Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 16:58, курсовая работа
Цель данной работы заключается в рассмотрении психологических проблем взаимоотношений между руководителем и подчиненными, между партнерами, между преступными элементами и правоохранительными органами, а именно, конфликтов как предмета психологии, а также рассмотрение стадий и проведения переговорного процесса.
К основным задачам, решаемым для достижения данной цели, можно отнести:
1) определение понятия «конфликт» и «переговоры»
2) рассмотрение данных понятий, как процесса
3) анализ принципов и методов управления конфликтами
Введение……………………………………………………………………….3
1. Сущность, типы и функции переговоров……………………………….4
1.1 Понятие переговоров……………………………………………………4
1.2 Основные принципы…………………………………………………….5
1.3 Особенности и преимущества переговоров……………………………6
1.4 Типы переговоров………………………………………………………..7
1.5 Функции переговоров…………………………………………………...8
2. Основные стратегии ведения переговоров……………………………10
2.1 Позиционный торг……………………………………………………...10
2.2 Переговоры на основе интересов……………………………………...12
3. Динамика переговорного процесса……………………………………..15
3.1 Подготовка к переговорам……………………………………………..15
3.2 Ведение переговоров…………………………………………………...16
3.3 Анализ результатов переговоров……………………………………...17
4. Тактические приемы ведения переговоров…………………………...19
4.1 Тактические приемы при позиционном торге………………………..19
4.2 Тактические приемы ведения конструктивных переговоров……….20
4.3 Тактические приемы, носящие двойственный характер…………….21
Заключение…………………………………………………………………...24
Список использованной литературы……………………………………..25
высшего профессионального образования
«Уральский государственный горный университет»
(ФГБОУ ВПО «УГГУ»)
по дисциплине: «Социология и психология управления»
на тему:
«Переговоры как средство разрешения конфликтов»
Екатеринбург
2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Сущность, типы
и функции переговоров………………………
1.1 Понятие переговоров……………………………
1.2 Основные принципы…………………………………
1.3 Особенности и преимущества переговоров……………………………6
1.4 Типы переговоров……………………………………
1.5 Функции переговоров……………………………
2. Основные
стратегии ведения переговоров…
2.1 Позиционный торг……………………………………………………...10
2.2 Переговоры на основе интересов……………………………………...12
3. Динамика
переговорного процесса……………………
3.1 Подготовка
к переговорам……………………………………………
3.2 Ведение переговоров……………………………
3.3 Анализ результатов переговоров……………………………………...17
4. Тактические
приемы ведения переговоров…………
4.1 Тактические
приемы при позиционном торге……
4.2 Тактические приемы ведения конструктивных переговоров……….20
4.3 Тактические приемы, носящие двойственный характер…………….21
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………..25
ВВЕДЕНИЕ
Вряд ли кому придет в голову оспаривать утверждение о том, что конфликты являются вечным спутником нашей жизни. В латинском языке conflictus означает буквально столкновение. В словаре Ожегова слово "конфликт" толкуется как "столкновение, серьезное разногласие, спор".
Переговоры — древнее и универсальное средство человеческого общения. Они позволяют находить согласие там, где интересы не совпадают, мнения или взгляды расходятся. В историческом плане развитие переговоров шло по трем направлениям: дипломатическому, торговому и разрешению спорных проблем. В данной работе мы рассмотрим переговоры как средство завершения конфликта. [1,c.535]
Актуальность
данной темы обусловлена, прежде всего,
тем, что факт конфликта, как неотъемлемой
части жизнедеятельности
Цель данной работы заключается в рассмотрении психологических проблем взаимоотношений между руководителем и подчиненными, между партнерами, между преступными элементами и правоохранительными органами, а именно, конфликтов как предмета психологии, а также рассмотрение стадий и проведения переговорного процесса.
К основным задачам, решаемым для достижения данной цели, можно отнести:
1) определение
понятия «конфликт» и «
2) рассмотрение данных понятий, как процесса
3) анализ принципов
и методов управления
4) рассмотрение специфики конфликтов и их преодоление.
1. Сущность, типы и функции переговоров
1.1 Понятие переговоров
Переговоры - это
совместное обсуждение конфликтующими
сторонами с возможным
Переговоры представляют широкий аспект общения, охватывающий многие сферы деятельности индивида. Как метод решения конфликтов переговоры представляют собой набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для конфликтующих сторон.
Использование переговоров, прямых или с участием посредника, для разрешения конфликтов имеет столь же давнюю историю, что и сами конфликты. Однако объектом широкого научного исследования они стали лишь во второй половине XX в., когда искусству ведения переговоров стали уделять особое внимание. Пионером же таких исследований считается французский дипломат XVIII в. Франсуа де Кальер — автор первой книги, посвященной переговорам («О способе ведения переговоров с монархами»).
В ситуации конфликта
его участники оказываются
1. либо ориентироваться на односторонние действия (и в этом случае каждая из сторон строит свое поведение независимо друг от друга).
2. либо ориентироваться
на совместные действия с
Переговоры являются такой моделью организации взаимодействия в конфликтах и разногласиях, которая предполагает «прямое» согласование интересов конфликтующих сторон через открытые обсуждения участниками своих разногласий. Переговоры являются наиболее универсальной моделью разрешения конфликта.
