философ, известен работами по изучению психологии детей, создатель теории когнитивного развития и философско-психологической школы генетической психологии (другое название — генетическая эпистемология).

Информация о работе Персоналий по социальной психологии