1.2 Основные принципы
Основные принципы, регламентирующие переговорный процесс, в книге Б.И. Хасана «Конструктивная психология конфликта» сформулированы следующим образом:
стороны должны проявить волю к достижению соглашения. Переговоры не могут состояться без осознания участниками их необходимости. Когда хотя бы одна из сторон не понимает, зачем ей нужны переговоры, или не хочет их вести, это означает, что переговоры практически обречены на провал, поскольку переговоры как форма разрешения конфликта направлены на согласование интересов;
каждая из сторон должна иметь собственный интерес в переговорах. Интерес в переговорах означает как реальную потребность, так и определенный круг позиций и предложений разрешения конфликтной ситуации. Для переговоров интерес является центральным моментом. Именно вокруг интересов должно сосредотачиваться обсуждение. Именно интерес (точнее его удовлетворенность или неудовлетворенность) является мерой эффективности переговоров;
стороны должны иметь подготовку и навыки ведения переговоров. Переговоры являются процессом, который имеет собственные закономерности. Поэтому без знания этих закономерностей стороны просто не могут вести переговоры. При недостатке таких знаний переговоры может организовывать специальный человек — посредник, который восполняет данный дефицит участников;
стороны должны иметь ресурс для выполнения договоренностей и совместных решений. Если переговоры не заканчиваются соглашением, а если соглашения достигнуты, но их не предполагается выполнять, то вести речь о перспективе переговоров бессмысленно. Ресурсы определяют «серьезность намерений» сторон. [6,c.194]
1.3 Особенности и преимущества переговоров
Переговоры
как форма социального
Переговоры ведутся в условиях ситуации с разнородными интересами сторон, т.е. их интересы не являются абсолютно идентичными или абсолютно противоположными.
Сложное сочетание многообразных интересов делает участников переговоров взаимозависимыми. И чем больше стороны зависят друг от друга, тем важнее для них договориться путем переговоров.
Взаимозависимость участников переговоров позволяет говорить о том, что их усилия направлены на совместный поиск решения проблемы.
Итак, переговоры — процесс взаимодействия оппонентов с целью достижения согласованного и устраивающего стороны решения.[4,c.370]
В сравнении
с другими способами
1. в процессе
переговоров происходит
2. участники
конфликта имеют возможность
максимально контролировать
3. переговоры
позволяют участникам
4. принятое решение,
в случае достижения
5. специфика
взаимодействия участников
1.4 Типы переговоров
Возможны различные типологии переговоров.
В книге «Конфликтология» под редакцией профессора В.П. Ратникова выделяют следующие типы переговоров.
В зависимости от количества участников: двусторонние переговоры; многосторонние переговоры, когда в обсуждении принимает участие более двух сторон.
На основе факта привлечения третьей, нейтральной, стороны разграничивают: прямые переговоры, которые предполагают непосредственное взаимодействие участников конфликта; непрямые переговоры, предполагающие вмешательство третьей стороны.
В зависимости от целей участников переговоров выделяют следующие их типы:
переговоры
о продлении действующих
переговоры
о перераспределении
переговоры
о создании новых условий, т.е. о
продлении диалога между
переговоры по достижению побочных эффектов ориентированы на решение второстепенных вопросов (отвлечение внимания, уяснение позиций, демонстрация миролюбия и т.п.). [4,с.371-372]
Также Анцупов А.Я., Шпилов А.И. выделяет еще один тип переговоров в зависимости от целей участников:
переговоры о нормализации. Проводятся для перевода конфликтных отношений к более конструктивному общению оппонентов. Часто в них участвует третья сторона.[1,c.536]
Кроме вышеперечисленных классификаций Козырев Г.И. предлагает следующие:
- в зависимости от масштаба решаемых проблем — внутренние и международные;
- в зависимости от статуса участников — переговоры на высшем уровне (глав государств и правительств), на высоком уровне (например, министров иностранных дел) и в рабочем порядке (между представителями различных политических партий и организаций. [3,c.214]
1.5 Функции переговоров
В зависимости от целей участников выделяют различные функции переговоров. Наиболее полно функции переговоров описывает Курбатов. Он выделяет шесть функций переговоров
Главной функцией переговоров является поиск совместного решения проблемы. Это то, ради чего, собственно, и ведутся переговоры. Сложное переплетение интересов и неудачи в односторонних действиях могут подтолкнуть к началу переговорного процесса даже откровенных врагов, чье конфликтное противостояние насчитывает не один десяток лет.
Информационная функция заключается в том, чтобы получить информацию об интересах, позициях, подходах к решению проблемы противоположной стороны, а также предоставить таковую о себе. Значимость этой функции переговоров определяется тем, что невозможно прийти к взаимоприемлемому решению, не понимая сути проблемы, которая вызвала конфликт, не разобравшись в истинных целях, не уяснив точек зрения друг друга. Информационная функция может проявляться и в том, что одна из сторон или обе ориентированы на использование переговоров для дезинформации оппонентов.
Информация о работе Переговоры как средство разрешения конфликтов